Как я учился (Заметки об Учителе) - Здоровье - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Здоровье

- Проекты
Страниц: 1

 

Галина Сергеевна Шаталова

 

В нашем журнале уже были публикации, посвященные Г.С.Шаталовой. Например, к 100-летию со дня рождения см.: Г.С.ШАТАЛОВА. СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ. - ЗР.10-2016. – с.8. Или вот о книге Г.С.Шаталовой «Здоровье человека: философия, физиология, профилактика» - см. СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ: ЧТО МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК? – ЗР.4-2021. – с.8.

В этом выпуске журнала продолжаем публиковать материалы о Г.С.Шаталовой, подготовленные руководителем клуба «Вита» К.П.Порожским. Предыдущий материал см. «ЗОВУ РИТМ», декабрь 2022.

От редакции

 

КАК Я УЧИЛСЯ

(Заметки об Учителе)

 

Жизнь есть любовь. Пока ты в это веришь, пока ты знаешь это, смерти нет (Валентин Сидоров. Ключ)

 

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

Когда говорят об учёбе, обычно стараются дать ответы на следующие вопросы:

Чему учиться?

Как учиться?

Кто учитель?

Так вот моя практика позволила мне дать следующие ответы на эти вопросы: я учился ЖИТЬ, ТВОРЧЕСКИ ОСВАИВАЯ СИСТЕМУ ЕСТЕСТВЕННОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ, под руководством ее автора Г.С.ШАТАЛОВОЙ.

О Системе Естественного Оздоровления Г.С.Шаталовой (в дальнейшем по тексту СЕО) написано достаточно много книг, а вот о ее авторе намного меньше. Для меня Галина Сергеевна стала настоящим Учителем, даже больше, чем учителем.

Дело в том, что основные принципы системы изложены во многих источниках, с ней перекликаются методы многих оздоровительных школ. Заслуга Галины Сергеевны не только в том, что она сумела, благодаря длительной, кропотливой, разносторонней научно-практической работе, создать стройную исключительно эффективную систему, она разработала сам метод ее освоения. В этом методе и заключается в первую очередь секрет эффективности ее воздействия на человека. Именно этот метод освоения системы, который я назвал одним словом взаимообучение, делает систему не рецептом, таблеткой, методом оздоровления, а образом жизни человека.

 

1. ВСТРЕЧА

(ИЛИ КАК УЗНАТЬ ДРУГ ДРУГА?)

 

У меня есть друзья, которые прямо заявляют, как бы завидуя мне, что мне повезло, т.к. я работал под руководством Учителя. По их мнению, именно Учитель помогает, и в первую очередь тем, что направляет в нужное русло деятельность Ученика, на нём лежит ответственность за выбор направления развития ученика, его ошибки на выбранном пути. Как в науке (или в детском саду) РУКОВОДИТЕЛЬ, т.е. тот, кто ведет за руку. Или как в песне В.Высоцкого:

«Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит…»

У такого учителя есть программа, методика, план, экзамены, аттестации и т.д. Он знает, что и как делать. И он, в результате, имеет соответствующих учеников.

Естественно, многие ищут настоящего Учителя. Я же Учителя не искал, я просто его узнал, а он, как потом выяснилось, узнал меня.

Как-то в середине декабря 1988 года мне позвонил мой руководитель группы по занятию хатха-йогой В.Ю.Свендровский и попросил помочь в организации лекции Г.С.Шаталовой для слушателей Свердловска. Я, конечно, спросил: «А чем она занимается?» Он напомнил мне о её статьях, которые я, как выяснилось, читал. Речь в них шла об экспериментах Галины Сергеевны со сверхмарафонцами. Я ответил, что информация интересная, но мне она показалась невероятной. Я в такие чудеса тогда не поверил. Но лекцию организовать согласился.

Встретились мы в фойе актового зала Горного института. Мне протянула руку невысокая женщина с красивыми волосами, удивительно спокойная и внимательная, но вместе с тем подвижная. Рука ее оказалась сухая и горячая. Она на секунду задержала мою руку и внимательно взглянула в глаза. Я помню, как поразила меня глубина её взгляда и удивительное ощущение сердечной теплоты. Как ни странно, полностью исчезло чувство скованности, суеты, неловкости.

А потом состоялась та удивительная лекция, которая сразу круто изменила моё отношение к себе, миру, людям. Это был впечатляющий рассказ о совершенно новом отношении к жизни, о невероятных возможностях, которые скрыты в каждом из нас. Но больше всего меня поразила сама Галина Сергеевна. Она продемонстрировала не только прекрасные ораторские способности (следует отметить, что в зале, где присутствовало около 600 человек, не было микрофона) и феноменальные знания, она показала пример умения зажечь сердца людей. Она сумела открыть многим глаза, чтобы по-новому взглянуть на мир.

В конце лекции, которая продолжалась более 3 часов, возникла идея организовать клуб, чтобы затем провести школу-семинар. Несколько человек предложили свои кандидатуры в качестве организаторов инициативной группы, но Галина Сергеевна по разным причинам их отклонила. После лекции она подошла ко мне, взяла под руку и сказала: «Вы будете руководителем клуба». Я сказал, что очень мало знают этой области. Она ответила, что это не главное, и добавила, что этот клуб не должен быть спортивной секцией, он должен быть местом встречи творческих личностей с разносторонними интересами, где должно найтись место музыке, живописи, живому человеческому общению. Я ответил, что это достаточно близко и понятно и поэтому согласился. А еще я согласился потому, что очень захотел стать участником первой уральской школы здоровья. Именно рассказ об этих школах Шаталовой и показался мне наиболее интересным в лекции. Теперь я считаю 16 декабря 1988 года днём начала моего пути к новому. Он стал впоследствии и днём рождения нашего клуба, который мы назвали «ВИТА» (Жизнь).

Мысли после этого события. Чему меня научила эта первая лекция?

Чтобы узнать Учителя, нужно всей душой понять, то есть услышать, увидеть, почувствовать направленность его жизненных интересов, ощутить их общность. Говорят, что единомышленники – это не те, кто одинаково мыслят, а те, кто думают об одном. Учитель-единомышленник отличается от ученика тем, что он не только думает и делает, но и уже сделал то, что для ученика является только мечтой.

Сказал поэт:

«Взобраться на высокую вершину не так-то просто.

Далеко не каждый готов поверить, что вершина есть».

Учитель при первой встрече должен показать ученику, что эта вершина есть. А для этого он должен быть на вершине своего творческого взлёта, иначе говоря, он сам должен быть этой вершиной.

 

2. ВЗЯТЬ ИЛИ ОТДАТЬ?

 

Первое желание, которое возникло у меня после той лекции Галины Сергеевны, это начать действовать. И я начал действовать.

С моими друзьями, которые помогли мне организовать лекцию, я начал формировать группу желающих изучать систему, т.е. перенимать опыт Учителя. Мы нашли литературу, в которой были описаны опыты Галины Сергеевны, и, каждый по-своему, начали экспериментировать.

После трёхнедельного опыта я резко похудел. Друзья, заметив это, начали спрашивать меня, в чём причина таких изменений. Некоторые советовали обратиться к врачу. Нашлись и такие товарищи, которые встречались раньше с Г.С.Шаталовой, якобы участвовали в ее экспериментах. Они отрицательно отзывались об этой системе, говорили, например, что её последовательница А.Харитонова на самом деле ничего особенного не достигла. Всё это не помешало мне продолжать занятия. Более того, когда я приехал в отпуск к отцу, он спросил меня: «Не собрался ли ты умирать?» Я ответил, что вовсе нет. Тогда отец предложил мне для проверки состояния здоровья переколоть машину дров. Я согласился и к концу следующего дня выполнил эту работу. После этого он сказал мне: «Живи, как знаешь», то есть фактически одобрил меня.

Этот эксперимент, в котором кроме меня участвовали многие будущие участники школы здоровья, продолжался около 9 месяцев.

Оргкомитет определил время и место будущей школы, провёл отбор кандидатов на участие в школе и организовал группы, в которых были изучены немногочисленные литературные источники. Ранней весной выезжали на озеро, где купались, готовили вегетарианскую пищу, делились опытом. (Одним из условий участия в будущей школе был самостоятельный переход на новый образ жизни.) По рекомендации Галины Сергеевны многие постепенно перешли на вегетарианское питание, активно занимались гимнастикой, бегом, закаливанием.

По условию на первую Уральскую школу здоровья должны были поехать только подготовленные люди. Для этого наши представители побывали на школе Г.С.Шаталовой в Куйбышеве, в том числе и я съездил туда на один день. Но даже этот день дал нам очень много для организации будущей школы, а мне помог исправить некоторые ошибки начального этапа.

Главным итогом нашей работы и событием первого года работы клуба была первая уральская школа, которая состоялась в сентябре 1989 года на турбазе «Солнечный камень» (п.Верхняя Сысерть). В работе школы принимали участие около 100 человек, среди которых были представители Свердловска, Ревды, Тагила, Челябинска, Миасса, Тюмени, Москвы, Нижневартовска.

Галина Сергеевна приехала на школу после успешного похода по пескам Каракумов. Встретили мы её по-уральски, в Бажовской комнате базы, где были и Хозяйка Медной горы, и Данила-Мастер, и каравай хлеба с солью, и романс «Только раз бывают в жизни встречи…» в исполнении В.Ю.Свендровского. Вместе с Галиной Сергеевной приехали тренер по гимнастике Надежда Васильевна Киселева и корреспондент московского телевидения Л.М.Диденко.

С первых дней началась большая совместная работа:

- определена программа и методы работы в школе,

- проведены лекции и беседы о питании,

- организованы практические занятия по гимнастике, бегу, закаливанию, приготовлению пищи,

- работала пресс-группа (газета, видеосъёмки, аудиозапись).

По сути дела, тогда был заложен фундамент будущего клуба, установлены основные принципы сотрудничества. Галина Сергеевна изложила их уже в первой беседе, и они остаются для меня актуальными по сей день. Главным из, на наш взгляд, является осознание личной ответственности каждого за состояние своего здоровья, здоровья окружающей среды и всего живого на Земле. Основой этой ответственности должны стать знания.

В школе были созданы все условия для получения этих знаний:

- содержательные лекции и беседы, ответы «на три вопроса» после обеда и ужина;

- разнообразные практические занятия;

- сам образ жизни (личный опыт), в основе которого лежат принципы: максимум движения при минимальном объёме целебного питания и интенсивных закаливающих процедурах («голод», холод и движение).

В этой школе я получил чрезвычайно богатую информацию, очень многому научился, но наиболее памятными для меня были два события. Первое из них касалось именно методики обучения.

Важным элементом занятий в школе был релаксационный бег. Его принципы весьма существенно отличаются от спортивного бега. Мне естественно, в силу того, что я в то время занимался в клубе любителей бега, хотелось его освоить. В первый общий забег, который вела Галина Сергеевна, отправились сразу все 100 участников школы. Я бежал в середине группы и практически ничего за время бега не услышал. Утром следующего дня Галина Сергеевна выбрала из всей школы 9 человек, в том числе и меня. Я тогда решил, что наконец-то начнут учить как положено: в малых группах, индивидуально. Но дело пошло совсем по-другому. Галина Сергеевна разбила оставшихся участников школы на 9 групп и каждому из первой группы поручила вести свою группу, а сама ушла. Досталась группа и мне.

Я не помню все детали этого урока, но отчётливо помню, что я попросил помощи у группы. Я сказал, что в предыдущий день я мало что услышал и предложил вместе вспомнить всё, что говорила Галина Сергеевна во время бега. Успех был полный, так как эта практика позволила мне и группе глубже понять не только основные принципы бега, но и впоследствии освоить новую для меня методику обучения. Теперь я часто пользуюсь этим методом, работая со студентами.

Второе наблюдение касается объёма знаний. Некоторые участники школы сетовали на то, что слишком мало было дано новых упражнений, практически отсутствовала стройная программа их освоения. Каждый стремился взять как можно больше информации, надеясь дома ее переварить, применить в жизни. Галина Сергеевна как-то на одной лекции сказала, что не советует нам записывать лекцию. Она рекомендовала просто слушать, стараясь понять суть, ухватить то, что понятно, а затем сделать это программой своих практических действий.

В конце школы Галина Сергеевна предложила нам по желанию написать ей письма, в которых просила отразить свои впечатления. Так вот я написал в числе негативных впечатлений то, что я стал излагать свои мысли языком Галины Сергеевны.

Чему научили меня опыты этой первой школы? Какие выводы по её работе и опыту последующей деятельности я сделал?

Каждый из нас, начиная какое-либо новое дело, обычно изучает опыт предшественников. Считается, что чем более полон этот опыт, тем более лёгким будет решение проблемы для последователей. То есть надо этот опыт ВЗЯТЬ, изучить (перенять) его, несколько преобразовать его под себя и опробовать. Да, действительно на первых порах это так. А дальше? Как продвинуться дальше, как эффективно развиваться?

Дальше, глубже всё идёт значительно сложнее. Оказывается, дальнейшее развитие возможно только при САМООТДАЧЕ. В данном случае это не жертвенность, а обмен опытом. Причём этот обмен опытом лучше всего происходит во время совместного творческого труда при решении конкретной практической задачи. Этот обмен должен происходить сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, с теми, кто вместе с тобой идёт по этому пути;

Во-вторых, с теми, кто только готовится его начать;

И самое главное с тем, кто продвинулся в познании дальше, имеет больший опыт, со своим Учителем.

Вывод. Чтобы получить, нужно научиться отдавать. Но что отдавать? – частицу своего опыта, тогда в ответ получишь от людей их опыт, который поможет сформировать всесторонний взгляд на явление.

«Учась у всех УЧИТЕЛЬ вырастает…»

(продолжение следует)

 

ПОРОЖСКИЙ Константин Павлович, руководитель Свердловской региональной общественной организации. Профессор УГГУ, ученик Г.С Шаталовой

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», январь 2023

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат