О естестве древней жизни - Наши первые статьи - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Наши первые статьи

- Проекты
Страниц: 1

 

Запах и вкус естества наши предки, в отличие от сегодняшних людей, имели сполна. – Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2014

(Почти реферат по М.М.Бахтину)

 

…Поэтому важно понять и то, что живой «карнавальный» или «праздничный» смех в корне отличается от современного юмора. Нельзя их перепутывать на том лишь основании, что в современном юморе встречаются естественные нотки. Иначе и не может быть. В технократической цивилизации практически все паразитирует на силе и жизненности естества Природы, в том числе Природы Человека Разумного. И смех тоже. Другой вопрос, что Природа эта упрощается, искажается, опошляется…

Вот что говорит М.Бахтин о карнавальном смехе:

«…Это, прежде всего, ПРАЗДНИЧНЫЙ смех. Это, следовательно, не индивидуальная реакция на то или иное единичное (отдельное) «смешное» явление. Карнавальный смех, во-первых, ВСЕНАРОДЕН (всенародность, как мы говорили уже, принадлежит к самой природе карнавала), смеются ВСЕ, это – смех «на миру»; во-вторых, он УНИВЕРСАЛЕН, он направлен на все и на всех (в том числе и на самих участников карнавала), весь мир представляется смешным, воспринимается и постигается в своем смеховом аспекте, в своей веселой относительности; в-третьих, наконец, этот смех АМБИВАЛЕНТЕН: он веселый, ликующий и – одновременно – насмешливый, высмеивающий, он и отрицает и утверждает, и хоронит и возрождает. Таков карнавальный смех…» (М.Бахтин)

Это действенный смех, воздействующий на всех, в том числе и на самих смеющихся. Этой целостностью и отличается живой, карнавальный смех от современного юмора, преимущественно салонного (или эстрадного), оторванного от целостности Бытия и предстающего чем-то частным и несущественным, над чем можно посмеяться и что можно не принимать в расчет в собственной жизни. В результате, получается смех ради смеха, расслабления и отвлечения, как слабая попытка восстановить равновесие в самочувствии через выплеск излишне накопленных и зажатых эмоций в какую-то пустоту. Современный смех, в соответствии с общей тенденцией современного мировосприятия, не дает, по выражению М.Бахтина, «целостности смехового аспекта мира». Изменилось сознание людей, в соответствии с их мировосприятием. Как раз этому важнейшему моменту люди сейчас не придают значения, и часто все времена и эпохи измеряют современным восприятием. Люди стали проще и серьезнее, даже на праздниках. И праздники стали преимущественно официальными и официозными, краткосрочными, когда народ просто не успевает войти в особую атмосферу празднества, а уже пора возвращаться к серьезному быту и к серьезной службе на благо технократической цивилизации. М.Бахтин отмечает, что, в отличие от этого,

«…Празднества карнавального типа… занимали очень большое место в жизни средневековых людей даже во времени: большие города средневековья жили карнавальной жизнью в общей сложности до трех месяцев в году…»

Это все равно, что длительный отпуск или каникулы. Такой срок требует перестройки всего образа жизни, если даже потом нужно все вернуть обратно. Но запах и вкус естества наши предки, в отличие от сегодняшних людей, имели сполна, имели в качестве огромного опыта и питательного источника. Другое дело, что М.Бахтин все же передает атмосферу того времени преимущественно в духе официальной историографии, но даже через это он ясно дает понять, что до промышленной экспансии люди были гораздо здоровее и гораздо ближе к естеству:

«…Влияние карнавального мироощущения на видение и мышление людей было непреодолимым: оно заставляло их как бы отрешаться от своего официального положения (монаха, клирика, ученого) и воспринимать мир в его карнавально-смеховом аспекте. Не только школяры и мелкие клирики, но и высокопоставленные церковники и ученые богословы разрешали себе веселые рекреации, то есть отдых от благоговейной серьезности, и «монашеские шутки» («Joca monacorum»), как называлось одно из популярнейших произведений средневековья. В своих кельях они создавали пародийные или полупародийные ученые трактаты и другие смеховые произведения на латинском языке. Смеховая литература средневековья развивалась целое тысячелетие и даже больше, так как начала ее относятся еще к христианской античности. …Количество дошедших до нас рукописей этой литературы огромно. Вся официальная церковная идеология и обрядность показаны здесь в смеховом аспекте. Смех проникает здесь в самые высокие сферы религиозного мышления и культа… Латинская смеховая литература средневековья нашла свое завершение на высшем ренессансном этапе в «Похвале Глупости» Эразма (это одно из величайших порождений карнавального смеха во всей мировой литературе) и в «Письмах темных людей»…» (М.Бахтин)

И еще одна большая цитата (да простит нас за это читатель!), передающая пусть и бедно, современным языком, но живую атмосферу карнавала:

«…На карнавальной площади в условиях временного упразднения всех иерархических различий и барьеров между людьми и отмены некоторых норм и запретов обычной, то есть внекарнавальной, жизни создается особый идеально-реальный тип общения между людьми, невозможный в обычной жизни. Это вольный фамильярно-площадной контакт между людьми, не знающий никаких дистанций между ними. …Подобные явления известны каждому и в условиях современного речевого общения. Например, когда двое вступают в близкие приятельские отношения, дистанция между ними уменьшается (они «на короткой ноге»), и потому формы речевого общения между ними резко меняются: появляется фамильярное «ты», меняется форма обращения и имени (Иван Иванович превращается в Ваню или Ваньку), иногда имя заменяется прозвищем, появляются бранные выражения, употребленные в ласковом смысле, становится возможным взаимное осмеяние (где нет коротких отношений, объектом осмеяния может быть только кто-то «третий»), можно похлопать друг друга по плечу и даже по животу (типичный карнавальный жест), ослабляется речевой этикет и речевые запреты, появляются непристойные слова и выражения и пр. и пр. Но, разумеется, такой фамильярный контакт в современном быту очень далек от вольного фамильярного контакта на народной карнавальной площади. Ему не хватает главного: всенародности, праздничности, утопического осмысления, миросозерцательной глубины. Вообще бытовизация некоторых карнавальных форм в новое время, сохраняя внешнюю оболочку, утрачивает их внутренний смысл. Отметим здесь попутно, что элементы древних обрядов побратимства сохранились в карнавале в переосмысленной и углубленной форме. Через карнавал некоторые из этих элементов вошли в быт нового времени, почти полностью утратив здесь свое карнавальное осмысление…» (М.Бахтин)

Но если умные выводы сделаны гораздо раньше нас, почему бы на них не указать, почему бы их не цитировать?! … ... …

(фрагмент книги: Властелин времени-3: Мифы мертвого царства. – РИТМ, 2005.)

 

P.S. Всю книгу в формате PDF можно заказать http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июль 2015

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат