Что смотрят дети, пока вас нет? - Психология воспитания - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Психология воспитания

- Проекты
Страниц: 1

 

http://flymama.info/wp-content/uploads/2011/09/108194469.jpg

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:

- Что такое хорошо и что такое плохо?

(В.В.Маяковский)

 

Постоянно занятым на работе современным родителям бывает некогда проверять то, что смотрят их дети по телевизору или в интернете. Часто они, мамы и папы, как когда-то их родители, включают что-нибудь «детское» и идут заниматься своими делами. Но когда-то «давно», в советское время, родители знали, что им не стоит опасаться передач для детей и что о пользе и безвредности этих фильмов и передач позаботились еще при их создании. А сегодня, когда нет контроля за видеопродукцией и все решает «рынок»? И когда разные компании и корпорации заинтересованы в максимальной рекламе и продвижении своей продукции на рынок любой ценой, лишь бы прибыль получить? Что же смотрят дети, что впитывают и чему учатся? И, главное, чем это потом отзовется, через многие годы, какими последствиями, когда эти дети вырастут? Для самих детей, родителей и для страны.

Ведь не все так просто даже с мультипликационными фильмами. Если с чем-то еще можно со скрипом согласиться, то некоторые вещи сходу вызывают вопросы. Например, допустим, мультсериал «Фиксики», как своеобразная энциклопедия, все же рассказывает о том, что и как устроено, что и как делается. И почему бы, за неимением лучшего в современной видеопродукции, детишкам не посмотреть этот мультик для расширения кругозора, в познавательных целях, если он относительно безвреден, правда? Хотя и в нем тоже не все на должном уровне.

Но, позвольте, спросить, чему же учит наших детей и внуков мультсериал «Школа монстров»? Привыкать к страшному и ужасному в жизни? Или все эти сексапильные красотки (видимо, тоже для раннего «просвещения» детей) призваны сбивать естественное чувство страха, нужного для самосохранения и предохраняющего от опасности? Сбивать, чтобы потом подростки и молодежь легко шли на суицид? Можно, конечно, в качестве отговорки, сказать, что мы тут преувеличиваем. Ведь потом, много лет спустя, в смерти того или иного подростка все равно вряд ли кто - при современном хаосе – будет винить именно этот мультик. Мало ли что там с ними, причем тут мультик, да? Не доказать же при современных «правилах» рынка!

Но вот, скажите, у нас такая же культура, как на Западе, чтобы вот так выпячивать культ смерти и романтизировать загробную жизнь? Наши дети такие все уже распрекрасно образованные и культурные, владеют всеми знания великих предков, что им для полного счастья только общения с монстрами недостает, да? Или у нас в стране нет уже талантов, чтобы переработать чужое произведение, адаптировать под наш менталитет, если очень-таки сюжет нравится? Получилось же у А.С.Пушкина пересказать в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» известный на Западе сюжет (например, в «Белоснежке» и некоторых похожих сказках других народов) - красиво, без ужасов и натуралистических подробностей европейского оригинала!

Кто-то скажет, что «Школа монстров» - это западный сериал, но ведь он свободно доступен для наших детишек и по телеканалам, и в интернете! И западных мультиков и сериалов сегодня в свободном доступе гораздо больше, чем отечественных! И все они нас усиленно пытаются адаптировать к западному образу жизни. Зачем? Чтобы привыкали на все это смотреть со стороны и не роптали? Потому что умные люди у нас хорошо понимают, что западные «хозяева жизни» могут позволить нашим детишкам вырасти только в качестве прислужников их детей. Отсюда и характер основного потока видеопродукции – оглупляющий!

А у нас в стране разве все хорошо с нашими мультиками?

Вот, к примеру, чему учит безобидный, на первый взгляд, российский мультсериал «Барбоскины»? Мы, конечно, эту бесконечную «санта-барбару» для детей полностью не смотрели (там, наверное, уже число серий к двум сотням подбирается!). Представляете, сколько нужно угрохать вашему ребенку его бесценного времени роста, развития и обучения, чтобы просмотреть весь этот сериал? И ради чего? В какую серию ни ткнись, везде бесконтрольные дети, которые постоянно ссорятся, дерутся, кричат и творят что хотят, а вечно занятые своими делами родители появляются, только когда нужно за что-то наказать или отругать! Учит индивидуализму? Каждый за себя? Или как лучше обманывать, ябедничать, угрожать? Или чтобы на всю жизнь вдолбить себе в голову, что быть отличником – значит, ничего не понимать в реальной жизни? Поправьте нас, пожалуйста, если мы тут чего-то не понимаем!

А в таких же относительно «хороших» мультсериалах, как «Смешарики» или «Лунтик», чему будут учиться дети? Ведь многие готовы даже защищать эти мультики, как нужные для детей? Почему? Потому что нет более приличной продукции среди современных (кто ж тогда мешает обращаться к советской классике, о чем речь пойдет ниже)? И, раз такое «старье» не подходит «суперсовременным» чадолюбивым гражданам, пускай дети учатся жизни на Земле у неземного создания странного цвета с четырьмя ушами, да? Это мы про «доброго» Лунтика, любящего пошалить и гулять ночами. Или пускай лучше какие-то «смешные шарики» поучат детей быть человеком, а заодно и крепким словечкам, жаргонным выражениям, а также и в жизни «быть как все», средненьким? Главное, особо не выделяться и получать от жизни все. Согласны?

О мультсериале «Маша и Медведь» нужно напоминать? Или сами все понимаете? Ведь как шумно и весело живет умная и изобретательная девочка! И за счет кого? Вы, в качестве родителей или бабушек с дедушками, готовы к тому, чтобы к вам ваши дети относились так же, как Маша к Медведю, и вытворяли с вами хотя бы частицу того, что себе позволяет Маша в отношении Медведя?..

Может быть, хватит примеров (к чему здесь перечень всех современных мультфильмов). Мы же вам тут не цензура и не комитет экспертов. Да и «о вреде мультфильмов» для детей (особенно западных) сегодня легко можно найти много информации в том же интернете, стоит только завести в поисковик эти слова. Каждый родитель может, конечно, позволить своим детям что угодно, но никто не отменял мудрую мысль предков: «что посеешь, то и пожнешь»! Что бы мы себе не фантазировали о том, какими распрекрасными вырастут наши дети и внуки, на самом деле действительно вырастет только то, что посеяно. Верней, они впитают все то, чем мы сами дышим и живем. И пожинать посеянное, в первую очередь, будут на свою голову сами нерадивые родители, а потом, естественно, и общество, предавшее детство и детей.

Кто-то может спросить, а что же тогда делать? Запретить эти мультики? Конечно же, нет. Сегодня запрет вряд ли даст положительный эффект. Потому что в странном положении окажется ваш ребенок в компании сверстников, которые обсуждают такого рода «популярные» мультики, а он их не знает! Значит, ребенок о них должен знать, с помощью родителей (ведь «знать» о них, что они из себя представляют и для чего сделаны, и просто «смотреть часами» эти самые мультики – это разные вещи). Но должен знать ребенок от родителей и о последствиях просмотра таких вредных поделок, и о более качественных и полезных для души и для развития мультфильмах. Можно же потратить свое родительское время и посмотреть мультфильм вместе с ребенком и пояснить, прокомментировать все, что сочтете необходимым!

А раньше они были, хорошие мультфильмы, как ни странно, были в большом количестве, и сохранились до нашего времени. Мы говорим о советских мультфильмах. За многое можно упрекнуть ушедшую «советскую» эпоху, но только не за это. Многие советские мультфильмы для детей по сей день, по нашему мнению, остаются непревзойденными воспитательными и обучающими образцами, в сравнении с современными. Конечно, из того что есть (они тоже не идеальны, не совсем соответствуют критериям естественного, природосообразного воспитания детей). Можно здесь для примера привести первые пришедшие в голову названия (вы можете вспомнить другие близкие вам источники): «Маленький Мук» (1938), «Муха-Цокотуха» (1941), «Мойдодыр» (1939), «Теремок» (1945), «Цветик-семицветик» (1948), «Гуси-лебеди» (1949), «Аленький цветочек» (1952), «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (1953), «Царевна-Лягушка» (1954), «Двенадцать месяцев» (1956), «Три медведя» (1958), «Али-Баба и сорок разбойников» (1959), «Вовка в тридевятом царстве» (1965), «Сказка о золотом петушке» (1967), «Бременские музыканты» (1969), «Волшебник Изумрудного города» (1973), «Конек-горбунок» (1975), «Летучий корабль» (1979) и еще десятки, сотни прекрасных мультиков тех лет. И потом, их приятно посмотреть вместе с детьми, ведь они создавались для семейного просмотра. Посмотреть, а затем и обсудить вместе с ребенком героев.

Хотя и тут существует риск попасть не на тот источник (за неимением новых идей сейчас многие делают ремейки и сиквелы, которые оказываются не только хуже оригиналов, но еще и дезориентирующими в том, что есть хорошо и плохо). Названия вроде бы те же, но «начинка» уже другая, не безвредная.

Помимо мультфильмов, можно рекомендовать и советские художественные фильмы для детей (таких качественных кинофильмов тоже немало было раньше, и идеологическая начинка особо не мешает в них, т.к. речь идет прежде всего о человечности). Здесь и сказки, вроде: «Василиса прекрасная» (1939), «Илья Муромец» (1952), «Новые приключения кота в сапогах» (1958), «Марья искусница» (1960), «Снежная сказка» (1960), «Морозко» (1964), «Сказка о потерянном времени» (1964), «Снежная королева» (1967), «Огонь, вода и медные трубы» (1967), «Снегурочка» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969), «В тридевятом царстве» (1970), «Золотые рога» (1972), «Приключения Буратино» (1975), «Мама» (1976), «Принцесса на горошине» (1976), «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977), «Там, на неведомых дорожках…» (1982), «На золотом крыльце сидели» (1987) и т.д.

Мы стараемся называть в данном случае те источники, которые раньше, в других наших работах, не называли, хотя возможны и повторы. Здесь же и просто такие художественные фильмы и для детей, и для взрослых (вроде для семейного просмотра), как: «Алые паруса» (1961), «Три толстяка» (1966), «Переходный возраст» (1968), «Большое космическое путешествие» (1975), «По секрету всему свету» (1975), «Остров юности» (1976), «Остров сокровищ» (1982), «Карантин» (1983), «Мэри Поппинс, до свидания» (1983), «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» (1984), «Следопыт» (1987) и многие другие. Тут названия прекрасных фильмов тоже можно приводить десятками, и все они по сей день сохраняют свое культурно-воспитательное значение.

Чем они все выгодно отличаются от современных фильмов? В первую очередь, наверное, выделяются советские фильмы для детей в нравственном отношении. В каждом фильме, как правило, есть занимательный разбор тех или иных жизненных ситуаций, в которых герои ошибаются и исправляют свои ошибки, есть добрый пример для подражания, как своего рода жизненный ориентир. И ведь на самом деле такие качества, как доброта, верность, отзывчивость, которые в названных фильмах ярко показывались, со временем не обесцениваются! В советских фильмах для детей поднимаются серьезные вопросы для размышления, пороки осуждаются, есть возможность как бы со стороны и в действии увидеть те или иные человеческие качества, и показывается возможность искоренения негативных качеств и альтернатива. И, самое главное, повторимся, такое внимание к детской теме в государственном масштабе позволяло родителям и воспитателям быть спокойными за то, что в детской передаче или в фильме для детей не покажут что-то аморальное и постыдное.

Конечно же, и в советское время реальность отличалась от того, что показывалось в фильмах. Мы в данном случае говорим ведь о фильмах, а не о советской действительности. Поэтому советские фильмы казались несколько идеалистическими, а герои – какими-то идеальными, порой несколько даже «стерильными» что ли. Но и это тоже в немалой степени служило, как и добрая сказка, в которой тоже, как нам кажется, почти все выдумка, для показа жизненных ориентиров, к чему лучше стремиться.

Да, это тоже положительное свойство детских фильмов советского периода – устремленность в будущее, к светлому и к лучшему, открытость, воодушевление, романтика познания и романтика неведомого!

Напоследок можно отметить то, сравнительно с современными фильмами, что общая атмосфера в прежних фильмах действительно светлей и добрей.

А еще язык общения детей в фильмах советского времени, как бы это сказать, богаче и культурней что ли, без словесного «мусора», который допускается – для натуралистичности – в современных фильмах, как норма. Вроде употребления мата в фильмах для взрослой публики, в детских передачах сейчас часто слышатся слова, типа: «классно», «отвали» и т.п. Вроде того лексикона, который был известен и раньше, но это не воспринималось обыденно, будто так и должно быть, а открыто высмеивалось (помните, сюжет «Почему мы так говорим» в самом первом выпуске детского юмористического киножурнала «Ералаш» в 1974 году?).

Вот почему те, кто относится к фильмам советского периода с предубеждением, как к своеобразному пережитку прошлого, сильно ошибаются. Вопрос, с чем сравнить. Ведь фактически с 90-х годов прошлого века в стране культура как будто провалились в глубокую яму, из которой все еще она не выбралась. Вместе с образованием и школой. Чтобы выбраться из этой ямы, нужно создать новые высокие образцы и идеалы. Их пока что нет или почти нет. И они пока что не предвидятся. Кому нравится сидеть в яме, те могут и дальше сидеть.

А вот те, кто хочет выбраться из культурного провала или деградации, хочет развиваться и идти дальше, тем неизбежно придется воспользоваться богатым наследием мультипликационных, сказочных и обычных фильмов, какие оставил для наших детей советский период. Тем более для дальнейшего становления и совершенства. Для того ЧТОБЫ ПОДНЯТЬСЯ ВЫШЕ И ДОСТИЧЬ БОЛЬШЕГО, НУЖНО ВЕРНУТЬСЯ НА ПРЕЖНИЕ ВЕРШИНЫ, К ПРЕЖНИМ ДОСТИЖЕНИЯМ В ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЕ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ!

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2016г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", декабрь 2016

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат