О возрождении вишневых садов - Культура оздоровления души и тела - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Культура оздоровления души и тела

- Проекты
Страниц: 1

 

http://s3.fotokto.ru/photo/full/384/3843220.jpg

От редакции: В календаре ИЮЛЬ, когда у нас на Урале можно уже местами пробовать на вкус спелые сладкие вишенки. А еще июль памятен тем, что в этом месяце умер известный писатель Антон Павлович Чехов в далеком 1904-м году. Мы давно мечтаем о возрождении вишневых садов России. Думаем, об этом же мечтал и А.П.Чехов, когда создавал пьесу «Вишневый сад».
И перед тем, как перейти к статье, очень хочется привести здесь цитату из записных книжек А.П.Чехова, в которой видно отношение писателя к неживой административной системе с ее неповоротливым чиновничеством, ко всей этой искусственной цивилизации, тормозящей расцвет Жизни:
«Если человек присасывается к делу, ему чуждому, например, к искусству, то он, за невозможностью стать художником, неминуемо становится чиновником. Сколько людей таким образом паразитирует около науки, театра и живописи, надев вицмундиры! То же самое, кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому больше ничего не остаётся, как стать чиновником… (А.П.Чехов. 1896)

 


***
«...Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест...»
(А.П.Чехов. Вишнёвый сад. 1903)

 

 

Сначала небольшой исторический экскурс. Последняя пьеса Антона Павловича Чехова (1860-1904) была закончена за год до его ранней смерти, в 1903-м году. Умер он в июле 1904 года. Интересны в воспоминаниях К.С.Станиславского (1863-1938) о Чехове отрывки о том, как рождалось название пьесы:
- Послушайте, я же нашел чудесное название для пьесы. Чудесное! - объявил он, смотря на меня в упор.
- Какое? - заволновался я.
- «ВИшневый сад, - и он закатился радостным смехом.
Я не понял причины его радости и не нашёл ничего особенного в названии… После этого свидания прошло несколько дней или неделя… Как-то во время спектакля он зашёл ко мне…
- Послушайте, не ВИшневый, а ВишнЁвый сад, - объявил он и закатился смехом.
В первую минуту я даже не понял, о чём идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук Ё в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «ВИшневый сад» - это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «ВишнЁвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз…
Но таковы комментарии со стороны, и в них уже чувствуется оценка через призму советской действительности. Хорошо, хоть настроение и хронология работы над пьесой сохранены. На самом деле в работе А.П.Чехова со словом отражается глубокое чувствование им смысла, а быть может и энергетики родной русской речи! Вовсе не случайно в первом варианте у него звучала «вИшня, вИшневый», с ударением на первом слоге, потому что так ближе к первооснове, к смыслу, к Природе! И дело тут не в том, «коммерческий» или нет. А потом, когда произведение стало обретать окончательный вид, и стало понятно, что пьеса на самом деле о трагедии ухода человека из Природы, о духовном разложении человека, А.П.Чехов понимает, что это слово в своем первозданном звучании не отражает сути пьесы. Отсюда его выбор варианта «вишнЁвый», с ударением на второй слог. Ведь звук «И» - это рост, движение ввысь, к солнцу, а вот звук «О» - это уже, относительно предыдущего звука, как будто движение вниз, падение, т.е. ближе к происходящему в пьесе.
Вспомним вкратце сюжет пьесы А.П.Чехова, чтобы стало понятней, что мы имеем в виду. Действие начинается весной в имении помещицы Раневской, которая из Франции возвращается в Россию. Денег у нее не осталось, а имение с прекрасным вишнёвым садом выставлено на продажу за долги. Купец Лопахин предлагает помещице свой вариант решения: поделить землю на участки и сдавать их в аренду дачникам. Но Раневской трудно даже представить, как можно вырубить вишни и отдать свою малую родину, с самыми дорогими воспоминаниями, чужим людям. Масштаб судьбы родной земли возрастает с рассуждениями студента Петра Трофимова о будущем России, о счастье, о новом человеке. Его мечты вступают в противоречие с коммерческими планами материалиста Лопахина.
- Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней… Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом... – говорит студент Трофимов о крепостном праве и российской действительности. Имеется у него и свое представление, как есть и как должно быть:
- Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало
В третьем действии Гаев, брат Раневской, и купец Лопахин уезжают в город на торги, а тем временем в имении устраиваются танцы, фокусы с чревовещанием. Видно во всем этом веселье, что каждый занят лишь своими проблемами. А Раневская ждет вестей с торгов. Наконец, возвратившийся Гаев сообщает сестре, что имение продано, и покупателем стал Лопахин, который и не скрывает своего счастья:
- Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню... Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка, играй!
Перед нами не просто картина разложения и разорения помещичьих имений, старого уклада, но еще и железная поступь промышленного капитала, который из городов посягает уже и на сельские земли, на цветущие сады. Пока студент Трофимов обличает неприглядную действительность и мечтает о будущем, через головы людей и попирая нравственность, чувство Родины и Природы, лезет вверх т.н. «новая элита» общества. Лопахину нет дела до грусти и отчаяния Раневских и Гаева, до их отъезда из имения. Его план осуществился: теперь он, как и хотел, вырубит этот вишневый сад! Все уезжают. И после финального монолога старого лакея Фирса, брошенного всеми, раздается стук топора по дереву…
Конечно, нельзя по такому краткому пересказу считать, что пьеса очень простая и герои однозначны. На самом деле перед нами сложные противоречивые характеры сложной быстро меняющейся предреволюционной страны с богатым прошлым и неоднозначным будущим.
Тот же купец Лопахин, который как бы в отместку торопится с топором в сад, чтобы Раневская непременно до отъезда услышала, как рубят дорогие ее сердцу вишни, в другом месте восхищается:
- Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами!
И он же огорчается происходящему в обществе:
- У меня постоянно деньги свои, и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей…
Преуспевающий капиталист, если рассуждать новыми терминами, который не гнушается делать деньги на всем, что плохо лежит и падает, при этом еще имеет по-своему «высокие мысли», как будто бы о «народе» и смысле жизни, вроде:
- Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего…
Не будем касаться маленьких персонажей, ведь мы не пьесу все-таки анализируем, в данном случае нас больше занимает судьба земли, судьба вишневого сада. Но вот из основных героев нельзя пройти мимо Гаева, с его пафосом:
- О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живёшь и разрушаешь!..
И сценой, когда тот же Гаев сентиментально, слезно «общается» со шкафом:
- Да... Это вещь... Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания…
Нельзя пройти мимо и центральной фигуры пьесы, помещицы Раневской. Из ее многочисленных реплик здесь заслуживает внимания такая, которая тянет даже на афоризм:
- Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя. Как вы все серо живете, как много говорите ненужного…
Это сегодня может быть адресовано с театральных подмостков и кое-кому из современных зрителей!
Или вот еще, хочется закончить обзор пьесы словами другого заметного персонажа пьесы «Вишневый сад»:
- Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза, - говорит студент и учитель Петр Трофимов, и он же в другом месте. - Если рассуждать попросту, без затей, то какая там гордость, есть ли в ней смысл, если человек физиологически устроен неважно, если в своем громадном большинстве он груб, неумен, глубоко несчастлив. Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работатьОбойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, - вот цель и смысл нашей жизни…
Видимо, чтобы не говорить в конце жизни как лакей Фирс в этой же пьесе, старик 87 лет:
- Жизнь-то прошла, словно и не жил!..
***
Да, на дворе уже XXI век. Страна со времени А.П.Чехова прошла через многие бури и беды революций и войн, разрух и восстановления. Многое терпел и терпит народ, переживший разрушение капитализма, построение социализма, реставрацию капитализма и вновь стоит перед очередными испытаниями.
А еще мы с вами сегодня знаем, что на просторах огромной страны продолжают расти и плодоносить тысячи и тысячи вишен. Так же, как в Древности. Только вот с памятью у людей сегодня что-то не то пока. Как дореволюционные дворяне и помещики прозападной ориентации, шастающие от безделья и творческого бесплодия по Европе, немало способствовавшие утрате наследия предков, в конце концов, были наказаны судьбой и своей недалекостью. Так и многие наши современники пока что никак не могут вспомнить живые истоки Родины! В том числе, и в связи с той же ВИШНЕЙ, вишневыми садами России.
К сожалению, в современных справочниках, составленных не без участия коварных «западных партнеров», до сих пор указывается, что нашу родную вишню нам как бы завезли из других стран. Даже название «вишня», по таким источникам, предназначенным лишать наших людей памяти и родовых корней, оказывается, «заимствовано» из других языков! Наши наивные садоводы и торговцы вишней на полном серьезе цитируют ложь таких справочников, что первое упоминание о вишне будто встречается у «греков». И якобы даже слово «вишня» происходит от греческого «виcсивия», когда языковые исследования показывают, что на самом деле ровно наоборот!
Вот так у них печально всё! А ведь вишня на Руси издревле считалась украшением садов!
Природа сильна! До сих пор вишня произрастает на нашей земле как в ухоженных садах, так и в заброшенных, и плодоносит даже в диких условиях!
Вопрос только к людям. Вы что ли и дальше хотите воспроизводить в своих умах и сердцах описанную А.П.Чеховым трагедию «Вишневого сада»? Бросать на произвол судьбы родные земли, сады и огороды, как в пьесе делают это Раневская с братом Гаевым? Бежать в города, где тоже, сокращая площадь зеленых насаждений, скверов и парков, точечными застройками вытесняют Природу? Взамен оставляя, в качестве украшения, только декоративные кустарники и газоны. Чтобы людям свободно дышать было нечем, чтобы люди вообще ничего не помнили и делали только то, что прикажут, как роботы?
Что ж, каждый сам выбирает, на какой стороне быть. Сейчас время РАЗДЕЛЕНИЯ. По одну сторону – старое, уходящее, деградирующее, что показано в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». А по другую – вновь нарождающееся, возрождающееся, о чем в пьесе еще только мечтается!
Мы за ВОЗРОЖДЕНИЕ!
И сегодня же не только время разделения, но и великого СОЕДИНЕНИЯ – соединения земного, социального с небесным, человеческого, душевного с божественным. Предки создавали на Земле райские условия, вроде вишневого сада, для того чтобы было где в покое и красоте беседовать с Богом, расти все выше и выше эволюционным путем, предназначенным свыше! Так физическое соединялось в целое с духовным.
Сегодня наступает уже ПОРА ЖИТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ, ПОРА ВСПОМНИТЬ ВСЕ!
И, САМОЕ МАЛОЕ, КАК У НАШИХ РОДНЫХ ПРЕДКОВ, ПОРА ВОЗРОЖДАТЬ ВИШНЕВЫЕ САДЫ!
Потому что сейчас время такое – время пробуждаться и действовать!
Для начала – хотя бы в саду, на родной земле! Через ту же вишню! Через Природу!
Чтобы оживать! И жить разумно и осмысленно! В Любви и Ладу!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2020г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июль 2020

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат