Оправдывает ли цель средства? (или мужской способ спасения мира) - От наших авторов - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

От наших авторов

- Проекты
Страниц: 1

 

Кадр из фильма "Ведьмак"

Властелин времени: хроники разумной жизни:

Фантастические фильмы можно смотреть по-разному: например, можно сосредоточиться  на сюжете и, представив себя на месте главного героя, проникнуться его переживаниями, яркими эмоциями.

А можно за увлекательными событиями постараться разглядеть полезную или скрытую до поры до времени информацию, увидеть закономерности реальной, нашей с вами жизни, которые отразились в зеркале выдуманного мира произведения.

От редакции

 

Уважаемые ЗоВУщие, здравствуйте!

Читая Ваши рассылки, книги, изучая материалы на дисках, начинаешь иначе смотреть на мир, иначе воспринимать информацию, каким бы путем она ни приходила. Случайно посмотрев польский сериал, снятый по широко известной фэнтези-саге Анджея Сапковски «Ведьмак», поймала себя на мысли, что хочется записать свои впечатления и размышления. Так и получилось это большое ПИСЬМО к Вам.

(Продолжение. Начало см. «ЗОВУ РИТМ», январь2016)

…В первой части статьи, посвященной в основном анализу методов и целей организации Ведьмаков, мы уже приступили к пристальному изучению судьбы ведьмака Геральта. Ключевым событием, заложившим все основные особенности жизненного пути мальчика, стало магическое слово-обещание матери, навсегда закрепившее его связь с нею, и разрушить эту связь стало возможным только вместе с жизнью.

Что же было с главным героем фильма дальше?

Насильно разлученный с родителями и родным домом Геральт подвергается (также против своей воли) мучительной процедуре мутации. Но методика жрецов, отработанная за долгий срок существования Ордена Ведьмаков, споткнулась на материнском заклятии: стереть память мальчика не удавалось, он продолжал в бреду звать мать. Судя по всему, этап удаления памяти детства и связи с родителями был неразрывен со следующим этапом, во время которого мальчиков делали бесполыми. То есть, не завершив одного этапа – не начать следующий. У жрецов ордена был выбор – либо продлить мутацию, что привело бы к смерти главного героя, либо не довести ее до конца – оставить Геральту память о матери, оставить его мужчиной, способным любить женщину.

Главный жрец сознательно изменил процедуру изменения, не довел ее до конца. С его стороны – это была попытка обновления организации, изменения принципов подготовки ведьмаков. Главный жрец понимал, хоть и запоздало, что Геральт является последней надеждой Ордена на будущее. Психика главного героя осталась в гораздо бОльшей сохранности, чем у остальных членов ордена. Он конечно не человек, но и не биоробот. Отсюда его адаптивность, повышенная обучаемость, интуиция; при этом сохранились его природная доброта, правдивость (и даже где-то наивность), стремление к справедливости. Геральт еще в детстве принял самостоятельное решение стать ведьмаком после того, как стал свидетелем предательской расправы ведьмаков-ренегатов над обозом местных жителей.

На момент завершения обучения Геральта в организации назрел еще более глубокий кризис. Часть старших ведьмаков, отступая от принципов ордена, решили, что для стабилизации системы нужно, в первую очередь, решать вопросы материального благополучия, пополнения рядов организации любыми способами. Орден развернулся сам на себя. Геральт, как один из самых непобедимых бойцов, но в первую очередь как способный на самостоятельное мышление (не запрограммированный, как другие нерассуждающие, не интересующиеся причинами и последствиями приказов), представлял, конечно же, для реформаторов ордена угрозу. Кроме того, его поддерживал главный жрец (хранитель традиций ордена). После ряда попыток уничтожения и компрометации, орден отторг Геральта как чужеродный элемент. Геральт стал ведьмаком-одиночкой.

Если взросление Геральта проходило в условиях закрытого автономного мирка Ордена Ведьмаков, то следующим этапом жизни главного героя стал непосредственный контакт с миром обычных людей, с социумом. Геральт ступил на путь самостоятельного накопления опыта без чьей-либо поддержки. Но обладая (в отличие от непоправимо изувеченных собратьев по ордену) значительно более гибкой психикой, способностями к адаптации и обучению, оказался успешным кандидатом не только на выживание, но и на эволюцию. Именно этим так привлекателен Геральт: его судьба символична для нашего времени, в ней с помощью художественных образов в концентрированном виде представлены основные проблемы становления мужчины, познания им себя и мира, преодоления базовых искажений и ограничений, обусловленных духовным и соответственно социальным кризисом. И именно поэтому так важно проследить ступень за ступенью путь, который пришлось пройти главному герою, на котором он был вынужден расстаться с иллюзиями и искусственно привитыми в процессе подготовки в ордене установками.

В связи с таким нашим подходом к образу Геральта имеет смысл не пересказывать последовательно сюжет (читатели могут обстоятельно и с удовольствием посмотреть весь фильм), а проанализировать некоторые узловые с точки зрения развития главного героя моменты.

Геральт был воспитан в ордене как воин, уничтожающий чудовищ, нападающих на людей. Идеологические установки ордена (при их общем благородном уклоне в сторону восстановления равновесия в среде обитания) не предполагали гибкость мышления, объективную оценку обстоятельств, они должны были обеспечивать узкую функциональность ведьмаков как боевых биороботов. Приобретенные принципы совместились с природными положительными качествами главного героя. В итоге, Геральт идеализированно воспринимает людей и их мир в целом: для него они объект защиты, а значит должны быть хорошими, на их стороне - правда, а чудовища-мутанты соответственно подлежат искоренению.

С тем, что такое упрощенное черно-белое видение не соответствует реальности, Геральту пришлось столкнуться очень быстро. Он спас наследницу одного из княжеских родов от рук воинов, которые собирались убить девушку в лесу по приказу ее мачехи. Девушка, действительно едва не ставшая жертвой в борьбе за наследство, оказалась коварной и жестокой, решившей посвятить свою жизнь мести и чуть не отплатившей смертью своему спасителю. В дальнейшем главный герой постоянно был вынужден преодолевать презрительное отношение обычных людей к ведьмакам. Брезгливость к ведьмакам (подчеркивание их психических отличий от людей, мужской несостоятельности и т.п.) удивительно непоследовательным образом сочетается с потребительским подходом: люди могут расслабленно жить, потому что есть те, чей долг и предназначение - уничтожать чудовищ. Жестокость и несправедливость правил, по которым существует социум: ничтожность человеческой жизни в войнах между княжествами и распрях между этническими группами и расами, в каждодневной битве за выживание всех против всех - вот еще один урок, который пришлось усвоить Геральту.

Для того чтобы адаптироваться и обрести свое место не в мире людей, но рядом с ним, главному герою фильма пришлось выработать свой собственный кодекс неучастия в делах людей. Геральт сам себе скорректировал и определил, какова его миссия, каких действительно опасных существ он убивает, а каких – щадит, и какое дозированное вынужденное взаимодействие с не всегда понятными для него людьми допустимо и безопасно при этом.

В одном из эпизодов фильма Геральт с горечью говорит, что некоторые люди ничем не лучше чудовищ. Т.е. получается, что есть чудовища под личиной людей и наоборот. И тогда возникают вполне закономерные сомнения: как же можно путем уничтожения явного и далеко не самого опасного, можно сказать даже второстепенного, зла (обычных чудовищ), – вернуть равновесие в мир, сделать его лучше, чище, счастливее. Главное зло-то, оказывается, преспокойно существует внутри людей – зло, которое вызвало к жизни обычных чудовищ, которое не дает людям сообща очистить мир, договориться между собой.

Еще одним сложным и важнейшим уроком для Геральта стало установление личных отношений с конкретными людьми – отношений привязанности и дружбы. Такое разделение на этапы принимаем для удобства рассуждений как рабочую модель. Так как понятно, что на протяжении фильма (как собственно и в живом процессе) все происходит одновременно: и установление привязанностей, и адаптация в непривычных условиях, и набор опыта, и внутренний рост.

Одним из значительных событий в жизни главного героя является встреча с поэтом Лютиком. Геральт обрел в его лице тот противовес собственным качествам и особенностям, который при духовно-нравственном совпадении душ дает гармоничную дружбу, плодотворную для обеих сторон. Лютик – человек в первую очередь творческий, цельный, любящий жизнь во всех ее проявлениях, обладающий острым чувством прекрасного, его миссия – просветлять души людей песнями. Он – поэт, не воин, не отличается особой смелостью, его сконцентрированность на творчестве подчас делает его уязвимым. Для Лютика друг-ведьмак – и защитник, и благодарный слушатель, и образец благородства и душевной чистоты. Для Геральта – это не просто друг, но и тот человек, благодаря которому развивается его душа, в ней заполняется пустота, образовавшаяся из-за грубого вмешательства жрецов ордена.

Но, без сомнения, важнейшим для становления Геральта как человека стало его знакомство с настоятельницей храма одного из древних культов, проповедующих гармоничное сосуществование с природой. Их общение переросло в дружбу, материнская забота этой мудрой женщины дала главному герою возможность преодолеть искусственно сформированную ограниченность своего восприятия, зацикленность на привитых ему правилах ордена.

Нет предназначения к убийству (пусть даже и чудовищ), нет таких правил и кодексов, которые могут оправдать насилие и войны, разделить их на хорошие и плохие, а чудовищ люди сотворили сами по своему образу и подобию. Есть гармоничное существование по законам Любви, а все остальное – это безумие, отклонение, вызванное различными причинами, которое невозможно теперь преодолеть в одночасье, но нельзя и считать за норму. Вот о чем говорила Геральту настоятельница. Она учит Геральта выбирать самому, не перекладывая ответственность за свой выбор на правила ордена, судьбу и пр. Она направила его на долгий путь поиска любви в себе, причем не только любви к женщине, к людям, но и ко всему живому. Для того чтобы стать человеком, недостаточно уничтожать зло, необходимо научиться любить Жизнь.

Поиск любви – это то, что ведет главного героя через препятствия и сложные ситуации по самому важному пути к обретению самого себя. Изначально Геральт просто не готов к полноценным отношениям с женщиной. Видимо, это связано с тем, что, несмотря на сохранившуюся подсознательную память о матери и потенциальную способность любить женщин, искажения, внесенные процедурой мутации и специфическим воспитанием в Ордене Ведьмаков, достаточно велики. Это четко проявляется, например, в ситуации, когда он влюбляется в женщину-мага, которая неспособна любить и иметь детей, то есть сама неполноценна (возможно, по собственной вине – так как предпочла в ущерб женскому развивать магические умения). Цельную гармоничную женщину выбрать главный герой пока в принципе не может, и его тоже не выбирают. Он физиологически и психически не готов.

Способ восприятия мира, мышления Геральта напоминает трамвай, который может ездить только по четко заданным рельсам. Несмотря на природную доброту, способность к сочувствию, он может быть только наемным убийцей чудовищ, он смотрит на мир через призму правил Ордена Ведьмаков. Уроки жрицы-настоятельницы для него абстракция, слова, которые только постепенно облекаются в плоть лично выстраданного опыта.

Женщину, данную ему судьбой, Геральт перепутывает с ребенком предназначения. За большую услугу, оказанную им одному из государств-княжеств, ему обещали награду. Этой наградой оказалась дочь, которую родила молодая княгиня. Но предназначение этой девочки оказалось совсем другого рода: главному герою было суждено полюбить ее, сначала как младшую сестренку, а потом так, как мужчина любит женщину. Несомненно, странная ситуация показана в фильме: взрослому герою в пару дается 10-11-летняя девочка. Почему так? Не болезненная ли это фантазия автора? Давайте посмотрим на эту ситуацию не под углом современной морали, а иначе, шире. Для Геральта – это еще даже не любовь, а только возможность любви, ее еще нужно заслужить, сохранить и донести до того времени, когда девочка вырастет. Это реальное физиологическое состояние мужчины, который только дорастает до своей пары. И милосердная мудрость судьбы заключается как раз в том, что пока растет его душа, повзрослеет и его суженая.

Окончательно Геральт совершает выбор в пользу Жизни, когда, вернувшаяся память приводит его в места, где он родился. Там он узнает, что его родителей убили ведьмаки, после того, как изгнали его из ордена. Нелегкий отказ от мести дал ему возможность наконец-то разорвать свою связь с организацией ведьмаков, освободиться от прошлого и начать жить.

Нам нет смысла пересказывать подробно сюжет фильма, важно обозначить, чем ценно произведение для сегодня, какие выводы можно сделать. Ущербные люди, типа ведьмаков, не могут нести добро (на это у них не хватает файлов, цельности, гармоничности, они ошибаются, уходят от жизни). Только гармоничные люди могут созидать, нести свет. Гармония внутренняя и внешняя для мужчины достижима только через связь с матерью, а потом через любимую и любящую женщину. Без женщины мужчина, к сожалению, способен только разрушать и разрушаться сам. А чтобы мужчине найти любовь, дойти до любви, необходимо вернуть утраченную человечность. Даже с благими намерениями, вооруженные знаниями, технологиями и с благородной целью - мужчины обречены. Методы ордена – это акт отчаяния. Вероятно, изначально основатели ордена осознавали, что они преступают для решения утилитарной задачи – создания армии (спецназа) для сражения с чудовищами-мутантами. Понимали, что уродуют мальчиков, лишают их мужской природной составляющей, ломая жизнь, жертвуя многими жизнями. Но видимо их страх перед катастрофой и ее последствиями был так велик, что они не видели другого выхода, кроме пути жертв и насилия.

С точки зрения Ордена Ведьмаков (мужской организации, спасающей мир примитивным путем физического насилия), Геральт, по сути, – бракованный экземпляр, не соответствующий технологическим стандартам. А для объективной реальности он – не до конца изуродованный почти мужчина, у которого есть шансы стать полноценным, вернуть память и связь с родом, научиться не только убивать, но и любить. Односторонний мужской рецепт очищения мира от зла потерпел крах. А путь главного героя Геральта – это мужской шанс выйти по-честному через боль и страх, через глубинные, и подчас мучительные, изменения вслед за женщиной к Любви и Свету, к Жизни. Это тот путь, который остался еще незакрытым для современных мужчин.

Виктория ОГНЕВА

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", февраль 2016

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат