Во имя Жизни! - Психология пола и отношений - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Психология пола и отношений

- Проекты
Страниц: 1

 

Великая Отечественная война (1941-1945). Бойцы прачечного отряда

 

В этом году исполняется 45-летний юбилей рассказа «ВЕТЕРАН», созданного в 1976 году известным писателем-фронтовиком Борисом Васильевым (1924 – 2013). К тому же писатель родился в Смоленске 21 мая, поэтому самое место для материала о рассказе «Ветеран» и писателе Б.Васильеве как раз в майском номере.

Рассказ «Ветеран» можно прочитать в книге Бориса Васильева "Завтра была война". Или можно прослушать аудиоверсию https://youtu.be/mABK9RvierY (читает народная артистка Инна Макарова). Есть и театральные постановки, одну из которых можно найти на Ютубе по ссылке https://youtu.be/4o5muEgNUr8 .

А в Екатеринбурге в Народном Театре Драмы ДК Железнодорожников (http://rzdrama.ru) с 2021 года идет спектакль «Ветеран» по одноименному рассказу Бориса Васильева в постановке режиссера О.В.Петровой. См. афишу и выберите удобное время для просмотра!

От редакции

 

 

ВО ИМЯ ЖИЗНИ!

 

Каждый год 9 Мая вся страна празднует День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Мы с вами смотрим парад, видим ветеранов войны с боевыми наградами на груди. И часто даже не задумываемся, что у войны есть еще и другая сторона – ТЫЛОВАЯ, не менее важная. Есть ТЫЛ, обеспечивающий боеспособность армии. И не только производством вооружений и боеприпасов, но еще и всевозможной ЗАБОТОЙ О ЖИЗНИ – от кормежки до стирки. Сколько протянет любая армия без надежного тылового обеспечения всем необходимым? Вот ведь почему в любой войне немалое значение имеет задача отрезать противника от тыла и путей снабжения.

Это вроде бы все-все понимают. Понимает и герой рассказа Б.Васильева – фронтовик, ветеран, после войны уважаемый рабочий, мастер своего дела. Это же он говорит в рассказе:

- На войне у каждого - свое дело, не все же из винтовок лупили.

Вопрос только, что он имеет в виду и как расставляет приоритеты. Он прошел фронтовые дороги до Берлина, трижды был ранен. После войны его часто приглашали на встречи с фронтовиками рассказывать о войне и Победе. Чтобы помнить подрастающему поколению, какой ценой она досталась! И тщательно готовился к каждой такой встрече со слушателями. С этой целью дома «кропотливо собирал библиотечку военных мемуаров, читал только их, а художественную литературу считал выдумкой, не стоящей внимания...»

Но как только доходит дело до конкретного, до своих собственных воспоминаний, и тем более воспоминаний жены, тут же заявляет:

- Про себя рассказывать нам ни к чему, это никому не интересно. Важно в масштабе вопрос поставить. Миссию подчеркнуть важно, понимаешь?..

И вот когда его жену, тоже ветерана, приглашают выступить перед залом, он сам собирает для нее из домашней библиотеки стопку военных книг и мемуаров для подготовки как бы «воспоминаний», заявив:

- Стирать они и без тебя умеют…

Вот ведь КАКУЮ ПРОБЛЕМУ ПОДНИМАЕТ В ЭТОМ РАССКАЗЕ Борис Васильев. Листает эти книги писатель как будто вместе со своей героиней, смотрит на них ее глазами, видит страницы «о коварных замыслах противника и о хитроумных контрпланах наших штабов. О разведданных и передислокации войск, об удобстве рокадных дорог и значении танковых соединений при прорыве глубокоэшелонированной обороны противника, о транспорте и снабжении, о донесениях снизу и о докладах наверх, о политике союзников на Балканах и об использовании личного резерва командующего фронтом в критические моменты гигантских сражений…» и т.д.

И понимает героиня рассказа, Алевтина Ивановна, ветеран вроде бы той же войны, что «это была какая-то иная, не ее война». Она была на другой войне, не менее суровой и тяжелой, жестокой и рискованной. В этой войне тоже делали все возможное для Победы! Алевтина Ивановна помнит о тех днях на пределе человеческих возможностей все до мелочей (вот несколько цитат из рассказа):

«…Вспомнила усталость, от которой тошнило во сне, вшей на мертвых и на живых, тяжкий запах переполненных братских могил, вспомнила обугленных танкистов в сгоревших танках, двадцатилетних лейтенантов с седыми прядями в аккуратных прическах, надсадный вой пикирующих бомбардировщиков и искалеченные молодые тела - мужские и женские. Изодранные осколками, пробитые пулями, исколотые штыками, изрезанные кинжалами. И еще - своего «командующего»: сорокалетнего техника-лейтенанта с дергающейся головой и дрожащими, как у старика, руками. «Только вы не стесняйтесь, девчата, все мне говорите. Вы же тяжести таскаете и в сырости все время, в пару. Если болезни какие, не скрывайте, очень прошу. Боюсь, покалечитесь - рожать не сможете»…»

Да, Алевтина Ивановна тоже была бойцом, только бойцом «банно-прачечного отряда, а попросту говоря – прачкой»! Тот, кто не видел или не понимает эту сторону войны, может пренебрежительно хмыкнуть, как будто служить в банно-прачечном отряде так же легко, как пару своих носочков выстирать. А на деле и тут на долю женщин выпадает каторжный труд, который и описывает Б.Васильев в рассказе «Ветеран»:

«…Двести пар заскорузлого от крови и пота обмундирования и горы окровавленных бинтов ждали их на каждом рассвете войны. Двести пар были нормой, а бинты шли сверх всякой нормы и в первую очередь, потому что их не хватало. И с рассвета и дотемна бойцы банно-прачечного отряда гнулись над корытами и кипящими баками. В пару не видны были ни руки, ни лица, и это было хорошо, потому что заодно не видно было и слез, капавших прямо в мыльную пену, прожигая в ней дорожки до самого кипятка. И только техник-лейтенант Фомушкин знал об этих слезах. И вздыхал.

- В войну соль дорожает, а слезы дешевеют. Вот какие дела, девчата.

От кипятка и ядовитого, пронзительно вонючего мыла трескалась и уже не заживала кожа. Ее разъедало горячей пеной, и девушки всегда старались прятать от мужских глаз свои красные, распухшие, покрытые язвами руки.

А потом как-то незаметно, исподволь стали исчезать и ногти. И стирать стало не просто больно, но и страшно: а вдруг они, эти ногти, так и не вырастут никогда! И девушки очень расстраивались и плакали теперь не только от боли и усталости, но и от страха. Вернуться с фронта с лапами вместо рук: что это за женщина без ноготков?..»

Это еще не считая нередких авральных дней, когда работы выпадало гораздо больше обычного. Например, описывается один из таких эпизодов войны:

«…- Девочки, еще бинтов двадцать два мешка привезли. Это срочно, девочки: в медсанбатах перевязывать нечем, - сказала младший сержант Самойленко.

Двадцать два часа тогда за корытами и простояли, двадцать два - почти сутки. И ели тут же, среди щелока и мыла, в едком пару, сидя на грудах бинтов, ломких от крови и гноя. Ели медленно и молча, как старушки, ложки качались в руках, а жевать не было сил: глотали нежеваное. И падали на эти же бинты, теряя сознание или засыпая на десять минут, снова вставали и снова склонялись над корытами. И казалось, что нет уже никаких сил и никаких желаний: только спать, спать, спать…»

Представляете, сколько на это уходило самоотверженного труда и сил? Сколько времени? Представьте, если бы все это пришлось делать тем самым бойцам, кто держал в руках оружие в ожидании вражеского наступления и сражался? В реальности полевые условия войны и окопная жизнь суровей, чем в кино. Много бы они навоевали? А еще Алевтина Ивановна помнила, что, несмотря на любую усталость и тяготы военного времени:

«…Одно желание было всегда - желание нравиться, и мечта, что когда-нибудь и для них придет оно, девичье счастье, в скрипящих сапогах, с таким знакомым, таким привычным запахом пороха, пота и крови. Придет - они молились за это счастье, они верили в него и ждали его как награду за труд, за страх, за боль и за то еще, что, несмотря ни на что, вопреки всему на свете они оставались тем, кем были: женщинами. Именно об этом ей особенно хотелось рассказать молодым ткачихам…»

Да, даже в таких, казалось бы, беспросветных условиях, женщины, т.е. совсем еще девушки, мечтали о будущей, послевоенной счастливой жизни! И радовались всему, что приближало это счастье! Автор даже в таком маленьком рассказе не упускает случая передать мгновения радости и светлые мысли о чистой любви. Например, каково даже просто читать о серьезных намерениях подруги Алевтины Ивановны и влюбленного в эту подругу молодого лейтенанта, начинающего вроде бы семейную жизнь навсегда прямо здесь, в фронтовых условиях, но погибающего через несколько дней, после чего молодая вдова никогда уже не выходит замуж…

Много чего еще вспомнила Алевтина Ивановна, что здесь, в маленькой статье, не помещается (и поэтому очень советуем сам рассказ «Ветеран» Б.Васильева прочитать). Вспомнила она, чтобы уж точно рассказать именно о том, что видела и переживала она сама. Но даже, приняв решение рассказать именно о своем личном опыте войны, обо всех пережитых ею тяготах и маленьких радостях в невыносимых военных условиях, в конце концов, в зале перед народом начала все-таки с привычного для всех казенного торжественного официоза с выверенными дежурными фразами:

- «…Выполняя свой священный долг, победоносная Советская Армия, сломив ожесточенное сопротивление озверелого врага, вступила в порабощенную фашизмом Европу…»

Этой фразой завершается рассказ. И все, что вспомнила ветеран о той войне, просто НЕ ДОХОДИТ до сотен людей, сидящих в зале!

Да, можно понять и Алевтину Ивановну, героиню рассказа. Она не стала рассказывать о том, что выстрадала за годы войны, потому что увидела в зале радостные лица празднично разодетых людей. И не захотела омрачить их настроение страшными воспоминаниями.

Но дело ведь еще в том, что такое как бы «двоемыслие» - чувствовать и переживать одно, а говорить совсем другое, формальное, дежурное, привычное и поэтому никем уже почти «неслышимое» - вот такое происходит на всех уровнях годами и превращается в дурную традицию. Не получается, как и в этом рассказе, у всех выступающих на таких торжествах быть перед ныне живущими, как сказано в рассказе Б.Васильева «ПОЛНОМОЧНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ТЕХ, КТО ПОБЕДИЛ, И ТЕХ, КТО НЕ УВИДЕЛ ПОБЕДЫ»!

Вот этот разрыв связи между поколениями и показал так ярко Борис Васильев в этом рассказе. И мы видим, что «тех, кто победил и тех, кто не увидел Победы» НИКТО уже после войны не представляет по-настоящему. Все время говорят уже О ЧЕМ-ТО ДРУГОМ. Даже когда вроде бы разговор о событиях на войне, но как-то чересчур отстраненно.

Почему так происходит, и происходит по сей день, хотя сколько уже лет прошло после той войны? ГДЕ ЖИЗНЬ? ГДЕ ЖИВАЯ ПАМЯТЬ, ГДЕ ЖИВЫЕ ЧУВСТВА И ЖИВАЯ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ?

Не так ли за формализмом нейтральных выражений УХОДИТ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и остается вместо живых воспоминаний просто мероприятие для галочки в бюрократических отчетах?

Вот о чем еще рассказ Б.Васильева «Ветеран», помимо описания женского героизма в Великой Отечественной войне, понимаете?

В ОБЩЕСТВЕ, ВЫСТРОЕННЫМ ПО МУЖСКОЙ ЛОГИКЕ И ТЕХНОКРАТИЧЕСКИМ МЕРКАМ, НЕ ПРОСТО НЕДООЦЕНИВАЕТСЯ, НО ЕЩЕ И ПРИНИЖАЕТСЯ ВО ВСЕМ ЗНАЧЕНИЕ ЖЕНСКОГО ВКЛАДА В ОБЩЕЕ ДЕЛО.

Касается это и подвига женщин в Великой Отечественной войне, о чем неоднократно напоминал в своих произведениях Борис Васильев (а не только в рассказе «Ветеран»). Повесть и фильм «А зори здесь тихие», пожалуй, знают все, не говоря уж о других книгах писателя, в которых он тоже затрагивает эту проблему.

В условиях войны, как бы на контрасте, еще осознается, что там за Жизнь, а что служит смерти. Видно это и в рассказе. Особенно в таких примерах:

«…Без ногтей вернуться - это хоть и некрасиво, да куда ни шло: война и не такое с людьми делает. Но вернуться не женщинами, а неизвестно кем, средним родом каким-то, замуж не выйти, детей не иметь - это уж было совсем невозможно. А к тому шло.

- Баки очень тяжелые, - сказала военврач. - Нельзя вам такие тяжести поднимать, девочки милые…»

На первом плане Жизнь, забота о Жизни! А у Жизни – прежде всего женское лицо! Ведь и мужчины там воюют за Жизнь, за Родину, за своих родных женщин и детей.

А вот после войны на первый план снова выходят мужские и технические дела. Женское отодвигается на второй план, как нечто вспомогательное, не столь важное, в сравнении с тем, чем заняты мужчины. Даже на примере мужа Алевтины Ивановны в рассказе видно: якобы в воспоминаниях о войне «прачка» и «стирка» никому не интересно, интересней военные мемуары, театры военных действий, освободительные миссии глобального масштаба и т.д. И после войны на первом плане его работа наладчика, задержки на работе часто допоздна, его ветеранские встречи о войне. А жена и дочь-школьница дома как-то сами по себе.

Но это говорит не о том, что мужские и технические дела важней. Это всего лишь говорит о «мужской логике», оторванной от реальности. И о том, насколько мужчинами не учитывается женская сторона жизни. Ведь это во многом как раз МУЖСКИМИ РУКАМИ И МУЖСКОЙ ЛОГИКОЙ, КСТАТИ, СТРОИТСЯ СОВРЕМЕННЫЙ ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ МИР, ОТОРВАННЫЙ ОТ РЕАЛЬНОСТИ И ЗАХОДЯЩИЙ В ТУПИК.

Они, мужчины по обе стороны враждебного противостояния в современном мире, заигрались совсем в свои «мальчиковые игры» и все еще не понимают, что ушли не туда в своих теориях. Для них новые танки, новые истребители и новые военные корабли – «это круто»! А женщины – да «о чем с ними говорить, они не понимают, как это круто».

Вот что получается, если продолжить мысли мужа героини рассказа. Проблема не в том, что мужчины не понимают «женскую логику» и женскую сторону Жизни, проблема в том, что мужчины оторваны от живой реальности, от жизненных основ и уведены в искусственную технократическую цивилизацию. Чего они в своем большинстве, к сожалению, даже не осознают.

А что касается женской стороны, по большому счету, они, женщины, и в мирное время, и в войну все делают ВО ИМЯ ЖИЗНИ и вполне довольны этим, даже счастливы этим. Обратите внимание, и в рассказе это есть (цитата):

«…Алевтина Ивановна твердо считала себя очень счастливой женщиной. Настолько счастливой, что подчас ужасалась, оценивая размеры собственного женского счастья и не ощущая за собой ровно ничего необыкновенного: ни красоты, ни утонченного обаяния, ни больших знаний, ни каких бы то ни было талантов. Порой ей становилось отчаянно страшно за свое счастье, но то был добрый страх: он не пугал, а лишь как бы увеличивал цену того, что у нее дружная семья, любящий муж, хорошие дети, работа и уважение окружающих. И она всю жизнь старалась изо всех сил и дома, в семье, и на работе. Старалась оправдать и эту любовь, и эту дружбу, и это уважение…»

Такова она, полнота ощущения Жизни и ответственность за эту Жизнь во всех мелочах! Ведь в живом все важно, как в выношенном ребенке. Только вот мужская сторона то, что в семье выстраивается женскими руками и женским сердцем, часто не замечает, принимая все так, будто все это складывается «как-то само», а вот он, мужик, «пашет», «вкалывает», «обеспечивает». Можно сказать, ради этого дома почти не бывает! Таково подчас как бы «механическое» или «фрагментарное» представление о вещах, где чем-то можно проигнорировать ради каких-то планов. Игнорируют же часто как раз «женским» и тем, что для Жизни. Ведь пока мужчина где-то занят своим «суперважным» - пусть даже для семьи, для дома, – дом этот кто-то держит! Но эта мысль почему-то не возникает, потому что в техническом мире и ценности технические.

Тема эта большая и серьезная – конфликт между тем, что против жизни, и тем, что во имя жизни. В рассказе «Ветеран» Борис Васильев касается ее только вскользь. Для него важней тема сохранения памяти о той войне, о героях той войны, и тема людских судеб и характеров. А мы, надеемся, еще продолжим с вами наши беседы о Жизни и во имя Жизни!

 

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2021г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", май 2021

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат