О фашизме и человеческом выборе - Культура оздоровления души и тела - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Культура оздоровления души и тела

- Проекты
Страниц: 1

 

Фильм "Девятаев" 2021

 

Желающие узнать о реальном человеке Михаиле Петровиче Девятаеве (годы жизни: 1917 – 2002), военном летчике-истребителе, а потом капитане речных судов на подводных крыльях «Ракета» и «Метеор», а также общественном деятеле, т.е. НЕ о персонаже художественного фильма, могут прочитать биографические книги «Полёт к солнцу» (1972) и «Побег из ада» (1988) самого М.П.Девятаева, книги других авторов, а также документальные фильмы и интервью о его жизни и деятельности.

Здесь разговор идет о художественном произведении и его героях на основе художественного фильма 2021 года «Девятаев» (режиссеры: Тимур Бекмамбетов, Сергей Трофимов) и отзывов об этом фильме.

От редакции

 

 

(на основе фильма «Девятаев» к Дню Победы 2021 года)

 

«Фильм основан на реальной истории Героя Советского Союза Михаила Девятаева и рассказывает о последних годах войны. Михаил Девятаев один из выдающихся летчиков-истребителей Великой Отечественной войны. В первые дни войны он совершил 180 боевых вылетов и это всего за 86 дней, другими словами, почти три месяца, каждый день, летчик поднимался минимум два раза в небо. За это время он лично сбил 9 самолетов противника. Был тяжело ранен и врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. И снова каждый день сражения, Девятаев лично произвел 80 вылетов по эвакуации раненых, эвакуировал из госпиталей на передовой 120 раненых солдат и офицеров. В 1944 Девятаев добился возвращения на истребитель, но уже через несколько месяцев был сбит и попал в плен. Почти сразу совершает побег, но неудачно и Девятаева приговаривают к смерти. Но даже тогда Михаил Девятаев не сдался. 8 февраля 1945 года захватив вражеский бомбардировщик совершает самый дерзкий побег в военной истории. Михаил Девятаев спасает 9 заключенных и доставляет особо важную информацию о засекреченных заводах и полигонах, на которых разрабатывались передовые вооружения немцев - ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2…» (Источник: https://devyataev.film)

 

В этом материале мы будем опираться не на официальные рецензии кинокритиков или мнения журналистов, вроде:

«…На экране разворачивается история дружбы, предательства и прощения, которая проходит сквозь годы и позволяет не только сделать кино более интригующим и эмоциональным, но и в большей мере раскрыть характер экранного Девятаева…» (Виктория Беликова, Russia Today - https://russian.rt.com)

А БУДЕМ ОПИРАТЬСЯ НА «НАРОДНЫЕ» ОТЗЫВЫ И МНЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ. Поэтому начнем как бы издалека. После просмотра фильма остается такое впечатление, что хочется начать с цитаты из совсем другой статьи, не об этом фильме, но о той войне. Она здесь уместна:

- «…Должны знать родную историю с разных сторон и понимать, что в войне победили не мифические герои и божества, а люди со слабостями, страхами, пороками, инстинктами. Всячески их идеализировать, превращая в иконы, - значит искажать истинную историю победы, в которую каждый внес что мог… На примере этой истории мы узнаем, с чем порой сталкивались настоящие фронтовики, которым вроде бы выпало главное возможное счастье - уцелеть. Им приходилось терпеть обывательские пересуды, заниматься не только тяжелой, но и унизительной работой, до конца жизни мучиться от полученных ранений и психических травм…» (Людмила Семенова. О тех, кто вернулся из боя. - https://www.rosbalt.ru)

Почему такое начало?

А потому что мы собираемся говорить вообще-то не о самом фильме, а о фашизме, который был тогда и которым вновь запахло в наши дни. И теперь опять, как и тогда, перед каждым встает необходимость человеческого выбора. Да и о самом фильме один из зрителей высказался так:

- «…Что касается истории, то эта картина вполне вас вдохновит прочитать о подвигах Михаила Девятаева. Его реальная история куда кинематографичнее того, что получилось снять…»

Вот поэтому-то и следует четко разделить подход, а с чем мы в данном случае имеем дело? Мы прочитали огромное количество отзывов на фильм в поиске «изюминок» или «жемчужин», чтобы дополнить наши собственные впечатления от фильма (вдруг мы упустили что-то важное для себя). Поэтому сразу же и отсеяли те из них, в которых не видят разницы между «художественным» и «документальным» жанрами. И, конечно же, согласны с теми, кто пишет:

- «…Это не документальный фильм, а художественный, хоть и основанный на реальных событиях…»

Соответствует и добавление от одного из зрителей: «военная драма»!

Да, надо признать, что разные люди по-разному видят границу между документальностью и художественностью. Вот и получается, что у одного:

- «…Фильм-то интересный, вот только основан, во многом, на вымысле, выдаваемом за правду. Это как снимать о Ю.А.Гагарине, дружившем в космосе с инопланетянином. И можно уже смело писать, что основано на реальных событиях, ведь летал в космос…»

А у другого зрителя видится наоборот:

- «…Мне понравилось, что отсебятины режиссёра там почти нет. Все очень близко к книге, которая является мемуарами самого Девятаева…»

Хорошо ли, плохо ли, но у разных жанров искусства разное предназначение, как у разных инструментов. Есть возможность просто сравнивать документальность с художественным вымыслом – не с целью разоблачений, а расширения «объема» возможностями разных жанров. Даже интересно получается, когда один из знатоков пишет такое:

- «…Для экшена был добавлен предатель – бывший друг. В книге этого не было. Эта погоня за Девятаевым, желание его уничтожить. А в реальности за беглецами бросились в погоню два немецких самолета. Девятаеву удалось ускользнуть. Кстати, с этими немецкими преследователями Девятаев встретился в 1999-м в Германии. Удивительная встреча, да? И ещё, мне показалось, что нужно было шире раскрыть тему преследования Девятаева, как изменника Родины, после войны. Как с ним не здоровались, не брали на работу. И что помог ему Сергей Королев!..»

Правда ведь хорошо, по-доброму, без осуждения, сравнивать разные источники?

И пусть в этом фильме реальные события переосмыслены в художественных образах, чтобы увидеть новые грани реального подвига и чтобы привлечь внимание современного зрителя современными способами. Ведь зрители сегодня немного другие, чем вчера и пару десятилетий назад. В целом же получилось! И зрители о том же:

- «…Фильм снят очень неплохо. Зрелищно. Держит в напряжении в течение всего просмотра…»

- «…Для современного отечественного кино «Девятаев» - редкий пример нестыдного и качественного военного фильма без псевдопатриотического пафоса… Документальная основа картины, история летчика Михаила Девятаева, доведена легкой рукой сценариста до полумифического сказания…»

- «…Отличная премьера к Дню Победы, нелишнее напоминание о том, как силен духом человек, какие безграничные возможности есть в каждом и как их можно реализовать, когда есть храбрость, дерзость, хладнокровие и при этом постараться учесть все до мелочей…»

Ну и, наконец, нельзя обойти вниманием то, что многими зрителями, кто знаком с подвигом Михаила Девятаева по документальным источникам, считается «вымыслом». В отзывах говорится и об этом:

- «…Отдельная сюжетная линия – это взаимоотношения двух бывших друзей, один из которых стал фашистским летчиком, а другой мечтал выбраться из плена и бить фашистов. Эта линия – придумка режиссеров. Но для меня она - очень важная составляющая фильма. Ларин хочет, чтобы Девятаев остался с фашистами, обещает замолвить за него словечко, он боится, что если Девятаев прорвется к своим, то все узнают, какой он на самом деле «герой». Девятаев до последнего хочет вернуть Ларина на Родину. Очень трогательна сцена, где погибает Ларин. Его очень жалко, как можно пожалеть заблудшего, потерявшего свой путь человека. Когда он понимает, что подбит и падает, он просит у друга прощения, и просит никогда не раскрывать на Родине его тайну…»

Создатели фильма касаются очень сложного чувства. Понимаете, настоящая дружба – это не формальные служебные отношения, большая дружба не менее сложна и глубока, чем любовь (мы здесь имеем в виду то чувство любви, которое не опошляют и не опускают до секса). Ведь даже в любви – как показано в произведениях мировой литературы - имеются такие трагические как бы «несовпадения»! Вы же знаете историю любви Ромео и Джульетты, которые социально оказываются по разные стороны враждующих групп. В трагедии Шекспира это передано очень глубоко и объемно (хотя мы встречали читательские суждения об этом произведении и на уровне выбора сексуального партнера). Знаете вы, наверное, еще со школы и трагическую историю в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», где Андрий находит свою пару во вражеской стране и вынужден выбирать между родиной или любимой. Если думаете, что это легко – выбирать между родиной и любовью, то попробуйте сначала поизучать глубоко, А ЧТО ЖЕ ГЛОБАЛЬНО ПРОИСХОДИТ С ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НА ЗЕМЛЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ВЕКА. И задаться вопросом, почему же на Земле все еще существуют такие противоестественные условия, когда встает выбор, за что погибать – ЗА РОДИНУ ИЛИ ЗА ЛЮБОВЬ?! А когда жить и быть счастливым? И что делать сегодня, чтобы завтра не пришлось делать такой сложный и трагический выбор – детям и внукам!

Понимаете, какую почти неподъемную проблему поднимают создатели фильма «Девятаев», а их в этом месте упрекают за «вымысел»!? Об этом отчасти говорится в следующем отзыве:

- «…Суть – как раз в отношениях Михаила Девятаева с тем самым предателем Колей. Наперекор всему верность дружбе и слову оказываются для Миши выше всех выпавших испытаний (выпавших, в том числе и при участии Николая) и даже по сути выше гражданского и военного долга – ведь то, что он в итоге никому не рассказал про предателя, даже погибшего, есть укрывательство преступника. Сам Николай не питает иллюзий насчет своего морального облика и проговаривает – мол, мы Родину предали. На что Михаил бросает – с Родиной сам разбирайся, ты меня предал. Человеческое так оказывается выше государственного, а возможность простить даже падшего – выше возмездия…»

Ведь и сегодня от многих мужчин можно слышать слова, мол: «дружба – это святое»! А как бы они поступили в условиях, показанных в фильме «Девятаев»? Речь даже не о человеке, которого считаешь другом, а о святости твоего собственного чувства, которое и показывает степень твоей человечности. Это только в простых схемах можно легко отделить черное от белого. А как сохранить в сердце это святое чувство дружбы и при этом не стать предателем Родины? Понимаете?

- «…Эпизоды в начале и конце фильма с отцом Ларина, роль которого несмотря на эпизодичность блистательно исполнил Александр Лыков - чуть ли не самые сильные во всем фильме. Мужская дружба, если она настоящая - она на века, и ничто, никогда ее не сломит. Даже война. И если обещание дал другу, кого считаешь братом - будь любезен держи. И Девятаев сдержал…»

И, наконец, о других гранях, которые тоже важны в фильме. Обратимся для этого к строкам одного из рецензий на фильм:

- «…Здесь нет криков о Родине и Сталине, здесь некогда рассуждать об угрозе уничтожения немцами славянской культуры и русскоязычного населения в принципе, либо о планах нацистов по порабощению человечества. В плане чувств, мироощущения и миропонимания это даже скорее камерное кино: здесь не политику обсуждают или скорое окончание войны. Центральной темой фильма становится выживание. С учетом отношения к сдавшимся в плен в Союзе, пленение главных героев (протагониста и его вымышленного лучшего друга, фактически антагониста) оставляет по разные стороны баррикад. Либо предать свой народ и свою страну ради комфортной жизни на стороне потенциальных победителей, либо пройти полный мучений путь военнопленного (у немцев - фактически раба, что здесь очень хорошо демонстрируется) на пути к мечте о побеге. Побеге даже не ради свободы, а ради продолжения борьбы за общее дело. В фильме зритель видит выбор глазами двух похожих, но в то же время противоположных героев, и каждый свой выбор по-своему оправдывает, аргументирует, очеловечивая и насыщая своего персонажа…

«Девятаев» - в первую очередь, для меня, это про человеческий выбор. Опять всё то же самое - БЫТЬ или НЕ БЫТЬ? Развилка дорог. Искушение. Проверка себя на зрелость. Кто ты, человек? Что впитал? Что вобрал в себя? Мама с папой тебя чему научили? А обстоятельства - война, плен, вторичны. Так было всегда. Во все времена. Лишь одежды да столетия меняются…

Холодно. Голодно. Смерть, едва ли не каждою минутой рядом... Вот он Ваш выбор. Не раскаиваетесь? Сидели бы сейчас в тепле... Эх-эх! Мытарства выбором. Голгофа ежедневной повинностью. Крест за несгибаемость. И слабая надежда на спасение. Что? Как? Угнать самолёт у фрицев…

Посмотрите это кино! Обязательно посмотрите! Мальчишки и девчонки от 12+, это для Вас подарок. Это Вам, режиссёрское рукопожатие. Ну, и конечно же мамам и папам в память о дедах, подаривших нам сегодняшний мир. Никого из нас могло бы и не быть…» («Рецензия на «Девятаева» Бекмамбетова…» - https://kanobu.ru)

Завершить этот материал хочется цитатой из еще одного отзыва. Вот она:

- «…Конечно, угон самолёта военнопленными во главе с бесстрашным лётчиком – круто. Но основная идея ленты – показать, на каком пределе человеческих возможностей, как физических, так и умственных, могут существовать люди. Каким образом, находясь в аду, можно не превратиться в бездушного чёрта, сохранить сострадание, честь и надежду вырваться. Не сойти с ума. Не потерять цель… Так что фильм об этом... И сейчас, если не дай Бог, наступит беда, также будут вставать за своих – родных, любимых, друзей. За Родину… Только много ли будет защитников? Надеюсь, что много. Да, борьба на пределе – удел сильных…»

Пожалуй, зрители в своих рецензиях, как мы и задумали, передали многое, что можно сказать о новом фильме «Девятаев». И мы не видим причин, по которым нужно отказываться от просмотра. Так что советуем. Фильм своевременный! Сегодня очень нужный!

Почему? Потому что война и фашизм тоже меняются со временем, мимикрируют под время и условия! Если в Великую Отечественную войну это было во многом совсем по-другому, чем в предыдущих войнах, то сегодня недаром вновь говорят о фашизме и о другой войне, «гибридной», информационной и т.д. Соответственно, и война эта многоликая – фашистская против человека – касается всех, она незримо проходит через все, что нас окружает.

Знаете ли вы, что недавно, накануне Дня Победы, в Верховной Раде Украины показывали фильм «В бой идут одни «старики»? А перед показом была произнесена речь, в которой есть и такие слова:

- «…Ведь мы помним, что после 1942-го и 1943-го годов наступил май 1945-го. И я уверен, что нынешних фашистов ждет их «май 45-го»!..» (Источник: https://zagittya.com.ua)

Вот нам всем сегодня и приходится вновь противостоять фашизму, скрытому в других, непривычных обличиях, и вновь делать человеческий выбор. Наши деды победили в той войне! Очень хочется, чтобы и мы с вами сегодня отстояли свое право на жизнь и на человеческое достоинство, на любовь и счастье!

 

Источники цитат о фильме:

https://devyataev.film,

https://www.kinopoisk.ru/film/1249213,

https://otzovik.com/reviews/film_devyataev_2021

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2021г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", май 2021

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат