Знаем ли мы своих детей? - Психология воспитания - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Психология воспитания

- Проекты
Страниц: 1

 

Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2012

Наталия ЗОРИНА

 

Знаем ли мы своих детей? Странный вопрос, правда же? Разумеется, знаем! Неужели нет? А как же может быть иначе?

Вот так большинство родителей совершенно уверено в том, что прекрасно знают своих детей! Между тем они порой не только плохо знают детей или не знают детей вовсе, есть еще и те, кто даже придумывает детей, потому что не видит, какие они на самом деле.

Тема эта неоднозначная и многоплановая. Поэтому показать здесь все несоответствия между реальными детьми и представлениями взрослых о них не получится, и лучше всего остановиться на простых примерах.

В качестве такого примера захотелось взять недавно прошедший научно-практический семинар.

Участниками семинара в данном случае были не просто взрослые, а те из них, кому по долгу своей работы положено знать детей, их психологию и мировосприятие лучше остальных. Речь идет о педагогах. Ведь от этого зависит результат их воспитательной и образовательной деятельности.

Областной семинар для них прошел в конце апреля 2013 года на базе детского дома №6 г.Екатеринбурга. Он был организован для руководителей учреждений, учителей физвоспитания и тренеров. Тема семинара: «Современные подходы к организации физкультурно-спортивной работы в учреждениях государственного воспитания и дополнительного образования». В рамках заявленной темы на семинаре рассматривалось много вопросов. Особое внимание уделялось социальному партнерству в современных условиях, новым идеям и подходам в спорте и системе дополнительного образования, а также здоровьесбережению. Одним из вопросов семинара была и тема: «Социальное партнерство как средство социализации детей. Творческий потенциал и формирование комфортной среды для занятий физической культурой и спортом». Лекцию и практические занятия вели: педагог-психолог высшей категории Отделения физкультурно-спортивного образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи» Котюнина Н.П. и художник-дизайнер, преподаватель Симакова Ю.А.

 

Изюминкой семинара стало необычное практическое занятие, направленное на раскрепощение, раскрытие творческого потенциала детей и возможности совместного творчества детей и взрослых. Задача этого занятия была в том, чтобы показать новые возможности диалога между детьми и взрослыми, их совместное творчество, поиск и выработка новых форм взаимодействия.

Результаты практической части семинара получились очень неожиданными и для ведущих, и для участников. Мы ожидали необычный результат. Но даже мы, оказались не готовы к тому, что увидели в результате такой практической работы. Нас поразило то, что социальные штампы, иллюзии и стереотипы довлеют над всеми. Мы не стали исключением, и тоже оказались заложниками всего этого. Дети из детского дома, которых мы вовлекли в свой семинарский практикум, поразили и изменили нас в процессе совместной работы, в процессе этого необычного живого творческого созидательного общения.

Хотелось бы поделиться находками и открытиями этого практического занятия.

Все это важно для нас еще и потому, что результаты подтвердили то, о чем мы пишем нашим читателям в течение многих лет. Но совсем неожиданно было увидеть это в детском доме – живое, радостное, светлое, позитивно настроенное, доброе. Откуда это может быть в детском доме, где дети заведомо искалечены, обделены, в сравнении с теми детьми, которые растут в семьях!?

Давайте остановимся на некоторых моментах увиденного нами подробней.

Существует распространенное представление, что дети детских домов конфликтны, агрессивны, что к ним нужно применять особые подходы. Именно эта предвзятая установка мешает большинству педагогов и взрослых увидеть то, что есть на самом деле. Какими являются эти дети? Не зная детей, нельзя понять подлинные источники и причины агрессивного поведения этих детей.

Практическое занятие данного семинара показало, как много среди педагогов такого рода придумок и непонимания - непонимания ни детей, ни ситуации. Для многих это становится фактически непреодолимым барьером для адекватного контакта и взаимодействия. Дети загнаны в эти рамки взрослых придумок, и мало кому удается вырваться за пределы этого, сломать эти навязчивые стереотипы взрослых и даже предрассудки всего общества.

Мало кто из педагогов смог эффективно и радостно взаимодействовать с детьми и в ходе этого практического занятия. Даже с помощью психолога. Взаимодействовать без команд и окриков, на равных, в диалоге и совместном творчестве. Взрослые растерялись и не находили себе места в живом процессе детского творчества. Командовать и критиковать оказалось значительно проще!

Настроенные на ответную агрессию со стороны детей, взрослые сами вели себя фактически агрессивно. Дети вынуждены были защищаться от них.

 

Сама суть практического занятия представляла с собой арт-терапию с использованием наиболее простых техник, позволяющих быстро и эффективно зарисовать большую площадь стен. Детям разрешили выразить себя, рисовать на стенах тренажерного зала. Они сами выбирали цвета. Дизайн тоже шел от детей. Рисующие спортсмены пришли сами и по своему желанию включались в процесс, находили свое место в нем. С согласия руководства детям на откуп дали целый тренажерный зал. Им разрешили рисовать что угодно, выплескивать все накопившиеся эмоции.

Мы увидели, как бережно относятся они к пространству, которое им доверили. Как трепетно выбирают модели и тех, кто достоин участвовать в этом празднике творчества и свободы. Рисовали дети радостно, позитивно. Они спроецировали на стены тренажерного зала свой мир. Весь процесс был сотрудничеством, сотворчеством.

Поразительно, что в этот процесс смогли войти лишь некоторые из взрослых. Остальных дети просто не впустили, или взрослые сами не смогли вписаться в радостный процесс в силу своих предвзятых, негативных установок.

 

Что еще очень важно отметить? Агрессию детей как раз вызвало навязчивое и безапелляционное, очень агрессивное поведение части взрослых. Фактически детская агрессия стала ответной, защитной. Собственно говоря, дети их и не пустили в творческий процесс. И эти взрослые остались пассивными зрителями. Многие педагоги вынуждены были просто наблюдать за живым радостным процессом творчества детей. То явление, которое мы увидели, было необыкновенно и трудноописуемо. Мы здесь приблизительно передаем лишь часть случившегося на семинаре.

Так, например, некоторые взрослые, допущенные к сотворчеству (как бы прошедшие экзамен и принятые детьми), решили привнести в целостную композицию детей свою часть (побыть педагогами). Для этого они сделали общими силами трафарет, стараясь изобразить солнышко из ладошек. Детям же было предложено найти место для этого солнышка взрослых в своей коллективной композиции на стенах тренажерного зала.

И тут ведущие семинара были шокированы произошедшим: места этому солнышку как-то не удавалось найти. Психолог пыталась найти компромисс, выступила на стороне взрослых, чтобы помочь приделать куда-нибудь этот взрослый шедевр. Бескомпромиссность детей даже огорчала: они ни в какую не соглашались размещать это солнышко над головами своих разрисованных радостных фигур. Ребята утверждали, что это не солнышко, а «колючка какая-то», или в лучшем случае «куст», который должен быть где-то в ногах нарисованных спортивных героев.

Место этому «нечто» общими усилиями все-таки нашли, а через какое-то время зашли и взрослые, авторы этого «произведения». Авторы сами же сообщили детям, что рассмотрев внимательно свой трафарет, они поняли, что солнышка не получилось. Возможно, «получилось какое-то растение, видимо, куст или дерево». И, назвав это «деревом жизни», попросили расположить в нижней части композиции, ближе к полу.

Эврика! Получилось! Компромисс был найден. Он устроил всех. Диалог состоялся! Взрослые зарисовали под трафарет свой рисунок. В общем, странное «дерево жизни», больше похожее на верблюжью колючку, все же нашло себе место в детской композиции. Правда, дети добавили ему улыбку и радостный взгляд (с согласия взрослых авторов). Уж слишком колючим вышло «дерево жизни»!

А еще маленькие спортсмены-художники просто не ожидали от педагогов и взрослых, что им доверят столько свободы и простора для творческой самореализации. Это их очень вдохновило и выявило в детях совершенно неожиданные личностные качества.

Вот такой необычный получился опыт.

 

Это лишь один из примеров. Неожиданных моментов было на семинаре и практическом занятии предостаточно. Но пора делать и выводы.

Основной причиной и источником агрессии детей, особенно детей в детском доме, являются зажатые и подавляемые эмоции, которые разрушают психику и физиологию детей изнутри. Чувство собственной безопасности, желание выжить, инстинкт самосохранения вынуждают детей выплескивать подавляемые эмоции наружу, и это может произвести сильные разрушения. Зажатые взрослым миром и противоестественными социальными правилами, дети порой просто вынуждены ломать все вокруг себя. В том числе и взрослых с их ложными установками и социальными правилами. Лишь для того, чтобы хоть как-то сохраниться и выжить. Для детей детских домов это особенно актуально. Там накал эмоций и страстей проявлен сильней. Это значимо и для остальных детей, но для детдомовских все же особенно.

И для собственной безопасности и поддержания внутреннего равновесия наши дети просто сливают переполняющие их эмоции. А отсюда мы имеем разрисованные лифты и стены, заборы и подземные переходы.

 

Напрашивается и решение.

Нет смысла лишать детей естественного механизма внутренней саморегуляции. Может быть, взрослым просто полезней признать и принять это явление. Разрешить ему быть и разумно направить.

Поверьте, конфликтов с детьми станет меньше.

А если вы еще и сами примете в этом участие, то появится возможность диалога с детьми, начнет складываться взаимопонимание. А накопленные и вами эмоции будут менее разрушительными, позволят лучше сохранить нервную систему и здоровье.

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2013г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», июнь 2013 (скачать)

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат