Охота на тех, кто отличается? - Культура оздоровления души и тела - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Культура оздоровления души и тела

- Проекты
Страниц: 1

 

Кадр из фильма «Ведьма» (2015)

Часть 2

 

(Продолжение. Начало см. «ЗОВУ РИТМ», январь 2017)

В аннотации к фильму «Ведьма» (2015) режиссера Дмитрия Федорова говорится следующее:

«По повести Тамары Крюковой «Ведьма». Действие картины происходит в летнем молодёжном лагере у моря. Тоня – тихая, замкнутая и доверчивая девочка становится соседкой Людки – яркой, сильной и расчетливой девицы. Они влюбляются в одного мальчика. Кажется, что у робкой Тони нет никаких шансов против сексуальной Людки, но вдруг выясняется, что Тоня обладает сверхъестественными способностями, которые не может контролировать. Нелюдимый затравленный подросток, не понимающий природу своей страшной силы. Окружающие считают её самой настоящей ведьмой, не подозревая, что на самом деле ведьма не она… Для кого-то эти каникулы станут последними, а те, кто смогут выжить – никогда уже не станут прежними»

По жанру фильм считается драмой и даже мистическим триллером (хотя это явное преувеличение, и попытка поставить в один ряд с западными фильмами). Некоторые относят его к тематике подростковой жестокости, но это все же окажется нарочитым сужением и упрощением темы, снижением значимости содержания фильма. Считать просто социальной драмой с глубокими нравственными коллизиями тоже не получается, т.к. наблюдается, пожалуй, некоторый недостаток психологизма, какой-то схематизм, упрощенность подхода. Хотя, на наш взгляд, скорей следует говорить не о поверхностности, а о символичности и даже симптоматичности происходящего в фильме, характерности для современного состояния общества. Да и фантастики (или, если хотите, мистики) в фильме немного. Разве что как факт необычайного в жизни, с чем современные люди – как дети, так и взрослые – не приучены иметь дело, хотя сталкиваются с этим все чаще и чаще.

На самом деле, конечно же, фильм «Ведьма» Д.Федорова показался нам интересным, как своеобразное зеркало, довольно отчетливо отражающее состояние современного общества. Вот об этом и попробуем поговорить (и желательно для этого, чтобы вы сначала посмотрели фильм, или прочитали повесть Т.Крюковой, хотя фильм и повесть отличаются). Нужно разбираться, что же мы имеем в этом фильме на самом деле.

Желательно так же понимать, что, несмотря на попытки многих переосмыслить это понятие по-новому и вспомнить наследие предков, пока еще, к сожалению, в массовом сознании ВЕДЬМА понимается так, как это обозначено в действующих словарях (типа словаря Ожегова): «…В сказках, народных поверьях: злая волшебница. 2. перен. Злая, сварливая женщина (прост.). * Охота за ведьмами (на ведьм) - преследование, травля инакомыслящих...» или энциклопедиях: «…По народным поверьям женщина-колдунья. Представления о ведьмах как о женщинах, вступивших в союз с нечистой силой, вызвали их преследования, т. н. "охоту на ведьм"».

Как видите, вполне официально, через энциклопедии, ставится знак равенства между «ведьмой» и «женщиной-колдуньей» и ведьмам приписывается связь с «нечистой силой», как будто в современном мире все еще царит средневековое мракобесие. В фильме понятие «ведьма» понимается, как принято в словаре, хотя новые веяния в обществе уже ощущаются и многие люди совсем не прочь переосмыслить свое отношение, что видно даже по этому фильму.

Однако фильм воспринимается с трудом, потому что реальная картина расходится с тем, что хотели показать создатели фильма. Несмотря на то, что события вроде бы происходят в обычной ситуации (в молодежном лагере, каких немало), сами коллизии и поведение героев настолько нескладно выстраиваются, что все это похоже на неудачный спектакль с преувеличениями и искажениями. Конечно, теоретически, согласно жанрам искусства, этому можно найти объяснение. И можно сказать, что как и полагается в случаях обобщения до символичности или подчеркивания симптоматичности для общества в целом, образ главной героини Тони достаточно гиперболизирован. Можно согласиться и с тем, что даже без такого преувеличения и нарочитого отличия от других перед нами не просто обычная «тихоня», каких немало в современной детско-юношеской среде, а «тихоня», с одной стороны, с необычными знаниями, с другой, с необычными способностями, которые она якобы еще только учится контролировать. И вопрос даже не в плохой «социализации» девочки, ведь доучилась же она до старших классов школы.

Мы можем допустить, что фильм всерьез ставит вопрос о том, КАК соотнести те необычные знания, имеющиеся у девочки, с тем, что дает школа и общество? И, самое главное, как их совместить, в соответствии с какими знаниями следует жить? Что поставить выше в своих поступках? Особенно в тех, которые публичны, совершаются при людях!

Понятно, что это вовсе не шуточки и не просто так. Давление на девочку Тоню со стороны обстоятельств, школы и общества, сверстников и взрослых настолько сильное, что это видишь даже по робкой походке, зажатости и сутулости героини. Как будто она придавлена непосильным грузом. Единственный «эксперт», да и то скорей осуждающий ее необычные способности и познания, - это ее мать, женщина с предрассудками и расстроенной психикой, к тому же явно не принимающая свою дочь, вплоть до попытки избавиться от нее в еще маленьком возрасте. И больше нет ни одного человека рядом, кто бы принял, поддержал, помог сориентироваться в открывающихся ей «необычных» знаниях и способностях.

Но, простите, принимая эту версию, невозможно согласиться с тем, что девочка Тоня, с малых лет имея дело с «необычными способностями», до возраста старшеклассницы так и не пробовала «управлять» этой своей «способностью», хотя бы из простого любопытства? Не научилась? Она что, совсем «двоечница»? Хотя этого не скажешь по ее знаниям и сообразительности. Таких нестыковок в фильме масса, и поэтому фильм с точки зрения жизненности непонятен. Как домик в песочнице, сконструированный из кубиков разного цвета и размера, взятых из разных наборов, поэтому плохо стыкующихся: смотришь, вроде бы домик перед глазами, но какой-то нелепый и кривой.

Однако попробуем понять все же создателей фильма. Что же они нам хотели сказать? Что показывают? Для чего все это? Нам показывают, что сверстники к необычной девочке относятся как к «ненормальной», школа – как к почти больной из неблагополучной семьи. А сама она при этом видит много, как бы мягче выразиться, «неправильного» в окружающем мире и жизни людей. Как это она, по-своему, с материнских слов, называет: «греховного». Соответственно, дистанцируется от вещей, на которые остальные подростки идут легко в силу своего общего неведения. Как бы этим показывает, что она «не как все» и как бы противопоставляется, провоцирует нездоровое любопытство: точно ли она «другая». Ведь в современном обществе нет выработанной культуры корректного обращения с необычным. Наоборот, привито еще столетия назад, с «охоты на ведьм», отношение неприятия и отторжения.

В фильме показано, что у нее якобы есть заветная мечта – «быть как все» (хотя и это явное искажение первоисточника: для сравнения в повести Т.Крюковой в записке Тони совсем другие слова, как ее завещание перед гибелью: «Я хочу, чтобы люди любили друг друга»)! Но при этом она как бы не может переступить через свои убеждения (можно сказать понимания «высшего закона», божественного) и легко пойти на «грех», как это делают окружающие дети и взрослые, даже не задумываясь ни на миг о «греховности» своего поступка. Люди обычно ориентируются исключительно на социальные стереотипы, особо не утруждая себя тем, откуда они и к чему ведут.

И, похоже, так же поверхностно, исключительно «социально» (судя по замеченным нами отзывам на фильм), воспринимают главную героиню и многие зрители, считая ее либо до «ненормальности» зажатой и забитой. Либо считают неудачной подачей образа со стороны режиссера, вовсе не понимая глубины душевной трагедии главной героини фильма.

А это - та самая трагедия, которая происходит сейчас с людьми, но многие пытаются этого не замечать, как будто новая реальность их никогда не настигнет. Тоня каждый раз мучительно решает ВНУТРИ вопрос выбора, как поступить в том или ином случае. Поэтому она как бы медлит, кажется нерешительной. А остальные, выходит, наплевали на то, что у них внутри, однажды сделали выбор (ПРЕДАЛИ свой внутренний мир, душу свою), и для них теперь имеет значение только то, что СНАРУЖИ, в социуме. Если во взрослой среде людей все такое как-то завуалировано и прикрыто различными условностями, вроде «принято, научно, законно» и т.д. или наоборот, «не принято, ненаучно, незаконно», то в детской среде все это решается напрямую и открыто.

И взрослые настолько «закрылись» от всего необычного в своем «строгорежимном» социальном порядке, что дети абсолютно уверены в том, как часто и звучит в фильме, что «взрослые не поймут», «взрослые не поверят», и сами, как могут, решают возникающие в жизни острые вопросы. И решают порой, по мнению взрослых, «жестоко» – от недостатка знаний, опыта и ввиду отсутствия мудрых наставников, понимающих психологию детей и возрастные особенности подростков, какими не стали окружающие их взрослые – родители и педагоги.

Гротескным представителем этого взрослого мира в фильме является воспитатель (или вожатый) Андрей Палыч в молодежном лагере, который порой даже ответить-то на каверзные вопросы молодежи достойно не может, кроме как просвистеть в свисток у них перед носом, и который откровенно считает своих подопечных «дикими», коих «остается только терпеть», и абсолютно убежден, что «легче уголовниками заниматься». И, соответственно, он во всех местах с детьми оказывается только после того, когда что-то уже случилось. Все важное в жизни детей проходит мимо этого «знатока» детских душ. Это все в фильме показано реалистично.

В наши задачи здесь не входит анализ всего фильма (это займет много места). Как и обозначено еще в заголовке, мы рассматриваем во всем сюжете только линию НЕПРИЯТИЯ ЛЮДЕЙ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ ОТ ОСНОВНОЙ МАССЫ  ЗНАНИЯМИ, СПОСОБНОСТЯМИ, ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИЕЙ. Неприятия, которое продолжается и сегодня еще со времен европейской инквизиции, «охоты на ведьм» и пылающих костров с «еретиками». Ведь именно «методики» инквизиторов откопали в интернете подростки, пользуясь планшетом, дабы «наказать ведьму» в молодежном лагере.

Наказать путем сожжения, как сжигали ведьм и еретиков во времена инквизиции. Даже не пытаясь разобраться, зачем и кто придумал такие казни в историческом прошлом. И тут дальше нужно различать работу сценариста и режиссера и оригинал (повесть Тамары Крюковой). Да, нужно признать, что суровые и прямолинейные отношения в среде современных подростков и молодежи переданы реалистично в обоих случаях. И на этом достоинства фильма заканчиваются.

Знаете, в отзыве на повесть Тамары Крюковой еще до такой экранизации (см. http://otzovik.com/review_1261275.html) было высказано опасение: «…Я прочитала, что уже практически завершились съёмки фильма по этой книге. Хотелось бы, чтобы он не испортил впечатления»…

Кто не знает повести Т.Крюковой, может быть, ничего такого и не заметит. А кто читал, тот заметит большую разницу. На наш взгляд, если даже оригинал вызывает вопросы с точки зрения соответствия реальности, то в фильме его создатели будто нарочно стараются испортить исходный материал: начиная с показа главной героини даже внешне в неприглядном виде вплоть до введения несуществующих в оригинале сцен и спецэффектов, не говоря уже об изменении сути диалогов. Например, в повести нет ситуации, когда автобус фантастическим образом зависает над пропастью и главная героиня одна «оттаскивает» автобус от края пропасти, применяя свои «сверхспособности», как нет и пожара, в которой она спасает всех остальных, но при этом сгорает сама.

Сцена вообще неудачная, и ни о чем не говорит, кроме вероятной параллели со средневековой инквизицией. К тому же сцена невнятная, особенно для финала. Что хотели сказать таким финалом? Что те, которые до этого свою спасительницу не раз травили и предавали, на этот раз точно одумаются, задумаются и изменятся? Христианской морали слепой жертвенности не хватает еще одной страницы для убедительности? Или детей после пожара привело в шоковое состояние только то, что человек сгорел на их глазах?

В общем, не получилось создать не только образ настоящего героя (или драматичной героини), не получилось даже и с убедительным финалом. Так не бывает. Это противоестественно. Противоестественно хотя бы потому, что в Природе имеют вес сильные, превосходящие остальных знаниями и способностями. А еще противоестественность в том, что тому, кто выделяется с ранних лет, постоянно приходится думать о личной безопасности в окружении тех, кто «как все». И к такому возрасту, к возрасту старшеклассницы, как Тоня в фильме «Ведьма» Дмитрия Федорова, подобные личности оказываются в несколько иной ситуации, скажем, умеющими защищать себя и близких. Многолетний опыт никуда не денешь. Не случайно мы перед этим остановились на рассмотрении другого фильма («Заклятие Велеса» Сергея Задорина), где как раз хорошо, вплоть до деталей, показано, как бы себя вела в современных условиях ведьма.

Не хочется думать, что режиссер через такой образ Тони хотел создать неестественный, уродливый и отталкивающий тип, т.к. сюжетный ход все-таки говорит о стремлении показать положительный пример. Не хочется думать, что создатели фильма настолько не понимают, что такое «ведьма», в духе народно-словарной путаницы об этом понятии, в своих попытках приписать такие способности и Тоне, и Людке. Поэтому эти версии не будем рассматривать.

Но реалистичного образа ведьмы ведь тоже не получается то ли из-за незнания, то ли из-за путаницы, где реальность, а где вымысел, фантазии. Никак не сочетаются необыкновенная сила и способности героини с таким глубоким непринятием себя, самобичеванием и самоуничижением. «Способности» у кого попало и только лишь вследствие пережитого стресса не раскрываются. Это явное нарушение, несоответствие природной гармонии и равновесию. Надо же себе отдавать отчет в том, что сильные и знающие не могут быть жертвами (вновь ссылаемся на уже рассмотренный фильм «Заклятие Велеса», хотя можно было бы привести и другие примеры). У них, наряду с силой и знаниями, развиваются так же и необыкновенная выживаемость и адаптивность. Не будем здесь дальше развивать эту тему, потому что нельзя создать некий шаблон, по которому можно распознавать «ведьм» и «ведьмаков». Это будет такой же неправдой, как средневековые «критерии» проверки: как уникальные и сильные личности, как люди умные и привлекательные, они все разные. Единственное, что можно, наверное, отметить у всякой «ведьмы» - это естественность. Вот чего как раз и недостает героине (или героиням) Д.Федорова и Т.Крюковой!

Ну а что касается травли, охоты на тех, кто отличается, то в качестве «жертвы» и преследователей авторы данной «Ведьмы» тоже показали не совсем то. Обычно те, кто охотится, знают на кого и зачем они охотятся. А в данном случае в фильме никто – ни взрослые, ни дети и подростки - не понимает, с чем имеет дело. Их всех просто, с одной стороны, распирает «кроличье» любопытство, а с другой стороны, пугает проявление «неизвестной силы» через Тоню.

Наверное, не стоит тратиться на описание этого страха неразвитого сознания перед неведомым. Сейчас в обществе это довольно распространено. О стадообразности больших групп людей, о характеристиках толпы, о том, как неразвитые сбиваются как бы в стаи, когда умные личности не могут договориться между собой и т.д. – обо всем таком часто и много сейчас пишут, и ничего мы здесь не добавим. Нами раньше тоже было представлено психологическое состояние растительного и животного уровня, в каком стремится удержать людей современная технократическая цивилизация.

К известным факторам неприятия основной массой тех, кто отличается, разве что стоит добавить, во-первых, еще то, что «пропагандистская машина» цивилизации еще со средневековья целенаправленно создает негативный образ не только ведьм, но и всех отличающихся. Чтобы тормозить развитие человечества и истреблять тех, кто может повести людей в правильном направлении. Истреблять и подавлять тех, кто способен создать естественный ПРОРЫВ в ужасающей деградации людей современного общества. В переписанных и изуродованных сказках ведьма – как правило, неприятное и отталкивающее существо. А герои современных романов и фильмов – это те, которые должны защищать «порядок и устои» существующей технократической цивилизации. А люди, воспитанные «культурой для масс», подвержены воздействию этой примитивной пропаганды.

Во-вторых, у массы обычных людей, от которых скрыли Знания и которых с детства методично отрывали от Природы, какая-то подсознательная зависть что ли к тем, кто знает и умеет больше? Какая-то такая тяга к тому, чтобы либо закрыть на это глаза, либо сделать все, чтобы убрать с глаз – лишь бы убедить себя, что «так не бывает», что «этого нет»! Потому что глубоко в спящем сознании у каждого сидит чутье, что они все и сами с рождения обладали такими необычными (или, как еще говорят, «магическими») способностями, т.к. естественный человек так устроен. Ведь проще высмеивать или убедить себя в том, что сказочной красоты жизни, обыкновенной житейской магии и дружбы человека с могучими силами природы «не существует», чем признаться в том, что по разным обстоятельствам их-то собственные «врожденные способности» и «таланты» безнадежно и бездарно утрачены, закатаны в асфальт! С этим негативным отношением, доходящим до злобы и враждебности, сегодня сталкиваются, наверное, все «отличающиеся». Просто многие из них обычно умеют жить в современном деградирующем обществе, и среди них практически нет таких добровольно жертвующих собой ради предателей и гонителей «героев», как девочка Тоня в рассмотренном фильме. И приносят «отличающиеся» человечеству пользу иначе - так, как могут только они, сильные, знающие и способные!

В общем, можно согласиться с подходом режиссеров этих фильмов: сильно «отличающихся» от остальных в современном мире можно показать через образ «ведьмы». Тем более у людей сейчас вновь пробуждается не просто интерес к необычному, но и к настоящим знаниям. Хотя и не у всех. Однако на примере двух рассмотренных фильмов можно сделать вывод, что эти образы и жизненная ситуация, связанная с этими образами, представлены зрителям, можно сказать, почти диаметрально противоположно: как это бывает и как не бывает. Настолько контрастно смотрятся фильмы «Ведьма» и «Заклятие Велеса». При этом поучительны могут быть при сравнении оба фильма. Первый тем, что показывает существующие сегодня заблуждения современного общества в данной теме и, соответственно, неверное отражение реальности. А второй фильм тем, что открывает зрителю верное направление к естественному Знанию Природы!

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», февраль 2017

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат