Разность цивилизаций: в чем она и какой путь выбрать? - Психология воспитания - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Психология воспитания

- Проекты
Страниц: 1

 

Они все смотрят на Россию! - http://www.edu.cap.ru/home/8656/jestokoct.jpg

(Начало см. в номере «ЗОВУ РИТМ» за октябрь 2014)

...Суть разных воспитательных систем лучше видится из практики и наблюдений очевидцев, чем из официальных документов, переполненных пустыми декларациями. Примеры об английском воспитании мы взяли из наблюдений матери двоих детей, которая волею судьбы оказалась в Англии. А еще одна в поисках лучшей методики воспитания сама пересмотрела много чего, после чего решила поделиться своими впечатлениями. Здесь лучше привести цитату, чем пересказывать:

«…Я пыталась собрать всю информацию о разных системах воспитания в разных странах. В Японии, например, детей воспитывают по схеме «до 5 лет ребенок — Бог, от 5 до 12 — раб, а после 12 — друг». Китайская мать Эми Чуа в своей книге-исповеди рассказывает, что китайская система заключается в том, что ребенок примерно всю жизнь — раб, но как это иногда неудачно выходит, если применять китайскую методику в Америке. В некоторых кавказских культурах мальчиков до 6 лет воспитывает мама, потом он уходит жить на мужскую половину и его воспитывает отец... Французы воспитывают детей незаметно, чтобы и они были незаметными и не мешали жить родителям...» (http://irkoko.ru/2014/01/30/novoe-russkoe-vospitanie)

Не будем в данном случае говорить о винегрете из разных приемов воспитания из различных культур далеких стран, если пытаться брать отовсюду что нравится. Очевидно только, что получится в результате их смешения в вашем ребенке не то, что получилось в той далекой стране на их культурной почве в чистом виде.

Но ее при этом очень и очень удивила одна вещь:

«…Хочется взять отовсюду самое хорошее за неимением русского и очевидного. Потому что то, чего я так и не нашла, — это русский путь. Русское воспитание. Русские дети — они какие? Умные? Вежливые? Тихие? Громкие? Поздние? Ранние? Улыбчивые? Угрюмые?..»

А ведь она совершенно права. Самой не то что таинственной, а просто-напросто неизвестной на сегодня остается именно РУССКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Тогда что же имеется в России сегодня, какое воспитание? Ведь тысячи и миллионы родителей как-то воспитывают своих детей и отправляют их в школы. Так есть у нас СВОЯ культура воспитания детей или нет?

Об этом еще одна цитата из уже указанного источника:

«…Советское государство очень четко отвечало на вопрос, что делать с детьми и какими они должны быть. Бодры, веселы, ответственны, задорны, пионерны. Родил, полтора года посидел, отправил в детский сад, потом в школу, потом в университет, потом по распределению. Орать на детей — абсолютно естественное занятие. Бить по особым случаям. Советские люди были запуганные, но душевные. Более того, русские черты воспитания и взращивания становились особенно хорошо видны в поколении эмигрантов. Например, знаю одну женщину, которую чуть не лишили родительских прав через несколько месяцев ее эмиграции, потому что соседи пожаловались на нее в полицию: она выставляла младенца зимой на балкон. Это же и есть самое русское — чтобы воздухом дышал. Но все рухнуло. И как и во всех областях (образование, медицина, экономика), в области воспитания нет никакой «русской идеи», нет никакой преемственности, нет даже элементарной логики. Мы не можем воспитывать, как нас воспитывали, хотя бы потому, что нас воспитывали в другой реальности...» (Екатерина Кронгауз, см. http://irkoko.ru/2014/01/30/novoe-russkoe-vospitanie)

Да, это большущий вопрос. Дети в стране, конечно же, рождаются и воспитываются. Но вот КАК?

Не будем отвлекаться на описание того, как миллионы родителей ориентируются на свое семейное воспитание (как их самих воспитывали родители), прислушиваются к сотням разных мнений из разных источников, пытаются разобраться в сотнях разных книг по воспитанию и т.п. Еще «телевизор» (т.е. СМИ) оказывает свое «воспитывающее» воздействие на родителей и их детей. А детские садики? Они преимущественно ориентированы на развивающий досуг и подготовку к школе, хотя и говорят там и воспитании. Но в этом смысле можно говорить и о воспитывающей роли всего, что детей окружает и что в их поле зрения так или иначе оказывается.

Странная ситуация. Вопрос воспитания человека как бы и «подвисает», но в то же время идет. Идет через тысячи каналов тысячами путей, которые немыслимо просчитать. Идет таким образом, что трудно предугадать в каждом конкретном случае, КТО выйдет из того или иного ребенка, в итоге. Представляете в такой ситуации ответственность родителей?! А сколько еще тех как бы «безответственных» родителей, кто опустил руки и не знает, что делать. И пускает все на самотек или просто ничего не успевает, в гонке на выживание и за деньгами, обеспечивая лишь более-менее приемлемый уход за детьми. За детей в этом случае должны отвечать детские сады, школа и государство?

 

 

Однако, несмотря на кажущийся хаос, НА НАШЕЙ ЗЕМЛЕ веками хранятся некоторые основные ценности и представления, какими должны быть дети и как к ним следует относиться. Люди на них ориентируются как-то даже неосознанно, наитием или подсознательно, вопреки любому общественному строю и если даже у них не получается так воспитывать (может быть, это как раз от неумирающего несмотря ни на что «РУССКОГО ВОСПИТАНИЯ»?). Не беремся описать все, но некоторые примеры здесь можно привести.

Первое, о чем непременно нужно сказать, это НРАВСТВЕННОСТЬ. На нее ориентируются все, даже асоциальные элементы, у которых все же есть свое представление об этом. Поэтому и наши дети с нравственностью сталкиваются чуть ли не с рождения.

Далее нужно сказать и о том, что, несмотря на кажущееся «бесправие» и зависимость от родителей, отношение к детям и детству у нас не просто уважительное, но и идеалистически влюбленное. Одно только выражение «дети – цветы жизни» чего стоит! ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ у нас не ограничивается никем, наоборот, только приветствуется! За детьми как-то естественно взрослыми признается их «детское пространство» и «детский мир».

Важно отметить здесь и то, что с первых дней своей жизни ребенок усваивает не просто Язык, а именно РУССКИЙ ЯЗЫК, который сегодня сильно отличается от других тем, что несет в себе, несмотря на разрушения, много чего важного из древнего наследия для воспитания человека. И соприкасаются на нашей земле с русским языком не только те, кто считается «русским» по национальности. Язык существенно влияет на образ мышления и мировоззрение, и даже на поведение. Это у нас имеется в виду всегда. Например, в XIX веке говорили: «...самые первые зачатки воспитания, передаваемые посредством слова, чувства, привычки... Строй ума у ребенка, которого первые слова были: Бог, тятя, мама, будет не таков, как у ребенка, которого первые слова были: деньги, наряд или выгода» (А.С. Хомяков).

Еще один момент, который у нас ценится веками, это воспитание ЦЕЛЬНОСТИ ДУХА, в отличие от духовной раздробленности на Западе. Вот почему тем, кто воспитывается больше традиционно, разговоры о целостности и гармоничности сознания понятней, чем тем, кто ориентирован на западный образ жизни. Разрыв тут, похоже, вовсе «цивилизационный» (несовместимый с Западом), но об этом чуть позже.

В этом же ряду стоит сказать о таком воспитательном факторе, как «НАРОДНОСТЬ», указанный еще в трудах К.Д.Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Он же тогда еще был категорически против слепого копирования западной школы, что стало, как известно, уже бедой для нашего современного образования: «Русское воспитание нуждается не во внешних формах, не в замене прежнего, вышедшего из моды и истасканного нами костюма новым столь же иностранным и столь же чуждым, что хотя, конечно, очень многое можем и должны занять из опытов иностранной педагогики, но не должны забывать, что для младенца тогда только не вредна чужая пища, когда он, вскормленный молоком матери, уже приобрел достаточно сил, чтобы переварить и употреблять эту чужую пищу… Такой родимой грудью для нас является народность и наша народная религия, соединяющая каждого из нас с каждым русским, хотя бы он скрывался далеко от глаз наших, в самой темной массе народа или в самом отдаленном уголке нашей неизмеримой отчизны, – соединяющие нас с давно отжившими поколениями, – словом, со всем тем, что дает нам прочное, историческое, а не эфемерное существование…»

И несомненно неотъемлемым от человека воспитательным фактором для нас с детства является РОДНАЯ ЗЕМЛЯ, ПРИРОДА. Природе тот же К.Д.Ушинский отводил видное место, как «одному из могущественных агентов в воспитании человека».

Выдающиеся люди нашей земли много внимания уделяли вопросам воспитания детей, воспитания человека. Вот почему мы, при возможности, опираемся на их высказывания. К примеру, И.А.Ильин, который нередко упоминается в наших работах, подчеркивал особую роль в воспитании ребенка СЕМЬИ, МАТЕРИ И ОТЦА, «...ибо после периода душевной теплицы должен наступить период душевного закала; ребенок должен приучаться внутренне к самообладанию и к высоким требованиям, и этот процесс дается ему тем легче, чем меньше «травм» он вынесет из первого периода. В нежнейшую эпоху своей жизни ребенок должен привыкнуть к семье – к любви, а не к ненависти и зависти; к спокойному мужеству и самодисциплине, а не к страху, унижению, доносам и предательству. Ибо воистину – мир можно пересоздать, перевоспитать из детской, но в детской же можно его и погубить».

Разве можно променять это на немецкое, английское или французское воспитание наших детей, чем грешили у нас люди материально состоятельные еще до революции 1917-го года, а теперь после 1991-го года?

А еще вы сравнивали западные сказки с РУССКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ? Например, почему во многих западных сказках встречается немало травмирующих детское сознание деталей и историй (хотя это относится не ко всем западным сказкам, немало там и добрых сказок)? Тот же И.А.Ильин писал о сказке, говоря, что это: «...ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. Здесь русская древность помазует русское младенчество на не испытанную еще трудную жизнь, созерцая из древнего национального лона всегда новые трудности жизненного пути. И благо нам, если мы, сохранив в душе вечного ребенка, умеем спрашивать и выслушивать голос нашей сказки...»

(продолжение следует)

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2014г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", ноябрь 2014

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат