Психология пола и отношений- Проекты | |
Страниц: 1
Основная идея этой статьи выражена в древней мудрости: ТЕРЯЕШЬ ЛЮБОВЬ – ТЕРЯЕШЬ ЗАЩИТУ, ТЕРЯЕШЬ ВСЕ! Для того чтобы проиллюстрировать эту идею, мы решили обратиться к известному многим произведению. Поэтому для тех, кто не хочет терять время на просмотр фильма, из справочника сокращенная информация об этом произведении:
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — рок-опера Алексея Рыбникова и Павла Грушко. Создана по инициативе режиссёра Марка Захарова на основе драматической кантаты чилийского поэта Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года». Действие происходит в 1850 году. Мальчишки-газетчики выкрикивают новости: в Калифорнии золотая лихорадка. Влекомые дальним миражом, в порт Вальпараисо со всех концов страны стекаются толпы людей, жаждущих отправиться в благодатный край, где живут сытно и в тепле. Таможенник Адальберто Рейес требует с Хуана Трехпалого кучу всевозможных справок, но бывшему шахтёру не составляет труда сагитировать ретивого служаку плыть вместе со всеми на прииски в Калифорнию добывать золото. Трёхпалый сопровождает Хоакина Мурьету, при котором он за дядьку и проводника. Этот юноша по замесу вожак, поясняет он теперь уже бывшему таможеннику. Вместе с Хоакином делил он до сей поры бедняцкую судьбу, бедняцкий хлеб и бедняцкие тумаки. Во время пути по морю объездчик коней Хоакин Мурьета заарканил крестьянку Тересу. Тут же, на корабле происходит их свадьба. Пока на палубе идёт буйный кутеж и грубое веселье похоже на слепой вызов смерти, из иллюминатора каюты слышится любовный диалог новобрачных, поглощённых своим счастьем. Далее Сан-Франциско 1850 года. В таверне «Заваруха» стычка явившихся на заработки латиноамериканцев с рейнджерами в техасских шляпах. Белокурые борзые из Калифорнии, как они себя называют, устраивают нападения на посёлки старателей. В один из таких набегов погромщики, ворвавшись в дом Мурьеты, насилуют и убивают Тересу. Вернувшись с прииска, Хоакин клянётся над безжизненным телом жены отомстить за неё и покарать убийц. С этого дня Хоакин становится разбойником. Мурьета, скачущий на коне мщения, держит в страхе всю округу, вершит расправу над белыми гринго, творящими беззаконие и наживающимися на преступлениях. Рейес и Трёхпалый, как и некоторые другие чилийцы, решают присоединиться к грозному разбойнику, воздать возмездие за пролитую кровь братьев. Вокруг Хоакина собирается отряд мстителей. Однажды Мурьета приносит розы покойной жене, а «Борзые» устраивают на кладбище засаду. Хоакин был безоружным, его застрелили, а потом, чтоб не воскрес, отсекли голову. Балаганщик зазывает прохожих в ярмарочный балаган, где в клетке выставлена голова Хоакина. Мужчины решают выкрасть из балагана голову и похоронить на могиле Тересы. Далее движется погребальное шествие, Трёхпалый и Рейес несут голову Мурьеты. Голова разбойника выражает сожаление, что до потомков не дойдёт вся правда о нём. Много он зла сотворил, хотя делал и добрые дела, но неизбывная тоска по убитой жене гнала его по земле, а честь его светила звездою… В спектакле 1970-х годов героями действия были чилийцы. Подлинные же участники истории Хоакина — мексиканцы (Хоакин — историческое лицо, а не только герой легенды, и родина его — Мексика). Жена Хоакина — не Тереза, как это было у Пабло Неруды, а Росита. Всё это было восстановлено в версии спектакля 2014 года (https://ru.wikipedia.org)
Но лучше, конечно же, погрузиться в музыку и картины фильма! Гораздо легче будет понять настоящие ценности жизни и то, как легко люди с верного пути сворачивают не туда. Ведь все начинается прекрасно. Молодой Хоакин Мурьета на своей родной земле просто радуется жизни:
«Здесь крыши и груши мокры от дождя, И по склонам бредут виноградники, пахнет жасмином. Спасибо судьбе, что родился я в этом просторе…»
Конечно, не так просто выживать посреди гор. Люди вроде бы и на своей родной земле, но и устают от постоянных трудов в быту, мечтают об удаче и облегчении, о радостях и отдыхе. Как там в песне, которую слышит Хоакин:
«В школе с детства нас учили, Нет страны чудесней Чили. Как сказал поэт, как сказал поэт. Есть пустыни и вулканы, Острова и океаны. Только жизни нет, только жизни нет...»
А тут соблазн «золотой лихорадки» бродит по земле, распространяется, как чума, заражает души людей. Уже и близкие люди уговаривают Хоакина Мурьету вести их в далекую страну. Мечты обывателя туманят рассудок:
«По мне, сеньоры, лучшего не надо, Скоплю деньжат на домик у пруда, Чтоб жарким летом в нем была прохлада, И чтобы печь гудела в холода. Чтоб сад вишневый этот домик прятал И птицы вили гнезда у стрехи, А в стойле верный конь ушами прядал, А на заре - пели петухи. - Будем сыты и одеты До скончания света. - Ясно ведь прописано, Все ж таки газета…»
Но, обратите внимание, даже соглашаясь на дальнее путешествие с друзьями, Хоакин сердцем своим все еще на стороне НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ, а не той иллюзии, которой манят обывателей газеты, обещая богатую и сытую жизнь, будто богатство и сытость и есть цель жизни. Он не против иметь дом у пруда с вишневым садом, хорошо одеваться и опираться на верного коня, но ему надо больше:
«Согласен, братцы, и просить не надо, А вдруг я встречу там свою Звезду? Скажу ей: Стань женой моей, отрада, И к алтарю венчаться поведу. Хочу, чтоб мы друг друга век любили, И чтоб в разлуке не были ни дня, Чтоб дочки на нее похожи были, А сыновья - похожи на меня…»
И судьба ему благоволит. Действительно поначалу ведет именно к тому, чего ожидает сердце. В пути наступает его звездный час! Теперь уже не просто мечты и ожидание. Он влюблен, он счастлив. Его любимая рядом с ним:
«Я твоя свобода, я твоя звезда, На устах горячих - чистая вода. Что бы ни случилось, позови меня, Я с тобою буду и средь бела дня. Я твоя удача, я судьба твоя, Все, что ты успеешь в жизни - это я, это я. Я тебе сияю из-за серых туч, Не теряй из виду мой певучий луч…»
Примерно так складывается судьба человека, если даже в жизни его немало трудностей и испытаний. Он их преодолевает, он идет вперед, к новым достижениям, потому что он ПОД ЗАЩИТОЙ ЛЮБВИ! Несмотря на то, что в эти дни Хоакин на вершине счастья от своей Тересы, везде и во всем видит ее, все посвящает ей, мы не забываем, куда и зачем он отправился. Это уже первый тревожный звонок от смерти и можно сказать мертвого царства, который тоже не где-то, а совсем рядом, здесь:
«Тот, кто без оглядки за звездой идет, за звездой идет, Под ноги не смотрит, в пропасть упадет, в пропасть упадет… Обернется мукой твой кровавый путь. Может лучше сразу, стоит ли тянуть?..»
Получив ВСЕ от судьбы, Хоакин Мурьета не останавливается. Будто по инерции идет дальше. Но ведь дальше в этом случае получается только ОТ того, что он уже имеет. Вот так незаметно и переходится грань, КОГДА ЧЕЛОВЕК САМ И ВЫХОДИТ ИЗ-ПОД ЗАЩИТЫ ЛЮБВИ. Любые другие действия, не связанные напрямую с ней, ведут к ее потере. Вроде бы на бытовом уровне все логично: встретил любимую, поженились, теперь надо обеспечить быт семьи, заработать. И цель вроде бы близка – как раз ведь едут на заработки, за золотом! Но… Еще не успели сойти на берег, а судьба предупреждает. Второй тревожный звонок. Совсем рядом шаги смерти:
«…Будет рыть священник золото крестом. Будет заваруха, это уж поверьте, В этом деле надобно держаться молодцом, Два шажка, не больше, от звезды до смерти, Хи-хи, ха-ха, хо-хо... Там, где пахнет золотом, пахнет и свинцом…»
Очень знаменательна картина, когда Хоакин стоит по колено в воде и моет песок в надежде увидеть крупинки золота. И вот так изо дня в день. О чем он в эти дни с утра до ночи думает, когда кругом опасности – грабят золотоискателей, нападают на их селения, а в почти пустом селении, откуда все мужчины ушли на речку за золотом, его беременная Тереса? – О ЛЮБВИ или просто о золоте? А потом, перелопатив горы песка и устав за день, возвращается ведь не куда-нибудь, а к своей любимой, под сень любви, чтобы с утра снова уйти от нее. С одной стороны у Хоакина Тереса, его светлая любовь и можно сказать воплощенная звезда:
«Как же это, как же так? Я была одна, А теперь под сердцем плещет Теплая волна. Кто ты, радость ясная, Свет моих глубин? - Что-нибудь одно из двух - дочка или сын. Как же это, как же так? Я была одна, А теперь во мне живет - Он или она. Кто ты, нежность тайная, Как ты там жива?..»
А с другой стороны мрак и вот что:
«…Мотыльком над свечкой вьется человек, вьется человек. Раз на свет родился - заплатить изволь, заплатить изволь, На земном базаре - вместо денег боль, вместо денег боль. Лакомствами любишь набивать живот, Для свинцовой снеди подставляй свой рот…»
Зная все опасности, Хоакин обреченно ведет свою рискованную игру. И, в очередной раз отдохнув и восстановив силы под лучами любви, УХОДИТ ЗА ЗОЛОТОМ. УХОДИТ ОТ ЛЮБВИ. Надолго ли, на короткий ли миг, но можно сказать, что ТЕРЯЕТ любовь… Правда ведь, очень символично все в этом произведении: звезда, любовь, золото… Трудно сходу сказать, в какой момент случилась ПОТЕРЯ: в момент трагедии с Тересой, или раньше, когда Хоакин раз за разом оставлял ее одну в опасной местности, и трагедия могла случиться в любой день и раньше. И вопрос ведь не о внешней стороне потери, а во внутренней, душевной. В какой момент Хоакин ПОТЕРЯЛ ЗАЩИТУ ЛЮБВИ? Когда мыл песок и грезил о богатстве? Или раньше? А дальше, КОГДА САМА ЛЮБОВЬ В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА УЖЕ ПРЕДАНА И ПОТЕРЯНА, КОГДА СИЛА ЛЮБВИ ЧЕЛОВЕКА УЖЕ НЕ ГРЕЕТ И НЕ ЗАЩИЩАЕТ, все внешние события – всего лишь следствие, как бы подтверждение… ТЕРЯЕШЬ ЛЮБОВЬ – ТЕРЯЕШЬ ЗАЩИТУ, ТЕРЯЕШЬ ВСЕ! Так и доходит Хоакин Мурьета шаг за шагом до осознания своего положения, когда на могиле жены, унесшей с собой и нерожденного сына, клянется отомстить:
«Господи, помилуй и наставь раба, Для кого постылой сделалась судьба…»
И у него, который ИМЕЛ ВСЕ – любовь, любимую, счастливое ожидание сына, не стало ничего, кроме далекой Родины, куда ему уже не суждено вернуться:
«Где ты, моя Родина, чистый мой ручей, На чужбине, Родина, я теперь ничей. Ничего не надо мне, только бы на миг Пальцами горячими тронуть твой родник. Где ты, моя Родина, грусть моя и свет, На чужбине, Родина, мне и смерти нет…»
Этот пример мы привели здесь лишь для того, чтобы напомнить одну древнюю истину: ЧЕЛОВЕКА ПО ЖИЗНИ ВЕДЕТ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ, ее сила и защита. Ничего ведь больше и не надо для жизни. Все остальное должно строиться вокруг нее, а не в стороне от нее или вместо нее. СОХРАНИШЬ ЛЮБОВЬ – СОХРАНИШЬ ВСЕ! (Продолжение следует)
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2015г.)
Публикация в электронном журнале "ЗОВУ РИТМ", май 2015
19.05.15 14:39 - Проекты|Психология пола и отношений » Теряешь любовь - теряешь защиту, теряешь все! |Печать
Страниц: 1 Рекомендуем01.06.21 Во имя Жизни!
|