Об игре и играющих в игры - Практическая психология сегодня - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Практическая психология сегодня

- Проекты
Страниц: 1

 

http://kyl.guru/forum/uploads/attachment/2016-02/1454840703_9.jpg

Когда-то давным-давно на белом свете игра была божественным занятием, через нее постигали настоящую Жизнь. Даже само слово «игра» имеет смысл воспроизведения и продолжения дальше изначально заданной божественности. У людей эта установка до сих пор сидит в подсознании. Поэтому и так доверчивы они к игре, словно маленькие дети, которые еще не различают игру божественную, настоящую и естественную, от «игры» подставной и обманной, придуманной для людей в «плохие времена». Но давайте обо всем по порядку.

Чтобы было понятно, какое отношение к человеку имеет игра и почему мы об этом заговорили, думаем, стоит показать это на какой-нибудь понятной, почти наглядной модели. В наши дни, когда мы говорим о людях и их психологии, о характерах и поведении, в связи с темой игры в первую очередь вспоминаются давно известные книги Эрика Берна «Игры, в которые грают люди» (1964) и «Люди, которые играют в игры» (1972) (почитайте, это интересно, т.к. здесь мы ее пересказывать не собираемся: переводы на русский язык были в 1972 и 1992 годах). Раз теория Э.Берна отчасти помогает проиллюстрировать то, что мы хотим сказать, то можно как раз начать с той модели, которая показана в его теории игры.

Согласно теории игры Э.Берна, в каждом из нас формируется три основных пласта, которые проявляются как наше психологическое состояние в каждый момент времени. Проявляются вместе, конечно, ведь мы не станок, чтобы отключить одно состояние и включить другой. Просто в каждый момент времени одно из описанных Э.Берном состояний в сравнении с другими доминирует, оказывается ведущим, определяющим. Давайте теперь вспомним модель Э.Берна в ключе нашей темы:

1) первое состояние («эго-состояние Ребенка») – можно сказать, естественное, на которое с ранних лет в последующем накладываются другие детские переживания и реакции, записи поведения детства. По идее, это состояние должно стать фундаментом для последующего бережного развития и формирования личности, т.к. это же состояние служит и основой творческих и созидательных проявлений человека в течение всей жизни.

2) второе состояние («эго-состояние Родителя») – можно сказать, навязываемое извне через родителей и воспитателей, включает установки и поведение для социума. Выражается в предубеждениях, критическом или заботливом поведении в отношении других людей. А переживаются как записанные в сознание и подсознание родительские назидания и указания, которые продолжают влиять на людей в течение жизни (часто за счет мягкого или жесткого подавления нашего внутреннего «ребенка», т.е. естественного состояния, описанного выше).

3) третье состояние («эго-состояние взрослого») – по идее, ориентировано на восприятие окружающей действительности и призвано здраво раскрывать и развивать творческие задатки, потенциал детства, с учетом получаемых от изучения окружающего мира данных. Действовать соответственно в интересах полноценной естественной самореализации личности на основе своих природных данных. Но на деле, как правило, получается в современной технократической цивилизации наоборот, т.е. естественное состояние («эго-состояние ребенка») либо подавляется и вытесняется, либо эксплуатируется для «успешного» приспособления личности к социуму («социализации»). В итоге, в личности явно начинает доминировать, как диктатор, т.н. «Родитель», а «Взрослый» - в основном только подстраивается.

Эта модель объясняет тем людям, кто не видит давления общества на себя и считает любые свои мысли и поведение «естественным», что ВСЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО В НАС САМИХ, НО МНОГОЕ ПРИ ЭТОМ – ПОМИМО НАШЕЙ ВОЛИ – НАМ НАВЯЗАНО С РАННЕГО ДЕТСТВА В ХОДЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, КАК «ВНЕШНЯЯ ПРОГРАММА», ПРЕДПИСЫВАЮЩАЯ ДЕЙСТВОВАТЬ ТОЛЬКО ТАК, А НЕ ИНАЧЕ. Соответственно, диктует другое мышление и другое поведение, чем требуется для здоровой самореализации личности. И самое ужасное в том, что заблудившиеся люди считают это «нормальным» для себя!

Итак, модель Э.Берна наглядно показывает, что не все, что мы думаем, есть на самом деле наши собственные думы и в наших личных интересах. «Внешняя программа» рассчитана не на полноценное творческое самораскрытие и реализацию личности, а преимущественно только на социализацию, приспособление к социуму, в качестве его несамостоятельной части (если образно, то в качестве «винтика», при условии когда социум в такой картине выступает «машиной»).

Вот и получается, в итоге, если обобщить сказанное, что когда мы действуем, чувствуем и думаем так, как это, в нашем представлении, делают «старшие», авторитетные для нас (или «родители», или «члены общества», или «общество» в целом), - мы находимся, по Э.Берну, в «эго-состоянии Родителя». Можете это считать, для пущей наглядности в нашей модели, «плацдармом технократической цивилизации» в нас самих. А естественное состояние, данное нам Природой (или Богом) изначально для полноценной самореализации на земле, при этом настолько успешно подавлено за годы «счастливого детства», что даже автор этой психологической модели личности психотерапевт и психиатр Э.Берн считает, что мы находимся в состоянии ребенка, лишь когда «чувствуем и ведём себя так, как делали это в детстве»! А где же тогда Природа, изначальный человеческий потенциал? Или же выходит, что Э.Берн нарочно исказил правду в своей модели, чтобы навсегда завуалировать естественное в человеке (вот почему, используя полезную сторону модели Э.Берна в качестве иллюстрации, мы отмечаем ее прозападную «кривизну» и не считаем «истиной в последней инстанции»).

Когда мы наблюдаем окружающую действительность и анализируем факты в данный момент, считается, что мы находимся в «эго-состоянии Взрослого», которое, как мы указали выше, на практике сегодня рассчитано преимущественно лишь на то, чтобы успешно или неуспешно встраиваться в социум, используя наработки и внушения «эго-состояния Родителя».

Если теперь даже схематически поровну поделить все между этими тремя состояниями, то условная современная личность мыслит и пытается действовать в свою личную пользу только на 33 процента, а мыслит и действует «на пользу общества» на 66 процентов. (Кстати, если смотреть по модели Э.Берна, в наших книгах и статьях мы постоянно пытались достучаться до «ребенка» и здравого «взрослого», а нас, как оказывается, чаще всего читали «родитель» и с детства послушный ему «взрослый», и такие читатели либо не понимали нас, либо не соглашались с нами.)

Сами понимаете, в чью пользу при таком соотношении «личного» и «общественного» в каждом случае «демократическое голосование»! В общем, благодаря внедренной в личность воспитанием и обучением «внешней программе», современная технократическая цивилизация выигрывает, а сама личность, поставленная в подчиненное положение, в этом случае только проигрывает, т.к. получается все самое лучшее – обществу, и только что останется – себе (если вообще останется).

Это в теории так («служение обществу»), а на деле в такой перекошенной в обратную сторону модели действительности (когда везде доминируют т.н. «общественные ценности»), как вам известно, хочется хотя бы что-то и себе лично. Потому что вот эта большая игра в «цивилизацию», о которой мы рассказываем, подминает под себя личность любого ранга и статуса «правилами игры» - игры в «цивилизацию». Отсюда в неестественно устроенном обществе неофициально практикуется «пользование служебным положением» на всех уровнях и «коррупция», несмотря на щадящие или драконовские «антикоррупционные законы», т.к. в игре «цивилизация» есть только «участники игры», но не предусмотрен сам «человек». А людям, входящим «в игру» в качестве «участника», скажите, куда девать свое «человеческое»? Вот в подобной ситуации одни скрывают, а другие шаг за шагом отказываются от него, когда мешает играть! А «человеческое» (естественное) мешает, сами понимаете, когда игра становится все более противоестественной!

Вернемся снова к личности. Теперь понимаете, почему любые «искренние рассуждения» личности, его «мировоззрение» нужно отчасти пропускать через фильтр показанной модели Э.Берна? Это необходимо, чтобы увидеть и понять, где у человека «его личное» (чего получается мало), а где у него «чужие мысли» (их оказывается существенно больше), которые он всего лишь привык считать с детства «своими»? Вот они теперь такие, «рабские цепи», внедренные в сознание: железные кандалы невольника уже не требуются! Ведь во время любых своих действий человек пребывает в доминанте одного из этих трех состояний.

Теория игры Э.Берна включает и стереотипы мышления и поведения, которые необходимы «цивилизации» («обществу») для стабильности и которые поэтому навязываются личности с детства. Раз существуют стереотипы и шаблоны, то существуют и определенные «сценарии игры» (примерно так же, например, как в шахматах разные стратегии и варианты игры, вроде «скандинавской защиты» или «сицилианского гамбита» и т.д.).

По Э.Берну, сценарии – это «план жизни, составленный в детстве», который складывается путем отбора из того ограниченного и предвзятого набора, который предоставляется родителями и обществом (теперь вы видите степень свободы личности и свободы выбора, насколько он еще более сужается и отдаляется от Природы)! Выбирается сценарий из имеющихся вариантов маленьким ребенком, которому нужно выжить в таком дискомфортном окружении! А родитель, с его точки зрения, считает ребенка только тогда «взрослым», когда ребенок выполняет родительский сценарий. Так детей с раннего детства не только просто вовлекают во всевозможные социальные игры, но еще они, дети, и «жить» вынуждены годами согласно негативным сценариям, которые формируются еще в детстве и психологически влияют на их переживания и поведение (мы их тоже не будем рассматривать, если интересно, см. в книгах Э.Берна).

Рассказывая об этом, мы хотели показать, что человек в рамках современной цивилизации формируется не как случайно получится, а почти что строго заданным образом: как думать и переживать – чтобы вписаться в социум и сохраниться, какой сценарий выбрать для «игры в жизнь» - из предложенных родителями и социумом (любые другие отвергаются «обществом»), а затем в какие социальные игры играть, в зависимости от того «набора личностных качеств», которые собраны личностью в ходе длительного срока заключения в рамки «заботливого» воспитания и обучения, - все это почти полностью заранее обусловлено и проходит в строго задаваемом «коридоре возможностей», который весьма далек от Природы, от изначально предусмотренной судьбы, или миссии человека на земле, для выполнения которой на самом деле и даются человеку свыше жизненные ресурсы. Далек от естественности, потому что этот «коридор возможностей» задается современной технократической цивилизацией.

Конечно, есть шанс идти благополучно даже по этому «коридору» и не просто «играть», как того требует «цивилизация» (т.е. большая игра), но еще и как-то ЖИТЬ и ДУМАТЬ по-своему даже в этом узком «коридоре» цивилизации (если пока не учитывать природный фактор). Однако чаще всего с людьми этого не происходит, что мы только что и показали на материале по теории игры Э.Берна: современные люди чаще всего оказываются зависимыми и почти полностью оторванными от Природы. КАК ДЕТИ, ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ КОТОРЫХ ОСТАНОВЛЕНО В ДЕТСТВЕ и которые получили для переживаний, мыслей и поведения только заданные родительские и взрослые сценарии. И они потом годы и годы «играют жизнь» по заданным с детства сценариям. Продолжают по-детски «играть», вместо того чтобы перейти на другой уровень, другой этап жизни – этап взрослого человека разумного, который уже не играет, а живет по-настоящему!

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, хочется напомнить вот о чем. Посмотрите на котят, щенков и других животных в их младенческом периоде. Они все играют! Играют и маленькие дети! Игра – это, можно сказать, необходимый этап жизни. Но ведь после детства, после периода игры начинается «взрослый этап»! Взрослый занимается созидательно-творческой деятельностью, согласно естественным законам. Вопреки природным законам много не построишь! Разрушится. Взрослый этап – этап Творца, раз человек считается созданным по его «образу и подобию».

Однако многие современные люди, получается, благодаря трогательной «заботе» современного общества (и всей технократической цивилизации западного образца), «застревают» в детстве и игре! Не доходят люди до следующего этапа, не переходят люди в настоящую (согласно Природе, а не фантазиям детей) взрослую Жизнь.

Как это происходит? - Выше мы это показали.

Почему так происходит? - Одна из основных причин – в большой ПОДМЕНЕ. Поэтому к сказанному можно добавить следующее.

Судите сами, КАЖДЫЙ В СВОЕЙ ЖИЗНИ С РОЖДЕНИЯ И ДО ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ НА ЗЕМЛЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ОДИН НА ОДИН С ПРИРОДОЙ (или Богом, называйте как вам удобно). Мы дети Матери-Природы! Ни друг, ни враг, ни цивилизация за нас и вместо нас ни одной минуты не могут прожить. И за каждую минуту жизни мы отвечаем только сами. Этот факт может не доходить до сознания только неокрепшего, детского сознания (по поводу «застревания» в детстве).

А в какой-то момент с нашего рождения между Природой и каждым из нас сегодня встраивается ПОСРЕДНИК («заменитель») – сначала в виде заботливых назиданий родителей, затем по ходу дальнейшей «социализации» различные общественные структуры – до тех пор, пока в сознании многих они окончательно не вытесняют и не заслоняют то Живое и Настоящее, ту Природу (или Бога), только благодаря чему и кому мы и есть на этой земле (а не благодаря «цивилизации», которая может штамповать разве что примитивных роботов).

Почему же при таком раскладе люди выбирают участь ПРЕДАВАТЬ себя и Природу-Мать вашу и служить технократической цивилизации?

И, наконец, всем заигравшимся «участникам игры» стоит помнить следующее. Их взаимодействие с современной «цивилизацией» всегда вторично. Она не дает людям Жизнь, «цивилизация» как бы «присасывается» к не ею созданной Жизни позже, как паразит на живом теле, скачивающий жизненные силы и ресурсы человека. И даже «потом», по результатам вашей жизнедеятельности на земле, не «цивилизация» будет отчитываться за вас. К вопросу, куда вы подевали весь тот божественный потенциал жизни, который изначально вам был дан свыше!? Отвечать только лично вам! Это уже к вопросу, до какого момента ИГРАТЬ, а с какого момента ЖИТЬ!

 

Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", май 2017

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат