Зависимость от зависимостей - Практическая психология сегодня - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Практическая психология сегодня

- Проекты
Страниц: 1

 

“Где он, человек небесных масштабов?” - Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2014

(Продолжение. Начало см.: «ЗОВУ РИТМ», август-сентябрь 2014)

 

5. “Внутренняя пустота мучительна!”

 

…Ну и что с того, что трудоголик домой денежки приносит? Что с того, что у него жена и дети без внимания.

Трудовой процесс и задуман таким образом, чтобы кто-то непременно пострадал.

А что жена? Пускай погуляет или детьми и домом занимается. А что дети? Пускай учатся, все это впитывают в плоть и кровь, дабы по наследству передать, чтобы их дети тоже становились такими же трудоголиками, чтобы потом тот же “сценарий” повторили внуки... Чтобы воспевались трудовые династии и трудолюбие народа, и чтобы никто не сомневался в том, что труд труду рознь... Чтобы всякий труд уважали и перестали в нем разбираться…

А процесс на самом деле психологически глубже и запутанней. К примеру, жена “трудоголика”, если она даже домохозяйка, а не трудоголичка (хотя вы знаете, сколько по дому всяких хлопот!), она тоже “зависима” (по науке, это называется “созависимостью”). Она полностью, - привычками, установками и образом жизни, - вписана под режим “трудоголика”, как жена алкоголика – под образ жизни алкаша.

Психологически, сами семейные пары преимущественно складываются и подбираются в таких жизненных условиях не по принципу дополнения и гармонии (о чем, как об идеале, любят говорить психологи), а под влиянием одолевающих их зависимостей. Поэтому нельзя верить (при всем сочувствии к их боли и беде), например, супругам наркоманов и алкашей, которые плачут и жалуются на свои страдания и судьбу. Они, хотя бы “подсознательно” знали, искали и желали этой судьбы (в качестве заложенных в ходе родов и воспитания осознанных и неосознанных потребностей-компенсаций), т.к. быть замужем за трудоголиком, алкоголиком или наркоманом – это лишь немного более мягкая форма причащения к тем же самым зависимостям. Да, конечно, горько это знать и наблюдать вокруг, на практике. Но так происходит в массовом масштабе, к сожалению.

ЛЮДИ СТРАДАЮТ, ПОТОМУ ЧТО СДЕЛАЛИСЬ ЗАВИСИМЫМИ ОТ СТРАДАНИЙ. Одни не хотят избавляться от страданий, другие не могут избавиться. Они сами не отпускаются от своих страданий.

Они не отпускаются от своих зависимостей. Потому что к ним людей “закономерно” привела их предыдущая жизнь. Они всем телом, всем своим существом прирастают к страданиям и зависимостям. И многие даже под страхом смерти не в силах отступиться и начать другую жизнь. Потому что у них нет никакой жизни, кроме вот этой, если она даже невыносимо тяжела… Уровень ума, знаний и чувствительности не позволяет видеть дальше порога сиюминутных простых нужд и житейских проблем…

А дальше… от зависимых зависят другие, их близкие родственники, коллеги и просто соседи. Таким образом, на тотальной взаимозависимости построена вся эта цивилизация: в ее основе лежат простые цепочки простых зависимостей друг от друга. Маленькие, как кирпичики, они кажутся несущественными. Но их неисчислимо много, этих кирпичиков, и эта громадная масса задавливает ограниченное сознание, и сознанию кажется, что отсюда нет выхода, что, по-видимому, так было всегда…

Вот это ваше отчаяние и смирение и требовалось тем, кто раскручивал в незапамятные времена это колесо…

Доходит до абсурдной ситуации, но она реальна и имеет массовое распространение. Мы имеем в виду инфантилизм современных людей, который имеет самые разнообразные формы и проявления.

Например, простая психологическая зависимость от другого человека. В этом случае даже не столь важно, чем другой занимается: работает ли на заводе или руководит каким проектом, наркоманит или грабит людей. Лишь бы именно этот человек был рядом, любой ценой! И это не дурость, не каприз, а реальная “болезнь” со всеми реальными синдромами: при разрыве отношений или просто в длительной разлуке проявляется в том, что человек не может сносно есть, спать, работать, на него находит подавленность, апатия, резкие перепады настроения, беспричинные усталость и слабость, слезы, головные боли и т.п.

Кстати, немало людей, утративших корни, связывает это с “любовью” и на этом основании договаривается до того, что любовь считается, по их недалеким выводам и незнанию предмета (ну никогда им не доводилось испытывать настоящую любовь, и настоящей они считают только то, что они испытали, если вообще что-либо испытывали), вот ими и считается любовь “патологией” или “нервным заболеванием”. Для них все одно: что труд и творчество, что любовь и зависимость от другого… А такие взгляды и суждения очень даже кстати для тех, кто делает так, чтобы на землю никогда не возвращалась настоящая “солнечная” любовь. Убогие ее боятся и готовы продать любого, кто ее принесет, “за тридцать сребренников”...

Сейчас считается установленным, что КОРНИ ЗАВИСИМОСТИ КРОЮТСЯ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПУСТОТЕ, которую зависимые люди пытаются чем-то заполнить – другим человеком, любой работой, любыми играми, развлечениями и увлечениями, разными конфликтами и соревнованиями, рабством, водкой, кокаином и т.д.

Но вся загвоздка постоянно в том и заключается, чтобы определить, в ЧЕМ эта “внутренняя пустота” выражается?!

Что там было? Что из людей “достали” такого чувствительного, что люди до огромной степени, ну никак, не могут без этого обойтись? В такой степени, что готовы туда “засунуть” что угодно!? Хоть комок мерзости.

Что же изнутри человека вынули такого, что уже ничто не способно утолить его отсутствие, компенсировать его недостаток?

В чем просчитались экспериментаторы?.. (ЦСкА. 23.02.2003г.)

 

 

6. “Лишенные родовой памяти!”

 

Сейчас создаются так называемые “группы поддержки” или “группы реабилитации” от зависимостей. Что в них фактически происходит? Там общественно допустимо зависимые люди пытаются воздействовать на тех, чья зависимость превышает некую “норму”, т.е. мешает “обществу”, и пытаются занять их чем-то дельным, каким-нибудь “общественно-полезным” делом. Мы не говорим, что этого делать не надо. Мы лишь говорим, что, получается, манипуляторы играют с манипулируемыми в некие “разрешенные” игры (деловые, ролевые и т.п.)…

Извините, что текст такой суровый получается. Мы понимаем, что “народ” на это обычно закрывает глаза и предпочитает пугающие вещи называть “ласковыми” именами. Иначе жутко страшно получится (и страх может парализовать всякую дееспособность и внести панику!). Проще сидеть с закрытыми глазами и мечтать о чем-то хорошем. Если то же самое сказать “красивыми” словами, да к тому же приправить их чем-нибудь вкусненьким, то люди согласны будут слушать и “ужасы”, особенно если это происходит не с ними вот здесь, а с кем-то и где-то в другом месте. Получится приблизительно так: “семинар” или “тренинг”, “социальный работник” или “психолог”, “игротехник” или “психотерапевт”, “развитие воли”, “кодирование” и т. д. Видите, как все хорошо и “о`кей”! И никаких проблем!..

Считается, что у всех зависимых людей нарушена способность гармонично взаимодействовать с окружающими. Поэтому специально придумываются социально-деловые ролевые игры и правила игры для них. А играть у нас очень любят! Мы все бережно храним свое недоигранное детство, которое в массовом порядке подменивалось дрессировкой. Делятся на команды и играют. Одни - в игротехники, другие – в организаторов и тренеров, третьи – в участников. И, главное, никому не обидно и не страшно. Смысл здесь в том, чтобы все были заняты и не думали о чем-то таком, что выходит за рамки видимых игр. Ведь иначе они могут погрузиться в свои зависимости и могут, в результате, травмировать себя или перекалечить друг друга. И так уже сколько беспорядка в обществе от невменяемых и патологически зависимых! Надо же, чтобы был порядок! И этого мы, будучи в здравом уме, никак не отрицаем. Нужно лишь учесть маленький нюанс: порядок порядку рознь. Тем более, когда люди по природе разные, а их пытаются заставить всех ходить по одной струночке и строем. Поэтому, в лучшем случае, пускай уж все играют, играют как дети. Искренне так и наивно, по-настоящему. Чтобы и самим верилось! Верилось, что это и есть настоящая жизнь.

Им всем, если и удается установить душевный контакт, то ненадолго. Потом этот контакт утрачивается, и люди годами жалко так существуют в поисках или воспоминаниями о том хорошем, когда был этот “душевный” контакт. А что есть “по-хорошему” и “нормально” – это у них, выходит, “как принято” и “как все”. Вот такое абстрактное нечто, которое каждым представляется по-своему, в меру воспитанности и обучения. Нельзя сказать, конечно, что нет душевных контактов. Но все же у людей значительно преобладают формальные привязанности друг к другу: служебные, семейные, или же роли начальника и подчиненного, “охотника и жертвы”, “вампира и донора” и сотен других ролей не дают людям скучать…

Кстати, о душевности. Вроде бы и “души” есть у них. У кого большие, развитые. У кого маленькие, но есть. Люди имеют свои души! Хотя, бывает, и лишаются ее некоторые задолго до своей физической кончины. Что поделать. Контакт утрачивается. А душа, - это любой поймет, - не такая дура, чтобы сидеть в неуправляемом и разрушенном теле, как водитель не будет сидеть в сломанной вдребезги машине, которую можно только на свалку оттащить.

Вот все спрашивают, отчего люди так бедствуют, отчего же внутренняя пустота у них? Вроде бы и душа у них еще на месте (а если и не на месте, то, по крайней мере, пока что есть!). Так вот. От того они все такие “потерянные” и неприкаянные, что ПАМЯТИ ЛИШЕНЫ!

Лишены памяти большой, извечной, родовой!

Они уже не знают, откуда они и куда идут?! В чем их смысл жизни и что они должны делать? Вроде бы у них все есть: все кубики, все буковки… А что с ними делать, как из них настоящие знания сложить?.. Не помним! А без этой памяти, без этого знания нельзя творить, нельзя быть настоящим человеком.

Вот и пустует пока в этом месте, вот и болит…

Зависимость от зависимостей в психологии носит название “инфантильности личности”. А инфантилизм – это все-таки недозрелость, недоразвитость, неприспособленность. Недозрелые и беспамятные люди, как ни прискорбно, просто-напросто обречены на зависимость. И часто случается так, что одна зависимость влечет за собой другую или же легко переходит в другую. И ходит такой человек, имея целый букет разнообразных зависимостей. Правда, он, неученый, при этом не догадывается, что утешается в жизни не тем.

Роды и воспитание детей давно уже были перестроены и простроены таким образом, что их психическое развитие навсегда застревает на определенной стадии. И без специальной психотерапии этот “блок” не снимается.

А школа и социальное окружение дают только определенные взрослые навыки для приспособления в социальной среде. Да и то не дают толком. Для настоящей жизни фактически ничего и нет.

Вот вам и сущность этой инфантильности. (ЦСкА. 23.02.2003г.)

 

 

7. “Где он, человек небесных масштабов?”

 

Поэтому люди, как ни в чем не бывало, и говорят: “я отдаю всего себя в твои руки, люби меня всего, заботься обо мне!” Или же несколько иначе: “помогайте мне, не оставляйте меня в одиночестве, будьте со мной!” Это у них, наверное, считается высшей степенью доверия, как матери или богу. Об инфантильной основе, о зависимости и не думается.

Это как с бывшими алкоголиками. Пока уговаривают бросать пить других, приводя в пример себя, уже бросившего пить, они еще как-то держатся. Какой-то смысл появляется. Часто еще они группируются в различные “общества” и держатся вместе (как друг за дружку!). А как только окажется, что спасать больше некого, снова гложет та же страшная “внутренняя пустота”. И человек снова начинает глушить водку. Вот вам и пример того, что люди не избавляются от своих зависимостей, а только меняют одну зависимость на другую. Видимо, не большого ума. А восточная мудрость гласит: зачем покидать одну тюрьму, если попадешь в другую. Это к вопросу о предпринимаемых действиях: они должны быть кардинальными, чтобы непременно вести к свободе и исцелению, а не к новой зависимости.

Это заметно в социально недопустимой форме. А вот в социально поощряемой форме на такую зависимость никто внимания не обращает, хотя она порождает массу последствий и даже болезней – психических, психосоматических, соматических. Общество не избавляет от зависимостей, а просто окультуривает их, как бы пропалывает, по аналогии с земледелием. Одни зависимости поощряет и поддерживает, а другие наказывает и даже пытается уничтожать. А с учетом того, что общество не целостно, а состоит из различных группировок, идет постоянная борьба за то, что считать полезным, а что вредным для общества. Но зависимости при этом остаются, а следовательно, продолжаются и бесконечные раздоры…

Людям все еще кажется, что они не целые, а фрагментарные: кажется, что какая-то мелочь не коснется их в целом. Не верится, что любая мелочь, любой поступок и слово соприкасаются со всей личностью и каждой клеточкой организма. И людям все еще кажется, что их душевное состояние и интеллект никак не связаны с их болезнями. У них все разделено, расщеплено на щепочки. Они думают, например, что лечат ухо или простуду, но не подозревают, что при этом имеют дело с человеком со всеми его взаимосвязями космического масштаба…

А есть еще такая зависимость, даже похлеще трудовой или сексуальной зависимостей. Ее условно можно назвать “интеллектуальной узостью”, а в народе называют “упертостью”. Конечно, тоже есть свои социально поощряемые формы, как “профессионализм”, “специализация”. А есть еще социально неприемлемые, как “фанатизм”, “национализм”, “нетерпимость” и т.д.

И ходят люди по миру и по своей жизни со своими упертостями, такие опасные друг для друга и всего мира в силу своей упертости: спорят и ругаются, дерутся и враждуют, беснуются и маются…

И часто вот такая упертость служит психологическим защитным механизмом, на основе которого держится вся система мировосприятия или “точка сборки” личности в качестве психической вменяемости или психологической адекватности.

Как за деревьями не видят леса, так и за маленькой личностью люди не замечают в себе огромного человека разумного, человека небесных масштабов.

Так же считается, что избавиться от зависимостей без посторонней помощи, в одиночку, очень сложно. Психологи говорят, что для этого в первую очередь нужно ОСОЗНАТЬ, что в нас эта душевная пустота существует.

А как раз в том, чтобы убежать от этого осознания и пребывать в инфантильности, люди невероятно изобретательны. Потому что они боятся этого осознания, боятся прозреть, как их дети боятся ночью темноты.

Конечно, психологи сейчас предложат тренинги общения - для развития коммуникативных навыков. Но это же все для социума.

А как же быть-то с внутренней пустотой, которая, как показывает практика, как раз и оказывается самой проблемной? Как же быть с душой? До нее же, выходит, не получается добраться таким способом!

Этот “вакуум”, эта вот “пустота” – в голове ли, в груди ли, - мешает человеку жить и осваиваться в мире. Поэтому они его, мир, и видят преимущественно в серых тонах…

Без главной памяти – родовой - разве возможно собраться в здоровую личность и вспомнить, что мы и есть человеки разумные?.. (ЦСкА. 23.02.2003г.)

 (фрагмент книги: Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей. – РИТМ, 2003.)

P.S. Всю книгу в формате PDF можно заказать http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", октябрь 2014

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат