Цивилизация на грани безумной фантастики - Естествознание - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Естествознание

- Проекты
Страниц: 1

 

https://fm.cnbc.com/applications/cnbc.com/resources/img/editorial/2015/10/14/103077391-GettyImages-95591228.1910x1000.jpg

 

Посвящается 15-летнему юбилею фантастического романа уральского писателя Владислава Крапивина «Ампула Грина» 2006 года

Ко Дню памяти о Великой Отечественной войне - 22 июня

 

 

Мы сегодня живем в мире одичавших, дремучих «машинопоклонников»!..

Именно такая мысль приходит, когда просматриваешь сегодня новости в СМИ. То, что мы в этом материале начинаем с информации на середину июня 2021 года, в свете наблюдаемых тенденций, не играет особой роли. Потому что текущая информация может устареть или поменяться, и завтра появятся другие факты и цифры, статьи и сообщения, а тенденции вряд ли изменятся. Ведь глобальные цивилизационные процессы довольно инертны, о них говорили, как вы дальше убедитесь по цитатам, еще почти с середины ХХ века. Прошло полвека. И негативные прогнозы в отдельных сферах общественной жизни сбываются.

Современная технократическая цивилизация, словно неуправляемый «пьяный корабль» (по образу Артюра Рембо или в песне Павла Кашина), медленно ли, быстро ли, но вползает в мир «безумной фантастики», от которой предостерегали еще в ХХ веке (Ведь сегодня не только наши публикации вновь напоминают о таких знаменательных для своего времени произведениях, как «Мы» Е.Замятина, «Дивный новый мир» О.Хаксли и «1984» Д.Оруэлла). Только вот ощущение такое, будто мы с вами присутствуем не на торжествах технического прогресса, а наоборот, наблюдаем заключительные эпизоды яростно сопротивляющейся, но неминуемо уходящей с исторической арены противоестественной цивилизации, в которой техника ценится больше человеческой жизни.

Однако вернемся к новостям СМИ, которые просто уже бросаются в глаза, как нарочно сделанные информационные вбросы. Настолько уже их нельзя не заметить. О том, что разговоры о «цифровизации» всего и вся, не смолкают в последние годы, даже напоминать не стоит. Удивляют только все еще слова о «машинном разуме» в то время, когда с научной точки зрения до сих пор нет четких определений даже человеческого разума, разброс мнений довольно широк. Хотя в условиях, когда представления о предмете перевернулись до наоборот, вроде бы уже и удивляться не стоит (ведь «разум» в некоторых справочниках расценивается уже всего лишь как «продукт работы мозга», а в самых характерных свойствах разума числятся на первом месте «алгоритмичность» и «компьютероподобие», как будто сначала были компьютеры, а потом появились люди, с чем-то, что напоминает «разум» компьютера, понимаете ли). Если «машинный разум» воспринимается больше как художественный образ, то его синоним «искусственный интеллект» (или «ИИ») употребляется уже везде на уровне общепринятого термина.

Когда в конце мая в СМИ сообщили о том, что в Ливии «боевой дрон» впервые «самостоятельно» атаковал человека, это не стало сенсацией. Потому что даже в нашей прессе, не говоря уже о западных СМИ, еще в прошлом году сообщали о «нейросети», способной управлять «боевыми роботами», а также серийном производстве «киборгов, способных воевать самостоятельно» (подробней см. по ссылке https://www.rosbalt.ru/blogs/2021/06/10/1906046.html ). Всем же давно известно, что новые технические достижения в технократической цивилизации в первую очередь применяются в военной сфере! И в таких условиях, когда военные ведомства разных стран конкурируют друг с другом за некие «преимущества» в вероятном столкновении, слова «роботы не должны принимать решения об убийствах людей» остаются лишь благим пожеланием, которое будет игнорироваться всеми сторонами. Поэтому и было понятно, что ожидается «своеобразная гонка вооружений в сфере ИИ».

Однако когда читаем, что «в западном мире нет единства в отношении регулирования искусственного интеллекта» и что «ведущие государства, судя по всему, делают все, чтобы политические нравы и привычки, свойственные реальному миру, возобладали и в мире роботов» (это по приведенной ссылке с сайта «Росбалт»), а также статья «Когда депутатов заменят искусственным интеллектом» (уже на новостном сайте «Взгляд» https://vz.ru/society/2021/6/14/1102411.html ), в первую очередь, вспоминаются как раз вышеупомянутые фантастические произведения Е.Замятина, О.Хаксли, Д.Оруэлла, а также намеки на «электронно-цифровой фашизм» на государственном уровне в произведениях уральского писателя Владислава Крапивина на рубеже 80-90-х годов ХХ века из цикла «В глубине Великого Кристалла» и в романе «Ампула Грина» 2006 года, 15-летний юбилей которого отмечается в этом году. А когда в СМИ читаем, что «Следственный комитет и МВД уже вознамерились ловить серийных убийц с помощью машинного разума», вспоминаем тут же классический рассказ фантаста Роберта Шекли «Страж-птица» (1953)!

И возникает как раз вопрос о печальном финале технократической цивилизации! Впрочем, давайте по порядку.

***

То, что современная технократическая цивилизация «вползает» в другое «техническое состояние» (или еще технократы ее нарочно «загоняют» в тупик, кажущийся выходом), отмечается и в упомянутой статье на новостном сайте «Взгляд» (https://vz.ru/society/2021/6/14/1102411.html). Да и вы не могли не заметить, что в последние годы оказывается такое массированное информационное давление на административные структуры современных государств, чтобы их скомпрометировать и обесценить в глазах широкой общественности (якобы с целью заменить их на «единое мировое государство»), да и усиливающаяся управленческая некомпетентность бюрократических структур тоже способствуют этому, что большинство людей, НЕ ОСОЗНАЮЩИХ, КУДА ИХ ГОНЯТ, уже и не прочь «передать власть машине»! Цитаты из статьи:

- «…В период пандемии, когда в быт людей все больше стала входить компьютерная «удаленка», европейцы стали больше задумываться насчет того, чтобы заменять национальных парламентариев роботами-программами… В пользу замены политиков-людей искусственным интеллектом выступает молодое поколение…»

- «…Искусственный интеллект – это сервис, который дает на выбор большой объем информации, которую ты физически не в состоянии самостоятельно обработать…»

- «…Люди всегда голосуют за удобство. И если это удобно, если это работает, то с невероятной скоростью будут внедряться технологии… Чиновнику и парламентарию-человеку, в отличие от ИИ, не хватит всей жизни, чтобы ознакомиться со всем существующим… корпусом законов и нормативных документов… Мы начнем заменять искусственным интеллектом бюрократов, это неизбежно…»

- «…Прискорбно, что некоторым атрибутам ИИ… начинают подражать сами люди… Многие эпизоды простого повседневного общения все больше напоминают сцены из жизни киборгов... В образ машины легко вжиться, да и в машинном статусе пребывать легче, чем в человеческом… Когда человек дарует свою свободу и ответственность машине, это совсем не конец демократии… Ибо современная демократия – это структура с машиноподобными элементами…»

По поводу «подражания»: танцы, песни, разговоры «как робот» - это еще самая как бы невинная, шуточная сторона, а самое серьезное кроется в «роботизации» служебных и личных отношений, отношение друг к другу как к вещи, которой можно воспользоваться, не думая о последствиях для себя и другого! Продолжается разговор по статье в комментариях читателей под ней, в которых тоже можно отметить ряд мнений:

- «…В процессуальных кодексах есть такая ключевая фраза: при рассмотрении доказательств суд руководствуется законом и ВНУТРЕННИМ УБЕЖДЕНИЕМ. То есть законы не могут охватить всего многообразия жизни... Жизнь пока слабо формализуема. Конечно, формализация будет продолжаться и развиваться. Но законы придётся совершенствовать. И вот для этого роботы не годятся…»

- «…Пишут-то проги пока люди, которые управляемы другими людьми. А если писать программы будут другие ИИ, то это уже будет как раз и захват человечества машинами :). Обычному челу придется столкнуться в лице робота с чистой бессовестной правдой в решении его полуправдивого вопроса. И это большинству людей очень скоро не понравится, но будет поздно пить боржоми…»

Почему «пока»? Разве есть иллюзии по поводу возможности «полной» формализации жизни? Кажется, беда ограниченного сознания в том, что не замечается грань, когда ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА АДМИНИСТРАТИВНЫМИ СТРУКТУРАМИ ЯКОБЫ НА ЕГО ЖЕ БЛАГО ПЕРЕХОДИТ В ПРИНУЖДЕНИЕ И ДОХОДИТ ЗАТЕМ ДО ИДЕЙ ТРАНСГУМАНИЗМА И ФАШИЗМА. Это не разные вещи, а этапы одного процесса. А еще беда в том, что убегая в виртуальный мир, люди теряют чувство реальности: ведь уже много-много тысяч фактов (настолько, что это уже часто упоминается), когда люди в опасной ситуации (взрыв, пожар и иные катастрофы) просто стоят и снимают на смартфоны происходящее, или же снимают (фотографируют) оказавшихся в беде людей или животных, вместо оказания помощи пострадавшим. Как будто они уже не люди, а просто добавочные приложения к приборам фиксации и регистрации. Когда значительная часть людей опускается (деградирует) до такого уровня, она легко поддается манипуляции…

Еще один читательский комментарий:

- «…В статье все намешано, сделано это нарочно...

Во-первых, нет никакого искусственного интеллекта, есть алгоритмические машины, написанные человеком и чаще всего оторванного от жизни.

Во-вторых, … робот будет выражать интересы написавшего его программиста… Политика - это направленное действие на завоевание власти и ее удержание, то есть умники хотят отдать власть роботам?..

Есть немаловажный вопрос - кто будет нести ответственность в случае наступления административной или уголовной ответственности?..»

Даже из приведенных цитат о происходящем, наверное, вы понимаете, что этот процесс «машинизации» современной цивилизации зашел достаточно далеко. В него через политику и экономику вовлечены уже много-много миллионов людей во многих странах! И с каждым днем становится все «поздней» справиться с некогда начавшейся с маленькой песчинки «лавиной». Ведь первая и вторая мировые войны, унесшие миллионы жертв, тоже начинались с деятельности небольших групп заинтересованных, которых мало кто воспринимал всерьез! Нам только хочется, чтобы от очередной угрозы не пострадали здравомыслящие люди. Поэтому и пишем для них, но не собираемся вступать в дискуссии по поводу, как спасти технократическую цивилизацию, когда разговоры идут в рамках этой самой цивилизации. Если задача и смысл технической (или технократической) цивилизации в том, чтобы найти свое завершение в «железяке» и даже как бы подменить человека «железякой с программой» (это мы о концепции трансгуманизма), то там выхода для человека нет. Но «изнутри самой системы» это непонятно.

Видно это только извне, что и показывается в упомянутых произведениях фантастики, которых далее и коснемся.

***

Роман классика русской фантастики, лауреата многих литературных премий Владислава Крапивина «Ампула Грина» (2006) как раз является яркой иллюстрацией того, что в статье о замене депутатов роботом сказано следующими словами (см.выше цитату) «современная демократия – это структура с машиноподобными элементами», т.е. структура, максимально формализованная штатными обязанностями и инструкциями, приказами и указами, законами и уставами, структура, в которой служащие в ней не вправе нарушать предписания, а должны себя вести почти «как запрограммированные роботы»… И получается в доведенном до логического «совершенства» виде то, что и изображается в романе В.Крапивина – можно сказать, «машинный фашизм», когда «формализация жизни» (т.е. «цифровизация» и «роботизация» человеческой жизни) будет продолжаться и дальше. Цитируем роман «Ампула Грина»:

- «…А Регенту и властям такое население на фиг не надо… Одна морока с ним: кормить, учить, лечить… Им-то, «судьбоносным», нужен кто? Они сами, родимые, и обслуживающий персонал. То есть силовая охрана, поставщики энергии и лакеи. А остальных куда? Беспризорников, пенсионеров, инвалидов, безработных… Знаешь, все эти вопли: «Ах-ах, рождаемость падает, Империя в опасности!» - они для дурачков. Идеологи правящего клана давно подсчитали: для их благополучной жизни надо, чтобы населения стало вполовину меньше. И понятно, кого следует убрать в первую очередь…»

Это не чей-то персональный злой умысел. Такова «машинная» логика «оптимизации» системы! Сколько лет уже продолжается в современной технократической цивилизации «оптимизация» человека? И люди ведь покупаются на это ради очередных «цивилизованных» благ и удобств!

Сказано в романе и о людях. Впечатление такое, что не о вымышленных, а живущих сегодня рядом с нами. И о том, почему люди не сопротивляются:

- «…До политики ли, когда задача одна: выжить и прокормить детей… Проще не пугать себя, а уповать на Регента, который наш отец и надежда…»

Тоже ведь техническая «логика»: чтобы люди не мешали «оптимизировать» цивилизацию, они должны быть в стороне и заниматься поисками пропитания. Сказано и о чиновниках, к которым нет предвзятого отношения, потому что они ведь тоже не с луны свалились, а берутся из того же населения:

- «…По отдельности каждый из вас, наверно, хороший человек. Но вы засунули себя в эту… в этот политический механизм, который вертится неизвестно для чего. И вы в нем вертитесь и забыли, для чего живете…»

Конечно, такая персональная «забывчивость» чревата деградацией, распадом личности, но об этом ведь они не хотят знать и с ними на эту тему разговаривать бесполезно, т.к. они отказываются от признания чего-то еще «человеческого и божественного» в Природе, что выходит за пределы «пакета предоставленной информации». В итоге, получается то, что есть в романе, и что есть, честно говоря, вокруг нас в современной действительности:

- «…Многомиллионная орава чиновников, которые ничего не производят, мешают жить нормальным людям, получают за это колоссальные деньги и отнюдь не так безобидны, как несчастная старушка. Но почему-то никто не ставит вопроса об их бесполезности. - Потому что они образуют систему…»

Вопрос, хорошая это система или нет, никем внутри системы не ставится, потому что нет такого вопроса в «служебных программах, инструкциях и уставах» и работающие «роботами» в такой системе не в состоянии озвучить такой вопрос. Внутри системы все понимают, что

- «…Иной у нас нет, значит, мы должны ее поддерживать, чтобы существовать. А поддерживать отбросы общества и лелеять человеческий мусор – значит, усугублять негативные явления внутри системы и способствовать хаосу…»

Такова логика технократической системы, на грани откровенного фашизма. Или безумия! Человеческого безумия, когда ум подменяется техническими формулами и алгоритмами, которые (уже вследствие неразборчивости в языке) начинают называть «искусственным интеллектом» или «машинным разумом». И существующим внутри такой системы непонятно, что может быть и по-иному. Это ведь к ним тоже обращается В.П.Крапивин устами одного из героев романа «Ампула Грина»:

- «…Оглянитесь наконец, посмотрите, как все это глупо и бесполезно… Мой друг девятилетний Лыш, который учит летать старые стулья, в тысячу раз полезнее для людей, чем все на свете политики, чиновники, правители… те, кто не делают ничего хорошего, а только грызут друг другу глотки, чтобы захватить место повыше остальных… Люди хотят жить, чтобы не бояться за себя и за тех, кого любят. И не голодать. И радоваться всякой красоте. Добейтесь этого, тогда и величие у Империи появится…»

***

Или вот еще смотрите, о чем еще в 1953-м году говорилось в рассказе Роберта Шекли «Страж-птица». За полвека с лишним этот рассказ сегодня, в дни тотальной «цифровизации», стал даже более актуальным, чем полвека назад, на заре компьютеризации. В своих отзывах читатели о рассказе «Страж-птица» так и пишут (цитируем сайт «Отзовик» - https://otzovik.com ):

- «Страшненькая история, рассказывающая о том, что будет, если перекладывать на машины собственные обязанности… и до кучи давать им полный карт-бланш в деятельности. Ни контроля, ни ограничений. Твори, что хочу! Люди просто не подумали о последствиях и в итоге получили по полной…»

Но пора хотя бы здравомыслящим понимать, что к чему приводит, и не перепутывать разные логические уровни. «Машинное» («техническое») и «человеческое» («нравственное») – это вещи вообще-то никак не совместимые. Только из «кибернетического недомыслия», как сказано в аннотации к этому рассказу в Википедии, можно найти что-то «общее» между инструментом и тем, кто пользуется этим инструментом, к примеру, между молотком и молотобойцем, любой машиной и машинистом, и передавать «решающие» полномочия «инструменту», думая, что и «нести ответственность» тоже будет инструмент (молоток там или какая-нибудь «машина»).

(Окончание в следующем номере)

 

 

 

… (Окончание. Начало см. «ЗОВУ РИТМ», июнь 2021)

Это насколько же нужно отказаться от своего ума и стать винтиком системы, чтобы не понимать, что ни у какой машины, от простой до самой сложной, не может быть живых критериев «человечности», «нравственности», «ответственности»! Если даже машина или система будет тысячу раз на дню печатать и применять в служебных задачах слово «ответственность», понимания смысла, проникновения в это понятие ни у какой машины никогда не будет! В том числе, и у «бюрократической машины», состоящей из людей (ну прочитайте, если что, еще раз приведенные выше слова В.Крапивина). Поэтому в комментариях и отзывах читательское пожелание

- «…Современные технологии, прогресс – это прекрасно. Непременно надо двигаться вперед. Вот только не стоит забывать об ответственности…» -

вот это пожелание, как показывают современная технократическая цивилизация в целом и бюрократические машины всех стран, просто безадресно. Система пожелания людей «не услышит» (там слух настроен только на угрозы собственному существованию). А те, кто вне системы, не имеют полномочий на перемены в системе. Поэтому через бюрократическую машину любой страны можно провести любые команды, даже самые античеловеческие. И именно поэтому другой читатель приходит к выводу, что:

- «…Решать техническими методами нравственные проблемы в принципе неправильно и поэтому, более того, невозможно…»

Понятно же, раз они как будто в разных Вселенных? И вот еще впечатления читателей от рассказа Р.Шекли «Страж-птица»:

- «…Во всей этой истории был все-таки один вменяемый человек... Но, увы, его никто не послушал… Тот случай, когда люди готовы раз за разом наступать на одни и те же грабли и не желают учиться на собственных ошибках…»

- «…Открытый финал. С одной стороны, кажется, будто наметился просвет. Что в решении проблемы обозначился «прорыв». Но, увы, все это лишь видимость и затишье перед бурей, еще более страшной и непредсказуемой по масштабам бедствия. В общем, создали «вакцину» от страшной напасти, а этап нормального тестирования и моделирования последствий решили пропустить…»

И никто теперь не знает, чем все закончится!

(Маленькое примечание в скобочках:

О том, КОМУ ЗА ЧТО ОТВЕТ ДЕРЖАТЬ, даже мыслей нет! Раз в технической (заведомо ограниченной или искусственной) «логике» давно уже «нет Того, перед кем ответ держать» (это цитата: такая фраза порой используется вместо понятия «Бог»), то НЕТ В ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И РЕАЛЬНОЙ «ОТВЕТСТВЕННОСТИ». Это давно уже понятно. Все вдумчивые читатели запоминают мысль из романа «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского: «Без Бога… все позволено». Никакая машина никогда ничего не решает, она всего лишь приводится в действие так, как задумано – даже там, где речь идет о «самообучающихся» нейросетях, которым заранее задаются нужные параметры. Это тоже не мы придумали, а изложено давно еще Норбертом Винером, к которому обратимся в заключение статьи. Поэтому здесь - в статье о машине, о машинопоклонниках - и не говорим на тему, относящуюся к ЖИВОЙ Реальности.)

***

Но помимо сегодняшних откликов на рассказ, хочется услышать из далекого 1953-го года и голос самого Роберта Шекли в рассказе «Страж-птица». Сюжет рассказа вкратце о том, как «человечество собралось решить проблему убийств с помощью неуправляемых самообучающихся летающих роботов: страж-птиц. Птицы должны защищать от любого посягательства на жизнь…» Это чтобы понятны были формулировки в цитатах из рассказа. Роберт Шекли блестяще показывает, в каких условиях какие действия происходят в технократической системе и как себя ведут люди в такой системе. Это и понятно, раз техническая (или технократическая) система родилась не сегодня и существует довольно-таки давно. Поэтому писателю, как и всем нам, прекрасно известно, что эта технократическая цивилизация фактически функционирует в экстремальных условиях, когда принимаются поспешные решения (мотивация при этом самая разная, но всегда мелкая, эгоистичная: урвать себе какую-то выгоду, отодвинуть от себя опасность и т.д.). В экстремальных условиях – потому что «технократическая машина» была запущена с самого начала как «военная» - за обладание живыми ресурсами планеты и против ладной жизни на Земле. В романтический период технического прогресса это называлось «покорением природы»! И теперь, во-первых, люди перестали понимать, чему они служат и каким инструментом стали. Во-вторых, теперь никто даже не пытается осмыслить жизнь в целом стратегически! Занимаются последствиями, но не решают проблему в целом! Поэтому разумные доводы никто не слышит, особенно в бюрократической системе. Происходит это примерно вот так, как в случае из рассказа:

«… - Неужели мы ничему не научились?.. Неужели вы не понимаете: человечество должно само решать свои задачи, а не передоверять это машинам.

- Мистер Гелсен, - прервал председатель компании Монро. - Я с удовольствием послушал бы, как вы философствуете, но, к несчастью, пока что людей убивают, урожай гибнет. Местами в стране уже начинается голод…»

Из новостей современной действительности (а не только из художественного произведения) вы знаете, каким образом только локально решаются проблемы в случае аварий и катастроф. Но нет стратегических планов, чтобы наладить жизнь на планете в целом на принципах правды, справедливости и любви, когда вообще не будут случаться такого рода аварии и катастрофы, как сегодня. И начальственное требование к подчиненным – сделать хоть что-нибудь, выражаемое обычно словами «немедленно любыми средствами с проблемой покончить», как обычно и бывает в технократической системе. Разве это всем не знакомо? И все разумные призывы и доводы откладываются на когда-то, т.е. навсегда…

Это о таких «начальниках» в рассказе говорится:

«…Трудно поверить, что всего несколько недель назад эти самые люди жаждали славы спасителей мира. Теперь, когда спасение не удалось, они хотят одного: свалить с себя ответственность!..»

От имени главного героя Роберт Шекли обращается, можно сказать, ко всему человечеству:

«…Пускай эта история будет нам уроком… Давайте признаемся: мы ошиблись, НЕЛЬЗЯ МЕХАНИЗМАМИ ЛЕЧИТЬ НЕДУГИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Попробуем начать сызнова. Машины нужны, спору нет, но в судьи, учителя и наставники они нам не годятся

ВСЕ МЫ В ОТВЕТЕ, ВСЕ ДО ЕДИНОГО…

А все потому, что мы поручаем машине дело, за которое должны отвечать сами…»

Прошло, как известно, больше полувека, несмотря на миллионные тиражи, технократическая цивилизация, как и любая машина, осталась глуха к такому человеческому обращению. Сегодня это видно еще больше, чем тогда, когда в рассказе «Страж-птица» эмоционально так говорилось:

- «…Все машины - дуры безмозглые…»

А про всех их создателей тоже приблизительно так же:

- «…Говорил я вам, что все ученые - психи?..»

А все они вместе - эти ученые, чиновники и прочие простые люди, увлеченные потреблением благ технической цивилизации?

- «…Я так же виноват, как все прочие ослы - МАШИНОПОКЛОННИКИ…»

Логично уже допустить, что это – по сути, «технический вариант» дикого идолопоклонничества.

Представляете, с одной стороны, вроде бы все понимают, что

- «…С точки зрения нравственной это может оказаться просто опасно - доверить машине решать человеческие дела…»

Но маховик технократической цивилизации раскручен давно, и практически все, так или иначе, встроившиеся в «машину» в качестве ее винтиков в каком-нибудь месте, вынуждены теперь решать локальные задачки в непрерываемой цепи контрактов и обязательств, проблем и амбиций, хлеба и зрелищ: не они начинали и не им заканчивать, все они временные и выживающие сегодня, без представления о том, что будет завтра! Всем им кажется, что «выживать» или «преуспевать» будет проще в технократической системе. Но все они, рвущиеся туда, не думают, ЧТО приносят в жертву ради этого «проще»! И, конечно, логично, что встроившись в машину, они дальше просто:

«…Не в силах проводить в жизнь наши законы без помощи машины…»

Логично же! Разве садясь в машину, можно обойтись без машины?

И еще. Обратили внимание, как в рассказе Р.Шекли решается вопрос преступления и наказания? – Машина должна предотвратить убийство! Вот этот фрагмент рассказа:

- «…Считается, что страж-птица предотвратит преступление и не даст ему совершиться.

- Тогда какое же это преступление? - возразил один из полицейских.

- Нельзя повесить человека за убийство, покуда он никого не убил, так я говорю?

- Не в том соль, - сказал капитан. - Считается, что страж-птица остановит человека, покуда он еще не убил.

- Стало быть, никто его не арестует? - спросил Селтрикс.

- Вот уж не знаю, как они думают с этим управляться, - признался капитан.

Помолчали. Капитан зевнул и стал разглядывать свои часы.

- Одного не пойму, - сказал Селтрикс, все еще опираясь на стол капитана. - Как они все это проделали? С чего началось?

Капитан испытующе на него посмотрел - не насмехается ли? Газеты уже сколько месяцев трубят про этих страж-птиц. А впрочем, Селтрикс из тех парней, что в газете, кроме как в новости спорта, никуда не заглядывают…»

Это к вопросу вне рассказа, по новостной статье о депутатах и роботах: помните, «кто будет нести ответственность в случае наступления административной или уголовной ответственности?..»

А никто – ни машина, ни те, кто скрывается за машиной. У машины нет понятия «ответственность». Это ведь показывается во всех названных антиутопиях, в том числе и в упомянутых произведениях В.Крапивина и рассказе Р.Шекли. Люди и сегодня еще помнят, что такое – «ответственность», но не понимают, что ее в «технической системе» не может быть. В технической системе – только подмены живого. Если даже «совсем как настоящие», как сказано было давным-давно в одной известной сказке.

А теперь вопрос. Чисто технический. Вот вы на попутном автобусе, который прибывает неизвестно (для вас) откуда, едете из точки А в точку Б, а автобус затем отправится дальше куда-то (может быть). Вы там можете во время поездки на ходу что-то поменять в автобусной механической системе, чтобы стало лучше или что-то кардинально решилось? Так же и в современной «машиноподобной» цивилизации, когда всё – «а вы, друзья, как ни садитесь» - по сути, остается без изменений. Как говорится, от перестановки слагаемых… Понятно же! До тех пор без изменений, пока не преобразовать принцип и устои жизни в целом!

Вот даже некоторые читатели в своих отзывах порой путаются в решении задач с «неизвестными» и «бесконечностями», особенно когда они к тому же еще и «живые»! Этим читателям кажется, что достаточно программу для машины «УТОЧНИТЬ», чтобы проблема решилась окончательно или чтобы проблем с этой машиной больше не возникало! Или, если что, чтобы «машина сама решала проблему, самообучалась, самосовершенствовалась», раз у людей с самосовершенствованием очень плохо теперь – некогда же, нужно успевать потреблять как можно больше, наслаждаться, раз это так ценно в потребительском обществе, да и ума уже недостает для совершенства! Деградация не сегодня началась, а идет уже довольно-таки давно .

Говорящие о написании «окончательно точной» программы для машины не понимают, похоже, о чем речь. Это ведь не молоток выточить или гвоздь забить. Даже если предоставить все условия для УТОЧНЕНИЯ, чтобы можно было написать исчерпывающе точную программу, а не в условиях поездки в автобусе из точки А до точки Б, УТОЧНЯТЬ программу, чтобы машина наверняка не ошиблась и завтра не возникла непредвиденная проблема, можно почти до бесконечности, если она даже самообучающаяся. Почитайте на эту тему еще - для полноты картины ответа о «точности» - другой рассказ другого автора – Айзек Азимов «Последний вопрос».

В этом рассказе А.Азимова несколько раз в разные эпохи представитель Человечества все более далёкого будущего ставит перед вычислительным устройством один и тот же вопрос, а именно: как можно предотвратить угрозу человеческому существованию… Время идет, техника как бы совершенствуется. «Каждый раз единственный ответ машины после долгого «мышления» таков: «недостаточно данных для содержательного ответа». И в последней сцене богоподобный потомок человечества (представляющий из себя объединённый мыслительный процесс более чем триллиона, триллиона, триллиона людей, которые распространились по всей Вселенной) наблюдает, как последние звезды умирают одна за другой, как материя и энергия заканчиваются, а вместе с ней - пространство и время. Человечество задает вопрос АС, конечному потомку Мультивака, который существует в гиперпространстве за пределами гравитации или времени, вопрос об энтропии в последний раз, прежде чем последний из человечества сливается с АС и исчезает. АС все ещё не может ответить, но продолжает размышлять над этим вопросом даже после того, как пространство и время перестают существовать. В конце концов, AC обнаруживает ответ, но не имеет никого, чтобы сообщить об этом; Вселенная уже мертва. Поэтому он решает ответить демонстрацией, так как это также создаст кого-то, чтобы дать ответ. История заканчивается заявлением ВУ: «Да будет свет!» - И появился свет…

Это к замечанию Р.Шекли в рассказе «Страж-птица»:

- «…Вам не кажется, что человеческая мысль как раз к этому и идет? Что людям нужен механический бог? Электронный наставник?..»

Хочется добавить – «деградирующим людям». Такой вот невольный диалог или перекличка - на одну тему и по одному вопросу - получается в творчестве разных писателей (Роберта Шекли, Айзека Азимова, Владислава Крапивина и других ранее названных).

Такой вот ироничный технический ответ на технический вопрос по поводу «уточнения» программы для машины настолько, чтобы она «не ошибалась», из чего понятно, наверное, что ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА МАШИНУ МОГУТ ТОЛЬКО БЕЗУМНЫЕ И БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ СОЗДАНИЯ. И что это тогда за создания такие, если они больше полагаются на машину (не имея ума-разума человеческого и ответственности человеческой)? Человеки ли? Или только называются так? Как волк в овечьей шкуре из известной сказки. Особенно, когда уже есть полное понимание, как в рассказе Р.Шекли:

- «…Металл и электроны рассуждают логично, но не так, как люди…»

И вообще может сразить вас наповал, в свете сегодняшней «пандемии» и лечения всех от всего, такое место в рассказе Р.Шекли, когда вы увидите слова:

- «…У некоторых убийц мозги не испускают таких волн, - пояснил капитан, пытаясь припомнить, что говорилось в газетной статье. - Или, может, у них железы не так работают, или вроде этого…»

Т.е. это почти так же, как сегодня чиновники, заменяющие докторов, безапелляционно заявляют о «бессимптомных больных» коронавирусом, чтобы получить карт-бланш на что угодно! Так что ничего нового в происходящем сегодня вокруг нас нет – все до примитивности убого и предсказуемо было заранее, или уж программировалось заранее, много десятилетий назад.

***

На вопросы, возникающие в связи с вычислительной техникой, пытались дать ответы не только писатели-фантасты, но и ученые в этой области. Особенно хорошо сформулированы эти вещи в книге американского математика и одного из основоположников кибернетики Норберта Винера «Творец и робот» 1964 года. Часто цитируют из его книги вот такой фрагмент:

«…Помимо того что МАШИНОПОКЛОННИК преклоняется перед машиной за то, что она свободна от человеческих ограничений в отношении скорости и точности, существует еще один мотив в его поведении, который труднее выявить в каждом конкретном случае, но который тем не менее должен играть весьма важную роль. Мотив этот выражается в стремлении уйти от личной ответственности за опасное или гибельное решение. Побуждения такого рода проявляются в попытках переложить ответственность за подобные решения на что и на кого угодно: на случай, на начальство, на его политику, которую-де не положено обсуждать, или на механическое устройство, которое якобы невозможно полностью постичь, но которое обладает бесспорной объективностью. Вероятно, мотивы такого же рода движут потерпевшими кораблекрушение, когда они тянут жребий, чтобы определить, кто должен быть съеден первым. Подобными аргументами искусно оперировала защита Эйхмана. Из таких же мотивов исходят и те, кто раздает одним солдатам, исполняющим приговор о расстреле, боевые патроны, а другим – холостые, с тем чтобы каждый солдат так никогда и не узнал, участвовал ли он в убийстве. Несомненно, что подобными же уловками будет пытаться успокаивать свою совесть то высокопоставленное должностное лицо, которое осмелится нажать кнопку первой (и последней) атомной войны. Это старый колдовской трюк, чреватый, правда, трагическими последствиями: после удачного исхода рискованного предприятия приносится в жертву первое встречное живое существо. Как только такой господин начинает сознавать, что некоторые человеческие функции его рабов могут быть переданы машинам, он приходит в восторг. Наконец-то он нашел нового подчиненного – энергичного, услужливого, надежного, никогда не возражающего, действующего быстро и без малейших размышлений!

Подчиненный такого типа выведен Чапеком в его пьесе «R.U.R.». Так же как и раб из «Лампы Аладдина», он ничего не требует. Он не просит каждую неделю выходного дня и не нуждается в телевизоре для своего жилища. Он даже не нуждается в жилище. Но стоит только потереть Лампу, как он появляется из ниоткуда. И если ради ваших целей вы решитесь пуститься в плавание против ветра общепринятой морали, ваш раб никогда не осудит вас, даже не бросит на вас вопрошающего взгляда. Теперь вы свободны плыть, куда вас влечет судьба!

Такая психология свойственна колдуну в полном смысле этого слова. Колдунов такого рода предостерегают не только церковные доктрины, но и органически присущий человечеству здравый смысл, выраженный в легендах, мифах и творениях здравомыслящих писателей. Все они сходятся на том, что колдовство не только грех, ведущий в ад, оно таит в себе опасность для самой жизни на Земле. Это обоюдоострый меч, который рано или поздно пронзит вас…

(Винер Н. Творец и робот: (Обсуждение некоторых проблем, в которых кибернетика сталкивается с религией). Пер. с англ. М.:Прогресс,1966. с.63-66.)

***

Итак, заканчиваем!

Как видите, у Норберта Винера не было иллюзий по поводу возможности «размышлений» у машины! Зато у Норберта Винера много сомнений о людях с ограниченными возможностями ума, допущенных к технике.

И это вполне логично, ЕСЛИ РАССУЖДАТЬ ИМЕННО ЛОГИЧНО (к сожалению, у машинопоклонников как раз плохо с логикой, поэтому они полагаются на искусственный интеллект).

Вы помните знаменитое изречение «Труд создал человека»? – Это ведь, по сути, о взаимосвязи биологического с психическим, физического с духовным. Не надо в этом месте иезуитских уловок по «склеиванию несовместимого» в общих фразах, типа, «у человека появится больше свободного времени» и т.п. Если часть физических затрат человек перекладывает на машину, то он уменьшает и движение ума, в нем уменьшается на столько же и движение творческой мысли. Освобожденная от труда энергия жизни уйдет на «обогрев космоса» (или на подпитку паразитов). Мысль, просто говоря, как электрический ток: пока не включишь, лампочка не загорится, идея не родится. Это многим еще понятно, когда берешь рычаг и орудуешь им, чтобы сдвинуть с места что нужно. Но это напрочь забывается, когда вокруг функционируют автоматы, машинки, движутся конвейеры, транспорт, весь технопарк и т.д. Напрочь забывается, когда человек бездействует: или грезит непонятно о чем в своих бытовых неурядицах, или пропадает где-то в компьютерных играх и прочих средствах «занятия времени» свободного. Сейчас ведь много «виртуальных» возможностей для прожигания времени жизни впустую.

Но главное, не учитывается то, что жизненный БАЛАНС НАРУШЕН. Баланс между физическим и духовным в человеке.

В то время, когда бесчисленное количество машин крутится за людей, люди физически себя почти не утруждают, человек почти не трудится (если вы не увлекаетесь подменами и в самом деле не считаете «трудом» то, что принято считать им в справочниках), т.е. он, по большому счету, еще не становится человеком, если вернуться к классической формуле «труд создал человека».

Как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда! Соответственно, ум его не развивается.

Но при увеличивающемся сложном машинном парке в технической цивилизации (пока не будем уходить в сторону, откуда берутся идеи «технического прогресса», это совсем другая тема, трудная для понимания современных людей), растет потребность в интеллектуальных ресурсах, чтобы как-то контролировать технопарк.

Теперь понимаете, ОТКУДА ПОТРЕБНОСТЬ В ИСКУССТВЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ, когда сами люди умственно не развиваются, а остаются на уровне приложения к технике. В качестве технического приложения они как бы в роли «инструментов» и «игрушек», которых тоже нужно «контролировать» - инструменты эксплуатировать, игрушки чем-то занять?! Без контроля никак, потому что одичали, своего ума не стало, в голове только то, что с трудом вложено за годы обучения. И потому что забыли о живой реальности, ушли в виртуальную и поклоняются теперь машине!

Все. На этом закончим. Наверное, понятно уже, что как только отойдут в сторону те, кто поддерживает современную технократическую цивилизацию (эту паразитическую машину), она рухнет! Жаль, конечно, тех, кто не сможет начать мыслить. Для этого же нужно гармонично, ладно трудиться – и руками, и головой!

Но на них свет клином не сошелся. Жизнь продолжится другими, способными вживую мыслить и созидать!

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖИТСЯ НА ЖИВОЙ ОСНОВЕ, когда баланс между физическим и духовным не нарушается в сторону технического, и для техники останется ее место.

Но это уже другая тема, о которой мы много говорим в других материалах о переходном периоде. И еще будет, о чем говорить. ВПЕРЕДИ НОВАЯ ЭПОХА!

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2021г.)

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июнь 2021

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июль 2021

 

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат