Творчество- Проекты | |
Страниц: 1
(Продолжение. Начало в январском номере «ЗОВУ РИТМ» 2013г.) Если коснуться в связи с В.Высоцким темы маленького человека и выноса мозга в современном обществе, принуждающем людей заниматься противоестественными вещами, то нельзя не обратить внимания на такую его песню, как «Баллада о маленьком человеке»:
«И трясешься ты в автобусе, На педали жмешь, гремя костями, - Сколько вас на нашем тесном глобусе Весело работает локтями! Как наркоманы - кокаин, и как больные, В заторах нюхаешь ты газы выхлопные. Но строен ты - от суеты худеют, Бодреют духом, телом здоровеют. Через собратьев ты переступаешь, Но успеваешь, все же успеваешь Знакомым огрызнуться на ходу: "Салют! День добрый! Хау ду ю ду!" Для созидания В коробки-здания Ты заползаешь, как в загоны на заклание. В поту и рвении, В самозабвении Ты создаешь - творишь и рушишь в озарении. Люди, власти не имущие! Кто-то вас со злого перепою, Маленькие, но и всемогущие,- Окрестил безликою толпою. Будь вы на поле, у станка, в конторе, в классе,- Но вы причислены к какой-то серой массе. И в перерыв - в час подлинной свободы - Вы наскоро жуете бутерброды. Что ж, эти сэндвичи - предметы сбыта. Итак, приятного вам аппетита! Нелегкий век стоит перед тобой, И все же - гутен морген, дорогой! Дела семейные, Платки нашейные, И пояса, и чудеса галантерейные,- Цена кусается, Жена ласкается,- Махнуть рукою - да рука не подымается. Цену вежливо и тоненько Пропищит волшебник-трикотажник,- Ты с невозмутимостью покойника Наизнанку вывернешь бумажник. Все ваши будни, да и праздники - морозны, И вы с женою, как на кладбище, серьезны. С холодных стен - с огромного плаката На вас глядят веселые ребята, И улыбаются во всех витринах Отцы семейств в штанах и лимузинах. Откормленные люди на щитах Приветствуют по-братски: "Гутен таг!" Откуда денежка? Куда ты денешься? Тебе полвека, друг, а ты еще надеешься? Не жди от ближнего - Моли всевышнего,- Уж он тебе всегда пошлет ребенка лишнего! Трое, четверо и шестеро... Вы, конечно, любите сыночков! Мировое детское нашествие Бестий, сорванцов и ангелочков! Ты улыбаешься обложкам и нарядам, Но твердо веришь: удивительное рядом. Не верь, старик, что мы за все в ответе, Что дети где-то гибнут - те, не эти: Чуть-чуть задуматься - хоть вниз с обрыва,- А жить-то надо, надо жить красиво! Передохни, расслабься - перекур! Гуд дэй, дружище! Пламенный бонжур! Ах, люди странные, Пустокарманные, Вы, постоянные клиенты ресторанные,- Мошны бездонные, Стомиллионные - Вы наполняете, вы, толпы стадионные! И ничто без вас не крутится - Армии, правительства и судьи, Но у сильных в горле, словно устрицы, Вы скользите, маленькие люди! И так о маленьком пекутся человеке, Что забывают лишний ноль вписать на чеке. Ваш кандидат - а в прошлом он лабазник - Вам иногда устраивает праздник. И не безлики вы, и вы - не тени, Коль надо бросить в урны бюллетени! А "маленький" - хорошее словцо,- Кто скажет так - ты плюнь ему в лицо,- Пусть это слово будет не в ходу! Привет, Мак-Кинли! Хау ду ю ду! (1974)
А что изменилось для маленького человека за минувшие со времени создания этой песни почти 40 лет? Разве что более контрастно высветились на картине все детали, на которые прежде внимания не обращали. А сама песня будто о сегодняшнем – о выборах, магазинах, толкотне и беспросветности. Ему по-прежнему обещают светлое будущее, а оно все не наступает. Может быть, таких людей специально разводят для именно такой действительности? Иначе как понимать то, что эти «маленькие человеки» никуда не стремятся, а просто приспосабливаются к тому, что для них кто-то там выстраивает. Может быть, серая эта действительность и есть «родина» или подлинное место обитания маленького человека? Ну, в самом деле, представьте на миг, что это самое «светлое будущее», о котором говорит реклама и на которое мечтательно молятся эти маленькие, вдруг ни с того, ни с сего наступит! Что они будут делать, в этом самом будущем, со своей психологией маленького человека, представлениями о жизни? Ведь элементарная логика говорит, что «светлое будущее» - для СВЕТЛЫХ! Чтобы идти туда и войти в эту «светлость», надо как минимум светиться – сердцем, духом, помыслами! Не говоря уже о том, что масштабы нужны иные, богатырские и космические. Вот и получается, что все жалобы только на словах, а самом-то деле они никуда не идут и ничего для этого не делают, эти маленькие человеки. Сколько о них не пишут в литературе с XIX века, в России и на Западе, все неизменно. Маленькие люди все те же и все там же. Но хуже всего то, что многие большие люди прогибаются и подстраиваются под них. Вместо того, чтобы вести этих маленьких в большую жизнь. Что-то они перепутали, эти большие.
О тех же заблудившихся людях, которые строят мертвый искусственный мир «для манекенов» поется в балладе, созданном в том же году. Не будем приводить все, а возьмем только несколько цитат. Ну, разве они умные, эти маленькие люди, которые строят все и строят неизвестно кому и зачем? Умные сначала должны вроде подумать, а потом делать. А эти? Вот как поет о них В.Высоцкий:
«Пусть лупят по башке нам, Толкают нас и бьют, Но куклам-манекенам Мы создали уют. Они так вежливы - взгляни! Их не волнует ни черта, И жизнерадостны они, И нам, безумным, не чета…»
Манекены, понятно, ничего не делают. Поэтому люди, пашущие на манекенов, как заведенные машинки, как биороботы, могут и не увидеть ничего зазорного в том, чтобы порой поменяться местами.
«…Хочу такого плена, Свобода мне не впрок. Я вместо манекена Хочу пожить денек. На манекенские паи Согласен, черт меня дери!..»
Это, наверное, о безмозглости тех, кто пашет за кусок хлеба и пустые обещания на мертвый мир искусственной цивилизации, чтобы помечтать о том, чтобы побыть манекеном, который ничего не делает и тоже без мозгов. Такая сатира – не в бровь, а в глаз современникам, ослепленным «научно-техническим прогрессом», который лишь для науки и техники (а не для людей), поэтому и зовется «научно-техническим». Как в издевку! Ведь «маленькие человеки» с маленькими мозгами все равно ничего не поймут. А жаль, что они такие маленькие, и даже этого не понимают! Не понимают, что в искусственном мире современной цивилизации всего два класса – манекены с витринной (показательной) жизнью и биороботы, производящие все необходимое для манекенов. Всего много в этом мире. Единственный дефицит – дефицит мозгов!
«Но, как индусы мы живем Надеждою смертных и тленных, Что если завтра мы умрем - Воскреснем вновь в манекенах! Так что не хнычь, ребята,- Наш день еще придет! Храните, люди, свято Весь манекенский род! Болезни в нас обострены, Уже не станем мы никем... Грядет надежда всей страны - Здоровый, крепкий манекен» (1974).
В.Высоцкого критики часто осуждают (нет, не за смелую сатиру на современников и эпоху) за вредные привычки, к которым порой он проявлял пристрастие. Но кто-нибудь из них, критиков, может себе представить, остро осознавая все происходящее в этом безумном мире и будучи страшно одиноким даже в кругу, казалось бы, друзей и приятелей, КАКОВО это – ЖИТЬ в искусственном мире безмозглых манекенов и биороботов, столь же безмозглых и запрограммированных на ограниченное число операций в окружающей их действительности. С какими-то сказочными или несусветными представлениями о «будущем счастливом обществе», отстаивая которые они готовы горло друг другу перегрызть. Вот бы кое-кого из этих критиков закрыть на пару месяцев на складе с китайскими куклами! Интересно, можно было бы их чувства при этом сравнить с тем, что испытывал В.Высоцкий? Или у них тоже небольшие мозги, чтобы ОСОЗНАВАТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ ТРАГИЗМ ЭПОХИ?!
«Мир полон неудачниками С топориками в руке И мальчиками с пальчиками На спусковом крючке!» (1974)
И как порой закипает кровь в сердце справедливой ненавистью, что это в те же дни не могло не вылиться в балладу «О ненависти» (1975):
«Погляди - что за рыжие пятна в реке, - Зло решило порядок в стране навести. Рукоятки мечей холодеют в руке, И отчаянье бьется, как птица, в виске, И заходится сердце от ненависти!»
Конечно, это касается не маленьких людей с их маленькими заботами, а тех, кто побольше и в состоянии осознавать происходящее в этом мире.
«Да, нас ненависть в плен захватила сейчас, Но не злоба нас будет из плена вести. Не слепая, не черная ненависть в нас, - Свежий ветер нам высушит слезы у глаз Справедливой и подлинной ненависти! Ненависть - пей, переполнена чаша! Ненависть - требует выхода, ждет. Но благородная ненависть наша Рядом с любовью живет!»
Среди критиков творчества В.Высоцкого встречаются и те, кто считает его творчество «разрушительным, несозидающим». Но не только полвека назад, а даже сегодня еще не все разрушено из того, что мешает осознать происходящее и начать созидать прекрасное. Есть время строить, и есть время расчищать площадку под строительство. Пусть некоторые это назовут «разрушением», но для нас, с нашей точки зрения, он как раз РАСЧИЩАЛ пространство под будущее строительство того, о чем ему страстно мечталось – О ЛЮБВИ, СВОБОДЕ И НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА с богатырским размахом души!
Кто не верил в дурные пророчества, В снег не лег ни на миг отдохнуть, Тем наградою за одиночество Должен встретиться кто-нибудь (Белое безмолвие. 1972).
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2012г.)
Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», февраль 2013
Страниц: 1 Рекомендуем16.02.23 О берегах человечности
15.05.20 Вспомним подаривших нам Победу!
04.11.16 На ком земля держится и жизнь
|