Что выбирают влюбленные (или

Психология пола и отношений

- Проекты
Страниц: 1

 

Кадр из кинофильма «Перекресток» (1998)

 

Перекресток семи дорог,
Вот и я.
Перекресток семи дорог
Жизнь моя.
Пусть загнал я судьбу свою,
Но в каком бы не пел краю,
Все мне кажется,
Я как и прежде на нем стою...

(Песня А.Макаревича из кинофильма «Перекресток»)

 

20 лет назад, в 1998-м году, вышел фильм режиссера Дмитрия Астрахана по сценарию Олега Данилова «ПЕРЕКРЕСТОК». Как тогда, так и сейчас, 20 лет спустя, мы вполне можем согласиться с такими отзывами зрителей:

- Фильм хорош уже тем, что создает позитивное настроение и не нагружен пошлым юмором ниже пояса.

- Очень нравится фильм. Вроде и сюжет незатейливый, а как сыграно!..

Да, и сценарий не даст заскучать, динамика такая, будто смотришь бой на ринге – чем же закончится эта, можно даже сказать, остросюжетная мелодрама и даже комедия (нравов)!? Договорятся или разбегутся? И сыграно актерами неподдельно блестяще!

Вроде бы и проблема небольшая: подумаешь, штамп в паспорте получить о семейном положении! Да еще в 90-е годы… Это так просто и быстро делается, когда позарез надо, что никто вокруг и не узнает, каким способом получен штамп! Но все же, оказывается, на самом-то деле просто лишь до тех пор, пока нет главного. А как только на сцене появляется самое главное – ЛЮБОВЬ – все невероятно усложняется!

Аннотация к фильму не пересказывает сюжет, а только заинтересовывает:

«Когда-то, 20 лет назад, рок-группа «Дядя Алик» гремела на всю страну, а ее лидер по имени Алик купался в лучах славы. Теперь о них никто не вспоминает, и бывшие знаменитости подрабатывают то на свадьбах, то в клубе «Старый трамвай», а то и просто — в подземном переходе. Но однажды Алик встречает своего старого знакомого Мишу, который предлагает устроить его концерты в Америке. Все отлично, только одна неприятность — Алик разведен, а неженатым в посольстве не любят выдавать визы. Миша предлагает Алику срочно найти себе жену. В то же время милая учительница английского языка Ляля проходит собеседование в фирме своей приятельницы, которая помогает образованным девушкам найти престижную работу. Ляля хороша абсолютно всем, кроме одного: она не замужем...»

В другой аннотации ситуация подается еще острей:

«Он никогда не верил в любовь с первого взгляда. Она никогда не знакомилась с мужчинами на улице. Случайно встретились, понравились друг другу — с кем не бывает. Но чтобы сразу — и под венец?.. Думаете: сказка? Ничего подобного! Нормальное стечение жизненных обстоятельств — ему надо лететь в Америку, ей предлагают престижную работу. А без штампа в паспорте ни визы, ни хорошего места не получить. И кто бы мог предположить, что эти два прагматика окажутся неисправимыми романтиками!..»

Не обращайте внимания на слово «романтики», сейчас представления людей о любви настолько упрощены, что многие из них считают это лишь «романтическими отношениями». Суть в данном случае глубже.

Суть в том, что новая действительность (90-х годов России) жестко форматирует людей под новые стандарты, отсекая все лишнее для существования и выживания в мире, в котором все - товар, все продается. Кажется, формально отношения выстроить можно, но вот ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЧУВСТВ И ДУШИ, ОТ ПОНИМАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРОИСХОДЯЩЕЕ – НЕ ТАК-ТО ПРОСТО: ведь где-то там, за горизонтом или поворотом, маячит результат, который зависит от того, что и как сейчас посеешь или сделаешь!

(Простите за вставку такую, но о том, какая тяжкая драма разыгрывается в жизни, когда в отношениях нет любви, а есть ребенок, который погибает из-за этого, после чего его родители остаются в пустоте и бессмысленности, в этом году люди смотрят в фильме режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь» (2017), а мы вернемся к тем, кто пытается заранее не допустить такого финала 20 лет назад.)

Содержание фильма «Перекресток» пересказывать ни к чему (когда можно посмотреть), а вот на ключевые моменты обратить внимание стоит.

Когда Ляля, уставшая от поисков новой работы и учебно-воспитательного процесса, наполненного уроками и экскурсиями для учащихся, на короткий момент выпадает из шумной толпы, вдруг она слышит слова, которые будто знакомым и приятным голосом спеты лишь для нее одной:

«Мы будем вместе,
Конечно,
Мы будем вместе.
Я знаю,
Мы будем вместе.
Мы в шлюпке с одного корабля…»

Она оглядывается вокруг и видит. В подземном переходе из группы музыкантов через головы слушателей на нее смотрит певец и улыбается. Возможно, уже в этот момент сердцами они почувствовали, что их встреча из тех, которые желанны и которые переворачивают жизнь. Именно сердцами, но не умом. В уме они оба заняты совсем другим – нужен штамп в паспорте о том, что они состоят в браке. Любым путем, хоть с первым попавшимся прохожим, т.к. в этом им отказали даже близкие люди. У Алика есть подруга Люся, которая ему так и говорит:

- Мы с тобой уже два года встречаемся… Мне с тобой очень хорошо, я тебя люблю, однако замуж за тебя я не собиралась… Потому что какой ты муж, опора, кормилец, отец будущих детей? Это все не про тебя, милый!.. Мне надо искать настоящего спутника жизни... Мне тридцать лет, мне рожать пора…

И о том, почему ей нельзя сейчас этот штамп в паспорт:

- Найду я эту самую опору, этого настоящего человека. Предложит он мне руку и сердце, а я оказывается замужем! Иди потом, рассказывай про все эти махинации!.. Нет уж!.. А между прочим ты бы мог…

Мог стать для нее тем, с кем она захочет сложить семью. Если бы не был в поиске…

А у Ляли тоже есть друг Кирилл, который говорит:

- Мы с тобой встречаемся уже больше года. Дружим… Однако идея выйти за меня замуж у тебя почему-то не возникала. А сейчас, вернее два часа назад, возникла… А почему? А потому что не любишь ты меня! И по большому счету тебе на меня наплевать. После года страстной любви ты толком не поинтересовалась, кто я. Кирилл предприниматель, а что он предпринимает, какая разница?..

Кирилл даже после этих слов готов пойти на уступку и расписаться с Лялей (мужчине, видимо, проще пойти на формальный штамп в паспорте по принятым в обществе социальным условностям), но здесь уже Ляля задумывается, а чего ей будет стоить такой жертвенный поступок.

И вот такая, сказочная встреча в подземном переходе, неожиданная, от которой оба как будто в шоке! И музыкант Алик, и учительница Ляля очень хотели штамп в паспорте, но даже не предполагали, а как это!?

Дальше между ними идет вроде бы непринужденный разговор, в котором оба начинают запутываться, где шутка, а где серьезное. Где искренне говорят сердца, а где заигрывает прагматичный ум? Где идет узнавание близких сердец друг друга, а где самая настоящая охота на жертву (о вожделенном на данный период жизни штампе в паспорте никто не забывает)! Например, чего больше в словах Алика:

- Случайная встреча всю жизнь может перевернуть. Вдруг мы созданы друг для друга…

Хотя умом оба пока почти не верят в это. И плохо соображают в ходе разговора, а что же происходит на самом деле? Почему так легко, будто в поддавки или подача в пас, происходит знакомство и договоренность? От узнавания близкого человека, которому нельзя не идти навстречу (кто любит, тот знает это), или от холодного расчета, заполучить, наконец, этот штамп в паспорте от случайного встречного?

Позже Алик, будто приходя в сознание, спрашивает:

- А вы умеете читать мысли?

- Я нет, - говорит Ляля.

- Это хорошо, - улыбается Алик.

- А вы? – спрашивает уже Ляля.

- И я нет, - отвечает серьезно Алик.

- Это тоже хорошо, - улыбается в ответ Ляля.

Дальше уже Алик заявляет:

- Я готов.

- Что это значит? – спрашивает Ляля. - Вы мне так предложение делаете что ли? А если я соглашусь?.. Возьму и выйду замуж за первого встречного. Вы же меня не знаете! Может, именно этого я и хочу… Ведь так бывает?

- Бывает, - соглашается Алик и предлагает тут же ехать во дворец бракосочетаний…

- Вы что, сумасшедший, или, думаете, что я идиотка, - неуверенно пытается возразить Ляля.

- Ляля, ну вам ведь не хочется со мной расставаться. Поехали!..

И Ляля решает ехать. Навстречу судьбе. Дальше подача заявления на регистрацию брака, правдивое признание в том, зачем им нужна срочная регистрация. Оба считают озвученную причину другой стороны выдуманной ради любви... В общем, дальше смотрите объяснения и разборки влюбленных, когда до них постепенно начинает доходить правда – правда о любви и обмане. О том, в конце концов, как трудно выправить кривое начало и как непросто расставаться с близкими друзьями и складывать новые отношения. И как люди не умеют сочетать божественное чувство с рациональностью быта и социальными условностями.

Это, конечно, даже с первого взгляда нечто - невероятная смесь, клубок противоречий мыслей и чувств, когда один человек использует другого, чувствуя, что другой в тебя все больше влюбляется, но еще не догадываясь, что этот другой, вопреки своим чувствам, тоже использует тебя, и при этом по ходу узнавания правды еще и понимать, что любишь этого другого. Тем неприятней и узнавать, что любимый человек с самого начала тебя обманывал. Отсюда и вопрос Ляли:

- Ты и я. Конечно. Только что теперь делать?

…Можно и дальше подробно анализировать весь фильм, но лучше все-таки просто смотреть и думать, что к чему в жизни на самом деле – не так, как представлялось до этого, и не по-киношному. В принципе, если серьезно, фильм показывает, что все решилось уже при первой встрече. Как говорит Алик:

- Мы всегда были знакомы, всю жизнь, просто мы не знали об этом.

Поэтому дальше - лишь распутывание социальных нестыковок и личных заморочек. Красивая история, как обычно и бывает в мелодрамах, искренние переживания за себя и друг за друга. Осталось только, в заключение, добавить наши комментарии. Или уже выводы…

* * *

Фильм «Перекресток» хорош, на наш взгляд, уже тем, что в нем четко, выпукло, как на барельефе, показаны характерные моменты взаимоотношений мужчины и женщины. Все нам в короткой статье не описать, однако кое-что отметить можно. Хотя бы один важный нюанс.

Например, в обыденных условиях мы слишком привыкли в обществе к тому, что почти везде как бы «рулят мужчины». И там, где они что-то понимают, и там, где они ничего не понимают. По большому счету, «мальчишеские игры» и довели современную цивилизацию на грань глобальной катастрофы, т.к. на всех уровнях «мальчики рулят», не разбирая дороги и не понимая, куда они рулят, куда все приедем. В итоге, складывается впечатление, что жизнь еще держится на земле только благодаря самоотверженности и бесконечному терпению женщин, которые выносят на своих плечах все причуды мужчин. Однако пока речь не об этом.

На практике, сталкиваясь с таким вот социально-бытовым «патриархатом» постоянно, мы мало отдаем себе отчет в том, что в более-менее гармоничных отношениях мужчины и женщины как-то ЕСТЕСТВЕННО ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ОСТАЕТСЯ ЗА ЖЕНЩИНОЙ. Когда она решила, ее мужчина может уже думать, как лучше «вырулить» на это. Помешать ему после этого в «рулежке» может только глупышка, которая сама заблудилась и не знает, чего хотеть. В общем, «ведущее положение» женщины в отношениях можно пронаблюдать в течение всего фильма на всех героинях и их мужчинах. Практически в каждом случае «судьбоносные» решения принимает женщина. И даже не столь уже важно знать, осознанно это сделано создателями фильма, или только отдавая дань «реалистичному отражению действительности» («как в жизни»).

Смотрите хотя бы на главных героев фильма: ведь Алик искренне подыгрывает Ляле, ищет решение, которое ее устроит, а последнее слово каждый раз остается все-таки за Лялей. И в самом начале, когда в подземном переходе она согласилась с ним вообще разговаривать и затем ехать в загс. И когда она сама забирает его из милиции, хотя перед этим вроде бы поставила точку в отношениях. И когда окончательно отказывает Кириллу (помните: «Не звони мне больше, не позорься!»). И когда соглашается на регистрацию брака с Аликом. И когда, уже в конце фильма, вопросительно тычет на штамп в паспорте, как бы требуя от него подтверждения действительности заключенного брака. А он только согласно улыбается в ответ. И когда Ляля берет в руки чемодан с деньгами (т.е., уточним для дотошных зрителей, футляр музыкального инструмента, куда люди кладут деньги). Тоже ведь очень символичный знак перехода семейного бюджета в «решающие» руки.

Да, разные подходы у женщин тоже. В «Перекрестке», к примеру, Люся заранее ждет уже зрелого партнера, «опору» во всех отношениях, чтобы завести семью и детей, не нуждаясь ни в чем. А вот Ляля идет без оглядки на «толщину кошелька» своего любимого, будучи готовой вместе шагать в любой ситуации (как говорится, «и в горе, и в радости»). Она не хочет ждать, по словам Люси, «у взлетного поля, когда же наш Алик взлетит». Ляля готова идти рядом хоть с самого начала (с нуля): примерно как в старом советском фильме «Москва слезам не верит» (помните мысль оттуда: «чтобы стать генеральшей, надо выйти замуж за лейтенанта»?).

Но при всей разности подходов все-таки очень ВАЖНО, ЧТОБЫ ЖЕНЩИНА СОХРАНЯЛА ПРИРОДНУЮ МУДРОСТЬ ЖИЗНИ. Как бы ни противились некоторые мужчины такому положению, но природа решила, что в жизни основная роль остается за женщиной. Справедливо это и с божественной стороны. Тогда есть шанс и для мужчины, как минимум, не зайти в тупик. Иначе у мужчины вообще не остается шанса (какие бы они сами не питали иллюзий по этому поводу). Иначе плохо и мужчине, и женщине. И когда мужчина пытается «рулить», не считаясь с женщиной. И когда женщина играет в «мальчишеские игры» этой цивилизации, предавая свою женскую природу…

Тема эта сложная, в трех словах не передать. Поймите, пожалуйста, сказанное правильно. Хотя бы в основном. Не как-то там в «социальном» смысле (где-то «устроиться» и «комфортно» прожить в социуме, «как люди» и т.п.). Забудьте пока хотя бы на миг о всяких там «научных картинах мира» и «личных опытах»! И вспомните истину, которую вы всегда знали или чувствовали: у реального мира, у природы и вопроса человеческой эволюции ДРУГИЕ измерения. Как бы космические, божественные! Природу совсем не волнует, какая у вас квартира и какие звания-должности, не волнует, сколько у вас машин и денег. ПРИРОДА ИДЕТ БОЖЕСТВЕННО ПРЕДНАЧЕРТАННЫМ ПУТЕМ! НА ЭТОМ ПУТИ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ ЭНЕРГИЯ ЛЮБВИ! Чем сильнее озарится пространство женщины и мужчины любовью, тем больший шанс для обоих, что они пройдут. Пройдут дальше и выше, к Богу! Остальное все преходящее, прах!..

Вот, пока и все на этом (хотя о таинстве любви мы продолжим наш разговор потом еще). О фильме «Перекресток» мы вспомнили здесь потому, что в нем доступно и просто показано, как нелегко складываются перипетии отношений и диалога мужчины с женщиной. Как нелегко понять и договориться. А еще вспомнили в связи с основной мыслью (о роли мужчины и женщины в отношениях), которую уместно подчеркнуть и показать на примере как раз этого фильма. Фильм «Перекресток» можно обсуждать еще долго и с разных сторон. Комедия комедией, но реалии жизни в ней схвачены точно. Вот почему нам и захотелось, чтобы вы вновь пересмотрели этот фильм в год его 20-летия!

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2018г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", январь 2018

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат