Предупреждены сто лет назад - Психология воспитания - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Психология воспитания

- Проекты
Страниц: 1

 

Кадр из германского фильма "Мы" (1982) по произведению Евгения Замятина

 

 

Еще Джордж Оруэлл, автор знаменитой антиутопии «1984-й», в которой подвергается критике «тоталитарное фашистское будущее», замечает сходство произведения Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» с произведением Евгения Замятина 1920 года «МЫ». Сами понимаете, написав о романе Олдоса Хаксли в прошлом номере, логично, что предстоит написать и о романе Евгения Замятина «МЫ», что, собственно, мы вам и предлагаем здесь. Но, если вы еще не знакомы с нашей статьей о романе Олдоса Хаксли «Какой он, «Дивный новый мир»?», предлагаем начать с нее в майском номере «ЗОВУ РИТМ» 2021 года. А потом те, кто не очень любит читать, могут посмотреть германскую экранизацию Е.Замятина 1982 года (режиссер Войтех Ясны). Сейчас готовится к выходу российский фильм режиссера Гамлета Дульяна. Видимо, нам явно что-то еще хотят сообщить в дни пандемии и цифровизации по всему миру.

От редакции

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНЫ СТО ЛЕТ НАЗАД

 

Да, роману Евгения Замятина сто лет. Поэтому можно сказать, что мы с вами ПРЕДУПРЕЖДЕНЫ СТО ЛЕТ НАЗАД о том, чем грозит машинная цивилизация, тоталитарный порядок существования, централизованное навязывание стандартного «счастья» и принудительная операция по стерилизации мышления. Об этом произведении написано много. И, пожалуй, получится у нас скорее обзор материалов, а не наша статья, хотя предложим, в заключение, и свое мнение.

Наверное, будет целесообразно начать с цитаты из рецензии Джорджа Оруэлла о романе Е.Замятина «Мы» (1920), опубликованной ровно 75 лет назад, в 1946 году:

«…Сходство с романом «О дивный новый мир» разительное… У Хаксли проблема «человеческой природы» отчасти решена, ибо считается, что с помощью дородового лечения, наркотиков и гипнотического внушения развитию человеческого организма можно придать любую желаемую форму физического и умственного развития. Первоклассный научный работник выводится так же легко, как и полуидиот касты Эпсилон, и в обоих случаях остатки примитивных инстинктов вроде материнского чувства или жажды свободы легко устраняются. Однако остается непонятной причина столь изощренного разделения изображаемого общества на касты. Это не экономическая эксплуатация, но и не стремление запугать и подавить. Тут не существует ни голода, ни жестокости, ни каких-либо лишений. У верхов нет серьезных причин оставаться на вершине власти, и, хотя в бессмысленности каждый обрел счастье, жизнь стала настолько пустой, что трудно поверить, будто такое общество могло бы существовать…

Книга Замятина в целом по духу ближе нашему сегодняшнему дню. Вопреки воспитанию и бдительности Хранителей многие древние человеческие инстинкты продолжают действовать. Рассказчик, Д-503, талантливый инженер… живет в постоянном страхе, ощущая себя в плену атавистических желаний. Он влюбляется (а это, конечно, преступление) в некую I-330, члена подпольного движения сопротивления, которой удается на время втянуть его в подготовку мятежа. Вспыхивает мятеж, и выясняется, что у Благодетеля много противников; эти люди не только замышляют государственный переворот, но и за спущенными шторами предаются таким чудовищным грехам, как сигареты и алкоголь. В конечном счете, Д-503 удается избежать последствий своего безрассудного шага. Власти объявляют, что причина недавних беспорядков установлена: оказывается, ряд людей страдают от болезни, именуемой фантазия. Организован специальный нервный центр по борьбе с фантазией, и болезнь излечивается рентгеновским облучением. Д-503 подвергается операции, после чего ему легко совершить то, что он всегда считал своим долгом, то есть выдать сообщников полиции. В полном спокойствии наблюдает он, как пытают I-330 под стеклянным колпаком, откачивая из-под него воздух…

Машина Благодетеля - это гильотина. В замятинской Утопии казни - дело привычное. Они совершаются публично, в присутствии Благодетеля и сопровождаются чтением хвалебных од в исполнении официальных поэтов. Гильотина - конечно, уже не грубая махина былых времен, а усовершенствованный аппарат, буквально в мгновение уничтожающий жертву, от которой остается облако пара и лужа чистой воды. Казнь, по сути, является принесением в жертву человека, и этот ритуал пронизан мрачным духом рабовладельческих цивилизаций Древнего мира. Именно это интуитивное раскрытие иррациональной стороны тоталитаризма - жертвенности, жестокости как самоцели, обожания Вождя, наделенного божественными чертами, - ставит книгу Замятина выше книги Хаксли…

Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, чем нам грозит машинная цивилизация… Это исследование сущности Машины - джинна, которого человек бездумно выпустил из бутылки и не может загнать назад. Такая книга будет достойна внимания…»

(полный текст рецензии см. по ссылке: https://orwell.ru/library/reviews/zamyatin/russian/r_zamy)

А вот в Википедии дается подробный пересказ сюжета произведения Евгения Замятина «Мы» (советуем прочитать, а мы ограничимся краткой цитатой из него):

«…Роман построен как дневник одной из ключевых фигур гипотетического общества будущего… Как сознательный гражданин, Д-503 (имён больше нет - люди названы «нумерами», гладко бреют голову и носят «юнифу», то есть одинаковую одежду, и лишь гласная или согласная буква в начале «нумера» указывает на принадлежность к женскому или мужскому полу соответственно) доходчиво и подробно описывает жизнь при тоталитаризме на примере своей собственной. В начале он пишет так, как обычно мыслит человек, пребывающий в блаженном неведении относительно любого другого образа жизни и общественного строя, кроме заведённого властями в его стране. Очевидно, что Единое Государство существует в незыблемом виде вот уже не одну сотню лет; и вроде бы всё выверено с безошибочной точностью. «Зелёная Стена» отделяет гигантский город-государство от окружающей природы; «Часовая Скрижаль» минута в минуту регулирует режим общества; все квартиры абсолютно одинаковы со своими стеклянными стенами и аскетическим набором мебели; действует закон «розовых билетов» и «сексуального часа», который гарантирует право каждого на каждого (чтобы ни у кого не было ни малейшей привязанности ни к кому); «Бюро Хранителей» обеспечивает госбезопасность и в случае казни уничтожает преступника с помощью особой машины мгновенно, путём превращения в лужицу воды; всемогущий правитель, называемый «Благодетелем», избирается единогласно на безальтернативной основе; искусство всецело служит делу прославления Единого Государства.

С самого начала видно, что государство всё-таки не смогло полностью вытравить из людей человеческое. Так, по-прежнему существует привязанность к близким… Главный герой понимает, что влюбился абсолютно в «древнем» понимании слова - «не может жить без неё», повинуется её указаниям, хотя для него очевидна их преступность (по законам Единого Государства)… Д-503 решает обследоваться у врачей - и в итоге выясняется, что у него, по словам психотерапевта из Медицинского Бюро, «образовалась душа». Причём врач отмечает, что в последнее время таких случаев становится всё больше…

Между тем Единое Государство наносит ответный удар - отныне всё население должно подвергнуться «Великой Операции», психосоматической процедуре по удалению… мозгового «центра фантазии». Прошедшие операцию фактически становятся биологическими машинами

Их приковывают к столам и подвергают Великой Операции. Лишившись фантазии, Д-503 выполняет свой долг (чего, собственно, и хотел и на что не решался до Операции) - сообщает о революционерах, их планах и местонахождении, а также о своей когда-то так горячо любимой I-330…»

Что касается предупреждения Евгения Замятина еще сто лет тому назад, произведений Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла, а также Ивана Ефремова «Час Быка», то замечаете ли вы, как людей уже длительное время пытаются выдрессировать на подчинение машинному порядку? Чтобы их можно было гнать куда надо и делать с ними хоть что, как с «домашним скотом» (насчет «скота» - это не наше слово, а название еще одного романа Джорджа Оруэлла «Скотный двор», в котором как раз об этом).

Видимо, вовсе не случайно, высказанные сто лет назад Евгением Замятиным слова о «стеклянных стенах» и прозрачном существовании людей нам одно время долго демонстрировали для привыкания по телевизору в шоу «За стеклом», если помните. Потом, с появлением видеокамер, необходимость остекления отпала. Если кто из наивных до сих пор не хочет замечать и пребывает под усыпляющим гипнозом рекламы и пропаганды «красивой жизни», то надо напомнить, что в капиталистическом, классовом, эксплуататорском обществе технический прогресс работает только на порабощение людей и манипулирование их сознанием. Теперь вместо шоу «За стеклом» транслируют уже шоу «Дом-2» под вездесущими видеокамерами. С некоторых пор видеокамеры все многочисленней размещаются уже в общественных местах, на улицах и прочих пространствах, где вероятно появление людей. А еще сами же люди аппараты слежки постоянно носят с собой, тащат домой, записывают сами о себе аудио- и видеоинформацию, фотографируют и размещают информацию о себе и своих близких где только могут в информационном пространстве. Как будто вольно или невольно люди сегодня пытаются подражать герою романа Е.Замятина, наивно верующему в «единое государство» и «благодетельную власть», которые заботятся о них, вместо мамы и папы.

В принципе, в такой деградации личностного сознания и усилении общественного инфантилизма людей (раз их годами методично «социализируют») тоже ведь ничего нового и удивительного нет. Немалое число людей добровольно выбирают такой путь как бы «минимальной траты сил», чтобы «быть как все», как бы не повернулось в жизни – хоть хорошее, хоть плохое. Началось это не сегодня, а еще в прошлые века. Даже из известных еще со школы вещей о недоразвитости людей вы давно знаете из XVIII века произведение Д.Фонвизина «Недоросль» (1782), из XIX века роман И.Гончарова «Обломов» (1859). А произведения ХХ века Е.Замятина, Олдоса Хаксли, Джорджа Оруэлла, Ивана Ефремова многими из нас активно обсуждаются уже в наше время. Вот посмотрим, для примера, на несколько отзывов о романе Евгения Замятина «Мы» от современных читателей:

- 1. «…Инстинктивное стремление человека к свободе всегда омрачается инстинктивным же стремлением оградить себя от всяческих опасностей. А главной опасностью для человека, практически победившего природу, был и остаётся сам человек - его свобода выбора мыслей, желаний и поступков. Это на животных можно надеть намордники, закрыть их по клеткам или просто вытравить, с людьми такой номер не проходит, поэтому параноидальное стремление к безопасности взаимодействия с людьми так легко срывается в тоталитаризм. Замятин в своём бессмертном романе описывает одну из причудливых форм тоталитарного режима взглядом изнутри… Запретить самозащиту, открытую одежду, слово, частную собственность, запретить, запретить, запретить… Что дальше? Запретить самостоятельно воспитывать родных детей? Запретить любить? Думать? Дышать? Существует ли предел? В отличие от борцов за свободу, имеющих чёткие границы свободы (неприемлемость насилия), для борцов за безопасность границ не существует. Вплоть до полного превращения всей человеческой цивилизации в единый концентрационный лагерь. В книге описывается именно такой лагерь, закрытый стеклянным куполом от внешнего мира… Это книга о том, во что мы превращаемся, отказавшись от свободы из страха нести за эту свободу полную ответственность. Жалкое зрелище…» (Подробнее на Отзовик:

https://otzovik.com/review_413353.html)

- 2. «…Когда читала "Мы" вроде бы не ощущала сложностей, просто читая, постоянно в голове было неотвязная параллель и сопоставление между читаемым и нашей, немного абстрагированной, но - действительностью. Этим роман и запомнился…» (там же)

- 3. «…Евгений Замятин написал и опубликовал свой антиутопический роман "Мы" в начале 20-тых годов прошлого века. В СССР книгу восприняли враждебно, а автора обвинили во вредительстве. Ну, еще бы, ведь писатель разбил в пух и прах концепцию коллективного счастья, идею громадного и радостного человеческого общежития. Потому что в основе такой утопии лежит уравниловка. Но принцип "всех под одну гребенку" невозможен без ограничения свободы. А без свободы человек становится рабом… Хоть отзыв о романе Замятина, признаюсь: я очень люблю Чехова. И за лапидарный стиль. И за иронию. А особенно за вот эту гениальную мысль "выдавливать по капле из себя раба", чтобы однажды ощутить, как в жилах "течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая". Но ведь, когда ты свободен, ты должен все продумывать сам. А за раба все решает хозяин. Вот почему так многие хотят быть порабощенными. Вот почему так многие ностальгируют за СССР. Вот почему сейчас все пропитано идеей "мы вам поможем быть счастливыми, мы вас вылечим от свободы"...» (Подробнее на Отзовик:

https://otzovik.com/review_884652.html)

- 4. «…Что ж? В сегодняшнем свихнувшемся из-за короновируса мире тема свободы и ответственности становится актуальной вдвойне. Еще месяц назад, читая роман "Мы", я и представить себе не могла, что нечто подобное - не такая уж фантастическая выдумка. Но оказалось, что в нашей жизни могут происходить разные события. И их следствием стал похожий расклад... Именно поэтому ознакомиться с данным произведением, несмотря на его некоторые недостатки, непременно стоит. Лично я, в условиях наступившего режима самоизоляции, нахожу его даже несколько пророческим и невероятно правдивым!.. (Подробнее на Отзовик:

https://otzovik.com/review_9731903.html)

- 5. «…Автор и предположить не мог, как точно он описал время, вернее наше время, в котором мы все сейчас живем. Вот хотя бы взять его Благотеделя, которого в его романе жители избирали из года в год... А как вам то, что в "Мы" не было у людей ни имени, ни фамилии, ни звания, а одни нумера? Здесь налицо описана наша нынешняя система ИНН в налогообложении и СНИЛС из пенсионного... У нас тоже у всех есть свои нумера, только в отличие от романа мы еще и с душой, которая хоть чем-то прикрыта. Роман мне показался интересным, саркастическим, несколько нереальным и с такой реальной жизнью, что становится после прочтения немного не по себе…» (Подробнее на Отзовик:

https://otzovik.com/review_2141560.html)

- 6. «…Эта книга - роман-предупреждение всем последующим поколениям о том, что недопустимо жертвовать личностью каждого человека в угоду даже самой распрекрасной и правильной идее. К сожалению, каждое новое поколение неизбежно будет становиться перед соблазном "построить новый мир", разрушив старый, при этом пройдясь мимоходом железным катком по человеческим жизням…» (Подробнее на Отзовик:

https://otzovik.com/review_3740013.html)

Знаете, отзывов много, очень много… Можно из одних читательских отзывов насобирать на целую аналитическую книгу о романе Евгения Замятина. Так или иначе, то один, то другой – они, пожалуй, касаются всех сторон произведения. А здесь, наверное, достаточно. Сами же знаете, чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть. Советуем или фильм посмотреть, или сам роман «Мы» прочитать, что лучше, конечно. Можно будет делать перерывы в чтении, обдумывать все самостоятельно (а в фильмах, даже в хороших экранизациях, обычно лишь выборочная режиссерская интерпретация).

Что касается нашего мнения, то нам очень хочется, чтобы люди в наше время научились ориентироваться в реальности самостоятельно! Не носиться просто со своим мнением, отвергая остальное. Не бегать в поиске умных, за кем можно беззаботно идти. А опираться на надежный фундамент, который никогда не подведет – на себя родного!

Что мы имеем в виду?

А помнить всегда древнюю мудрость - ПОЗНАЙ СЕБЯ, И ТЫ ПОЗНАЕШЬ ВСЕ!

Нас с детства растят как бы «для общества» или «для человечества». И когда в качестве «коллективиста», «альтруиста» - на благо людей, страны и т.д. И когда в качестве «индивидуалиста», «эгоиста» - помните же, «взять от жизни все» и т.п. И в процессе нашей многолетней «социализации» от детсада до вуза как-то отдаляются реальность, душа и духовное, любовь и Бог. В потребительской цивилизации, куда попадаем, становятся ближе к телу атеистические и прагматические воззрения, о правильности которых уже нечем думать, раз мозги хорошо промыты…

И вот так напрочь забывается, что древние предки, родные наши, неспроста завещали познавать себя, раскрывать способности, реализовать возможности! Потому что в нас самих сокрыт КОМПАС, как ориентироваться в реальности не с чужих слов, а на своем опыте. И в каком направлении идти по жизни! Мы об этом говорим все время в наших рассказах, а вкратце это изложено в статье «Куда показывает компас…»

(см. в журнале «ЗОВУ РИТМ» за июль 2018 или по ссылке http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2373)

Без такого компаса, без чутья и наития, без как бы внутреннего видения своего Пути, без постоянного труда самопознания и совершенствования, без раскрытия всех своих способностей все равно не обойтись, он пригодится во всех областях – от познания родного языка до ориентации в реальности. Иначе можно оказаться обманутой марионеткой и бездушной машиной, как в романе Е.Замятина «Мы». Раз читатели уже многое сказали о произведении Е.Замятина, то это – наше дополнение к оставленным читателями отзывам.

И, напоследок, повторяем сказанное еще в прошлый раз, потому что сегодня это вновь актуально:

Не поддавайтесь на иллюзии! Оставайтесь в реальности! И живите уже сегодня в радости, делайте свой мир счастливым и дивным сейчас!

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2021г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июнь 2021

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат