Мгновения крутого разворота-10 - Культура оздоровления души и тела - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Культура оздоровления души и тела

- Проекты
Страниц: 1

 

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) закончил свой последний роман «Воскресение» 120 лет назад, в 1899 году

…(Продолжение. Начало см. «ЗОВУ РИТМ», март-ноябрь 2019)

 

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В РОССИИ ПОСЛЕ ЛЬВА ТОЛСТОГО?

 

Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности, если он видит, что все окружающие его живут так же. Л.Н.Толстой

Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя. Л.Н.Толстой

 

 

Позади вроде бы все коллизии вокруг «храма на драме», когда явно проявили себя, свою сущность, не только власть и церковь, но и люди, жители города, как часть общества, как часть страны. Опрос по храму показал ту же самую картину, которую не хотели видеть церковь и власть в конце XIX – начале XX века, в предреволюционную пору (по причине фактического сращивания церкви и власти приходится их упоминать вместе). Ставка делалась на небольшую часть зависимых от церкви и власти людей, когда молчаливое большинство не принимало сложившееся положение в стране, но это не учитывалось. К сожалению, почти так же происходит и сейчас. Очень хочется надеяться на здравомыслие этого большинства в удержании порядка, потому что надежды уже никаких нет на тех, кто подвержен манипуляциям со стороны и не хочет знать истории важных вопросов. Их могут спровоцировать на что угодно. О чем и слова американского философа, поэта и эссеиста Джорджа Сантаяны (1863-1952), можно сказать, младшего современника Льва Толстого: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь».

По разным причинам мы вновь обратились к имени Льва Толстого. И происходящее в стране и городе навевает толстовские настроения. И очередной толстовский юбилей возвращает мысли к его творческому наследию. Что же мы имеем в виду?

Давайте вспомним, что Лев Николаевич Толстой (1828-1910) закончил свой последний роман «Воскресение» 120 лет назад, в 1899 году. Дата вполне юбилейная, заслуживающая некоторых итогов и выводов. Как сказано в Википедии, «Роман почти сразу после публикации был переведён на основные европейские языки. Подобный успех во многом объяснялся остротой выбранной темы (судьба соблазнённой и брошенной офицером девушки, чувство вины перед которой впоследствии становится поводом изменения жизней их обоих) и колоссальным интересом к творчеству Толстого, который не печатал романов после «Войны и мира» и «Анны Карениной»… В течение всего повествования Толстой постепенно «воскрешает» души своих героев. Ведёт их по ступеням нравственного совершенствования, возрождая в них «духовное существо» и вознося его над «животным». Это «воскресение» открывает для Нехлюдова и Масловой новое миропонимание, делая их участливыми и внимательными ко всем людям… По мнению Ленина, в этом произведении Лев Толстой «обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, выразил непосредственный и искренний протест против общества лжи и фальши…»

Поэтому нисколько не удивительно, что в русской печати многие сцены и даже главы этого романа в то время были запрещены к публикации. «Воскресение» оказалось в числе тех произведений Толстого, из-за которых он был отлучен от Церкви в 1901 году, можно сказать, через два года после публикации романа.

Сегодня роман, над которым писатель работал десять лет, читается по-другому, но вот что отмечают современные читатели. Один только недавний пример. В октябре 2019 года читатель под ником MrBungle пишет:

«Это о нас и нашем времени написано. Читаю и понимаю, что ничего не изменилось с тех пор в России. Толстой пишет как будто бы про нашу действительность. Почти полтора века прошло, люди осваивают космос, строят небоскрёбы, а самого простого дела не могут сделать. Человеческого, братского отношения друг к другу у людей, и особенно у людей власть имущих, как не было, так и нет. Каждый человек на своём посту – это функция, тупая и безучастная, язык человеческого сострадания она не понимает, но очень даже способна отступить от принципов за деньги. Книга, конечно, смелая получилась у Льва Николаевича, наверное, навела шороху в той старой дореволюционной России. А были ли выводы какие-нибудь сделаны? Думаю, что нет. Если бы были, то сейчас по-другому бы у нас всё было, мы бы читали роман Толстого «Воскресение» и удивлялись бы и ужасались, а нам понятно всё, потому что видим это каждый день и привыкли…» (https://www.livelib.ru/book/1000737770/quotes-voskresene-l-n-tolstoj)

Это не просто субъективное мнение. Факты подтверждают суждения автора современной рецензии к роману Л.Н.Толстого «Воскресение». Однако мы бы добавили, что все-таки изменения происходят. В какую сторону, судите сами, вот вам обещанные факты.

Льва Толстого когда-то осудила и предала анафеме церковь. И не за глаза, а открыто, при его жизни, в 1901 году. И Лев Толстой даже лично сам имел возможность ответить на это следующими словами:

«То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усумнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически - я перечитал все, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же - строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения…»

Почти сто лет спустя, в современной России, можно сказать, уже за глаза, после смерти, когда человек не может сам постоять за себя, Л.Н.Толстого дважды обвинили в экстремизме по действующему законодательству РФ. И приурочили эти обвинения к 100-летнему юбилею со дня смерти гениального писателя, что не могло не вызвать общественного резонанса (об этом тогда много писали). Вот лишь одна цитата:

«…В то время как по всему миру проходят многочисленные чествования, в России в этом юбилейном году Толстой в третий раз был признан экстремистом. Последнее «официальное признание» состоялось в марте 2010 года в Кировском суде Екатеринбурга на одном из многочисленных антиэкстремистских процессов, которые сейчас проходят по всей России. Лев Толстой был обвинен «в подстрекательстве религиозной ненависти к православной церкви»… (https://www.epochtimes.ru/content/view/41673/8 )

Это уже в третий раз, если учесть, что до этого (это цитируется на многих сайтах):

«…Решением суда в Ростовской области от 11 сентября 2009 года писатель Толстой Лев Николаевич признан экстремистом. В интернете выложено заключение экспертизы, которая засвидетельствовала экстремистский характер мировоззрения Льва Толстого, возбуждавшего религиозную вражду и/или ненависть по признакам статьи 282 УК РФ» (https://otvet.mail.ru/question/73185208)

Ну и смотрите, в какую сторону происходят изменения, если при жизни только церковь один раз осудила писателя, а вот сто лет спустя писателя с мировым именем дважды признают экстремистом в якобы «демократической» России от имени государства? За какие слова «наказали» в наше время писателя, вы легко можете найти решения судов и экспертизы в интернете. Нас интересует здесь другое.

Интересует та правда, которая имеет место в современной России, но сказал об этом Лев Толстой еще 120 лет назад (это мы о мнении рецензента к роману «пишет как будто бы про нашу действительность»).

Давайте по случаю юбилея романа полистаем «Воскресение» вместе с вами и выберем, прежде чем идти дальше, несколько характерных цитат:

«…Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди - большие, взрослые люди - не переставали обманывать и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Божия, данная для блага всех существ, - красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом…» (Л.Н.Толстой. Воскресение. 1899)

Это уже к теме экологии природы и экологии души, разве не так?

Вот еще одна актуальная цитата из этого же романа о том, насколько люди разделены между собой и не понимают друг друга, кое-как адаптируются в малой социальной группе, в которой им комфортней, чем с другими людьми, и слабо себе представляют, как и чем живет остальное человечество:

«…Обыкновенно думают, что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться ее. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем в ней месте понятие. Нас это удивляет, когда дело касается воров, хвастающихся своею ловкостью, проституток - своим развратом, убийц - своей жестокостью. Но удивляет это нас только потому, что кружок-атмосфера этих людей ограничена и, главное, что мы находимся вне ее. Но разве не то же явление происходит среди богачей, хвастающихся своим богатством, то есть грабительством, военноначальников, хвастающихся своими победами, то есть убийством, властителей, хвастающихся своим могуществом, то есть насильничеством? Мы не видим в этих людях извращения понятия о жизни, о добре и зле для оправдания своего положения только потому, что круг людей с такими извращенными понятиями больше, и мы сами принадлежим к нему…» (Л.Н.Толстой. Воскресение. 1899)

А вот эти слова из романа можно бы адресовать всем чиновникам и социальным работникам:

«…Не чувствуешь любви к людям - сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми…» (Л.Н.Толстой. Воскресение. 1899)

Но ведь они все, как и остальные люди, обычно выгораживают свои поступки, оправдывают любое свое поведение, примерно с такой вот мотивацией:

«…Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. И потому, каково бы ни было положение человека, он непременно составит себе такой взгляд на людскую жизнь вообще, при котором его деятельность будет казаться ему важною и хорошею…» (Л.Н.Толстой. Воскресение. 1899)

Поэтому почти все чиновники, церковники и прочие люди считают, что они заняты важным, очень важным делом! А что и как в целом получается, видимо, и не осознается, и порой многих даже и не интересует. Кстати, для примера, сравнительная статистика показывает, что в советское время примерно на 70 человек приходился один чиновник, а сегодня, говорят, один чиновник уже на 50 человек! И такому заметному раздуванию управленческого аппарата не мешает ни механизация, ни компьютеризация, ни внедрение искусственного интеллекта в хозяйственную жизнь страны (хотя по идее внедрение техники вместо людей призвано сократить штаты). Выходит, если управлять получается все хуже и хуже, то никакая техника не поможет! А послушаешь какого-нибудь чиновника, особенно тех, кого по телевизору показывают, так он оказывается героически вкладывается исключительно на общее благо и у нас все хорошо!

Много всего такого в романе Льва Толстого актуального и сегодня, что стоит «Воскресение» перечитать еще раз, примеряя к тому, что творится сегодня вокруг нас, уже в современном мире. Поэтому цитаты с мудрыми мыслями можно приводить тут десятками, но все же завершим на еще одной, которая в какой-то степени касается темы «храма на драме», о которой нам с вами пришлось так много говорить:

«…И никому из присутствующих, начиная с священника и смотрителя и кончая Масловой, не приходило в голову, что тот самый Иисус, имя которого со свистом такое бесчисленное число раз повторял священник, всякими странными словами восхваляя его, запретил именно все то, что делалось здесь; запретил не только такое бессмысленное многоглаголание и кощунственное волхвование священников-учителей над хлебом и вином, но самым определенным образом запретил одним людям называть учителями других людей, запретил молитвы в храмах, а велел молиться каждому в уединении, запретил самые храмы, сказав, что пришел разрушить их и что молиться надо не в храмах, а в духе и истине; главное же, запретил не только судить людей и держать их в заточении, мучать, позорить, казнить, как это делалось здесь, а запретил всякое насилие над людьми, сказав, что он пришел выпустить плененных на свободу…» (Л.Н.Толстой. Воскресение. 1899)

Эти цитаты, как будто 120 лет назад сказанные о современной России, только подтверждают общественное мнение, которое за последние годы звучит уже всюду, мнение О ПРОДОЛЖАЮЩЕЙСЯ ДЕГРАДАЦИИ всей современной технократической цивилизации (а не только России, как части ее).

Деградации во всех сферах, кроме техники (которая, кстати, тоже доходит уже до состояния стагнации). Все сейчас гораздо хуже, чем в годы жизни Льва Толстого, когда он в письме к Калмыковой А.М. от 31 августа 1896г. писал: «Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это…»

Можно сказать, что это уже о положении в системе образования, но вернемся все-таки к общей ситуации. Общее положение сейчас гораздо хуже, чем в годы жизни Льва Толстого, еще и потому что касается не только России с ее народами и бедным правительством, которое следует лишь в русле мировых трендов и не одно такое, а касается уже всего современного мира, всей цивилизации, оказавшейся в тупике. Искусственно созданные науки с их быстро устаревающей информацией отмирают, становятся все более невостребованными для новой жизни в новой эпохе. Потому что искусственные науки конструируют искусственное будущее, такое, какого никогда не будет! А нужных для реальной жизни знаний пока недостает, либо новые знания людьми, обученными по старинке (технократически) не осознаются. Поэтому невежество процветает, кризисные процессы углубляются и обостряются везде.

Люди эмоционально начинают психовать друг на друга, злиться, срывать друг на друге зло, выгадывать что-то за счет других, но таким путем ничего не исправить, станет только хуже. Как сказал о такой ситуации в том же романе «Воскресение» Лев Толстой: «Люди хотели делать невозможное дело: будучи злы, исправлять зло…»

Отсюда и актуальность проблемы ЭКОЛОГИИ во всех смыслах, о чем мы с вами еще продолжим разговор…

(продолжение следует)

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2019г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", декабрь 2019

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат