Согласные звуки суварской речи - Другие публикации по языку - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Другие публикации по языку

- Проекты
Страниц: 1

 

Суварская земля сегодня. – Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2012.

ИЗ НОВЫХ ИЗЫСКАНИЙ:

 

… (Продолжение. Начало см. в майском номере «ЗОВУ РИТМ» 2015г.)

2.

В живой русской речи звук «Л» показывает смысл «целости, энергонасыщенности, сотворения, рядоположенности, соседства, примыкания, принадлежности…» и т.п. В паре сонорных согласных «Л» и «Р» звук «Л» - это не внешнее проявление, а содержание, наполнение, внутренняя структура. И взгляд изнутри.

Подтверждается ли все это примерами суварской речи?

Слог «ЛА» имеет изначальный смысл:

- «сотворенное начало», или «пространство (среда, поверхность, ландшафт, проход)» - к этому смыслу подойдут следующие примеры современной суварской речи: «ЛАптак» (в современном значении «плоский»); «ЛАптак чул» (плоский камень, плита), «ЛАптăк» (площадь, территория; участок), «ЛАпчăт» (сплющивать, сдавливать),

- или «энергонасыщенное начало» («структурирующее, гармонизирующее продолжение, распространение»), т.е. как бы «сфера энергетики, ее внутреннее содержание, структура, плотность». Вполне соответствуют этому смыслу такие примеры суварского языка: «ЛАв» (подвода, воз), «тулли ЛАв» (груженая подвода), «ЛАчака» (болото, трясина, грязь).

В Древности слог «ЛА» применялся в значении «порядок, мир, гармония», даже «Лад». Здесь можно из суварского языка такие примеры привести: «ЛАйăх» (хороший, отличный; хорошо, отлично), «ЛАру» (заседание), «ЛАру-тăру» (положение, ситуация).

Характеристики смысла пространственности, структуры, местоположения звука «Л» подтверждаются в суварских примерах: «Лере» (вон там, вон туда), «Лешĕ, Леш» (тот, другой, упомянутый), «Леш енче» (на той стороне), «Лупас» (сарай, навес; шалаш), «Лутра» (низкий, приземистый).

Смысл некого гармонизирующего, гармоничного продолжения видится в примере: «Лăпкă» (спокойный, тихий; спокойно, тихо); «Лăпкă сасăпа кала» (сказать спокойным голосом). И, быть может, из-за легкости, ощущения гармоничности звук «Л» представлен в суварском слове «Лĕпĕш» (бабочка)?

В общем, мы можем найти еще немало подтверждающих примеров в «Кратком чувашско-русском словаре» М.И.Скворцова (изд. «Руссика», 1994г.) – словаре, которым мы в данном случае пользуемся, откуда берем примеры и еще будем брать.

Но в целом мы убеждаемся, что суварских слов, подтверждающих ранее выявленный через русскую речь смысл звука «Л», немало!

 

Любопытная ситуация, выявленная ранее, с парой данных сонорных звуков заключается у нас в том, что если звук «Л» по смыслу - нечто «внутри», то звук «Р», имея примерно те же энергетические характеристики, выражает то, что «вовне». Как взгляд на то же самое снаружи. Опережая примеры, тут мы можем сказать, что смыслы звука «Р» в суварском языке тоже подтверждаются.

Но отличительная от русской речи особенность суварского языка в данном случае состоит в том, что звук «Р» в исконно суварских словах не встречается в начале слова. А если где-то и есть, то это слово в суварском языке оказывается заимствованным из другого языка.

С подобным положением мы в русской речи сталкивались со звуком «Ы» (как вы знаете, практически нет русских слов, начинающихся на «Ы»). А вот в суварской речи звук «Ы» в начале слова – это нормально. Примеров много. С учетом смысла звука «Ы» («непроявленное, потенциальное» и т.п.), правильно, если вообще нет слов, начинающихся на «Ы» (см. работу «Введение в Родную Речь», РИТМ, 2013).

Поэтому можно предположить, что в суварском языке (и других языках, где тоже «Ы» встречается в начале слова) такой факт является отклонением от изначального смысла и строя Живой Речи. И даже показателем более позднего происхождения таких слов (возможно, и языков). Если, к примеру, русский язык (язык РУСов) является прямым и основным наследником общего «праязыка», то в данном случае суварский язык (язык суваров), видимо, отпочковался в своей основе из «праязыка» (напрямую или через другую – например, как некоторые полагают, тюркскую - языковую ветвь) значительно поздней, когда уже утратился изначальный смысл звука «Ы» и его легко начали ставить в начало слова.

Ну, а теперь приведем примеры суварских слов, содержащих сонорный звук «Р»: «йăмРа» (ветла, ива; «чăваш ялĕнче йăмра нумай» в чувашских деревнях много ветел), «йăРан» (грядка; борозда), «йĕР» (след, отпечаток, линия, штрих), «йĕРке» (порядок; «çирĕп йĕрке» твердый порядок). Везде речь идет о смысле внешнего, даже видимого проявления энергии. Вывод тот же: изначальный смысл звука «Р» сохраняется по сей день и в суварской речи.

Кроме такой проверки (через целые слова и их значения), можно сравнивать даже состав звуков в корне слова. Возьмем, к примеру, такой корень из русского слова «Ларь, Ларец» (в значении «ящик для хранения…»): «ЛАРЪ» со смыслом «пространство света», или «внутренний источник энергетического начала», или «плоскость освещенная».

Нас в данном случае интересует именно последний вариант с «плоскостью, поверхностью». В суварском языке есть точно такой же корень, который фигурирует в словах: «Лар» (садись), «Лару» (заседание) и «Лару-тăру» (положение, ситуация). Судя по сохранившимся значениям, близкий к смыслу «пространства, плоскости, поверхности». И даже видно, что если значения меняются (удаляются от смысла), то сам смысл остается изначальным и сводится к «сидению, положению на плоскости». Невооруженным глазом видно, что оба языка из одного первоначального источника! И таких примеров можно найти достаточно, но не будем занимать место аналогиями, пойдем дальше.

 

3.

Из сонорных согласных у нас остались еще два звука: «М» и «Н», которые изначально тоже представляют смысловую пару. Но пока задержимся на звуке «М».

Сонорный звук «М» в смысловом аспекте связан с «рождением, проявлением, возникновением», а также с мыслью и мышлением. Как уже указывалось ранее, это только сейчас мышление и рождение далеко разошлись, а в Древности были единым процессом сотворения (рождения), включающего как мышление, создание мысленного, образного плана, так и его материальный план, воплощение, придание образу плоти (например, МАять, МАть).

Вот почему слог «МА» понимается по смыслу как «рождающее начало» или «рождающееся начало» («возникновение, явление на грани разных стихий, миров, планов бытия»); образный смысл: «рождение начала, истока». Относится это и к мышлению, порождению мысли: «мыслящее начало», «образ продолжения, распространения» (еще один пример: мАн).

Кстати, о незаслуженно забытом в современном русском языке слове «Ман» (с подачи иностранных лингвистов, его неверно толкуют как часть греческого слова «мания» в словах, типа «меломан» и т.п., хотя на самом деле ровно наоборот). В изначальном смысле оно имеется, пожалуй, в древнеиндийском языке, в значении «человек» (от корня «мыслящий»), потому что обозначает весь его путь: от рождения (М), существования (А) до ухода (Н) - МАНЪ. В других языках, в ходе последующих искажений, возникли другие значения, порой несовместимые с «человеком». Но в суварском это звукосочетание связано с человеком. Например, здесь «Ман» - это форма личного местоимения (мой), или «Мана» (мне), т.е. все же подразумевается древний смысл мыслящего существа! Об этом же свидетельствует и другое значение этого же звукосочетания в глагольной форме суварского языка: «Ман» (забудь, забывать; забыть).

Точно также иностранные лингвисты и их местные последователи «зачеркнули» в русском языке слово «Май» (от исконного смысла «маять, маяться» - рождать, созидать) и решили, что это латинское слово. Оно в русском могло бы обозначать «рождение», или же как в суварском: «Май» (возможность, способ, путь, прием). Смысл примерно такой.

Можно привести еще целый ряд примеров, где слог «МА» в суварском несет смысл «рождения, возникновения, начала и продолжения», что мы и сделаем сейчас в качестве подтверждения, указывая современные сохранившиеся значения: «МАкăр» (плакать, реветь, рыдать), «МАлалла» (вперед; дальше), «МАлашне» (впредь, в будущем), «МАлта» (впереди), «МАлтан» (сначала, вперед; спереди), «МАттур» (здоровый, сильный, бравый; или, как похвала: молодец!).

В связи с «рождением, плодоношением» звук «М» в составе слога второго центра «МĂ» может входить в слова, придавая им свой изначальный специфический смысл: «МĂйăр» (орех; ореховый), «МĂк» (мох; моховой), «МĂн, мăнă» (большой, огромный), «МĂшăр» (пара; чета).

 

Перейдем теперь к звуку «Н», смысл которого в изначальной Живой Речи: «грань исчезновения, ухода, перехода куда-то, в другое состояние, в другое пространство, другое измерение» и т.д. Поэтому изначальный смысл и связан с такими ощущениями. Символически звук «Н» - как бы разделитель, некий поворотный знак, знак другого начала, знак перехода. Однако надо иметь в виду и то, что там, где разделение, имеет место и соединение, слияние (хотя бы бывшее), если не одновременно. Вот почему звук «Н» становится гранью слияния (соседства), присоединения (перехода друг в друга) разных, качественно отличных друг от друга начал. Или знаком примыкания (смыкания, смычности), иногда и как бы принадлежности. В символическом значении букву «Н» иногда понимают как «единение земного с небесным» или «единение людей земли с людьми небесными».

Поэтому, например, слог «НА» может нести смысл какого-то угасания, предвестника ухода, исчезновения. В суварском языке есть такой подтверждающий пример: «НАчар» (плохой, дрянной; плохо), «НАчарлан» (слабеть, ухудшаться - о здоровье;худеть).

Или «НА» может просто обозначать «поверхность» (ведь обычно «поверхность» - это переход из воздушной среды в более плотную среду или материал– воду, землю, дерево и т.д.). И когда говорят «на стол», то имеют в виду поверхность стола. Здесь, к примеру, нужно сказать, что суварское слово «НАян» (лентяй, лодырь, бездельник) как раз образовано по такому принципу, где «НА» - поверхность, плоскость, а «Ян» - это, скорей всего, неверно переданная (или уже искаженная за время длительного разрушения языка) часть от суварского же слова «Ен» (сторона, бок). В итоге, смысл слова «Наян» мог сводиться к буквальной формулировке «набок», т.е. «к поверхности расположиться боком» (как бы лежать на боку, по аналогии с русским словом «лежебока»).

Или вот как показатель границы, т.е. конца одного и начала другого, можно привести такой пример: «Никĕс» (фундамент, основание; «пÿрт никĕсĕ» фундамент дома; «никĕс хыв» заложить основу).

Ярким показателем единого происхождения русского и суварского языков может служить слог «НИ» в словах с тем же смыслом «отрицания», который мы привыкли видеть в русских словах: «НИмĕн, НИм» (ничто, ничего; «нимĕн те çук» ничего нет; «ним те мар» ничего не стоит, запросто), «НИмĕнле, НИмле» (никакой; «мана нимле пулăшу та кирлĕ мар» мне не нужно никакой помощи), «НИçта та» (нигде; никуда; «вăл ниçта та çук» его нигде нет; «ниçта та каймастăп» никуда я не пойду), «НИхçан та» (никогда; «нихçан та манас çук» никогда не забуду). … … …

 (продолжение следует)

(по книге: «Истоки суварской речи». – РИТМ. 2015г. – скачать всю книгу бесплатно по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=272 .)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июнь 2015

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат