Возрождение здравомыслия (или По страницам забытой

Культура оздоровления души и тела

- Проекты
Страниц: 1

 

https://psyforums.r.worldssl.net

Потребность в логическом мышлении не мода или чья-то прихоть. Люди чувствуют, что современная технократическая цивилизация завела их в какой-то глобальный тупик и ищут выхода из этого тупика. Понятно, что для выхода из тупика не нужно долбиться дальше в стену. А самой естественной реакцией будет - сделать шаг назад и осмотреться. Именно в таком ключе мы видим желание вернуться к старым учебникам, по которым раньше учились в школах и вузах, вернуться лет так на 70 или даже 100, когда отклонение от здравого смысла было не такое сильное, как сегодня.

Что касается школьного учебника «Логика», то в справочных сведениях указано, что «логику в школах СССР преподавали в старших классах школы с 1947 по 1954 годы. Частично преподавалась вплоть до 1959 года», а дальше якобы отменили как «пережиток сталинизма». Кто-то почему-то политизировал даже эту сферу! Это что же должно быть в их голове, чтобы считать «логическое мышление» - «пережитком» (да хоть какого режима)!

Итак, нам стало интересно, а что же там было, в этом отмененном школьном предмете? Чем люди вновь, после отмены школьной «Логики», заинтересовались? Но при этом мы исходим из трех важных положений.

Во-первых, согласны, что для выхода из тупика нужно шагнуть назад и осмотреться, т.е. вернуть элементарные правила «думания». Чтобы искать путь, а не идти куда глаза глядят. Потому что многие сегодня уже не в состоянии логически мыслить, додумывать начатые ими же мысли до конца и буквально топят все здравое в эмоциях. Это ведь связано не только с переменами в условиях жизни, но и с качеством образования в последнее время.

Во-вторых, хотим особо отметить, что «кривизна» жизни людей в современной технократической цивилизации началась не 60-70 лет назад, а гораздо раньше. Иначе, согласитесь, не было бы 1917-го года и других больших социальных возмущений в прошлом. Поэтому возврат к прежней школьной «Логике» лучше считать промежуточным решением и продолжать поиски приемлемого сегодня здравого и дальше.

В-третьих, ведь ясно, что мы с вами фактически живем уже в другой эпохе. Исторический опыт показывает, что «реставрация старой формации» в новых условиях не состоится. Мы можем использовать положительный опыт предков, а жить придется по-новому. Поэтому из прежней «Логики» следует взять только необходимое для жизни сегодня!

Итак, с учетом сказанного, давайте тогда полистаем школьный учебник «Логики» 1954 года. Комментировать некоторые его места будем по-своему (пометки, сделанные нами, внутри текста обозначены словом «комментарий».).

Было бы хорошо, если бы и вы, дорогие читатели, поделились своими соображениями и по учебнику, и по мышлению, и примерами, и по жизни в современных условиях вообще!

И еще. Из учебника «Логика» мы будем брать только цитаты и фрагменты, а весь учебник советуем найти и прочитать самостоятельно.

От редакции

 

 

Комментарий: Предваряя старый школьный учебник «Логика», на наш взгляд, целесообразно начать заметки с цитаты из романа «Час Быка» Ивана Ефремова, может быть, даже в качестве эпиграфа:

«…У нас, на Земле, было время, когда при множестве разных языков и разных уровнях культуры одинаковые слова обладали совершенно различным значением. Даже внутри одного языка в разных классах общества… Бойтесь другого: чем ниже уровень культуры, тем сильнее сказывается прагматическая узость каждого словесного понятия, дробящегося на мелкие оттенки, вместо всеобщего понимания. Например, у вас слово «любовь» может означать и светлое, и гнуснейшее дело. Бейтесь за ясность и чистоту слов, и вы всегда сговоритесь…»

Напоминаем об этом, потому что путаница и непонимание начинаются уже здесь, со слов, с языка. Если слова говорящим и слушающим понимаются по-разному, то логические формулы правильного построения мыслей положительного результата не дают. Формулы формулами, но важней то, что за ними стоит!

Мы много внимания уделяем словам, потому что логическое мышление осуществляется с помощью языка. Если логические формулы построения мыслей можно описать четко, как в математике, то не так все просто в языке со словами. Ведь изначальный единый язык за минувшие века распался на много-много языков. И распался на множество языков не только вследствие деградации людей (когда нет условий для полноценного овладения всеми сокровищами родной речи), но и через создание искусственных языков в конспиративных целях в условиях информационной войны (чтобы лишить врага возможности доступа к языковому коду и контроля за мыслями).

Поэтому не все так просто и с многозначностью слов. С одной стороны, вроде бы да, время уже другое – время не разбрасывать камни, а уже собирать. В отношении языка это значит, что пора доискиваться до изначальных смыслов слов. С другой стороны, нужно это делать не абстрактно, не теоретически, не формально, как делалось до этого (отдельно для лингвистики, отдельно для логики, отдельно еще в рамках какой-то науки), а полноценно, для жизни, с учетом целой картины событий. Только так можно избавиться от плена старой парадигмы выхолощенных понятий и погрузиться в живую реальность!

А еще не все так просто и с наукой «логика». Она в существующих «немирных» условиях учила и учит не только правильно строить мысли, но и пользоваться логикой в качестве информационного оружия по сей день. Поэтому нужно четко понимать, что и для чего существует в науке логика.

Итак, открываем первые страницы учебника «Логика»:

 

Глава I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ ЛОГИКИ

§ 1. Логика мышления и наука логика.

 

В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении - везде и всегда необходимо правильное, т.е. определённое, не противоречивое, последовательное, обоснованное, мышление.

Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми.

Если кто-либо неясно, путано высказывает свои мысли, противоречит самому себе, о таком человеке говорят: «Его нельзя понять, в его рассуждениях нет логики».

Здесь словом «логика» называют правильность построения мыслей. Правильное построение мыслей изучается наукой логикой.

Таким образом, следует различать: 1) логику мышления (правильность построения мыслей) и 2) науку логику (Наименование «логика» происходит от древнегреческого слова «логос», что значит «мышление», «мысль», а также «слово, в котором выражена мысль»).

Кратко науку логику можно определить так:

Логика есть наука о законах и формах правильного построения мыслей.

 

Комментарий: Хотим указать сразу на обозначенные «пределы» формальной логики, на которые мы с вами постоянно будем наталкиваться.

Да-да, с одной стороны нам полезно освежить в памяти правила логического мышления. А с другой стороны, постоянно следует помнить, что нас с вами помещают этими же правилами в заданные рамки, за которыми якобы «ничего нет».

Это, например, касается в данном случае происхождения слова «логика». Нам, читателям, в рамках современной технократической цивилизации (искусственной, противоестественной, о чем часто напоминаем в наших работах) и до 1917 года, и после, т.е. независимо от общественного строя (как будто это второстепенно в сравнении с тем главным, что происходит на Земле), дают понять, что слово «логика» происходит от древнегреческого «логос». И на этом ставят точку. Дальше знать «не положено». В литературе от особо остроумных авторов по такому случаю можно встретить выражение»: «в зоопарке за пределы клетки выходить нельзя». Поэтому не только простые читатели, но и специалисты, составляющие для них справочники, давно уже утратили связь с первоисточниками и истоками. И теперь не говорят, что в т.н. «древнегреческом» языковом конструкторе «логос» происходит от древнего «ЛоГа» (в смысле «энергетические внутренние соединения изначальной данности», раз все вокруг нас энергия). Да, «логос» происходит от того же корня «ЛоГа» из наследия наших предков, откуда в русском языке по сей день исконные слова: ЛОГ, поЛОГ, поЛАГать и т.д. (не забыли еще из школьной грамматики правило о чередовании «лог-лаг»?). Поэтому на самом деле научно некорректно указывать, что слово «логика» происходит из «древнегреческого», вместо указания на первоисточник в первозданной Живой Речи.

Пойдем дальше:

 

§ 2. Логические законы и формы.

 

Логические законы. Определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность являются обязательными качествами правильного мышления. Эти качества имеют значение законов правильного мышления.

Сознательное или несознательное нарушение логических законов ведёт к неправильному выводу. Человек, который нарушает логические законы, неизбежно оказывается побеждённым в споре, дискуссии.

Приведём пример. Кто читал роман Тургенева «Рудин», тот помнит горячие споры между двумя героями этого известного произведения. Рассмотрим отрывок из беседы Рудина с Пигасовым:

- Прекрасно! - промолвил Рудин. - Стало быть, по-вашему убеждений нет?

- Нет - и не существует.

- Это ваше убеждение?

- Да.

- Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.

Все в комнате улыбнулись и переглянулись.

Легко понять, что Пигасов потерпел поражение. Зная логику, можно определить и характер его ошибки. Пигасов противоречит самому себе. Признав в начале беседы, что убеждений не существует, он тут же отказывается от своей первой мысли и утверждает совершенно противоположное.

Один из логических законов, который называется законом противоречия, указывает на недопустимость подобной ошибки в рассуждениях.

Логика имеет своей задачей изучение законов правильного построения мыслей и логических форм.

Логическая форма - это структура, строение наших мыслей.

Возьмём для примера две такие мысли:

Медь - проводник электричества.

Пшеница - растение семейства злаковых.

Каждая из этих мыслей представляет собой отражение в нашем мышлении определённых фактов действительности. Так как факты эти различны, то и содержание мыслей об этих фактах различное. Но, несмотря на это, в обоих случаях мы видим общее строение, единую структуру этих мыслей.

Наука логика, исследуя логические формы, отвлекается от конкретного содержания той или иной мысли. Рассматривая приведённые примеры, логика интересуется не свойствами меди (ими занимается физика) и не принадлежностью пшеницы к семейству злаковых (это область ботаники). Логику интересует структура мысли…

…Если в процессе рассуждения наши мысли облекаются в неправильные формы, то в таком случае прийти к истинным выводам невозможно.

Сравним два следующих рассуждения:

Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи. Город Игарка находится за полярным кругом. Следовательно, в Игарке бывают белые ночи.

Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи. Ленинград не находится за полярным кругом. Следовательно, в Ленинграде не бывает белых ночей.

В первом случае вывод и ход рассуждений правильный. Во втором случае, несмотря на правильность исходных положений, заключение получилось ошибочным: известно, что в Ленинграде бывают белые ночи. Неверный вывод есть результат того, что рассуждение облечено в неправильную логическую форму.

 

Комментарий: Вот смотрите, сколько мы с вами уже получили полезной информации! А еще обратите внимание на «неточность» формулировки: «Неверный вывод есть результат того, что рассуждение облечено в неправильную логическую форму». Давайте не забывать о том, что с любыми источниками (включая и наши тексты, конечно же), нужно работать критически. При современной разрушенности языка легко заложить ошибку (ошибки же, как вы помните еще из школьной программы, бывают не только орфографические и грамматические, но еще стилистические и логические). Из контекста понимаем, что имеют в виду авторы учебника (поэтому обычно этот нюанс и пропускаем), но фраза сформулирована не так, как следует: формы создаются для конкретных вещей, и они для них «правильны», но могут просто не соответствовать другим вещам, что вовсе не означает, что они, данные формы, «неправильные». Если быть логически точным, авторам следовало сказать не «неправильная форма», а сказать немного иначе. Например, вот так: «Неверный вывод есть результат того, что рассуждение облечено в неподходящую для него логическую форму». Так будет лучше, раз по тексту далее, через несколько абзацев, сами же авторы и утверждают, что «логические формы устойчивы, постоянны».

Полным-полно в речи современных людей таких оговорок или ошибок, и они порождают немало споров и вызывают взрывы эмоций.

Давайте логику изучать внимательней! И внимательней относиться к общению, языку и изложению мыслей!

Пойдем теперь по тексту учебника дальше:

 

Таким образом, логика изучает формы мышления. Но это не значит, что логика не интересуется содержанием мышления. Изучение формы мысли вне связи с содержанием не имело бы для нас никакого смысла. Однако изучение её в связи с содержанием не означает, что мы не можем в необходимых случаях в целях изучения мысленно отвлекать эту форму.

Логические законы и формы, т.е. законы и формы правильного построения мыслей, являются общечеловеческими. Это значит, что люди различных эпох и стран независимо от своей классовой и национальной принадлежности строили и строят свои рассуждения по одним и тем же логическим законам, мыслили и мыслят в одних и тех же логических формахЛогические формы и законы обладают устойчивостью, постоянством.

 

Вот пока такое начало для ознакомления. Планируем продолжать. Нам самим интересно, какой учебник логики был раньше для школьников. Нам в школьные годы этого порой не хватало.

(продолжение следует)

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2020г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», январь 2020

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат