Основы здравой душевности (или Возвращение психологии) - 4 - Практическая психология сегодня - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Практическая психология сегодня

- Проекты
Страниц: 1

 

https://i.ytimg.com/vi/lq-xbAJn33g/maxresdefault.jpg

…(Продолжаем дальше читать и комментировать учебник: Теплов Б.М. Психология. Москва, 1953г. См. начало «ЗОВУ РИТМ», январь-март 2020)

 

Вы еще помните, чем мы тут занимаемся? В смысле чтения школьного учебника психологии 50-х годов прошлого века, с обстоятельными примерами уже из сегодняшней действительности, с учетом того, что с нами происходит сегодня в условиях современной технократической цивилизации. И чем грузится наш мозг, учитывая «закономерности высшей нервной деятельности» (это из учебника)? Вот в этом самом учебнике психологии сказано:

 

- Каждая реакция животного организма происходит по принципу рефлекса, т. е. является ответом на внешние воздействия. Но определяется она не только тем, какой раздражитель падает на организм в данный момент, но и тем, каковы уже сложившиеся в коре системы связей.

 

Это, во-первых, к тому, что слова – не сотрясение воздуха, что они связаны с нашими переживаниями, с процессами высшей нервной деятельности, психикой. И, прежде чем реагировать на доносящиеся до нас со стороны «голоса», как флюгер на ветер, нужно понимать происходящее внутри нас, чтобы действовать осознанно.

Во-вторых, когда мы сталкиваемся с современной технократической цивилизацией, по сути «бесчеловечной», мы, которых в школе давно уже не обучают психологии, о сказанном в том же учебнике (вот в этой цитате) - помним? Или нет?

В книге же на тот момент хорошо обозначено, понятно:

 

- Динамический стереотип – это приспособление организма к одним и тем же, повторяющимся внешним воздействиям. В некоторых случаях, для того чтобы вызвать все эффекты данной системы рефлексов, не требуется даже соответствующего количества раздражителей. Достаточно дать сигнал, служащий началом системы раздражителей, чтобы все реакции последовали автоматически.

 

Ведь неспроста современных людей, погруженных в технократическую цивилизацию, часто сравнивают уже с «биороботами»! Когда многие, к сожалению, очень многие не в состоянии осмыслить полную картину происходящего в современном мире и реагируют почти бездумно (как бы «автоматически»).

Это мы снова напоминаем, что жизнь – это не просто поговорили и забыли, занялись чем-то еще. Хотя кто на каком уровне еще живет, конечно, – кто на «растительном», а кто и пытается еще и думать!

Мы не шутим. Людей сейчас технократическая (по сути, противоестественная) «цивилизация» просто-напросто глушит, как рыбу, чем только можно! Людей заваливает противоречивыми потоками информации, которую сознание не в состоянии отфильтровать и переварить, и люди реагируют эмоционально. Настолько, что перестают думать. Это тревожит уже и ученых.

Например, в любом справочнике можно встретить примерно такое определение, что в психологии рефлексия (от позднелатинского reflexio «обращение назад») - это «обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление». Можно сказать даже, что рефлексия – это психологический интерес к себе, своим переживаниям, размышлениям и возможностям, чтобы осмысленно реагировать на вызовы времени.

Однако тогда, если мы говорим о рефлексии, со слов известного ученого Татьяны Черниговской (которую мы в последнее время часто рекомендуем послушать или почитать, потому что она затрагивает актуальные вопросы), если:

«…скажут, что сознание - это рефлексия, осмысление своих действий. Но в таком случае сознанием не обладает 90% населения Земли, потому что подавляющее большинство людей никогда не рефлексируют, а просто живут - как трава…»

Только вот трава не виновата, что она трава, а вот когда люди опустились эволюционно на уровень травы, растительности, то в этом есть чья-то вина. И даже интерес (не только экономический, в виде прибыли).

Если большинство людей не дорастает до ответственности за себя, до осознания этой вины, то вина ложится на тех, кто занимает места «пастухов» или «садовников» (в смысле, разных там вождей и начальников, или кем они еще себя видят), чтобы «пасти» и «окультуривать» людей.

Сколько бы ни пытались в мире прикрыть сложившуюся печальную ситуацию с людьми как бы «научно» (мы ведь еще помним мысли классиков марксизма о «буржуазной науке»!) и объяснять низкий уровень развития общества и углубляющийся кризис «естественным развитием цивилизации», от якобы «первобытнообщинного строя» до «цивилизованного капитализма», все эти «аргументы» или «теории» годятся только лишь для остающихся в эволюционном смысле, если сослаться на приведенный ученым образ, «на уровне травы» – для прикрытия красивыми и малопонятными «наукообразными» словами реальной войны против населения Земли или геноцида.

На самом деле, СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, В КОТОРОЙ ПРЕБЫВАЮТ ЛЮДИ, ДАВНО УЖЕ СЕРЬЕЗНО БОЛЬНА.

Больна именно цивилизация как система.

И люди страдают от этого. Попробуем это немного проиллюстрировать примерами.

Вот как характеризует современное состояние цивилизации та же Татьяна Черниговская:

«…Не знаю, все ли это осознали, но ясно, что мы все вошли в какую-то другую цивилизацию за последние годы. Совершенно непонятно, что это такое, но этот мир, в котором мы сейчас оказались, точно не такой, как все предыдущие тысячелетия…»

Права Т.Черниговская и тут, речь должна идти действительно о «тысячелетии», и во всех других случаях, когда нами пытаются манипулировать вчерашними примерами, много лукавства. Ее позиция нам нравится еще и тем, что она последовательно представляет именно взгляд науки. Поэтому мы учитываем серьезную науку, как часть той картины, которую представляем читателю.

«…Потому что, хорошо, человек двигается на лошади или на велосипеде, или на медленно идущем поезде - это одна история, - продолжает Т.Черниговская. - А человек, который летает в космос и за шесть часов перелетает через океан на другой континент, - другая история.

И вот этот весь виртуальный мир, в котором размыты географические границы, - вы не знаете - человек, с которым вы беседуете по скайпу или он вам пишет, находится в соседней комнате или в Гималаях? Более того, вы даже не знаете - реальный это человек или нет, или это группа людей, ну и так далее.

Все как-то разъехалось. Разъехалась география, разъехалось время, разъехалась идентичность людей. И как нам из этого выпутываться - тоже непонятно... Мы умом не тронемся от этого мира? Мы вообще это можем переварить, вот эти антропологические изменения, которые в мире произошли?..»

Ясно, что на переходе из одной эпохи в другую никому легко не будет. Особенно, если перед этим людей жестко приспосабливали к искусственной среде «технократической цивилизации». А она сегодня трещит по всем швам, и трудней всего тем, кто забежал вперед в строительстве «технократического порядка», кому есть что терять и грозит ответственность. Отгородиться от реальности «железным занавесом» не получилось!

А что касается людей, то дальше уже многое зависит от душевного состояния людей, от способности людей встроиться в живую реальность, которая гораздо сложней простых кубиков песочницы «технократической цивилизации».

Поймите, это совершенно противоположные тенденции.

Когда современная «технократическая цивилизация» стремится упростить людей до «биоробота», в качестве приложения к технике (от калькулятора до компьютера) – это одно.

А возможности (потенциал) человека разумного, превосходящие любые компьютеры, рассчитаны на взаимодействие, образно говоря, с «разумным космосом», с живой реальностью, - это совсем другое.

Вот почему и импонируют рассказы Татьяны Черниговской о природе человеческого мозга, с точки зрения строгой науки.

Понятно, что каждое поколение приходит со своими задачами и возможностями, и каждое новое поколение более приспособлено к происходящему, чем старое. Отсюда и мысли ученого о детях:

«…Ясно, что дети, которые вырастают, - это совсем другие дети, потому что они в другом совсем мире живут. Доступность информации огромная. Что с этой информацией делать?

Я помню, когда я писала кандидатскую диссертацию, был вопрос - где взять литературу? Сейчас вопрос – как от нее избавиться, куда ее деть, эту информацию? Каждый день приходят десятки статей, даже если взять (я во многих областях работаю одновременно), но, если взять любую из этих областей, то по каждой из них каждый день выходят десятки статей. Я не беру плохие статьи, даже хороших выходят десятки, научных. Значит, их не только нельзя обдумать, их даже нельзя прочесть.

Получается парадоксальная ситуация, что информация что есть, что нет. То есть она есть, а что с ней делать? Ты просто не можешь, иначе ты будешь только читать. В общем, какая-то беда. Как с этим быть, непонятно…»

Вот-вот, это как раз один из тревожных «звоночков», что к живой и сложной реальности людям придется подойти кардинально иначе, раскрыв свой дремлющий естественный потенциал. И, пока люди не сориентируются, где информационный «технократический» мусор, а где живые знания, позволяющие взаимодействовать с настоящей реальностью (а не виртуальной), не помогут им никакие совершенные компьютеры!

«…Также непонятно, как организовывать образование в таком случае?– продолжает Т.Черниговская. - Я, как маньячка, все время говорю, что мы же не можем держать детей в школе по 16 лет, чтобы все это пройти. С другой стороны, мы не можем делать вид, что все закончилось на Ньютоне, правильно, потому что после Ньютона много чего произошло. Значит, если мы скрываем информацию, потому что мы ее не успеваем сказать детям, значит, мы их обманываем.

Как научить правильно классифицировать и упаковывать информацию?.. Как это найти?..»

Дальше важные мысли об информационной гигиене. Это нужно иметь в виду, если понимаете, что мы погружены в информационную среду – информация везде, она в природе идет отовсюду, а не только из книжек или интернета. Правильно говорит нейропсихолог:

«…Вот я хочу, чтобы всем было понятно - мозг запоминает все, мимо чего он прошел, унюхал, попробовал, услышал, потрогал и так далее. Мозг не решето, ничего не высыпается из него. Поэтому не надо слушать плохую музыку, не надо читать плохие книги, не надо всякое дерьмо есть, не надо дрянь пить, не нужно общаться с плохими людьми - это все там и осталось, весь этот яд там лежит. Вы о нем не знаете до поры до времени, во-первых. Во-вторых, мозгу глубоко наплевать на то, знаете ли вы про это или нет, потому что он своей жизнью живет, что хочет, то там и делает…» (см. подробней по ссылке: https://fit4brain.com/11436)

Но окружающая среда больным состоянием современной, мягко выражаясь, «неправильной» цивилизации настолько отравлена для мозга людей, настолько все вокруг пропитано отравой, что даже умным трудно сохранять трезвый взгляд на вещи. И «неправильности» могут предстать в их глазах как «достижения цивилизации» и «новая реальность», к которым людям якобы нужно как-то приспосабливаться.

Мы ведь это имели в виду, когда рассказывали об ориентирах в этом мире и внутреннем «эволюционном компасе» человека (по энергетике и уровням развития).

Или как сказано просто в учебнике «Психология», который мы с вами продолжаем читать:

 

- Если выработавшийся динамический стереотип перестаёт соответствовать изменившемуся порядку внешних раздражителей, то он перестраивается, изменяется в соответствии с новыми условиями…

 

В этом месте, с одной стороны, с учеными соглашаешься: все же они с точки зрения науки анализируют и делают выводы. А с другой стороны, возникает немало вопросов и к науке, и к выводам.

Вот, например, продолжим словами той же уважаемой Татьяны Черниговской (уже из другого материала в другом источнике – см. полный текст: https://www.rosbalt.ru/moscow/2019/01/19/1758860.html):

- «…Мы попали вообще в другой мир. Он текучий, прозрачный, нестабильный, сверхбыстрый, гибридный. В нем рухнуло сразу все. Автономная жизнь цифрового мира идет полным ходом: интернет вещей, самоорганизация сетей. Цифровая реальность уже признак отбора в социум. Если представить себе некую страну, которая не может себе позволить войти в цифровой мир, можно считать, что ее вообще нет. Она не игрок. Люди могут там жить себе, корзиночки вязать, но они не участники общего дела…»

В этом месте нужно отдавать себе трезвый отчет. Что бы ни думала Т.Черниговская, как человек (это нам неведомо), но как ученый, как представитель науки, которая – и это логично - существует исключительно в рамках картины мира современной «технократической цивилизации» (все за ее пределами – «ненаучно»), она держится «в рамках». И это нужно иметь в виду, т.е. нужно иметь в виду, что реальность гораздо шире, чем «научная» картина мира.

Соответственно и мыслить нужно шире, полнее. Понимая, что наше периодическое (может быть, и вынужденное) «включение в технократическую цивилизацию» - это еще не вся жизнь каждого из нас.

Продолжим дальше цитирование – уже об опасностях и рисках замыкания в рамках «технократической цивилизации»:

- «…Существует такая вещь как синдром отложенной жизни. Люди живут так, как будто сейчас идет черновик, – говорит Т.Черниговская. - Более того, так воспитывают детей: ты пока делай вот это и вот это, а потом, когда жить начнешь… А ведь он начал жить в тот момент, когда отцовская и материнская клетка соединились. Это не черновик. Нельзя 20 лет человека держать, чтобы он что-то там потом начал…

- Что собираются делать все те люди, которых заменят цифровые системы? Когда мне говорят: «освобождается простор для творчества», это вызывает у меня саркастическую улыбку. Вы что, правда считаете, что несметные тысячи, на самом деле - миллионы людей, в освободившееся от тяжелой работы время начнут писать мадригалы и играть на лютне? Вы это всерьез? Произойдет совершенно противоположное. И мы не можем делать вид, что это не так…

- Я веду вот к чему. Как бы мы ни рассуждали о том, хорошо это или плохо - то, что с нами происходит, это уже происходит. Мы уже попали в этот мир, и пути назад нет. Тут не нужно кокетничать. Нужно понять, как в этом мире жить. Я бы поставила вопрос жестко. А мы вообще планируем еще на этой планете жить, или мы все позиции сдаем? Потому что если мы их сдаем цифровому миру, тогда не о чем говорить. Можно пойти кофе пить. Если у нас какие-то планы на собственную жизнь есть, тогда нужно думать, как жить здесь…»

Последнее – это уже позиция человека, а не только позиция ученого, который не вправе выходить за пределы логики той науки, которую представляет! Надо думать. И действовать. Потому что, как она и говорит, жизнь не откладывается на завтра, живем мы уже прямо сейчас!

В общем, нет резона поддаваться панике и страху. Процесс перехода или возвращения в реальность касается всех стран, всей планеты. Мы об этом переходном процессе все время и рассказывали, хотели, чтобы как можно большее число людей готовились к переменам, чтобы для них это не стало неожиданностью.

Пока еще есть время поразмышлять, настроиться как бы физически и морально. Но в любом случае следует понимать, что перед нами процесс неотвратимый и во многом символичный, фактически процесс родов нового, раз мы смотрим с вами как бы «изнутри» цивилизации, в которой пребываем. А заодно это еще и процесс рождения каждого из нас в новое.

Благополучных вам «родов»!..

(Продолжение следует)

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2020г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", апрель 2020

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат