На позитивной волне посреди цунами - Психология воспитания - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Психология воспитания

- Проекты
Страниц: 1

 

За каждой такой «волной» стоят судьбы людей! – http://static.wixstatic.com

Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

М.В.Ломоносов

 

О «волне» в данном случае, разумеется, сказано образно. Современную информационную среду разве можно еще с чем-то стройным и гармоничным сравнивать? Она ведь действительно больше напоминает море, которое временами слегка, а порой довольно сильно штормит. Столько в ней всего разнообразного и противоречивого, скорей разрушительного, чем созидательного! Пугающего «негатива» - вообще выше крыши! Поэтому подробно разбирать тысячи заметок и статей ежедневно нет не только желания, но еще и ни возможности, ни необходимости. Ведь волна, она и есть волна: она не просто уникальна по-своему, но в общих чертах еще и похожа на тысячи-тысячи других волн. Вот почему «новостной фон» (поток новостей в СМИ), если абстрагироваться от деталей, кажется изо дня в день одним и тем же, «одинаковым», как набегающие волны, когда на берегу наблюдаешь за ними. Конечно, за каждой такой «волной» стоят судьбы людей, но когда таких волн много-много?.. За одной какой-то волной практически невозможно бывает уследить.

Но сейчас время характерно не только тем, что информационный поток сильно возрос и ускорился, наше время отличается еще и тем, что происходит на фоне еще более грандиозных, хотя порой как бы почти незаметных (как под толстым слоем воды) событий, меняющих весь окружающий ландшафт и образ жизни миллионов людей, подобно цунами. Если обычные волны катятся почти по поверхности и не такие длинные, даже глазом можно определить, где они кончаются, то цунами охватывает всю толщу воды как бы до дна и распространяется порой на тысячи километров. Однако в данном случае мы хотим подчеркнуть лишь необратимость воздействия цунами: если обычная волна разбивается об препятствие, рассеивая свою силу в миллионах мельчайших капельках, то цунами девать свою энергию некуда. Только вперед! Через все преграды!

Но давайте вернемся к новостям СМИ. К тому, как там угадывается цунами грядущей эпохи среди обычного эмоционального волнения по поводу происходящего сегодня, отчего одним хорошо, а другим бывает плохо. Не будем здесь вовсе касаться политики и международных событий, потому что в глобальных масштабах в современном мире сейчас все равно происходит то, что не могут предвидеть и рассчитать ни политики, ни аналитики и обозреватели событий (вот вам и скрытое воздействие «цунами»).

В нашу жизнь входит нечто важное и необратимое, а вот остановить или поменять ход событий никто не в состоянии!

Мы задержим здесь наше внимание на простых примерах, не столь глобальных, затронем обычные наши темы, которые касаются жизни каждого из нас. Например, сколько мы уже говорили и говорим о вопросах воспитания и обучения, системы образования в целом! Пора, видимо, в этом вопросе и на общую тенденцию указать?

 

Возьмем вот совсем частный вопрос – вопрос преподавания ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ (этот пример мы вроде еще не приводили). Чтобы снова не говорить обо всей системе образования. Сколько копий уже сломано за минувшие годы в спорах о том, как ее давать детям! Одни предлагают строго регламентированную методику, наподобие «технологии изготовления» какого-нибудь товара. Так откровенно и говорят: «технологии образования», будто речь идет не о детях, а промышленном изделии! В результате такого подхода, оказывается, нужно вложить в головы учащихся готовое мнение о произведении, его героях, теме и идее, значении и пользе. Другие предлагают формы свободной беседы, где учитель обязан лишь заинтересовать произведением, а затем всего-то слегка направлять ход рассуждений учащихся, которые «сами разберутся» в том, что к чему в изучаемом произведении и насколько это им нужно по жизни. При этом редко касаются даже того, что читать, какие книжки, и кто будет рассуждать, с какой целью? Читатель сформирован или его только предстоит сформировать в ходе учебного процесса? Список давно кем-то утвержденных «программных» произведений и авторов обычно даже не трогают, как нечто «фундаментальное». Разве что религиозные организации порой пытаются надавить на общественность и систему образования с целью «исключить» из учебной программы какие-то отдельные шибко, на их взгляд, «безбожные» произведения. Или особо радикальные учителя, аргументируя тем, что, мол, школьники «все равно не читают». И все.

С одной стороны, в этой ситуации можно подумать, что на первом плане только сама система образования, школа и учителя, удобство преподавания, а не комфорт и польза для учащихся. Лишь бы бюрократической «системе» было удобно давать утвержденный материал и контролировать процесс! Фактически в таком процессе не только учащиеся, но и учителя оказываются на втором плане, как «исполнительное» звено огромной «машины». Но, с другой стороны, эта огромная, на всю страну, «обучающая машина» строго наточена на получение заранее рассчитанного «продукта», т.е. выпускников с такими параметрами «обученности» и «воспитанности», какие не просто безопасны для «системы», но еще и позволяют им самим «встраиваться» в установленный порядок. Вы можете сколько угодно рассуждать о том, какие произведения учить в школе на уроках литературы, а вот «под водой» образовательного процесса заранее установлен «волнорез», в виде фундаментальных принципов обучения, чтобы любые возмущения (со стороны учащихся, учителей, родительской или научной какой общественности) разбивались об него и не затрагивали «устои» (См. статью «ПОЧЕМУ НЕ НАОБОРОТ? (или Как устроена современная школа?) – ЗОВУ РИТМ, февраль 2016).

И некоторые даже догадываются об этом «волнорезе» и ставят под сомнение вообще воспитательные роль и значение преподавания литературы в школе, включая и воспитательную функцию «русской классической литературы». Видите, явный прогресс и позитив! Того и гляди, узреют однажды то, что русская литературная классика создавалась почти в подражание европейской литературе (французской, немецкой, английской и т.д.), по готовым лекалам, как и что описывать (хотя и на русском материале). Ориентирована она была в свое время тоже на аудиторию «европейски образованных» людей и сплошь пересыпана якобы «непереводимыми» иностранными словами и фразами! И еще удивительно в таком положении, что талантливые русские писатели умудрялись через «европейские каноны» изготовления литературной продукции поднимать и реалистично раскрывать чисто «русские вопросы»! Так что дело вовсе не в том, сколько иностранных словечек и оборотов в «Войне и мире» или «Евгении Онегине». И не в том, нужно оставить такие произведения в учебной программе или нет.

Дело сейчас в том, а ЧЕМУ собственно учат через русскую классику XIX века? – Смотреть назад (в прошлое) и на Запад (на Европу) завистливыми глазами? Сопереживать тому, как «европейски просвещенные» дворяне не могут адаптироваться в своей стране и оказываются «лишними людьми» (заодно, сочувствуя «лишним людям», типа Чацкого, Онегина, Печорина и т.д., настраиваться негативно на свою Родину, как на «косную среду», которая «не принимает любимых ими героев»)? Решать проблемы XIX века сегодня, в веке XXI?

А когда же заниматься своими проблемами? Как минимум, проблемами роста. Когда и где, если не в школе, учиться мыслить самостоятельно, ставить задачи и решать их? Когда и как учиться творить, писать стихи и петь песни, рисовать и строить проекты лучшего дома, развития родного края или всей страны? Ведь на самом деле, актуальная проблема школы и преподавания литературы в школе сейчас в том, КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОЛНОЦЕННО РАСКРЫТЬСЯ И СТАТЬ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ!? Если ребенок-школьник немало драгоценных часов своей жизни просиживает на уроках литературы и русского языка, то сделайте так, чтобы эти часы не пропали даром! Раскройте его природный талант владения родной речью и знания русской словесности! Иначе грош цена такой «системе образования»! Вот чего требует новая эпоха, которая уже стучится в наши двери. Требует не в виде простых постановок вопроса, а уже реальным живым процессом в «системе образования».

Что это значит?

А значит это очень даже простые вещи, вернее - следствия и процессы. Очень даже осязаемые и материальные. Дети не читают и не хотят читать? Ну и что? Вопрос ведь не в том, что дети не читают русскую классику, а в том, ЗАЧЕМ ее читать?! Вдруг через ту же русскую классику, на ее примере можно учиться мыслить и творить в XXI веке (если у вас других примеров нет)?!

Такого вопроса у современной системы образования нет, потому что вопрос «зачем» - смысловой! Смысл – это уже уровень разума, человечности! Следующий уровень! И человек (человечество) вынужден будет подняться или хотя бы попробовать подняться на ступень выше. Не поднимется – ему же хуже. Таков вопрос его выживания, когда новые условия новой эпохи сегодня буквально «сносят» все, что не в состоянии выдержать напор такого вот информационного «цунами».

Когда будет понятен смысл, зачем читать и что это даст для формирования нового мышления и новой организации человека разумного, для его выживания и адаптации к новым условиям, может быть, пригодится и привычная нам русская классика. Хотя бы как исторический материал. А пока этого нет, система образования, процесс воспитания и обучения будут давать сбои и разрушаться при любых предпринимаемых мерах. Пока не развалится окончательно. Никакие «реформы» не помогут устоять противоестественным вещам и порядкам.

Надо же понимать, что современная эпоха не просто какая-то там «революционная» смена одной общественной формации на другую или экономического уклада в привычных параметрах, а КАЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ САМОГО ЧЕЛОВЕКА. Оно и наступает сейчас подобно цунами! Поэтому прежде вопроса о преподавании литературы в школе нужно поднимать вопрос о стратегии ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА К НОВОЙ ЭПОХЕ. И только после определения стратегии можно уже обсуждать тактические вопросы о книгах и методике.

Вот этот «позитив» мы и увидели сегодня в «волнениях» многих и многих публикаций в прессе о «литературе в школе».

 

Можно взять еще один общественно важный пример «позитива» посреди цунами», уже за пределами школы, т.е. во взрослой среде, и на другую тему. Но позитив и здесь явно очевиден! Речь идет о противопоставлении психологов разного рода «магам». И якобы психологи во многом им проигрывают, потому что к психологу обращаться в массе народной все еще «непрестижно» (типа, «я что, псих что ли какой-то»?). А вот к «магам» обращаться «за чудом» еще как «нормально»!

Так, это плохо или хорошо?

Считается, что психологи помогают людям найти сознательные и рациональные решения проблемных ситуаций в жизни. Но это оказалось не столь востребовано обществом. Как на официальном уровне (много выпускников психологических факультетов не работают по специальности, а штатные должности психологов, введенные в 90-е годы ХХ века, давно и все больше сокращаются). Так и неофициально из-за невостребованности населением (мы сами на улицах города не раз становились свидетелями того, как то здесь, то там открываются «психологические службы» и через короткое время безвестно исчезают).

А вот в «магической сфере» все достаточно «благополучно». Конечно, на улицах города не часто увидишь ярких вывесок «магических центров». Зато в прессе и интернете полным-полно объявлений от экстрасенсов, магов, знахарей, колдунов и гадалок. В книжных магазинах, на первый взгляд (статистикой не интересовались), кажется мистической литературы гораздо больше, чем психологической, и она даже на вид привлекательней.

Так в чем же причина того, что психологи как будто «проигрывают» всем этим «магам»?

Во-первых, есть вполне рациональная причина, которая лежит буквально на поверхности. Как отечественная, так и западная психология продемонстрировали явную ограниченность своего «научного» подхода: громоздкие тесты и инструментарий, довольно поверхностные результаты диагностики, перекладывание основной нагрузки в работе на клиента. А более всего снятие с себя ответственности (мол, «мы не даем рецептов») и сведение к логическим объяснениям и действиям. И пускай психологи правы в том, что клиент сам должен «прожить», «прочувствовать» процесс решения проблемы и получить опыт на будущее, научиться преодолевать психологические трудности. Но правда и в том, что в природе человека на сегодня существует огромный массив «научно» необъяснимого.

Во-вторых, сколько ни называй «тружеников магической сферы» шарлатанами, к ним людей тянет, наверное, не меньше, чем к игровым автоматам. Можно приводить социально-бытовые аргументы: типа, люди обленились, не хотят думать и что-то делать, а жаждут получить желаемое «халявно», ничего не делая. Проглотил «пилюлю» (кстати, на «таблетки» вполне официально народ подсаживает медицина, вместо того чтобы научить вести здоровый образ жизни). Или выпил там «снадобье» какое-то колдовское – и все, получай результат! Поправил там здоровье, или ожидай чудесного исполнения желания!

Но есть, конечно, в природе человека и естественная жажда «чуда» и «могущества». Каким-то шестым-седьмым чувством (или родовой памятью) люди понимают, что есть в их природе нечто «сверхъестественное» или «божественное», что способности эти пока что дремлют где-то в глубине. А ведь «чуда» и ощущения «могущества» хочется-то уже сейчас! Вот и расчет на то, что те, у кого «магические» способности как бы уже есть, помогут в обретении «чудес». Пускай и за немалые денежки.

В чем тут «цунами», можно сформулировать таким образом. При всем том, что психологи пытаются научить людей сознательно решать жизненные задачи и личные проблемы, они ограничены официально в методиках и инструментарии (не могут пользоваться «ненаучными» методами). А вот как раз «шарлатаны» ссылаются на любые таинственные силы и выезжают за счет скрытых возможностей человека, которые «помогут».

ТАИНСТВЕННАЯ МАГИЧЕСКАЯ МОЩЬ ЧЕЛОВЕКА СОМНЕНИЙ НЕ ВЫЗЫВАЕТ.

И пусть пока люди сами беспомощны, и, уповая на чудо, обращаются за помощью к колдунам и магам. Пускай современные маги и колдуны, поверхностно и невежественно обращаются с таинственными силами. Но все они вместе не просто в тренде.

В отличие от «научно образованных» психологов, привязанных к технократической цивилизации и пытающихся адаптировать людей к существующему порядку, современные «маги» и их доверчивая клиентура неосознанно или сознательно уже как бы оседлали цунами «переходного периода» к новой эпохе или, как минимум, С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДУТ ПРОБУЖДЕНИЯ СКРЫТЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА! Они все уже в «будущем»!

Можно это воспринимать с юмором, а можно и всерьез. Однако новая эпоха точно востребует ИМЕННО МОГУЧИХ ЧЕЛОВЕКОВ, С РАСКРЫТЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ, ПРОБУЖДЕННЫМИ СИЛАМИ И ПО-НАСТОЯЩЕМУ РАЗУМНЫХ! Вот это позитивное проявление цунами мы и увидели в ситуации, когда сегодня в глазах людей психологи как будто проигрывают «магам».

 

Много еще примеров, думается, можно привести, чтобы показать, что НОВАЯ ЭПОХА, КАК ЦУНАМИ, ГДЕ-ТО ЗАМЕТНО, А ГДЕ-ТО ПОКА И НЕЗАМЕТНО ЗАПОЛНЯЕТ НАШУ ЖИЗНЬ НОВЫМ И НЕОЖИДАННЫМ, затопляет и разрушает ненужное и устаревшее. Но зачем множить аргументы, если суть мы уже передали на примерах. Считаем, что много свидетельств нового в информационной сфере и окружающей жизни вы будете наблюдать и сами. Чем дальше, тем больше!

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2016г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", март 2016

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат