Как

Творчество

- Проекты
Страниц: 1

 

Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953)

(Роль образов-воспоминаний в рассказе И.А.Бунина «Руся»)

 

…Содержанием образов-воспоминаний в рассказе «Руся» является самое драгоценное событие в жизни главного героя – его единственная настоящая любовь. В основную ткань произведения, выполняющую функцию своеобразного обрамления, они встроены различными способами, имеют разную мотивировку. Но общность содержания объединяет их в прерывистую  целостность, в которой процесс воспоминания движется, развивается по своим внутренним законам, постепенно углубляясь и приобретая все большую интенсивность и выразительность.

Первоначально воспоминания главного героя находят свое отражение в диалоге между ним и его женой. Оба персонажа едут в скором поезде Москва – Севастополь, делающем неожиданную вынужденную остановку. Несмотря на то, что предшествующие этому событию время и пространство не показаны в произведении, понятно, что произошла смена пространственно-временных координат: вместо целенаправленного быстрого (подчеркнуто словосочетанием «скорый поезд») перемещения – статичное состояние.

Символ дороги как жизненного пути человека реализуется в рассказе в образе поезда, движущегося по железнодорожному полотну. В таком контексте непредвиденная задержка на станции (не по расписанию) – это символ остановки в жизни, передышки, дающей возможность оглянуться назад, оценить свое прошлое. Кроме того, это еще и  мотивировка воспоминания героя, именно знакомые места, а также вынужденное ожидание дали основной толчок воспроизводящим процессам памяти. Хронотоп станции (специфическое время-пространство) способствует обращению человека к своей памяти, служит в данном рассказе именно этой цели.

Нельзя не заметить, что в рассказе представлены 2 типа отношения к памяти – героя и его жены. Последняя не способна отрешиться от настоящего, вернее, от мелочей и забот обыденности, у нее, по всей видимости, не сохранилось столь же значимых воспоминаний, как у ее мужа, душевный мир героини беден. Она беспокойно реагирует на остановку, стремится продолжить поездку. Знаменательно, что именно она спрашивает кондуктора: «Почему мы стоим?» (С. 208), в сознании героя в это время уже произошли изменения, в него уже вторглось прошлое.

«Маленькая станция», по всей видимости, показана так, как ее видит главный герой, через призму его восприятия, так как у данной пейзажной зарисовки и тех воспоминаний, которые он чуть позже рассказывает жене, есть общая черта: необычная вечерняя заря, продолжающая светить, несмотря на наступившие сумерки. Сравним, соответственно, авторское описание: «На станции было темно и печально <…> но на западе <…> за чернеющими лесистыми полями, все еще мертвенно светила долгая летняя московская заря»  и  воспоминания персонажа – «На западе небо всю ночь зеленоватое, прозрачное, и там, на горизонте, вот как сейчас, все что-то тлеет и тлеет… На противоположном берегу было темно от мелкого леса, но за ним всю ночь стоял этот странный полусвет» (Курсив мой – В.К.) (С. 208). Герой даже намеренно обращает внимание жены на то, что «полусвет» был «вот как сейчас», значит, он осознает, что это было толчком к возникновению воспоминаний. Таким образом, не только особое качество пространства-времени, но и зрительные ощущения (соотношение тени и света) по принципу ассоциации актуализовали соответствующие пласты его памяти. Воспоминания, нахлынувшие на главного героя, находят выход первоначально в разговоре с женой, т.е. в диалоге, что не могло не сообщить образам-воспоминаниям определенную специфику.

В чем же она заключается?

Пейзажные описания героя-рассказчика не отражают его душевных переживаний, поэтому и чувства его поначалу кажутся поверхностными («скучная местность» (С. 208)). Описание обедневшей усадьбы пестрит подчеркнуто безликими деталями и определениями: «Мелкий лес, сороки, комары и стрекозы. Вида нигде никакого <…> Дом, конечно, в русском дачном стиле <…> за домом некоторое подобие сада, за садом не то озеро, не то болото <…>» (С. 208).

Впечатление тривиальности изображаемого усиливается и упоминанием «неизбежной плоскодонки» (С. 208), и повтором вводного слова «конечно» в речи рассказчика и его собеседницы («Дом, конечно, в русском дачном стиле  <…>»; «И, конечно, скучающая дачная девица, которую ты катал по этому болоту» (С. 208)).

Слова спутницы – последний штрих в прозаичности картины; они даже на фоне «непоэтичности» явленного образа-воспоминания об усадьбе кажутся подчеркнуто сниженными. Неопределенность авторской характеристики («<…> не то озеро, не то болото, заросшее кугой и кувшинками» (С. 208)) сменяется однозначным «болото». Здесь-то и появляется «скучающая дачная девица» (С. 208).

Внешне рассказчик соглашается со словами женщины («Да, все, как полагается» (С. 208)). Но с этого момента возникает, усиливается и развивается подтекстный мотив, который выводит повествование из разряда банальных литературных сюжетов («Только девица была совсем не скучающая» (С. 208)); описание пейзажа меняется: мертвенный свет «долгой летней московской зари» превращается в поэтическую картину зеленоватого прозрачного неба, где всю ночь «на горизонте <…> все что-то тлеет и тлеет»; темнота мелкого леса теперь оттеняет этот «странный полусвет», а комары и стрекозы – «невообразимую тишину»; появляется ощущение пространственной перспективы, воздуха, глубины. Образ-воспоминание обрывается на слове «страшно», сигнализирующее о том, что персонаж уже поддался, подчинился нахлынувшим воспоминаниям и сопутствующим им эмоциям. Воспоминание прерывается, так как возобновилось движение поезда, но в прежнее состояние «вне памяти» герой уже не возвращается, он уже погрузился в мир воспоминаний.

И поэтому, отвечая на вопросы своей жены, он воссоздает детальный портрет девушки, в которую был влюблен, и даже дает точные портретные характеристики членам ее семьи.

Портрет построен на повторяющихся мотивах «смуглости», «сухости» черт: «худая, высокая», «черная коса», «смуглое лицо», «темные родинки», «черные глаза», «черные брови», «узкий нос», «лодыжки и начало ступни в чуньках – все сухое, с проступающими под тонкой смуглой кожей костями» (С. 209).

За внешне безразличными репликам жены явственно проступает ревнивое стремление снизить, «приземлить» романтический ореол событий далекого прошлого. Отсюда вопрос, скрывающий тайный жгучий интерес к сопернице: «Ну и что же у вас с этой девицей было? Настоящий роман?» (С. 209). С той же целью брошена походя сделанная оценка: «Я знаю этот тип <…> Истеричка, должно быть» (С. 209).

Несовместимость незначительного разговора и внутреннего состояния главного героя, взволнованного проснувшимися воспоминаниями, нарастает и меняет характер диалога. Развернутые описания сменяются краткими, точными ответами на вопросы: «А как ее звали?» – «Руся» – «Это что же за имя такое?» – «Очень простое – Маруся» (С. 209).

«Он» уже сожалеет, что растревожил воспоминания и вынужден отвечать на настойчивые ревнивые вопросы. Остается только отделаться шуткой:

«– Почему же ты не женился на ней?

- Очевидно, предчувствовал, что встречу тебя.

- Нет, серьезно?

- Ну, потому, что я застрелился, а она закололась кинжалом…» (С. 210).

Рассказчик постепенно уходит в себя, замыкается, говорит «сухо» (С. 210). Можно сделать вывод, что форма диалога накладывает определенные ограничения на полноту выражения воспоминания в образе, это обусловлено – речевой ситуацией, собеседницей, а также самозащитой героя, который сначала не понимает всей силы воспоминаний, а потом, ощущая на себе всю их преобразующую силу, пытается преодолеть их.

Воспоминания настойчиво «требуют» реализации, что может произойти только в одиночестве, в состоянии внутреннего сосредоточения. Оно наступает, когда жена героя засыпает, и он наконец-то остается один. Бунин очень точно и образно обозначает тот пограничный момент между двумя временными пластами (настоящим и прошлым), который преодолевается процессом воспоминания: «он не спал, лежал, курил и мысленно смотрел в то лето…» (Курсив наш – В.К.) (С. 210).

Герой вспоминает историю своей любви, которая находит отражение в своеобразном образе-воспоминании, обладающем собственной событийной последовательностью и относительной завершенностью. По форме данный образ-воспоминание  представляет собой автономный эпизод (вставную новеллу, по мнению Н.П. Евстафьевой) со сложной временной структурой, сменой временных планов.

Как же построен с точки зрения времени этот образ-воспоминание?

Его первая небольшая часть – портретные детали, которые дополняют образ Руси, обрисованный главным героем в процессе диалога с женой: «На теле у нее тоже было много маленьких темных родинок – эта особенность была прелестна» (С. 210). Слово «тоже» здесь кажется неожиданным – слишком далеко упоминание о «смуглом лице с маленькими темными родинками» (С. 209). Этим приемом Бунин показывает, что время для рассказчика течет как бы в разных измерениях, внешне – он в привычном, обыденном мире, в настоящем, а внутренне – в прошлом, которое течет в нем не прерываясь, даже когда он вслух уже не вспоминает, а занимается дорожными заботами («<…> умывшись и почистив зубы, они затворились в образовавшейся тесноте купе, разделись и с дорожной отрадой легли под свежее глянцевитое полотно простынь <…>» (С. 210)).

Нанизывание деталей внешности Руси плавно перетекает в эпизод, который помнится герою как самый счастливый в жизни: «однажды она промочила в дождь ноги, вбежала из сада в гостиную, и он кинулся разувать и целовать ее мокрые узкие ступни» (С. 211). Данный образ-воспоминание заключает в себе контраст ощущения счастья и чувства страха, вызванного испугавшим их («в ту самую горячую минуту, когда они забыли всякую осторожность» (С. 211)) петухом. Такое соединение двух несовместимых эмоций в одном воспоминании как бы предрекает трагический конец любви, а еще точнее – даже вспоминая о счастливых минутах, герой не может исключить из воспоминания знание об исходе своей истории любви. Данный образ-воспоминание появляется в сознании вспоминающего субъекта спонтанно, он не контролирует процесс воспоминания.

Последующие воспоминания, напротив, идут в относительно хронологическом порядке: герой уже сознательно, подробно переживает весь ход развития его отношений с Русей от недоверчивости до первой близости. Образы-воспоминания строятся в основном на двух мотивных линиях –  портретных подробностях и пейзажных деталях, – которые в более сжатом виде уже были представлены в диалоге между героем и его женой.

Развязка любовных отношений героя и Руси отражается в образе-воспоминании, отстоящем во временном плане от упомянутых выше, не примыкающем к ним непосредственно. Причем сначала названы последствия («Через неделю он был безобразно, с позором <…> выгнан из дому» (С. 216)), а затем уже показан эпизод, повлекший их за собой. В один из дней, когда «они <…> касаясь головами, смотрели картинки в старых номерах Невы» (С. 215), в момент полного взаимопонимания героев, в гостиную ворвалась «полоумная мать» Руси, устроила театральную сцену, чуть не убив его из пистолета, и заставила дочь выбирать между любимым и собой. Образ-воспоминание резко обрывается на словах Руси: «Вы, вы, мама…» (С. 216). Видимо, то, что происходило потом, герой помнит смутно, «ошеломленный ужасом совершенно внезапной разлуки» (С. 216).

Данный образ-воспоминание является зеркальным отражением другого образа-воспоминания о ситуации, когда влюбленных напугал петух «черный с металлически-зеленым отливом <…> в большой огненной короне» (С. 211). Образ матери Руси также построен на черном цвете: «на пороге встала в черном шелковом халате <…> ее полоумная мать. Черные глаза ее трагически сверкали» (С. 216). Такое соотношение этих двух образов позволяет говорить о замкнутой композиции центрального автономного эпизода произведения.

Выход из состояния погруженности в воспоминания подчеркнут автором глаголом «очнулся», семантика этого глагола подразумевает быстрый переход из одного качества в другое, в данном контексте – это перемещение сознания героя из одного временного пласта в другой.

Казалось бы, развязка налицо, сюжет воспоминаний себя исчерпал, но у памяти свои законы, она вновь и вновь возвращается к тому, что ей дорого, воскрешая драгоценные мгновенья в образах-воспоминаниях. Герой внутренне рассуждает: «уж целых двадцать лет тому назад было все это – перелески, сороки, болота, кувшинки, ужи, журавли…» (С. 217). Но сознательному рассудочному прощанию с прошлым противоречит неожиданный бурный всплеск эмоций, вызванный повтором-подхватом слова «журавли»: «Да, ведь были еще журавли – как же он забыл о них!» (С. 217). И сознание рассказчика вновь в прошлом, в другом времени.

Все, что окружало влюбленных в те дни (природа, животные, свет, тень, запахи и звуки) дорого памяти героя, сохранность всех мелочей и подробностей обусловлена его эмоциональным отношением к прошлому, поэтому для него необходимо воспоминание о журавлях. Образ журавлей встроен в сквозной мотив «странности» впечатлений: «Все было странно в то удивительное лето, странна и пара каких-то журавлей, откуда-то прилетевших до времени на прибрежье болота» (С. 217).

Сознанию героя не требуется никаких усилий, чтобы от любого компонента воспоминаний о времени его любви перейти к образу Руси, – образ журавлей плавно сменяется образом девушки (построенном на знакомых портретных деталях, от которых не может «оторваться» герой). 

И в завершение – снова образ-воспоминание о последнем дне, о том моменте, когда взаимное чувство достигает совершенной интенсивности и полноты. Рассказчик вспоминает слова Руси: «А я так люблю тебя теперь, что мне нет ничего милее даже вот этого запаха внутри картуза, запаха твоей головы и твоего гадкого одеколона!» (С. 217).

На этой высокой и счастливой ноте полностью обрывается поток воспоминаний, но, вызванные из глубин памяти, они не исчезли бесследно, а подтолкнули к глубокой перестройке мировосприятие героя, к осознанию сущности того истинного и непреходящего, что было в его жизни. Воспоминания послужили мощным катализатором внутреннего процесса переоценки его жизненных ценностей.

Об этом изменении свидетельствует отстоящий во времени от момента обрыва воспоминаний, небольшой эпизод, который не просто выделен в абзац, но графически (чертой) отделен от предшествующего текста. Герой показан глазами его жены: «Что это ты столько пьешь? <…> Все еще грустишь, вспоминаешь свою дачную девицу с костлявыми ступнями?» (С. 217). «Неприятно усмехаясь», герой отвечает ей латинской фразой, отгораживается от собеседницы как щитом. Холодность и непонимание между супругами контрастирует с воспоминаниями об искреннем и чистом чувстве его прошлого.

Образы-воспоминания в данном произведении составляют две группы: образы-воспоминания, нашедшие выражение в диалоге рассказчика и его жены; образы-воспоминания, пережитые героем в специфическом состоянии погружения в прошлом.

Первая группа имеет ряд особенностей: отрывочность (преимущественно, представляют собой ответы на вопросы), воссоздание портретных и пейзажных подробностей прошлого, отношение вспоминающего субъекта к вспоминаемым им событиям выражено имплицитно (обусловлено спецификой собеседницы, желанием рассказчика скрыть от нее эмоции, сопутствующие воспоминаниям).

Образы-воспоминания второй группы (протекающие в сознании героя) эмоциональны, отношение к ним субъекта выражено открыто, прямо (риторические восклицания, эпитеты); они образуют структурное единство – вставную новеллу с собственной последовательностью событий. Временная структура новеллы – нелинейная: сначала возникает непроизвольный образ, воссоздающий один из самых счастливых моментов жизни героя, пору ничем не омраченного счастья; затем идет ряд образов-воспоминаний в хронологическом порядке реконструирующий весь ход развития отношений между героем и Русей; далее воспоминание о трагической развязке любви (внутри данного ряда образов наблюдается зеркальное соотношение первого непроизвольного воспоминания, наполненного невыразимым счастьем,  и последнего о конце отношений). После недолгого возвращения рассказчика в основной временной пласт рассказа («настоящее» героя) в его сознание вновь врываются один за другим несколько спонтанных воспоминаний.

В обеих группах представлены как непроизвольно, ассоциативно возникающие  образы-воспоминания, так и сознательно воссоздаваемые субъектом.

Вставная новелла-воспоминание и обрамление – это два временных потока, в которых перемещается сознание героя. Причем образы-воспоминания вторгаются и в обрамление, в форме устной речи, а также дополнительных образов, возникающих уже после того, как завершился сюжет автономного эпизода. Это создает эффект разрушения времени, преодоления его сознанием рассказчика.

Хотя фабула «Руси» охватывает хронологический отрезок в 20 лет, для Бунина оказывается важным не объем вмещенных в нее событий, а их начальный и конечный этапы, контрастное сопоставление которых отражает духовный кризис личности и путь его преодоления. В рассказе благодаря особой организации художественного времени и пространства создается огромная дистанция между высшей точкой эмоционального взлета героя и его дальнейшим житейски заурядным существованием. Композиционное строение рассказа, его образная система материализуют сложный внутренний конфликт, в процессе развития которого выясняется нравственная и духовная несостоятельность некогда принятого решения, компромисса…

…Образы-воспоминания в рассказе «Руся» образуют две группы: первая включает в себя образы-воспоминания специфически (перечисление пейзажных и портретных деталей, прямо не выраженное отношение героя к воспоминаниям, лаконизм) отразившиеся в диалоге героя и его жены, а вторая – это собственно образы-воспоминания, возникающие и протекающие в сознании героя (экспрессивные, выразительные, с открыто выраженной оценкой вспоминающего субъекта). На основе образов-воспоминаний второй группы построена вставная новелла со сложной временной структурой (нелинейность, зеркальность образов – открывающего и замыкающего ее структуру). Ко второй группе образов примыкают непроизвольно возникшие образы-воспоминания, дополнительные по отношению к сюжетно завершенной новелле…

(Фрагмент из работы Огневой В.С. «Образ-воспоминание в поздней прозе И.А.Бунина». 2005г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", май 2016

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат