Жить и любить как в песне - Практическая психология сегодня - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Практическая психология сегодня

- Проекты
Страниц: 1

 

Андерсен. Соловей. - http://www.chitaigorod.ru

80 лет назад, в 1934 году, прозвучала на всю страну (а может быть, и на весь мир) песня Василия Лебедева-Кумача, в которой есть слова, запоминающиеся на всю жизнь почти каждому, кто ее хотя бы раз услышит:

 

«Нам песня строить и жить помогает,

Она, как друг, и зовет, и ведет,

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет!..»

 

Но мы вообще-то начинаем этот разговор не для того, чтобы поговорить о музыке и музыкальном жанре вообще. И даже не о юбилее песни, хотя это тоже вроде бы неплохой повод и хорошая тема. Мы о другом, о назревшем и наболевшем.

Нас очень и очень удивляет такое вот вроде бы несовместимое положение вещей, как 1) НАСТРОЕНИЕ ЛЮДЕЙ В ПЕСНЕ и их же 2) СОСТОЯНИЕ ВНЕ ПЕСНИ. Между ними такая огромная дистанция (или пропасть) бывает, что кажется, будто нельзя, невозможно их совмещать в одном человеке никак. Это по логике.

Только вот наша обыденная жизнь показывает, что не только можно. Люди так устроены, что выдерживают еще и не такие «перегибы и давление» - физическое, психическое и т.д.! Оказывается, это у современных людей вообще в порядке вещей – ПРЕБЫВАТЬ В СОСТОЯНИИ РАЗДВОЕННОСТИ.

Например, какое-то время что-то делают в социуме (очень прозаичное, мотивируя это по-разному, от «ради куска хлеба» до «на благо общества»). Напрягаясь от такого насилия над собой и выкладываясь полностью (а как еще делать то, что не по душе? – не всем достается приятное, да в общественном механизме вообще душевного и человеческого нет, кроме того, что туда сами люди вкладывают). А потом, чтобы не задохнуться, ныряют, как за глотком свежего воздуха, в родник ДУШЕВНОГО (песенного, музыкального). Или духовного. Если даже некоторые источники испорчены (ведь встречаются же в современном искусстве деструктивные жанры и произведения). Потом снова на заработки, и затем опять за глотком воздуха. Вот такое чередование, переход из одного состояния в другое.

Хотя странно это: ведь все равно на эти денежки нельзя купить то, без чего человек не может жить! Первое и второе - это как разные миры с разными валютами. И тогда где, в каком состоянии (в каком из этих двух миров), у современного человека вообще и у каждого в отдельности настоящая жизнь?

В принципе, это ведь не сегодня так повелось. О похожей ситуации мы вам давно рассказывали, когда описывали средневековый быт и карнавалы, с опорой на книги Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль». Перевод с французского П.Любимова. М.,1966) и М.М.Бахтина («Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», М.,1965). Люди тогда получали свободу на короткий срок вернуться в родное, душевное состояние – КАРНАВАЛЬНОЕ, за то, что в остальное время соглашались смиренно поддерживать эксплуататорскую СИСТЕМУ. Может быть, мы не совсем точно выражаемся, но примерно так.

Разве что-то изменилось по сути с того времени? Кажется, только формы и антураж…

Спросите у себя, КАКОЕ состояние РОДНОЕ, НАСТОЯЩЕЕ у человека и для человека – С ПЕСНЕЙ (в песне) или БЕЗ ПЕСНИ (вне песни)?

Не торопитесь. Прежде чем ответить, отбросьте миф о «труде на благо» общества или какого-либо хозяина в течение 8-10 и более часов в сутки. Мы не за то, чтобы развалить общество. Оно, общество, конечно же, нужно (хотя вопрос, как его правильно обустроить, чтобы было по справедливости, все-таки или все еще остается). Мы только о том, что этот миф «о рабочем дне» выгоден эксплуататорам. А трезвые аналитики давно высчитали, что «на благо системы» достаточно 2-3 часов труда в сутки (остальные 5-6 и более часов уходят в неизвестном направлении и в частные карманы паразитов системы). Да и то в здраво организованном обществе можно найти каждому дело не по принуждению или необходимости, а просто по душе.

Ну и, наконец, ДА-ДА-ДА, вы будете правы, если выберете первое! Оно и было в начале, пока не появилось второе.

ПЕСНЯ (В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ, ВДОХНОВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО) И ЕСТЬ РОДНОЕ И НОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО!

Что такое песня? Каждый может согласиться, что песня – это не только ритмический текст под какой-то мотивчик, мелодию или музыку. Это только внешняя, формальная часть. Не ради этого создаются песни. Форма такая нужна ради содержания, как кружка делается для того, чтобы зачерпнуть ею из родника живительную влагу. Форма - без живого содержания - мертва. Следовательно, суть песни дальше, за формой, где-то внутри или в глубине душевной. Или даже если где-то в пространстве, то уловить ее можно только душою.

 

Откуда берутся песни, понимающим и глубоко чувствующим людям тоже давно понятно.

Поделки искусственные кем создаются, говорить здесь не будем. И к чему они, неживые вещички, ведут, тоже давно известно. Здесь можно сослаться, в качестве давно известного примера, хотя бы на поучительную сказку Г.Х.Андерсена «Соловей» (по-датски: «Nattergal»). Вот и возьмем оттуда несколько цитат:

«…Корабли проплывали под нависшими над водой вершинами деревьев, и в ветвях их жил соловей, который пел так чудесно, что его заслушивался, забывая о своем неводе, даже бедный, удрученный заботами рыбак. «Господи, как хорошо!» - вырывалось, наконец, у рыбака, но потом бедняк опять принимался за свое дело и забывал о соловье, на следующую ночь снова заслушивался его и снова повторял то же самое: «Господи, как хорошо!»

Вспомните, что мы выше говорили о переходе человека из одного состояния в другое. И то, что живого в «системе» нет, в сказке Андерсена тоже отмечено:

«…Первый приближенный императора бегал вверх и вниз по лестницам, по залам и коридорам, но никто из встречных, к кому он ни обращался с расспросами, и не слыхивал о соловье. Первый приближенный вернулся к императору и доложил, что соловья-де, верно, выдумали книжные сочинители…»

И только через маленькую девочку, допущенную обслуживать «систему», узнали при дворе императора о соловье:

«…Когда я иду назад и сяду отдохнуть в лесу, я каждый раз слышу пение соловья! Слезы так и потекут у меня из глаз, а на душе станет так радостно, словно матушка целует меня!..»

Императору соловей тоже понравился. И нравился до тех пор, пока ему не прислали ИСКУССТВЕННОГО соловья:

«…В ящике лежал искусственный соловей, похожий на настоящего, но весь осыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами. Стоило завести птицу - и она начинала петь одну из мелодий настоящего соловья и поводить хвостиком, который отливал золотом и серебром...

- Какая прелесть! - сказали все придворные…

Искусственного соловья заставили петь одного. Он имел такой же успех, как настоящий, но был куда красивее, весь так и блестел драгоценностями!.. Тридцать три раза пропел он одно и то же и не устал. Окружающие охотно послушали бы его еще раз, да император нашел, что надо заставить спеть и живого соловья. Но куда же он девался? Никто и не заметил, как он вылетел в открытое окно и унесся в свой зеленый лес…»

Разве люди современной технократической цивилизации не позарились точно так же на многие другие подобные ИСКУССТВЕННЫЕ вещи, которые тоже «ПОХОЖИ НА НАСТОЯЩУЮ» жизнь, но НЕ являются ею? Вплоть до песен.

И понравилась людям такая вот «комфортная», предсказуемая и как бы совсем безопасная жизнь:

«…Император, весь двор и даже весь народ знали наизусть каждую нотку искусственного соловья, но потому-то пение его им так и нравилось: они сами могли теперь подпевать птице… Что касается живого соловья, …то никогда ведь нельзя знать заранее, что именно споет он, у искусственного же все известно наперед! Можно даже отдать себе полный отчет в его искусстве, можно разобрать его и показать все его внутреннее устройство - плод человеческого ума…»

От Природы, от живого ведь всегда что-нибудь неожиданное можно получить. Стоит ли рисковать!? Вдруг от этого вся «система» разлетится вдребезги! Столько трудов вложено, и как можно допустить! И как люди потом без «системы»!..

Дошли сегодня уже до того, что многие люди и не представляют теперь, где настоящее, а где искусственное. И не могут уже без искусственного даже шагу ступить, и минуту вытерпеть. До того, что многие с собой даже отдыхать на природе берут магнитофоны и всяческие плееры с записями песен и музыки.

А когда же они Природу будут слушать и слышать?! Не говоря уже о понимании и сотворении.

Возможно, многие из этих цивилизованных созданий так до самого конца и не поймут, отчего жизнь их плохо устроена и не удовлетворяет.

Но у сказки Андерсена есть ответ и на это. Ведь только живое обновляется, а все искусственное стареет и изнашивается. Длительное пребывание в искусственной среде вредит людям (не понимают этого только те, кто не видит разницы, кому не с чем сравнивать). ИСКУССТВЕННЫЙ СОЛОВЕЙ может подменить на время, но никогда НЕ ЗАМЕНИТ НАСТОЯЩЕГО!

В сказке Андерсена и искусственный соловей поизносился, и система стала давать сбои, хотя и до этого она была далека от совершенства и не воспринимала ничего, что не входит в систему (ведь даже живого соловья чуть было не объявили несуществующим и еле разыскали!). Даже сам император при смерти оказался. Хорошо, что к умирающему императору вернулся-таки настоящий соловей и изгнал от него своим вдохновенным пением даже смерть. Весьма примечательны некоторые части разговора соловья с императором, когда он, наконец, поправился:

«…- Спасибо, спасибо тебе, милая птичка! - сказал император. - Я помню тебя! Я изгнал тебя из моего государства, а ты отогнала от моей постели ужасные призраки, отогнала самую Смерть! Чем мне вознаградить тебя?

- Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! - сказал соловей. - Я видел слезы на твоих глазах в первый раз, как пел перед тобою, - этого я не забуду никогда! Слезы - вот драгоценнейшая награда для сердца певца…

- Ты должен остаться у меня навсегда! - сказал император. - Ты будешь петь, только когда сам захочешь, а искусственную птицу я разобью вдребезги!

- Не надо! - сказал соловей. - Она принесла столько пользы, сколько могла! Пусть она остается у тебя по-прежнему! Я же не могу жить во дворце. Позволь мне только прилетать к тебе, когда захочу. Тогда я каждый вечер буду садиться у твоего окна и петь тебе; моя песня и порадует тебя, и заставит задуматься. Я буду петь тебе о счастливых и о несчастных, о добре и о зле, что таятся вокруг тебя… Я люблю тебя за твое сердце больше, чем за твою корону… Об одном прошу я тебя - не говори никому, что у тебя есть маленькая птичка, которая рассказывает тебе обо всем. Так дело пойдет лучше!

И соловей улетел…»

Символика этой сказки многогранна и многопланова, но мы ее не будем здесь разбирать.

(Почитайте всю сказку на досуге самостоятельно, там есть над чем поразмышлять.)

Сказка Г.Х.Андерсена «Соловей» нам понадобилась в данном случае только для отличия настоящего, живого от искусственного, (и к тому же, уж простите) мертвого!

Это насколько же надо стать бесчувственным, чтобы перестать отличать живое от мертвого, чтобы утешаться по жизни мертвыми штучками, вроде искусственного соловья, и окружать себя сплошь мертвым миром!?

Нет, только не приписывайте нам того, чего мы не говорили. Мы, как и настоящий соловей, НЕ предлагаем выкинуть все искусственное. Мы только за то, чтобы и ЖИВОЕ занимало достойное место в человеке! Для здоровья же полезно! И для физического, и для душевного!

Вот почему мы в разговоре об ИСТОКАХ ЖИВОЙ ПЕСНИ в данном случае суррогатное искусство (или ширпотреб) в расчет брать не будем (хотя кого-то и оно может утешать, избавляя от пугающей тишины встречи с самим собой). Мы ведь не ради этого начали разговор.

Мы говорим о том, откуда берутся НАСТОЯЩИЕ, ЖИВЫЕ ПЕСНИ, которые не стареют и которые сопровождают нас всю жизнь. Как вот эта, которую мы слышим с детства:

 

«Нам песня жить и любить помогает,

Она, как друг, и зовет, и ведет,

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет…»

 

(продолжение следует)

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2014г.)

 

Публикация в эл. журнале "ЗОВУ РИТМ", февраль 2014

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат