Психология воспитания- Проекты | |
Страниц: 1
Наталия ЗОРИНА
Знаем ли мы своих детей? Странный вопрос, правда же? Разумеется, знаем! Неужели нет? А как же может быть иначе? Вот так большинство родителей совершенно уверено в том, что прекрасно знают своих детей! Между тем они порой не только плохо знают детей или не знают детей вовсе, есть еще и те, кто даже придумывает детей, потому что не видит, какие они на самом деле. Тема эта неоднозначная и многоплановая. Поэтому показать здесь все несоответствия между реальными детьми и представлениями взрослых о них не получится, и лучше всего остановиться на простых примерах. В качестве такого примера захотелось взять недавно прошедший научно-практический семинар. Участниками семинара в данном случае были не просто взрослые, а те из них, кому по долгу своей работы положено знать детей, их психологию и мировосприятие лучше остальных. Речь идет о педагогах. Ведь от этого зависит результат их воспитательной и образовательной деятельности. Областной семинар для них прошел в конце апреля 2013 года на базе детского дома №6 г.Екатеринбурга. Он был организован для руководителей учреждений, учителей физвоспитания и тренеров. Тема семинара: «Современные подходы к организации физкультурно-спортивной работы в учреждениях государственного воспитания и дополнительного образования». В рамках заявленной темы на семинаре рассматривалось много вопросов. Особое внимание уделялось социальному партнерству в современных условиях, новым идеям и подходам в спорте и системе дополнительного образования, а также здоровьесбережению. Одним из вопросов семинара была и тема: «Социальное партнерство как средство социализации детей. Творческий потенциал и формирование комфортной среды для занятий физической культурой и спортом». Лекцию и практические занятия вели: педагог-психолог высшей категории Отделения физкультурно-спортивного образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи» Котюнина Н.П. и художник-дизайнер, преподаватель Симакова Ю.А.
Изюминкой семинара стало необычное практическое занятие, направленное на раскрепощение, раскрытие творческого потенциала детей и возможности совместного творчества детей и взрослых. Задача этого занятия была в том, чтобы показать новые возможности диалога между детьми и взрослыми, их совместное творчество, поиск и выработка новых форм взаимодействия. Результаты практической части семинара получились очень неожиданными и для ведущих, и для участников. Мы ожидали необычный результат. Но даже мы, оказались не готовы к тому, что увидели в результате такой практической работы. Нас поразило то, что социальные штампы, иллюзии и стереотипы довлеют над всеми. Мы не стали исключением, и тоже оказались заложниками всего этого. Дети из детского дома, которых мы вовлекли в свой семинарский практикум, поразили и изменили нас в процессе совместной работы, в процессе этого необычного живого творческого созидательного общения. Хотелось бы поделиться находками и открытиями этого практического занятия. Все это важно для нас еще и потому, что результаты подтвердили то, о чем мы пишем нашим читателям в течение многих лет. Но совсем неожиданно было увидеть это в детском доме – живое, радостное, светлое, позитивно настроенное, доброе. Откуда это может быть в детском доме, где дети заведомо искалечены, обделены, в сравнении с теми детьми, которые растут в семьях!? Давайте остановимся на некоторых моментах увиденного нами подробней. Существует распространенное представление, что дети детских домов конфликтны, агрессивны, что к ним нужно применять особые подходы. Именно эта предвзятая установка мешает большинству педагогов и взрослых увидеть то, что есть на самом деле. Какими являются эти дети? Не зная детей, нельзя понять подлинные источники и причины агрессивного поведения этих детей. Практическое занятие данного семинара показало, как много среди педагогов такого рода придумок и непонимания - непонимания ни детей, ни ситуации. Для многих это становится фактически непреодолимым барьером для адекватного контакта и взаимодействия. Дети загнаны в эти рамки взрослых придумок, и мало кому удается вырваться за пределы этого, сломать эти навязчивые стереотипы взрослых и даже предрассудки всего общества. Мало кто из педагогов смог эффективно и радостно взаимодействовать с детьми и в ходе этого практического занятия. Даже с помощью психолога. Взаимодействовать без команд и окриков, на равных, в диалоге и совместном творчестве. Взрослые растерялись и не находили себе места в живом процессе детского творчества. Командовать и критиковать оказалось значительно проще! Настроенные на ответную агрессию со стороны детей, взрослые сами вели себя фактически агрессивно. Дети вынуждены были защищаться от них.
Сама суть практического занятия представляла с собой арт-терапию с использованием наиболее простых техник, позволяющих быстро и эффективно зарисовать большую площадь стен. Детям разрешили выразить себя, рисовать на стенах тренажерного зала. Они сами выбирали цвета. Дизайн тоже шел от детей. Рисующие спортсмены пришли сами и по своему желанию включались в процесс, находили свое место в нем. С согласия руководства детям на откуп дали целый тренажерный зал. Им разрешили рисовать что угодно, выплескивать все накопившиеся эмоции. Мы увидели, как бережно относятся они к пространству, которое им доверили. Как трепетно выбирают модели и тех, кто достоин участвовать в этом празднике творчества и свободы. Рисовали дети радостно, позитивно. Они спроецировали на стены тренажерного зала свой мир. Весь процесс был сотрудничеством, сотворчеством. Поразительно, что в этот процесс смогли войти лишь некоторые из взрослых. Остальных дети просто не впустили, или взрослые сами не смогли вписаться в радостный процесс в силу своих предвзятых, негативных установок.
Что еще очень важно отметить? Агрессию детей как раз вызвало навязчивое и безапелляционное, очень агрессивное поведение части взрослых. Фактически детская агрессия стала ответной, защитной. Собственно говоря, дети их и не пустили в творческий процесс. И эти взрослые остались пассивными зрителями. Многие педагоги вынуждены были просто наблюдать за живым радостным процессом творчества детей. То явление, которое мы увидели, было необыкновенно и трудноописуемо. Мы здесь приблизительно передаем лишь часть случившегося на семинаре. Так, например, некоторые взрослые, допущенные к сотворчеству (как бы прошедшие экзамен и принятые детьми), решили привнести в целостную композицию детей свою часть (побыть педагогами). Для этого они сделали общими силами трафарет, стараясь изобразить солнышко из ладошек. Детям же было предложено найти место для этого солнышка взрослых в своей коллективной композиции на стенах тренажерного зала. И тут ведущие семинара были шокированы произошедшим: места этому солнышку как-то не удавалось найти. Психолог пыталась найти компромисс, выступила на стороне взрослых, чтобы помочь приделать куда-нибудь этот взрослый шедевр. Бескомпромиссность детей даже огорчала: они ни в какую не соглашались размещать это солнышко над головами своих разрисованных радостных фигур. Ребята утверждали, что это не солнышко, а «колючка какая-то», или в лучшем случае «куст», который должен быть где-то в ногах нарисованных спортивных героев. Место этому «нечто» общими усилиями все-таки нашли, а через какое-то время зашли и взрослые, авторы этого «произведения». Авторы сами же сообщили детям, что рассмотрев внимательно свой трафарет, они поняли, что солнышка не получилось. Возможно, «получилось какое-то растение, видимо, куст или дерево». И, назвав это «деревом жизни», попросили расположить в нижней части композиции, ближе к полу. Эврика! Получилось! Компромисс был найден. Он устроил всех. Диалог состоялся! Взрослые зарисовали под трафарет свой рисунок. В общем, странное «дерево жизни», больше похожее на верблюжью колючку, все же нашло себе место в детской композиции. Правда, дети добавили ему улыбку и радостный взгляд (с согласия взрослых авторов). Уж слишком колючим вышло «дерево жизни»! А еще маленькие спортсмены-художники просто не ожидали от педагогов и взрослых, что им доверят столько свободы и простора для творческой самореализации. Это их очень вдохновило и выявило в детях совершенно неожиданные личностные качества. Вот такой необычный получился опыт.
Это лишь один из примеров. Неожиданных моментов было на семинаре и практическом занятии предостаточно. Но пора делать и выводы. Основной причиной и источником агрессии детей, особенно детей в детском доме, являются зажатые и подавляемые эмоции, которые разрушают психику и физиологию детей изнутри. Чувство собственной безопасности, желание выжить, инстинкт самосохранения вынуждают детей выплескивать подавляемые эмоции наружу, и это может произвести сильные разрушения. Зажатые взрослым миром и противоестественными социальными правилами, дети порой просто вынуждены ломать все вокруг себя. В том числе и взрослых с их ложными установками и социальными правилами. Лишь для того, чтобы хоть как-то сохраниться и выжить. Для детей детских домов это особенно актуально. Там накал эмоций и страстей проявлен сильней. Это значимо и для остальных детей, но для детдомовских все же особенно. И для собственной безопасности и поддержания внутреннего равновесия наши дети просто сливают переполняющие их эмоции. А отсюда мы имеем разрисованные лифты и стены, заборы и подземные переходы.
Напрашивается и решение. Нет смысла лишать детей естественного механизма внутренней саморегуляции. Может быть, взрослым просто полезней признать и принять это явление. Разрешить ему быть и разумно направить. Поверьте, конфликтов с детьми станет меньше. А если вы еще и сами примете в этом участие, то появится возможность диалога с детьми, начнет складываться взаимопонимание. А накопленные и вами эмоции будут менее разрушительными, позволят лучше сохранить нервную систему и здоровье. (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2013г.)
Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», июнь 2013 (скачать)
Страниц: 1 Рекомендуем09.07.21 Предупреждены сто лет назад
07.06.20 1941-й год: в зоне оккупации
08.03.19 В тупике решения нет
19.06.18 О том, что должно было случиться
18.05.18 Самое главное в человеке
|