Крестом - по Жизни, или топчем крест? - Практическая психология сегодня - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Практическая психология сегодня

- Проекты
Страниц: 1

 

В Екатеринбурге Покрас Лампас превратил площадь Первой Пятилетки в супрематический крест. - http://www.justmedia.ru/news/culture/ploshchad-pervoy-pyatiletki-prevratilas-v-gigantskiy-suprematicheskiy-krest

 

ПРЕДЫСТОРИЯ

 

Напомним, «Супрематический крест» стал самой большой по площади работой в рамках фестиваля «Стенограффия-2019». Однако прославился он, когда коммунальщики Орджоникидзевского ДЭУ попытались закатать работу свежим асфальтом, несмотря на то, что она была согласована администрацией Екатеринбурга. После прибытия журналистов на площадь Первой Пятилетки коммунальщики свернули технику и ретировались, не закончив ремонт. О необходимости восстановить граффити высказались мэр… и губернатор... В епархии мнения разделились… Однако православные активисты позже признались, что работу испортили после их жалобы…

Площадь арт-объекта - 6686 кв. метров. Размер каждой буквы превосходит габариты автомобиля. В работу художник использовал цитату из манифеста Казимира Малевича: «Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, - бросаем вам дорогу».

(Источник: http://www.justmedia.ru/news/society/suprematicheskiy-krest-na-uralmashe-vosstanovyat-v-kontse-avgusta)

 

ИСТОРИЯ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ - СУПРЕМАТИЗМ?

 

Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х годов Казимиром Малевичем (из справочников).

 

«Осенью 1913 года… возникает идея постановки футуристической оперы с характерным названием «Победа над Солнцем». … «Победа над Солнцем» создавалась как «произведение программно-футуристическое, как выражение алогизма в слове, изображении и музыке»[4]. Кручёных при написании либретто руководствовался своей поэтической концепцией «заумного языка».

Матюшин так писал о замысле постановки: «Опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием вся Победа над Солнцем есть победа над старым привычным понятием о солнце как о красоте».

Малевич в статье «Театр» (1917) подчеркнул оглушительное новаторство спектаклей: «…Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру».

Авторы «Победы над Солнцем» воспевали идею строительства нового будущего, которое может быть построено только после разрушения старого. И каждый из них достигал этого собственными средствами: Малевич — супрематическими построениями, Кручёных — заумью, а Матюшин — диссонантностью музыкальной ткани[5]…

… «Эта была живописная заумь, предварявшая исступлённую беспредметность супрематизма», писал об оформлении Бенедикт Лившиц[4] — то есть работа над постановкой послужила толчком Малевичу для рождения супрематизма. Кроме того, знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича впервые возник в декорациях к «Победе над солнцем» (1-е действие, 5-я сцена)[7][8][9] как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга[10]…

… «Декорации ко всем картинам построены по одному принципу. Кажется, что действие всегда происходит внутри какого-то куба. Грани этого куба не дают возможности выйти за его пределы, но в то же время явно ощущается стремление в глубину, в пространство задника сцены»[5]… Кульминацией является эскиз четвёртой картины с его мотивом Солнца, которое уже почти закрыто абстрактными фигурами Нового мира». В 5-й картине (Новом мире) поле поделено пополам на чёрную и белую часть диагональю. В 6-й картине все поле задника занято трубами, колесами, так как представляет собой гимн машинерии…

… В тексте Кручёных, густо замешанном на зауми, повествовалось о Будетлянских силачах, беспощадно разрушающих все общепринятые нормы здравого смысла…

(Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Победа_над_Солнцем)

 

СУПРЕМАТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ МАЛЕВИЧА

 

Большая цитата из Казимира Малевича:

«…Объявляем, что жизнь и смерть принадлежит нам. Приветствуем Идею Социализма и Революцию, снесш<ую> уже не один трон Монархов-Самодержцев, уничтожавши<х> законом сапога лучшие силы народных творцов…

Мы, не окончившие Академий, спасли себя благодаря своему презрению к ней. В своих небольших мастерских <мы> создавали орудия и наносили пробоины старому сознанию…

1) Мы, подписавшие этот манифест, первыми подняли знамена Революции Искусства… шаг за шагом сваливая позорные страницы брани авторитетов академизма, водрузим новое знамя Искусства Супрематизма.

К нему шла революция Кубизма и футуризма, окончательно уничтоживших понятие о вещи как о целом.

2) Нами был разрушен тот оплот Академизма, под гнетом которого истинные задачи творчества гибли в досужей фантазии и под чисто ремесленными задачами выполнения художественных портретов, пейзажей, жанров…

3) <Искусство> всегда разд<еля>лось на две категории — ремесло и стрем<ление> к творчеству.

До сей поры под Искусством Академизма [академизмом мы считаем все то, где в изображ<ении> торчат пара глаз и улыбка, <все то,> что основывается на формах природы и рассказах нашей обыденной жизни] путались понятия [Великого] Искусства, [т.е. тех] гениев, которые пробивал<и> через уродство форм природы выход непосред<ственному> твор<честву>, и искусства тех художников, у которых было одно> стремление достигнуть тождественности, т.е. достигнуть ремесла умения выпол<нять> заказ<ные> портреты и сценки. Смешивалось ремесло и творчество.

4) И бунт в Искусстве Кубизма и футуризма есть стремление гения разбить толщу наслоения ремесленной идеи и выйти к проявлению своей воли.

Революция Кубизма и футуризма основала свое Искусство на обломках вещи, создавая новый порядок их композиции.

Мы же пошли дальше и отвергли всё, изгнали всякое соприкосновение с вещью и сутолокой жизни.

Намеченный нами путь Искусства равнодушен к горю и радости жизни, как равнодушно <к ним> синее пространство неба.

Мы вынесли себя за пределы горизонта вещей к новой Культуре Искусства не <как> ремесла, а творчества. И объявляем <себя> свободными творцами в противовес свободным художникам Академического ремесла.

(Источник: http://kazimirmalevich.ru/t5_1_2_3)

 

Перед нами, по сути, стопроцентно техническая, противоестественная ориентация во славу всего искусственного, надуманного, геометрически «правильного» и безжизненного, декларация искусства ради искусства, бунт неполноценной личности против целостной Природы во всех ее проявлениях, бунт как свобода самовыражения, субъективный произвол вопреки законам Природы и устоям Жизни.

 

КАК ЭТО ВИДИТСЯ?

 

«Супрематизм, как и вообще абстракционизм, это отказ от изображения действительности, игра с композициями, с сочетаниями фигур и цветов.

Художественную ценность вы пытаетесь понять в отрыве от культурного контекста в котором родилось это искусство.

Попробуйте включиться и посмотреть.

Малевич был автором декораций и костюмов для оперы «Победа над Солнцем».

«Черный квадрат» родом из этих декораций. Это символическое выражение победы над теплым пушистым шариком Солнца.

Эстетика этой оперы мне совершенно чужда, идея борьбы с природой тоже, но чтобы понять - посмотрите, почитайте.

…Кручёных провозглашал победу техники и силы над стихией и романтикой природы, замену природного, несовершенного солнца новым рукотворным, электрическим светом. Старое вечное Солнце выступало символом прежнего порядка вещей, подлежащего искоренению, — борьба с ними увенчивалась полной победой Будетлянских силачей…

Что такое революция, откуда она взялась и что за идеи владели тогда творческими людьми.

Постановку можете полюбопытствовать на ютуб, ссылка на поиск, там много разных вариантов.

Если же Вы о том, что в этом хорошего, грубо говоря, то здесь нет ответа. Нет возможности объективно определить художественную ценность, как нет объективного определения "хорошо и плохо", "добро и зло". Для вас плохо, для вашего врага - хорошо. У вас нет врагов? Для вашего конкурента, для курочки которую вы съедаете, для травы и кузнечиков, место которых занимает ваш дом.

Уже сотню лет людей задевает «Черный квадрат».

Нет места осетрам в наших реках и икре от них на наших столах? Реки нужны для гидроэлектростанций, для стоков заводов? И не надо. Вместо осетров и икры у нас будут таблетки и растворы. Красивые, полезные, питательные - беленькие и черненькие. Кстати, весьма популярная идея. Как речь про газоны в городе заходит, так всегда находятся люди, которые говорят, что они в городе и не нужны, от них грязь, пусть будет чистый асфальт, машины, стекло и сталь…» (Источник: https://thequestion.ru/questions/173507/answer-anchor/answer/252690?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer252690-anchor)

 

ЗАЧЕМ ЭТО ЕКАТЕРИНБУРГУ И ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ В МИРЕ?

 

Еще раз. Обратите внимание на то, что происходит. На огромной площади уральского мегаполиса – под прикрытием фестиваля уличного искусства - появляется огромный странный жутковатый символ – солнышко за решеткой, придавленной католическим крестом. С цитатой из Казимира Малевича: «Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, - бросаем вам дорогу».

Дорогу куда? Супрематизм, с лозунгами против реальности и здравого смысла, призывами к революции – это все уже было с 1913 года! Не зря всполошились православные прихожане, которые знают страшную историю накануне и после 1917 года и поэтому предложили закатать этот провокационный рисунок в асфальт! Ну, хорошо, поиграли в фестиваль, порисовали странновато даже на площади, а потом захотели убрать. Это нормально. А вот с чего вдруг местная власть захотела восстановить и сохранить такую странную революционную «агитацию», чего она добивается этим, на что провоцирует? Или уже все в современном мире перевернуто наоборот?

Здравомыслящим людям, видимо, пора привыкать к тому, что случайных действий не бывает в социальном пространстве, где пересекаются интересы и судьбы тысяч и миллионов людей. Порой они, эти действия, проявляют себя весьма символически. И в этих символах сквозит вероятность тех или иных тенденций развития событий – например, ЗА Жизнь, или против Жизни.

Или вот. Не успели еще затихнуть страсти по сохранению юбилейного сквера, разгоревшиеся в «майских протестах», которые, по сути, были как раз ЗА – за деревья, за Природу, за Жизнь...

И вот наносится как будто ответный удар…

Нет, конечно же, не со стороны церкви, не со стороны РПЦ. Это изначально была ложная интерпретация, попытка столкнуть лбами «верующих» и «защитников сквера», когда пытались подать майское противостояние перед Драмтеатром как столкновение «за» храм и «против» храма.

Ответный удар наносится с той стороны, которая действует «глобально», - со стороны «ТЕХНО» (технократической цивилизации), довлеющей над всей планетой. Такой явственный удар, что насторожились даже православные прихожане и некоторые представители РПЦ. Пускай символический удар, но заметный всем.

Как вы поняли, под прикрытием фестиваля «Стенограффия» и идей авангарда начала ХХ века на уралмашевской площади Екатеринбурга появился огромный черно-белый крест на красном фоне под названием «Супрематический крест». Не случайно выше приведена справочная информация о супрематизме. Сознательно или неосознанно, питерский уличный художник донес до жителей Екатеринбурга послание «технического мира». Возможно, задумка была показать, как зарешечивается Жизнь и усмиряются жизненные силы стальными конструкциями искусственного мира, созданными взбесившимся «рационализаторским» умом. И показать через наложенный на решетку огромный католический крест, кто же над всем этим господствует?

Если говорить о символике красного, то в разных источниках можно об этом найти много интересного. В частности, такое:

«…Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. В русском: красная площадь – красивая площадь; фольклорные образы: красна девица, красно солнышко…» (http://www.fillosoff.ru/easternphilosophy/55-red.html)

Так что можно сказать, что в каком-то смысле арт-объект на площади заключает за решетку и ставит крест на Жизни.

Можно понять и настороженность православных христиан и представителей РПЦ из-за этого объекта в Екатеринбурге, потому что цвет «красный посвящен в христианстве Святому Духу», отсюда и «ассоциации красного со Страстями Господними. С кровью Иисуса Христа, пролитой во спасение человечества…» (http://www.fillosoff.ru/easternphilosophy/55-red.html)

Кроме этого, нужно учесть и то, что на арт-объекте изображается явно не православный, а католический крест! И смирение екатеринбургской епархии с этим не очень лицеприятным фактом тоже вполне понятно в свете встреч в последнее время руководства РФ и РПЦ с римским папой. Уличный художник, по-народному (т.е. как это понимают простые люди в стране), показывает нам, чей крест фигурирует на самом деле за всеми действиями служителей культа в нашей стране, если они даже относят себя к другой ветви христианства. Красноречиво и поведение административных структур города и области, которые прилагают все усилия для восстановления этого испорченного коммунальщиками арт-объекта, что похоже на очередную непродуманную акцию власти, как это было с «храмом на драме».

В целом же, можно трактовать это «послание» и как знак от современной технократической цивилизации. После весенней «победы» Жизни в сквере, где теперь летними днями и ночами зеленеют деревья, которые собирались вырубить под храм, «техноцивилизация» посылает условный знак на асфальтовой поверхности огромной площади, где нет ни единого живого кустика, каким будет победа «нового мира» технического будущего посреди нагромождений геометрических фигур, «новый мир», о котором грезили Казимир Малевич и другие футуристы.

Самое интересное, а что же дальше?! Людям запретят ходить через эту площадь, через это сомнительное «произведение искусства»? Или же люди будут свободно ходить через площадь в любом направлении и топтать ногами как крест, так и символ жизни? Ходить, даже не задумываясь о своих шагах, о своих мыслях. Ведь это так привычно для современного обывателя, занятого преимущественно обеспечением личного комфорта и потреблением «цивилизованных благ».

Вот почему нас больше занимают даже не какие-то там арт-объекты, а степень заблуждений людей и раздрая в обществе, где люди не могут не только договориться между собой о слаженных действиях по гармонизации общего жизненного пространства, но даже потеряли личные ориентиры, как следует счастливо и радостно жить в согласии с Природой!

Не все однозначно не только во всем мире, но даже в отдельно взятом городе Екатеринбурге.

 

О ЕКАТЕРИНБУРГЕ ИЗ ДАЛЕКОЙ ЕВРОПЫ

 

Вот, к примеру, публикуется письмо бывшей екатеринбурженки из далекой Европы

«…В России тебя с порога окатывает чувствами, как кипятком.

Прямо ощущаешь, какой же ты живой весь до самых пяток! Изумление, возмущение, боль, унижение, восторг, Выхино. Вот прямо с самого Шереметьево, когда ты (ещё задушевно) говоришь: „Добрый день!“ — а тебе нервно отвечают: „Паспорт, посадочный“.

С таким лицом, что ты понимаешь — нет, недобрый день, последний добрый день был много лет назад, возможно, в день полета Гагарина.

Чувств у тебя так много, и все они до такой степени выкручены на максимум, что, уезжая, испытываешь уже одно только опустошение. И благодарность…

И при этом в Екатеринбурге очень много прекрасного! Если вы еще не были в Екатеринбурге, съездите и убедитесь сами… Вообще в городе много оазисов прекрасного сервиса, моды и технологий.

Но.

Но эти оазисы немножко висят над бездной.

Шаг в сторону от оазиса, и ты в народной республике Мозамбик. Кругом очень грязно, очень. Дышать приходится с усилием от пыли в воздухе…

Когда приезжаешь после долгого отсутствия, особенно остро чувствуешь, что Екатеринбург — да вся Россия, в общем-то — одна огромная зона турбулентности.

Необычайно пластичное пространство, которое может превратиться буквально во что угодно и в любой момент. Идёшь в кондитерскую, по которой скучал, глядь, а она превратилась в языковую школу. А через полгода тут окажется офис страховой компании. А потом „Автошины, диски из Кореи“.

Как в свихнувшемся калейдоскопе…

На ценниках в магазинах тоже какие-то удивительные цифры, их не было ещё полгода назад. При том, что официальная пропаганда уверяет, что цены не выросли. Ну это просто запредельный уровень цинизма, ребята, лучше бы они просто молчали.

Пространство вокруг постоянно искажается, чудесится и стекает, как часы Сальвадора Дали, и доверять ему нельзя ни в коем случае. Правила меняются, цены меняются. Как будто заело кнопку , после каждого пройденного уровня все обнуляется, прошлое стирается, начинай заново. Но уже по новым правилам. По каким, угадай. От этого тоже все время взрывается голова.

Но ничего, люди живут!

Ну как живут. Тяжело.

Потому что мозг, он ведь устроен так, что, если не давать ему построить ясную и надёжную картинку прошлого, это мешает ему создавать прогнозы и планировать будущее. И мозг соскальзывает в воронку ужаса, решая, что будущего, вероятно, нет.

У большинства из тех, с кем я говорила, горизонт планирования равен трем дням. Дальше все не точно. Зыбко. Предложение запланировать что-то на следующий февраль вызывает нервный смех. Все страшно торопятся, потому что непонятно, будет ли будущее, или его отменят совсем.

И от этого тревога висит в воздухе, как радуга.

Как электрическая дуга напряжения.

От этой тревоги звенит в ушах и колотится сердце. Иногда даже дышать трудно…

Многие друзья говорят: какие вы смелые, что уехали. Это трудно, новая страна, новый город, язык.

А я думаю, ребята, вы каждый год, по сути, оказываетесь в новом городе. Без всякого предупреждения. Непонятно, какой вектор движения у нашей страны. И ощущение такое, что ее рвёт и болтает в разные стороны.

Это вы смелые, что остаётесь. Это вы сильные, потому что в условиях полной неопределенности рискуете что-то делать. Начинать какие-то новые проекты, заводить детей и котов.

Это вы классные, что выживаете.

И находите в себе силы любить.

Каждый день сажаете свой самолёт на кукурузное поле, как этот пилот «Уральских авиалиний».

„Слева кукуруза. Справа кукуруза. Идём на солнце!“.

Да вы сами не знаете, какие вы герои».

(Источник: https://www.uralweb.ru/news/society/504473.html)

 

У КОГО КАКИЕ ДУМЫ И ОРИЕНТИРЫ

 

Сравните, кто чем живет! Или супрематисты, вроде Малевича, с фантастическим лозунгом технократической «победы над солнцем». Или обычные жизнелюбивые люди с природной ориентацией «идем на солнце», как сказано в этом послании! Вообще-то хорошо передается атмосфера, и написано все действительно по-доброму.

Зря в комментариях одна дама возмущается:

«Ага, очень оптимистично описать, что появляется что-то новое и прекрасное и тут же хаять, что при этом все нервные, тревожные и грубые… Оптимистично было бы, если бы автор написал - да, не все проблемы решены, не все изменилось в лучшую сторону, но я вижу, что есть прогресс, и надеюсь, что он будет продолжаться. Вот это для меня оптимизм. А для Вас видимо другое…»

Пишет как будто из футляра (помните чеховский рассказ «Человек в футляре»?), боясь высунуть голову, или вообще как будто из ниоткуда, из безвременья растительного существования.

Понимаете, писать «оптимистично» в духе «не все проблемы решены, но есть прогресс», как желает эта дама, можно и о сегодняшней России, и о Советском Союзе, и дореволюционной Российской империи.

Автор письма из Праги права.

Мы каждый день просыпаемся в другом городе, в другой стране. Ситуация постоянно меняется.

И город, и страну разные силы и векторы движения тянут то в одну сторону, то в другую. Вчера вроде бы защищали деревья и жизнь в сквере, а сегодня получаем угрожающую «черную метку» на целую площадь - от технической безжизненной и бесчеловечной цивилизации.

А большинство людей даже не задумываются об этом, решая свои каждодневные проблемы. Ведь задачи у каждого свои, разные – у кого размером с хозяйственную сумку, а кто-то задумывается о благополучии всей Земли.

Однако, несмотря на перемены, есть и постоянство – наша привязка к Жизни и извечное стремление к счастью и радости. Поэтому неважно, через что будем шагать завтра – топча траву или топча крест на асфальте. Мы все равно будем шагать к свету, к солнцу, к источнику Жизни!

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2019г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", сентябрь 2019

 

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат