Троянские кони прогресса - Наши первые статьи - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Наши первые статьи

- Проекты
Страниц: 1

 

Джованни Доменико Тьеполо. Ввоз Троянского коня

…Есть некие эпохальные знаки, некие рубежи, оставленные до нас, выраженные или в больших и значительных произведениях, или в маленьком рассказе. И если шагнуть через столетия к концу XIX и началу ХХ века в России, то можно найти знаменательное и здесь. Сейчас мало говорят о рассказе А.П.Чехова «Дом с мезонином» (1896г.), хотя по значимости поставленных в нем вопросов этот маленький рассказ можно сравнить с большим эпическим произведением. Талант этого писателя как раз в том и заключается, что ему удается большое передавать через малое. Недаром он и сам писал, что «краткость – сестра таланта».

Открываем рассказ. Время какое-то странное и тревожное. Русско-японская война и первая революция в России, а также Первая мировая война и очередная кровавая революция 1917 года еще далеко впереди. Российская глубинка. Простая помещичья усадьба. Представили ситуацию? И вот А.Чехов пишет:

«…Человек должен сознавать себя выше львов, тигров, звезд, выше всего в природе, даже выше того, что непонятно и кажется чудесным, иначе он не человек, а мышь, которая всего боится…» (Чехов А.П. Дом с мезонином.)

Верно сказано? Да. Как будто и нет тысячелетней деградации людей в современной технократической цивилизации, если закрыть глаза на то, что окружает, и помыслить об идеальном. Вот такова она огромная дистанция или трещина между тем, что должно быть или было, и тем, что есть в действительности – отступающие под железным натиском технической цивилизации старые вишневые сады и барские усадьбы. И все это в такой атмосфере, что невольно А.П.Чеховым ставится вопрос: «отчего вы живете так скучно, так не колоритно?». Этот вопрос очень актуален и сегодня. Только мысли еще и остались от древних богатырей и исполинов. И это на фоне «болезни века – пессимизма», о чем рассуждают сельские и городские интеллигенты и на что автор, устами своего героя, отвечает, попадая не в бровь, а в глаз:

«…Дело не в пессимизме и не в оптимизме… а в том, что у девяносто девяти из ста нет ума…» (Чехов А.П. Дом с мезонином.)

Ведь точно! Но эти 99 не знают об этом, потому что им постоянно твердят, что они почти на голову выше всех предыдущих поколений только лишь потому, что стоят, как на табуретке, на «достижениях научно-технического прогресса». А чувствовать своими ощущениями и на своем опыте они еще менее в состоянии, чем в эпоху карнавальных праздников естества, в эпоху Возрождения, в годы Шекспира и Франсуа Рабле. Люди на рубеже XIX-ХХ веков почти бездумно и «скучно» продолжают делать то, чему их научили - и когда это нужно, и когда это никому не нужно. И получается, по А.Чехову, следующая спорная и даже конфликтная ситуация:

«…- По моему мнению, медицинский пункт в Малоземове вовсе не нужен.

Мое раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

- Что же нужно? Пейзажи?

- И пейзажи не нужны. Ничего там не нужно...» (Чехов А.П. Дом с мезонином.)

А что еще сказать, когда и до этого, и после этого вот уже более ста лет все время занимаются латанием дыр все того же тысячелетнего поизносившегося кафтана, надеясь, что когда-нибудь этот кафтан будет как новенький?! Но никто этого не замечает, наверное, т.к. все эти мелкие деяния и попытки что-то поправить в неизвестно кем заданном построении люди считают своей основной деятельностью на этой земле и почетным долгом. Постоянно все что-то считают, планируют, собирают налоги и распределяют средства на кафтан, как будто у людей больше и дел нет на земле и как будто смысл их существования – в латании дыр старого кафтана. Причем делается это все время очень настырно, напористо, с убежденностью и даже агрессивно…

«…Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно, сдерживая себя:

- На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счет.

- Я имею на этот счет очень определенное убеждение, уверяю вас, - ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. - По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки, при существующих условиях, служат только порабощению. Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья - вот вам мое убеждение…» (Чехов А.П. Дом с мезонином.)

Да, уже немало поколений сменилось с начала промышленной революции и времени Франсуа Рабле с живыми народными традициями. Поколения накануне ХХ века, кроме огромной машины цивилизации и отступающих старых усадеб и вишневых садов, ничего и не знают. А новую технику принимают на «ура», как решение всех имеющихся проблем. Чем же они в таком случае отличаются от троянцев, которые, по легенде Гомера, сами на свою погибель затащили в свой город оставленную врагами огромную фигуру коня. Чем не намек на техническую цивилизацию?! Ведь сейчас люди каждодневно принимают и таскают к себе домой большое количество таких «троянских коней» и «коньков», да еще тратят на это все свои средства и здоровье!

«…Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

- Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потемок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блекнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных - только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх…» (Чехов А.П. Дом с мезонином.)

Вот это по-чеховски! Вся мировая статистика состояния населения всего мира текущих столетий в этих нескольких строках!

«…- Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своем образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить…» (Чехов А.П. Дом с мезонином.)

Видите, как верно описывает ситуацию А.П.Чехов! Веками неуклонно осуществляется большая техническая стратегия: люди нарочно сдерживаются в своем интеллектуальном и духовном развитии. В обществе насаждаются технические инструкции поведения и эксплуатации людей, в виде законов и приказов. А огромная масса людей, никогда не видевших света Познания, принимает существующее положение, как само собой разумеющееся. И даже из имеющейся информации не может сложить логическую цепочку выводов, с ходу отрицающих существующее положение. Им открытым текстом выдаются все откровения, а они не понимают! Напоминаем, 99 из ста не понимают ни происходящего на свете, ни одного умного из ста, понимающего, что происходит. Ума недостает! Это их самая главная беда. Людям говорят, что они созданы «по образу и подобию божьему», а они не понимают того, что всемогущий Бог не может голодать и мерзнуть, отрабатывать на кого-то барщину и платить оброк, а значит, не должны этого делать и те, кто подобен ему «по образу и подобию»! Видите, как это плохо, когда ума недостает. В пустой голове темно. И только ветер разных чужих мнений и внушений производит какие-то движения. Видимо, таков идеал технократической цивилизации – создать бездумных исполнителей, как биороботов.

«…Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за мушки и за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину…» (Чехов А.П. Дом с мезонином.)

Не правда ли, звучит радикально, как революционная прокламация!? Кстати, это актуально не только в годы жизни А.П.Чехова, а для всего минувшего тысячелетия «технического прогресса», осуществляющегося, конечно же, «для блага людей»! А.П.Чехов как раз детально и описывает, как происходит «прогресс» и чем оправдывается и оплачивается. С этим спорить невозможно.

И не спорят. Просто продолжают ЧТО-ТО делать, по большому счету и не думая, к чему же все это в результате приведет. Продолжают «что-то делать» практически бездумно. Механически. Точь-в-точь, как в случае, когда делать нечего, занимаются каким-нибудь рукоделием или семечки щелкают. Продолжают это делать даже тогда, когда им уже все объяснили.

«…- Я спорить с вами не стану, - сказала Лида, опуская газету. - Я уже это слышала. Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы - правы. Самая высокая и святая задача культурного человека - это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь…» (Чехов А.П. Дом с мезонином.)

Разговор серьезный. Как вам оборот речи: «во многом ошибаемся - но мы правы»?! Века технического прогресса сделали свое грязное дело основательно. Психология «маленького человека» выработана. Оставшиеся редкие самородки и просто умные стали «лишними людьми» (помните классику XIX века?!). Люди нового времени «не спасают человечества» (а следовательно, и себя самого!), т.к. у них нет целостного восприятия мира, целостного восприятия Природы. А значит, нет у них и ощущения единства с Природой и миром, нет ощущения того, что все вокруг – это их Дом, большой Дом. Дом каждого непосредственно. В этом Доме они чувствуют себя чужими и посторонними, как будто находятся здесь «проездом». За происходящее они не готовы отвечать. Они готовы лишь что-то делать, что, с их точки зрения, не будет считаться предосудительным. Куда их кто-то приставил, согласно какому-то распоряжению невесть откуда, будто «маленький человечек» - это какой-то инструмент. Авось для чего пригодится – тогда и сыт будет. Не пригодится так, пущай голодает. Вот так-то…

Разговор серьезный. О жизни. И актуальный. И даже сегодня вопросы, поднятые в этом рассказе, не имеют однозначных ответов. И даже сегодня споры продолжаются. Только слова другие. От других слов иным кажется, что многое изменилось. Изменилась же на самом деле только бутафория, естественно, вместе с названиями. А люди живут так же, если не хуже, не понимая, что у них только обстановка изменилась: тогда начинался ХХ век, сейчас начинается XXI век.

Очень реалистично. Типичная ситуация в типичных обстоятельствах: тогда, например, объявления и общие правила вывешивались на стене, и сейчас так же. Тогда нужно было от руки списывать нужное. И сейчас то же самое. Даже при наличии в каждом служебном кабинете компьютера и в каждой канцелярии копировальной техники или принтера, приходится от руки списывать нужное со стенда с объявлениями. А в кабинетах чаще всего на просьбы о возможности получения копии звучит отказ. Наверное, выгодно – при любом прогрессе – держать людей на уровне ниже нижней планки. Технических требований всегда оказывается больше, чем возможностей их удовлетворения. … ... …

(фрагмент книги: Властелин времени-3: Мифы мертвого царства. – РИТМ, 2005.)

P.S. Всю книгу в формате PDF можно заказать http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", октябрь 2015

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат