Теряешь любовь - теряешь защиту, теряешь все! - Психология пола и отношений - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Психология пола и отношений

- Проекты
Страниц: 1

 

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты. 1984г. - http://kinograf.su

Основная идея этой статьи выражена в древней мудрости: ТЕРЯЕШЬ ЛЮБОВЬ – ТЕРЯЕШЬ ЗАЩИТУ, ТЕРЯЕШЬ ВСЕ! Для того чтобы проиллюстрировать эту идею, мы решили обратиться к известному многим произведению. Поэтому для тех, кто не хочет терять время на просмотр фильма, из справочника сокращенная информация об этом произведении:

 

«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — рок-опера Алексея Рыбникова и Павла Грушко. Создана по инициативе режиссёра Марка Захарова на основе драматической кантаты чилийского поэта Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года».

Действие происходит в 1850 году. Мальчишки-газетчики выкрикивают новости: в Калифорнии золотая лихорадка. Влекомые дальним миражом, в порт Вальпараисо со всех концов страны стекаются толпы людей, жаждущих отправиться в благодатный край, где живут сытно и в тепле. Таможенник Адальберто Рейес требует с Хуана Трехпалого кучу всевозможных справок, но бывшему шахтёру не составляет труда сагитировать ретивого служаку плыть вместе со всеми на прииски в Калифорнию добывать золото. Трёхпалый сопровождает Хоакина Мурьету, при котором он за дядьку и проводника. Этот юноша по замесу вожак, поясняет он теперь уже бывшему таможеннику. Вместе с Хоакином делил он до сей поры бедняцкую судьбу, бедняцкий хлеб и бедняцкие тумаки.

Во время пути по морю объездчик коней Хоакин Мурьета заарканил крестьянку Тересу. Тут же, на корабле происходит их свадьба. Пока на палубе идёт буйный кутеж и грубое веселье похоже на слепой вызов смерти, из иллюминатора каюты слышится любовный диалог новобрачных, поглощённых своим счастьем.

Далее Сан-Франциско 1850 года. В таверне «Заваруха» стычка явившихся на заработки латиноамериканцев с рейнджерами в техасских шляпах.

Белокурые борзые из Калифорнии, как они себя называют, устраивают нападения на посёлки старателей. В один из таких набегов погромщики, ворвавшись в дом Мурьеты, насилуют и убивают Тересу. Вернувшись с прииска, Хоакин клянётся над безжизненным телом жены отомстить за неё и покарать убийц. С этого дня Хоакин становится разбойником.

Мурьета, скачущий на коне мщения, держит в страхе всю округу, вершит расправу над белыми гринго, творящими беззаконие и наживающимися на преступлениях. Рейес и Трёхпалый, как и некоторые другие чилийцы, решают присоединиться к грозному разбойнику, воздать возмездие за пролитую кровь братьев. Вокруг Хоакина собирается отряд мстителей.

Однажды Мурьета приносит розы покойной жене, а «Борзые» устраивают на кладбище засаду. Хоакин был безоружным, его застрелили, а потом, чтоб не воскрес, отсекли голову.

Балаганщик зазывает прохожих в ярмарочный балаган, где в клетке выставлена голова Хоакина. Мужчины решают выкрасть из балагана голову и похоронить на могиле Тересы.

Далее движется погребальное шествие, Трёхпалый и Рейес несут голову Мурьеты. Голова разбойника выражает сожаление, что до потомков не дойдёт вся правда о нём. Много он зла сотворил, хотя делал и добрые дела, но неизбывная тоска по убитой жене гнала его по земле, а честь его светила звездою…

В спектакле 1970-х годов героями действия были чилийцы. Подлинные же участники истории Хоакина — мексиканцы (Хоакин — историческое лицо, а не только герой легенды, и родина его — Мексика). Жена Хоакина — не Тереза, как это было у Пабло Неруды, а Росита. Всё это было восстановлено в версии спектакля 2014 года (https://ru.wikipedia.org)

 

Но лучше, конечно же, погрузиться в музыку и картины фильма! Гораздо легче будет понять настоящие ценности жизни и то, как легко люди с верного пути сворачивают не туда.

Ведь все начинается прекрасно. Молодой Хоакин Мурьета на своей родной земле просто радуется жизни:

 

«Здесь крыши и груши мокры от дождя,

 И по склонам бредут виноградники, пахнет жасмином.

Спасибо судьбе, что родился я в этом просторе…»

 

Конечно, не так просто выживать посреди гор. Люди вроде бы и на своей родной земле, но и устают от постоянных трудов в быту, мечтают об удаче и облегчении, о радостях и отдыхе. Как там в песне, которую слышит Хоакин:

 

«В школе с детства нас учили,

 Нет страны чудесней Чили.

 Как сказал поэт, как сказал поэт.

 Есть пустыни и вулканы,

 Острова и океаны.

 Только жизни нет, только жизни нет...»

 

А тут соблазн «золотой лихорадки» бродит по земле, распространяется, как чума, заражает души людей. Уже и близкие люди уговаривают Хоакина Мурьету вести их в далекую страну. Мечты обывателя туманят рассудок:

 

«По мне, сеньоры, лучшего не надо,

 Скоплю деньжат на домик у пруда,

 Чтоб жарким летом в нем была прохлада,

 И чтобы печь гудела в холода.

 Чтоб сад вишневый этот домик прятал

 И птицы вили гнезда у стрехи,

 А в стойле верный конь ушами прядал,

 А на заре - пели петухи.

 - Будем сыты и одеты

 До скончания света.

 - Ясно ведь прописано,

 Все ж таки газета…»

 

Но, обратите внимание, даже соглашаясь на дальнее путешествие с друзьями, Хоакин сердцем своим все еще на стороне НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ, а не той иллюзии, которой манят обывателей газеты, обещая богатую и сытую жизнь, будто богатство и сытость и есть цель жизни. Он не против иметь дом у пруда с вишневым садом, хорошо одеваться и опираться на верного коня, но ему надо больше:

 

«Согласен, братцы, и просить не надо,

 А вдруг я встречу там свою Звезду?

 Скажу ей: Стань женой моей, отрада,

 И к алтарю венчаться поведу.

 Хочу, чтоб мы друг друга век любили,

 И чтоб в разлуке не были ни дня,

 Чтоб дочки на нее похожи были,

 А сыновья - похожи на меня…»

 

И судьба ему благоволит. Действительно поначалу ведет именно к тому, чего ожидает сердце. В пути наступает его звездный час! Теперь уже не просто мечты и ожидание. Он влюблен, он счастлив. Его любимая рядом с ним:

 

«Я твоя свобода, я твоя звезда,

 На устах горячих - чистая вода.

 Что бы ни случилось, позови меня,

 Я с тобою буду и средь бела дня.

 Я твоя удача, я судьба твоя,

Все, что ты успеешь в жизни - это я, это я.

 Я тебе сияю из-за серых туч,

 Не теряй из виду мой певучий луч…»

 

Примерно так складывается судьба человека, если даже в жизни его немало трудностей и испытаний. Он их преодолевает, он идет вперед, к новым достижениям, потому что он ПОД ЗАЩИТОЙ ЛЮБВИ!

Несмотря на то, что в эти дни Хоакин на вершине счастья от своей Тересы, везде и во всем видит ее, все посвящает ей, мы не забываем, куда и зачем он отправился. Это уже первый тревожный звонок от смерти и можно сказать мертвого царства, который тоже не где-то, а совсем рядом, здесь:

 

«Тот, кто без оглядки за звездой идет, за звездой идет,

 Под ноги не смотрит, в пропасть упадет, в пропасть упадет…

Обернется мукой твой кровавый путь.

 Может лучше сразу, стоит ли тянуть?..»

 

Получив ВСЕ от судьбы, Хоакин Мурьета не останавливается. Будто по инерции идет дальше. Но ведь дальше в этом случае получается только ОТ того, что он уже имеет.

Вот так незаметно и переходится грань, КОГДА ЧЕЛОВЕК САМ И ВЫХОДИТ ИЗ-ПОД ЗАЩИТЫ ЛЮБВИ. Любые другие действия, не связанные напрямую с ней, ведут к ее потере.

Вроде бы на бытовом уровне все логично: встретил любимую, поженились, теперь надо обеспечить быт семьи, заработать. И цель вроде бы близка – как раз ведь едут на заработки, за золотом! Но… Еще не успели сойти на берег, а судьба предупреждает. Второй тревожный звонок. Совсем рядом шаги смерти:

 

«…Будет рыть священник золото крестом.

Будет заваруха, это уж поверьте,

В этом деле надобно держаться молодцом,

Два шажка, не больше, от звезды до смерти,

Хи-хи, ха-ха, хо-хо...

Там, где пахнет золотом, пахнет и свинцом…»

 

Очень знаменательна картина, когда Хоакин стоит по колено в воде и моет песок в надежде увидеть крупинки золота. И вот так изо дня в день. О чем он в эти дни с утра до ночи думает, когда кругом опасности – грабят золотоискателей, нападают на их селения, а в почти пустом селении, откуда все мужчины ушли на речку за золотом, его беременная Тереса? – О ЛЮБВИ или просто о золоте?

А потом, перелопатив горы песка и устав за день, возвращается ведь не куда-нибудь, а к своей любимой, под сень любви, чтобы с утра снова уйти от нее. С одной стороны у Хоакина Тереса, его светлая любовь и можно сказать воплощенная звезда:

 

«Как же это, как же так?

 Я была одна,

 А теперь под сердцем плещет

 Теплая волна.

 Кто ты, радость ясная,

 Свет моих глубин?

 - Что-нибудь одно из двух - дочка или сын.

 Как же это, как же так?

 Я была одна,

 А теперь во мне живет -

 Он или она.

 Кто ты, нежность тайная,

 Как ты там жива?..»

 

А с другой стороны мрак и вот что:

 

«…Мотыльком над свечкой вьется человек, вьется человек.

 Раз на свет родился - заплатить изволь, заплатить изволь,

 На земном базаре - вместо денег боль, вместо денег боль.

 Лакомствами любишь набивать живот,

 Для свинцовой снеди подставляй свой рот…»

 

Зная все опасности, Хоакин обреченно ведет свою рискованную игру. И, в очередной раз отдохнув и восстановив силы под лучами любви, УХОДИТ ЗА ЗОЛОТОМ. УХОДИТ ОТ ЛЮБВИ.

Надолго ли, на короткий ли миг, но можно сказать, что ТЕРЯЕТ любовь…

Правда ведь, очень символично все в этом произведении: звезда, любовь, золото…

Трудно сходу сказать, в какой момент случилась ПОТЕРЯ: в момент трагедии с Тересой, или раньше, когда Хоакин раз за разом оставлял ее одну в опасной местности, и трагедия могла случиться в любой день и раньше. И вопрос ведь не о внешней стороне потери, а во внутренней, душевной. В какой момент Хоакин ПОТЕРЯЛ ЗАЩИТУ ЛЮБВИ? Когда мыл песок и грезил о богатстве? Или раньше?

А дальше, КОГДА САМА ЛЮБОВЬ В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА УЖЕ ПРЕДАНА И ПОТЕРЯНА, КОГДА СИЛА ЛЮБВИ ЧЕЛОВЕКА УЖЕ НЕ ГРЕЕТ И НЕ ЗАЩИЩАЕТ, все внешние события – всего лишь следствие, как бы подтверждение…

ТЕРЯЕШЬ ЛЮБОВЬ – ТЕРЯЕШЬ ЗАЩИТУ, ТЕРЯЕШЬ ВСЕ!

Так и доходит Хоакин Мурьета шаг за шагом до осознания своего положения, когда на могиле жены, унесшей с собой и нерожденного сына, клянется отомстить:

 

«Господи, помилуй и наставь раба,

 Для кого постылой сделалась судьба…»

 

И у него, который ИМЕЛ ВСЕ – любовь, любимую, счастливое ожидание сына, не стало ничего, кроме далекой Родины, куда ему уже не суждено вернуться:

 

«Где ты, моя Родина, чистый мой ручей,

 На чужбине, Родина, я теперь ничей.

 Ничего не надо мне, только бы на миг

 Пальцами горячими тронуть твой родник.

 Где ты, моя Родина, грусть моя и свет,

 На чужбине, Родина, мне и смерти нет…»

 

Этот пример мы привели здесь лишь для того, чтобы напомнить одну древнюю истину: ЧЕЛОВЕКА ПО ЖИЗНИ ВЕДЕТ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ, ее сила и защита. Ничего ведь больше и не надо для жизни. Все остальное должно строиться вокруг нее, а не в стороне от нее или вместо нее.

СОХРАНИШЬ ЛЮБОВЬ – СОХРАНИШЬ ВСЕ!

(Продолжение следует)

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2015г.)

 

Публикация в электронном журнале "ЗОВУ РИТМ", май 2015

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат