Чему учиться у западного общества и для чего? - Что выбирает молодежь? - Проекты - ??????? ????? ????? (????)

Что выбирает молодежь?

- Проекты
Страниц: 1

 

В Германии. - Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2014

Этот материал навеян впечатлениями от путешествия по странам Европы (Чехия, Германия, Швейцария, Франция). И пусть поверхностным, но знакомством с системой образования Германии. Нам было непонятно, чему хотят научиться наши соотечественники на Западе и для чего? Почему такое происходит? Всегда хотелось разобраться в этом. Наконец, такая возможность представилась.

Мы с вами уже здесь, в своей стране, сталкивались с тем, что все западное годами копируется без понимания сути, без попытки разобраться, понять другую логику, другой мир. Непонятно до сих пор, кто их нам в таком виде подает, кто заставляет слепо копировать один в один – западные наши «учителя», или наши чиновники и методисты?

Чтобы учиться у кого-то чему-то, надо понимать базу, на чем все это держится, а не пытаться совмещать несовместимое, грубо говоря, не обезьянничать. Ведь у нас (например, Германии и России) совершенно разная культурная и образовательная почва, разные условия жизни, разные задачи. У них свое и свои задачи, у нас – свои, другие. Их система образования нацелена на решение их задач. А что решаем мы через копирование их методик для их условий, когда у нас другие задачи и другие условия? И что хотим получить? Вот почему хорошие западные методики не дают желаемого результата или даже ухудшают нашу ситуацию (может быть, кое-кому как раз это и нужно – обвалить нашу систему образования под предлогом встраивания в западную, якобы общую, глобальную систему?).

Да, разность культур и задач - это действительно так. И нет желания хаять западную систему образования, или слишком расхваливать нашу. Западная система тоже хороша. Но суть в том, что она для других условий и для решения других задач. Таких задач, каких у нас не было и не будет. Мы живем иначе! И это тоже неплохо. Каждому свое!

Можно даже повторить. Потому что это важно помнить все время: и когда находишься у нас, дома, и когда бываешь у них, в Европе. Помнить разницу. Для их педагогических задач их система подходит, она создана как раз под их условия. Но как гласит восточная мудрость: «что годится сапожнику, то не годится портному».

Мы живем в других условиях и решаем другие задачи. В том числе и педагогические. Наши дети обучаются и воспитываются иначе. Для нас подходит именно наша система. Но она бы вряд ли подошла западным детям, пока там те условия, какие мы сегодня наблюдаем там. Не надо их сравнивать и оценивать, какая лучше или хуже: они созданы каждая для своей страны.

Вот почему это, конечно, очень хорошо, что мы хотим у них чему-то научиться, и даже учимся! Но при этом должны помнить, что учиться нужно осмысленно, с толком, осознавая, что где может пригодиться, а что не привьется ни при каких условиях, наоборот, только навредит.

Мы знаем из истории нашей страны, что наши люди хотели учиться и учились у Запада и в XIX веке, и в XX, и в иные времена. Что-то приносило пользу, а что-то нет. Это все хорошо, но просто нужно понимать, что к чему и для чего. Бывает и бездумное копирование, без учета особенностей разных культур. И хорошие методики в таком случае могут принести только вред. Кстати, у нас ведь сегодня в условиях очередной реформы образования примерно такое и происходит. У нас уже достаточно примеров, что копируя бестолково, мы совершаем грубые ошибки. Пора уже извлечь из этого какие-то уроки на будущее. В общем, повторимся, что это хорошо, что хотим использовать их наработки, но такие вещи нужно делать здраво.

Почему? Потому что мы имеем дело с огромной разницей, когда одни и те же вещи в разных условиях срабатывают совершенно по-разному.

Перед нами фактически два мира, два взгляда на жизнь. Живя в разных условиях и в разной логике, мы порой сами не отдаем себе отчета в том, насколько мы с ними (с Западом) просто разные. Отсюда должно быть ясно и то, что и наши с ними системы образования решают совершенно разные задачи.

Например, мы здесь живем и радуемся, а они в это время вынуждены с ранних лет выживать. Западный мир суров к людям. Наглядно, выпукло это видно стало нам именно на примере Германии. Именно в Германии сегодня такая сложная социальная система, которая требует больших налоговых сборов, чтобы все это оплатить. И людям приходится много отдавать системе, а значит очень много работать, чтобы осталось и себе на выживание.

И в тот момент, когда мы решаем задачи жизни, творчества, радости, и хотим передать свои знания и опыт в этой сфере своим детям, они там, на Западе, пытаются научить детей выживать и приспосабливаться к миру. Там в их условиях это оправдывается.

Когда мы решаем задачи сотворчества, личностной реализации, они учатся выживать. Это неплохо там, но не впишется у нас. У нас испокон века другая культурная ситуация.

Соответственно, мы и детей учим абсолютно разному. Мы готовим детей для своих условий, они для своих, европейских. Это видно в Германии на примере детских заведений, садиков, лагерей, которые мы видели своими глазами. Очень наглядно было и общение с родителями.

Мы действительно разные по решаемым задачам. Отсюда и непонимание. И именно этим определены те неудачи, которые мы получаем от слепого переноса их наработок, правил и принципов в нашу образовательную среду.

Основная проблема в том, что нашим родителям даже в голову не приходит, что к детям можно относиться по-другому, чем мы. И учить детей по-другому. Им в Европе тоже в голову не приходит, что у нас все иначе.

Мы им приписываем много такого, чего там нет. И они нам приписывают. А для понимания, у кого как и что мы можем перенимать, нужен некий «переходник». И этот «переходник» будет основан на понимании нашей похожести и наших отличий, на понимании разных задач и принципов.

Вы же сами по своему опыту знаете: нам необходимо, чтобы наши дети росли и радовались, чтобы у них было беззаботное детство. Хотим создать для них такие условия, чтобы дать им возможность вырасти здоровыми и счастливыми.

Они же там, на Западе, учат детей приспосабливаться и получать прибыль. И чем раньше их дети станут независимыми, адаптивными, тем лучше.

Можно показать для полной ясности даже не на детях, а на растительности. Например, хорошо, конечно, что помидоры, оливки, огурцы, наконец, можно собирать зелеными, они могут дозревать потом, или их можно готовить и есть даже такими. Вопрос вкуса! И на Западе действительно готовы их собирать зелеными. А нам надо, чтобы они вызревали на кусте, хотя тоже можем потреблять и зеленые. Понимаете разницу?

Вспомните сами, насколько отличаются вызревшие на кусте, сочные и красные томаты от сорванных и дозревших на подоконнике или совершенно зеленых плодов! Вспомнили? В этом и все дело!

Их дети, подобно томатам, просто не успевают дозревать! А у нас с томатами хуже, зато детям мы пытаемся дать возможность максимально полного созревания! И это буквально во всем, во всех сферах.

У нас разные песни, разные сказки, разные поговорки. Мы решаем разные задачи. Вот почему у нас даже при внешней или формальной похожести систем образования и воспитания, на самом деле по сути все разное.

Не будем приводить примеры оттуда, но очень хочется напомнить наш показательный пример, которое передает суть нашего отношения к жизни, детям и ко всему вообще. Напомнить известную песню, которая нас характеризует. Вот она:

 

Солнечный круг, небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Припев 2 раза:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

 

Милый мой друг, добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устает повторять:

Припев 2 раза:

 

Тише, солдат, слышишь, солдат,-
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз в небо глядят,
Губы упрямо твердят:

Припев 2 раза:

 

Против беды, против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце - навек! Счастье - навек! -
Так повелел человек.

Припев 2 раза:

(Пусть всегда будет солнце. Слова: Ошанин Л., музыка: Островский А.)

 

Конечно, западные методики хорошо «упакованы». Так хорошо, что порой хочется взять. Только есть в мире вещи, которые при любой пропаганде скрыть невозможно, ими как бы пропитана вся наша жизнь. И сразу же становится видно, что подходит, а что не подходит нам.

Хорошая «упаковка» украшает, она может привлекать внимание и даже влияет на спрос, но не меняет сути того, что упаковано. И сегодня часто сталкиваешься с тем, что «товар» порой становится приложением к «упаковке». Люди увлекаются внешней привлекательностью того, что приобретают, а сам товар используют как дополнение. Так же с преходящей модой на «все западное».

В заключение, все же можно вкратце ответить на поставленный вопрос, а чему мы можем учиться у западного общества и для чего? Наверное, в первую очередь, выживанию в жестких, ограниченных, экстремальных для человека условиях. Но, согласитесь, это вовсе не повод отказаться от нашей системы воспитания и образования, подменить ее западной. Западная в этом случае окажется чуждой и явно недостаточной. Можно только брать хороший опыт для дополнения. Наша система воспитания и образования тоже могла бы многое дать западным детям.

А учиться действительно надо. Учиться лучшему и делиться лучшим. Учиться здраво и осмысленно, дополняя и развивая друг друга. Мы можем дополнять и обогащать друг друга, несмотря на разные взгляды и разные представления о мире и жизни. Такое обучение дает развитие, так необходимое для жизни.

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2014г.)

 

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", сентябрь 2014

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат