Есть ли хорошее в современной школе? - Психология воспитания - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Психология воспитания

- Проекты
Страниц: 1

 

Фото:  Пресс-центр ЗоВУ, май 2014

Сразу надо сказать вот о чем. Наверное, чтобы не застрять в двусмысленных частностях, которые можно истолковать и так, и сяк, опять придется рассуждать «глобально». Начнем с того, что есть очевидные вещи, которые в обществе доминируют, независимо от общественного строя и системы власти. Ведь общественное сознание меняется медленно, а череда всяких пропагандистских кампаний – лишь пена и волны на поверхности мощных глубинных течений и процессов. Ни революции, ни смена власти с этим ничего не могут поделать.

Например, за последние столетия в стране много раз было и то, и другое, но при любой власти существовала БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ МАШИНА, которой все (или почти все) граждане пользовались и пользуются в своих личных целях каждый на своем уровне (может быть, еще и потому что «машина» сама по себе не имеет цели и смысла). И при этом многие, присосавшиеся или вмонтированные в эту машину, по большому счету никуда не идут.

Именно поэтому НРАВСТВЕННОСТЬ, ТАЛАНТ и ЧЕСТНОСТЬ (их наличие в наших людях в большом количестве нельзя отрицать никак, они есть), не взирая ни на какие обстоятельства, вот уже несколько веков ВТОРИЧНЫ в социальном устройстве, в сравнении с «блатом» (нужными связями), «взяточничеством» (коррупцией, подкупом), а также «подхалимством» (лестью) и умением угождать (или угрожать), в зависимости от возможностей.

Это не отвлеченные рассуждения, а то, что напрямую оказывает воздействие на ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ С ДЕТСТВА И ДО ВЗРОСЛОСТИ, в т.ч. на СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ. Общая атмосфера, то, чем пропитано общество сверху донизу. Вот почему красивые декларации о «всесторонне развитой, нравственной и образованной личности» заметно отличаются от того, что происходит в школе и обществе в целом в вопросах воспитания и образования на самом деле. Не от благополучия общества сложились такие афоризмы, как: «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». И многие другие такие же «прагматичные» выводы.

Наверное, в этом только часть истины. Потому что когда государство или предприятие заинтересовано в развитии и могуществе, то находятся и эффективные способы ПРИВЛЕЧЬ ТАЛАНТЫ во всех областях. А когда нет, когда способности НЕ востребованы, многие социальные ниши в бюрократически организованном обществе заполняются не теми: люди занимают не свои места, не по способностям, да и места создаются часто не в интересах общества, а лишь в качестве «кормушки». В такой ситуации возникают огромные издержки для общества и в системе образования: одни родители «продвигают» детей всеми возможностями в «нужный» для карьеры вуз, другие встраивают в любые остающиеся. Лишь бы диплом о «высшем образовании» получить.

В итоге, получают не те дипломы, идут работать не туда, занимают не свои места и занимаются соответственно тем, что диктует людям «потребительская мода», а не тем, что нужно на самом деле и личности, и обществу. Люди дезориентированы, а огромные ресурсы страны и каждого человека растрачиваются впустую или даже во вред самим людям. В итоге, страдает от всего этого наш «общий дом» (страна, Родина), без которого мы остаемся беззащитными перед всеми напастями. Не секрет, что современная технократическая цивилизация больна паразитизмом. И им заражаются в той или иной степени огромные массы людей.

 

А теперь по поводу экзаменов и ЕГЭ. Справедливости ради надо заметить, что тесты ЕГЭ составлены не с прицелом оценить уровень образованности. Трудно сказать, что они «измеряют» на самом деле. Но и улучшить, оздоровить положение в системе образования, как и в обществе в целом, с помощью только ЕГЭ, если даже сами тесты сделают очень качественными, не получится. Как не стоит рассчитывать и на обычные экзамены с помощью традиционных комиссий по предметам и с билетами. Поэтому нет смысла ссылаться на «массовую ненависть» к ЕГЭ или рассуждать о его «объективности». Это не имеет значения. Когда «сражаются» за или против тестирования или обычных экзаменов, за количество часов по предметам, за те или иные предметы, за типы школ и т.д., это все впустую, если не затрагивается (или не меняется) основа и почва, на чем все держится.

Когда фундаментальные ценности в образовании (и жизни в целом) заложены НЕ в интересах полноценного раскрытия таланта в каждом человеке, а технократическая цивилизация, по сути, функционирует ПРОТИВ человека разумного, никакие экзамены и ЕГЭ ничего не исправят. Технократическое (по сути, машинное) устройство общества иррационально и античеловечно стратегически. Не дает развиваться и раскрываться человеку в полной мере. Ведь даже ДУХОВНОСТЬ в технократической цивилизации сводится лишь к «религиозности» в той или иной форме.

Более того. Если человек разумный по своей природе должен быть разносторонним (всесторонне развитым, т.е. «универсалом», если говорить на современном языке), то технократическая цивилизация требует «инструментальности», т.к. техническая система состоит из инструментов и механизмов. Тем более на конвейере. Отсюда востребованность узких специалистов (на техническом языке, инструментов и механизмов, когда сама цивилизация устроена как огромная машина и состоит отчасти из людей, как деталей и винтиков системы, если не считать материально-техническую часть).

Из естественного человека современная технократическая цивилизация требует только какую-то одну определенную функцию (на уровне инструмента, т.е. молотка, лопаты и т.п.). Вопрос – какую? А остальное куда девать?

Ответа нет. И, кажется, не все ли равно, если человеку надо кушать и в такой системе надо выжить. Речь не идет о раскрытии таланта и о том, чтобы конкретный человек состоялся и полноценно выполнил свою миссию – то, ради чего родился, пришел на землю. Вот почему ВТОРИЧНЫ талант и смысл жизни в огромной машине искусственной цивилизации, как некий архаизм, атавизм или ненужный довесок!

Тупиковость такой стратегии для человека разумного, видимо, не замечается только потому, что задачи и цели формулируются обычно только в технической логике и исходя из потребностей технократической цивилизации («технический прогресс» и т.п.). Или они первичны, относительно интересов естественного человека.

Вот почему бессмысленно рассуждать о «хорошем» ЕГЭ или экзамене, если не определено, что лежит в основе – живое или мертвое, человек или технократическая цивилизация. Если человек, то ЕГЭ и экзамены будут проходить «по-человечески» (даже общество будет организовано так же, по-человечески). А если в основе техника и «глобальная машина» цивилизации, то все будет делаться для того, чтобы было меньше человеческого и больше машинного, чтобы раскрошить целостный «человеческий материал» на отдельные функции, «предметы» и «специализации» (типа: молотобоец, землекоп, исполнитель, начальник и т.д.)…

 

К чему мы все это описали?

В современной технократической цивилизации бюрократическая система («машина из людей») наиболее концентрированно сосредотачивается в городах, а максимально – в столицах. Соответственно, с этой точки зрения, в малых городах больше жизни, больше живого и душевного, чем в мегаполисах, в которых под «жизнью» чаще понимают уже некий набор условностей цивилизации. Таковы общие тенденции, хотя отдельные мастера и сильные личности пробивают себе «дорогу жизни» и в противоестественных условиях. Здесь мы фактически ничего нового вам не рассказали. А просто выстроили и показали с определенного ракурса то, что известно давно. Начитанные знают, что тема «отмены человека» и «обезличивания» давно уже волнуют не только философов постмодерна. А тенденции технократической цивилизации очевидны: дальнейшая урбанизация, концентрация людей в мегаполисах и технополисах, а соответственно этому – дальнейшее «вымирание деревень» и маленьких городов (как сейчас говорят, «моногородов», в свое время возникших вокруг какого-либо большого градообразующего производства).

Ко всему прочему, такая тенденция означает дальнейшее «мельчание» человека (та же давно известная тема «маленького человека», от которого якобы ничего не зависит) и дальнейшая «рационализация» жизни человека, продолжение его незаметной «роботизации» под флагом повышения «цивилизованности» и обеспечения «благами цивилизации». Понятно, что это будет продолжаться до тех пор, пока «машина» не сломается или не застрянет в «биомассе», доведенной до критического состояния. Речь не об этом.

И не о том речь, чтобы от цивилизации «сбежать на природу». В условиях «глобализации» и «компьютерного учета» всего и вся, это весьма сомнительная затея. И даже не о том сейчас, чтобы бороться со своей собственной «социальной» шизофренией, раздвоением сознания, когда в нем ПЕРЕМЕШАНЫ подлинно человеческие ценности с техническими стереотипами и стандартами «цивилизации-машины». И люди ЗАПУТЫВАЮТСЯ в том, что и как оценивать, как организовать свою жизнь и ради чего вообще жить!

 

В данном случае, весь этот разговор начат для того, чтобы сегодня по-другому посмотреть на ОБЫЧНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ. Хотя все еще декларируется, что школа существует для воспитания и обучения детей, для формирования и развития личности, как это было давным-давно, на самом деле технократическая цивилизация и конкретная страна дает школе «соцзаказ» - на максимальную СТАНДАРТИЗАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА. Чтобы отсечь от него все «лишнее», что не нужно «обществу» (правда же, в инструменте должно быть только то, для чего он предназначен). Раньше это было менее заметно. Сейчас, когда активно внедряются разнообразные тесты и алгоритмы, уже просто нельзя не заметить! Потому что дети не образование получают, а всего лишь готовятся «успешно» пройти тестирование. Чтобы затем пойти на конвейеры вузов и училищ в качестве материала для будущих «инструментов». К сожалению, наши примеры далеко не просто наглядные образы. Это то, чем отличаются декларации в документах от реального положения в школах.

С точки зрения психологии, сегодня есть смысл больше вкладываться в детей, работать с детьми. Переделывать взрослых часто уже поздно. Заложено такое понимание и в технократическую систему, которая уделяет огромное внимание тому, чтобы из детей через систему образования получить на выходе удобных для «глобальной машины» «исполнителей». На смену отработавшим свое взрослым, которых технократическая цивилизация норовит скинуть на обочину жизни (особенно это заметно на современном Западе).

Но в связи с тем, что в детях намного больше жизни, чем во взрослых, можно считать, что сегодня «ЛИНИЯ ФРОНТА» БОРЬБЫ СО ВСЕМ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ» ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ ШКОЛЫ И ДЕТСТВО. Эта мысль многим взрослым не очень понятна (у взрослых хуже с пониманием «человечности» и «жизни», т.к. они слишком много времени пребывают в мертвой системе или машине цивилизации). Но некоторые родители и воспитатели огромное внимание уделяют именно дошкольному и школьному возрасту, чтобы сформировать полноценную личность, способную раскрыться и реализовать себя. ЧТОБЫ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, а не просто «винтиком» системы. В школе еще много говорят о жизни и о человеке, о высоких идеалах и устремлениях, о мечте и достижениях, о воспитании и самовоспитании, о знаниях и многом другом интересном, что потом выветривается из обыденности взрослых. В школе еще есть надежда сохранить в детях больше жизни и человечности, раскрыть талант и творческий потенциал.

И здесь примерно такая же ситуация, как с большими и малыми городами. В ШКОЛАХ МАЛЫХ ГОРОДОВ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ НАБЛЮДАЕТСЯ БОЛЬШЕ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, ЖИВОСТИ И ДУШЕВНОСТИ, ЧЕМ В ШКОЛАХ МЕГАПОЛИСОВ. Как у детей, так и у педагогов.

 

Все эти рассуждения могут показаться отвлеченными и неким «идеализмом». Особенно на фоне ажиотажа подготовки к экзаменам и ЕГЭ. Мы ведь не закрываем глаза на реальность. Раз принято сдавать ЕГЭ, пожалуйста!

Мы в данном случае делаем акцент на другое. Чтобы в погоне за сиюминутным, не оказаться в проигрыше стратегически. Например, думают ли наиболее «пробивные» родители и их дети, получающие сегодня «престижные» дипломы, о том, что они вообще-то оказываются перед «ПУСТОТОЙ»? Ситуация меняется стремительно. И там, к чему они готовились, либо уже ничего нет, либо вот-вот все обрушится за ненадобностью. Реальность окажется другой, чем они ожидают.

Уже сегодня в рыночной сфере котируются способности, а не «диплом» (если это не теплое место в бюрократической машине, полученное по блату). И уже сегодня трещит по швам паразитическая система во всем мире, и отсидеться (в машине) с нужным дипломом, не имея реальных знаний, не получится. Потому что время другое, и ресурсов на паразитов не будет хватать.

 

Да и сама система образования давно стоит перед необходимостью качественного преобразования. Это ощущается всеми. Но ситуация такова, что для реформирования образования высшие инстанции (в мегаполисах, там, где меньше живости и душевности) спускают нежизнеспособные проекты, программы и методики вниз, в школы, в которых все еще бурлит жизнь. Наверху, может быть, даже и мысли нет по поводу, как эти мертвые «правильные» схемы вписать в кипучую жизнедеятельность детей и педагогов, которые находятся рядом с детьми! И они пока вынуждены приспосабливаться к тому, что требуют «вышестоящие».

Хотя на самом деле жизнь гораздо шире. И требует совсем другого качества, чем желает «система» сверху. Конечно, пока придется иметь дело с тем, что есть. Позитивный опыт педагогов в обычных общеобразовательных школах показывает, что в ближайшей перспективе, на наш взгляд, интеграция дополнительного и общего образования позволит сделать качественный скачок и вывести наше образование из той пропасти, куда его завели псевдореформы и реформаторы.

И наполнены будут эти новые формы тем, что все еще хранят педагоги и дети в обычных школах, - ДУШЕВНОСТЬЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НАСТРОЕМ НА НАСТОЯЩЕЕ, ЖИВОЕ! Все навязанное в последние десятилетия (особенно западное и искусственное) уйдет как ненужное, как помеха. Все лучшее, что удалось сохранить современной школе, востребуется вновь!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2014г.)

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июнь 2014

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат