Путь возвращения к традициям предков - Дети и воспитание: древние традиции в современных условиях - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Дети и воспитание: древние традиции в современных условиях

- Проекты
Страниц: 1

 

Тальков камень. Урал. 2010. Фото: А. и В. Крупеня

Сегодня никого уже не удивишь такими давно известными фактами, как то, что сирот в стране только за 20 лет «сближения с Западом» на рубеже тысячелетий и эпох стало больше, чем было даже в военное время. И тем, что воспитание и обучение «по западным стандартам» приносит очевидные (для понимающих) горькие плоды и разочарования, тоже не удивить. Так или иначе, за эти годы практически все с этим сталкивались. Поэтому и сейчас, в то время, когда «верхи» хотят протолкнуть еще и «ювенальную систему», чтобы у народа еще больше стало западных «благ» и в каждой семье родители с детьми общались с «кодексом» в руках, сам народ все больше и больше отворачивается от таких «ценностей», вносящих раскол в уже и без того ослабленные семьи. И трещина «несовместимости характеров» между верхами и низами катастрофически расширяется. Так дело в этом «демократично» оформленном союзе может дойти и до скандального «развода»!.. Но сейчас не об этом.

 

Мы хотим сказать о том, что, наконец-то, все же многим стало понятно практически, на своем опыте, что не только Запад и Восток – очень разные вещи, почти несовместимые. Оказывается, западные ценности не приживаются и у наследников древней «северной цивилизации». Почва у нас другая, наверное, и корни другие! Но не будем заглядывать в далекую древность.

В народе ведь помнят и недавние добрые традиции. Они еще могут сослужить добрую службу и сегодня. Давайте вспомним бегло хотя бы некоторые из этих здравых традиций, бытовавших у народов нашей земли до недавнего времени и имеющих огромное значение в воспитании детей и преемственности поколений.

 

Известно, что в быту и жизни прежде придерживались старинных обычаев и традиций, передаваемых из поколения в поколение. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ОБЫЧНО РАСПРОСТРАНЯЛИСЬ НА ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ, ОТ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДО БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЕ.

Предки старались воспитать своих детей смекалистыми, трудолюбивыми и выносливыми в работе. Больше всего ценились зрелость, самостоятельность, способность здраво решать возникающие задачи. И этому учили (не назидательно, а своим примером) с малых лет. Да, предки действительно считали труд источником жизни. Но в этом отношении у них не было современной неразборчивости, когда труд ценится преимущественно по денежному эквиваленту. Предки ценили только тот труд, который развивает человека и возвеличивает его достоинство, сплачивает близких и снабжает род продуктами жизнеобеспечения. А бережное отношение к природе распространялось и на человека, на умело организованную самореализацию, раскрытие творческого потенциала и сохранность здоровья. Предкам в благополучные времена даже в голову не приходило, что людей трудом можно доводить до деградации. Для них труд – это неотъемлемая часть гармоничной и всецелой организации жизни. ТРУД ДОЛЖЕН БЫТЬ КРАСИВЫМ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ, ОСМЫСЛЕННЫМ И ДОЛЖЕН ПРИНОСИТЬ РАДОСТЬ, СЧАСТЬЕ, ПОЛНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ. Без современной узкой специализации, но и не без особого мастерства в каком-либо деле!

 

Устойчивость традиций и обычаев поддерживалась, прежде всего, не какими-то там «внушениями», а целесообразностью принятых правил в организации жизни, без всяких излишеств и какой-то там дрессировки навыков. От детей не требовали «уважения к обычаям и правилам», как это подчас происходит сегодня, когда и в самих-то обычаях разбираются не очень. Дети просто осваивали их на практике, осознавая на своем опыте их целесообразность и пользу.

Детям прежде вообще ничего не «внушали», как это нередко дурно сейчас понимается. Даже «почтительного отношения к родным» или «взрослым» у детей тогда не требовали. Почтительное отношение формировалось на основе реальных достижений и жизненных ценностей. Наверное, сейчас очень много искажения в понимании древних традиций, потому что на них смотрят через призму современных основательно подпорченных социальных отношений.

Дело в том, что и сегодня, и сейчас при естественном взаимодействии почтительное отношение к родителям формируется без излишних назедательных бесед, естественно. Если опыт взрослого востребован и ценен, то и почтительное отношение в этом взаимодействии СКЛАДывается. Ценится все что действительно нужно!

ПРЕЖДЕ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК – И СТАР, И МЛАД – ЗАСЛУЖИВАЛ ПОЧТЕНИЯ И УВАЖЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СВОИМИ СПОСОБНОСТЯМИ И МАСТЕРСТВОМ, ЗАСЛУГАМИ И УМЕНИЕМ ЛАДНО ЖИТЬ! Не было «формализации» отношений, возрастных разграничений. Только по тому, что кто-то на сколько-то лет старше. Потому что отношения были гибкие и глубокие, в зависимости от мудрости и текущих задач. А жизненная зрелость и сейчас не зависит лишь от возраста.

 

И вообще, «РЕГЛАМЕНТАЦИЯ» И «ФОРМАЛИЗАЦИЯ» ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ СТАЛА УКОРЕНЯТЬСЯ ПОСТЕПЕННО ТОЛЬКО С НАЧАЛА «НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ВРЕМЕН», ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ УГРОЗЫ ГАРМОНИЧНЫМ УСТОЯМ ЖИЗНИ и опасности деградации. Поэтому на это следует обращать внимание, когда вы внимаете речам «компетентных» специалистов по «традициям», и понимать, о каких и какого времени «традициях» вам говорят. Например, сами понимаете, что осознавать целесообразность и осмысленно, по доброй воле, придерживаться «уважения друг к другу» - это не то же самое, что «требовать» уважения и почитания.

 

ЧЕТКО СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ, ГДЕ ЧТО НА ЧЕМ РЕАЛЬНО ОСНОВЫВАЕТСЯ В НАШИ ЗАПУТАННЫЕ ВРЕМЕНА. Ведь даже сегодня есть искренняя неподдельная любовь к родителям - у одних. И корысть прикрыться «родственными отношениями» - у некоторых других, желающих продолжать получать родительскую заботу, будучи давно уже взрослыми. Или у некоторых нерадивых родителей сегодня может быть порой незаслуженное требование «почитания родителей» от своих детей. Сами знаете, разговоры о сомнительных традициях в атмосфере лжи и непорядочности только отталкивают от них и ухудшают социально-психологический климат как в семье, так и в любом коллективе.

 

Надо различать искусственное от естественного, формальное от живого. Бывает так, что обиженные на жизнь и судьбу взрослые члены семьи и рода могут просто0напросто разрушать адаптационный ресурс более младшего поколения. И такие случаи к большему сожалению достаточно распространены в наши дни. Надо понимать, что в благополучной Древности «почитание родителей» не считалось «святой обязанностью», «долгом» или «требованием». Просто-напросто с малых и сознательных лет дети любили и учились у родителей и их окружения (рода, общины) заботе о близких. И проявляли к близким искреннюю любовь и благодарность, как могли и умели. Заботились о родителях, как родители заботились о них. Это же всего лишь простая взаимность в проявлении чувств, единение во взаимопомощи. Человечность!

Поэтому бывает крайне неприятно сейчас слышать в разговоре о традициях слова о том, что детям что-то там «строго внушалось», что дети «обязаны оплатить долг» родителям, а родители «обязаны воспитать» или «вырастить», как будто дети в таком случае это что-то вроде горшочков с цветами, а родители – подневольные трудяги, пристроенные к детям в качестве надсмотрщиков! От таких формализованных подходов до сплошь механической (не для людей) «ювенальной системы» рукой подать. А потом остается только удивляться, как докатились до такой ужасной жизни!

ЖИЗНЬ ЗДРАВАЯ И ЛАДНАЯ ДЕРЖИТСЯ НА НАСТОЯЩИХ ЧУВСТВАХ И РАЗУМНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. Без регламентов и кодексов. Живые отношения никогда приемлемо не формализовать никакими законами и правилами. И за деньги тоже не купить.

 

И еще одна особенность разговоров о традициях. Когда говорят, что «дети с малых лет на примере старших учились гостеприимству», не учитывают содержательную сторону, и считаются лишь внешней, формальной стороной, т.е. обращают внимание на, как говорится в современной науке, «социализацию», на приобретение «социальных навыков». Это тоже современное искаженное видение традиций. Да, человеку жить среди людей, и социальные навыки для него очень важны. Предки это осознавали и не пренебрегали «социализацией». Но при этом для предков важнее всего было в обучении тому же «гостеприимству», например, САМОРАСКРЫТИЕ растущего маленького человека, полное ПРИНЯТИЕ им самого себя, умеющего ЛАДИТЬ с окружающими. Совсем другой акцент (как видите, не ограниченный формальной стороной, но и не исключающий формальности). Очень ценилось «УМЕНИЕ ЛАДИТЬ», можно даже сказать что это качество считалось одним из важных, системообразующих. Отсюда и поговорки, типа: «Уважишь и угостишь человека – уважишь и угостишь себя». Даже из современной психологии известно, что не принимающие себя люди не в состоянии выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

 

Да, сейчас мы сталкиваемся с тем, что сохранившиеся традиции и обычаи «формализованы», и часто даже их смысл давно утрачен и сопровождаются теперь надуманными объяснениями «почему». Зачастую от многих традиций сегодня осталась просто пустая, выхолащенная, чаще бессмысленная форма. Когда ребенка с первых лет учат, например, «вставать, когда в дом входили взрослые» (или в класс входит старший, если это в школе) и т.п., то начинают «объяснять», мол, «так принято», или «это знак уважения», «приветствие» и т.п. Никакой научности и рационального подхода в этом нет, и при этом еще хотят, чтобы дети выросли гармонично развитыми гениальными существами, способными творить и нестандартно мыслить! Откуда этому взяться, если воспитатели сами толком не знают истоков того предмета, о котором рассказывают, и на ходу придумывают или пересказывают чьи-то искусственные объяснения?!

А все же элементарно просто было в Древности по поводу того же «вставания при взрослых». Это не форма «приветствия» и не «знак уважения». Все основано на целесообразности естественных взаимоотношений, чувствования другого человека и рациональности. Тогда никто (при любой степени родства и возрастных различий) к другому без надобности не подходил: ПРОСТРАНСТВО ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛО СВЯЩЕННО. А если кто уж подходит, то значит, веское основание на это имеет. Подходит по очень значимому поводу, достойному того, чтобы «войти» в пространство другого человека, прервав его занятия. Следовательно, в целях экономии времени и сил (своих и другого человека), нужно своевременно и эффективно открыться навстречу миру другого человека и быть готовым полноценно, всем своим существом, внимать (воспринимать, взаимодействовать).

Понимание подлинных смыслов традиций, обычаев и социальных навыков было осмысленным в начале их формализации, когда мудрецы передавали знания потомкам уже в наступающие «неблагоприятные времена». Но в смутное и темное время смыслы отчасти утратили, отчасти утаили и исказили. Так и стали получаться известные сейчас старинные «своды требований» и «списки обязанностей», объясняемых в разной социальной среде по-разному и произвольно.

 

Попробуйте теперь сами, в целях исследования или упражнения в традициях, найти здравое, естественнонаучное обоснование тому, почему, например, принято было у предков «каждого человека, гостя или путника встречать радушно и гостеприимно». Почему хозяева дома считали своим долгом накормить гостя и дать ему приют и т.д.?

Таким путем можно прийти к существенным выводам и начать понимать, КАКИЕ ТРАДИЦИИ ЕСТЕСТВЕННЫЕ, НАСТОЯЩИЕ, НАСТРАИВАЮЩИЕ НА ЛАД? А какие относятся к недавнему времени, искажены или даже просто придуманы в не столь давнее время в интересах отдельных групп людей? К примеру, на каком основании сложились представления о недопустимости воровства, и почему сейчас воровство получило широкое распространение? Почему ценились люди смелые, честные, стойкие и разумные, а также уравновешенные, спокойные, владеющие собой и гостеприимные? Почему не одобрялось, не принималось предками нечестность, легкомыслие, всякие там капризы? Или почему считалось слабостью публичное выражение горя? Или почему было важно знать свою родословную? Какой в этом разумный смысл? И почему в России не так уж и давно были уничтожены родовые книги?

 

Или вот взять другой аспект жизни, когда выросшие дети создают уже свою семью. Ведь к созданию семьи своих взрослых детей родители готовились на самом деле не с выбора невесты или жениха, а заранее, можно сказать, с рождения младенца. А это соответственно подразумевает и осмысленную стратегию воспитания, рассчитанную на много лет, до совершеннолетия ребенка. Но и при выборе невесты или жениха огромное значение имела «родовая принадлежность» или «родословная». Потому что нужно было учесть множество факторов прошлого и настоящего в соединении родов, чтобы дать безупречно здоровое потомство и благополучное продолжение рода.

 

Надо подчеркнуть еще и такой момент, как ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ПРЕДКОВ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ И ГИГИЕНИЧНОСТЬ ЛИЧНОГО БЫТИЯ. Например, если «убийство, воровство и любодейство» считались материальными, телесными пороками, то «ложь, злословие, грубость и суесловие» относились к порокам языка и социальных отношений. Забота предков распространялась не только на экологию среды и гигиеничность отношений (это не просто нравственность, в современном понимании, а именно безупречность, чистота телесная и духовная!). Потому что все может иметь продолжение, в том числе и пороки, и грехи. А что посеяно, то и пожинается.

Ответственность за содеянное, за последствия, осмысленность поступков и деяний – это у предков тоже с малых лет. И даже больше.

 

Забота предков распространялась даже на сферу мыслей (не в смысле контроля над ними, а в смысле безупречности и чистоты помыслов, недопущения злобы и превратных мыслей). Но это было даже не «воспитание нравственности», как назвали бы сейчас. У предков это была всего лишь добротная, заботливая, рачительная во всех смыслах организация своей личной жизни каждым человеком в ладу с собой, с людьми (с миром) и со всеми природными стихиями.

Никто никого не «воспитывал». Может быть, и поэтому у многих людей сохраняется до сих пор подспудное ощущение, что с «воспитанием» что-то не так, какой-то подвох имеется. И поэтому люди не любят, когда их «воспитывать» начинают. Чувства людей не обманывают: в Древности действительно никто никого не «воспитывал» (и слово «воспитание» имело другое значение, чем сейчас), а ВСЕ ВМЕСТЕ ПРОСТО СТРЕМИЛИСЬ ЛАДНО ЖИТЬ И ПОМОГАТЬ В ЭТОМ ДРУГ ДРУГУ! И ВСЕ ВМЕСТЕ СТРЕМИЛИСЬ К ЖИЗНИ СОВЕРШЕННОЙ, ЛАДНОЙ, КРАСИВОЙ!

 

Что касается «сохранения природы», то Природа сохранится. В этом можно не сомневаться. А вот современная цивилизация стоит перед риском самоуничтожения, гибели в экологической катастрофе.

ЛЮДЯМ НУЖНО ВЕРНУТЬСЯ К ТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБАМ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ, К ЗДРАВЫМ ЖИЗНЕННЫМ ОРИЕНТИРАМ, КОТОРЫХ ПРИДЕРЖИВАЛИСЬ ДАЛЕКИЕ МУДРЫЕ ПРЕДКИ. Для здравой жизни не надо каких-то там дополнительных программ, дорогостоящих мероприятий, бюрократических органов и комиссий. Опять же тут надо помнить, что ЖИЗНЬ ПРЕДКОВ БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА ОЧЕНЬ ЭКОНОМИЧНО, БЕЗ ИЗЛИШЕСТВ, потому что излишества представляют лишь ненужный груз и отягощают путь. Мешают идти, мешают жить!

ДЛЯ ЗДРАВОЙ ЖИЗНИ ВАЖНА МУДРАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ, СЛЕДОВАНИЕ ПО ЛАДНОМУ И ЕСТЕСТВЕННОМУ ПУТИ ПРИРОДЫ. Прежде ладно организованная личная жизнь, а потом уж общественная. Потому что в здравое общество объединиться могут только здравые во всех смыслах человеки!

 

Сейчас организация личной жизни людей тоже происходит на уровне их экологических знаний и психологической готовности. У кого низкий уровень знаний и готовности, у тех разрушительное, катастрофическое поведение. Невежество их несет беды как себе, так и окружающим людям. А у кого уровень экологических знаний и внутренней готовности растет и уже достаточно высокого уровня достигает, те рано или поздно встают на ПУТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ ВЕЛИКИХ И СЛАВНЫХ ПРЕДКОВ.

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2010г.)

(публикация в эл.журнале ЗОВУ РИТМ, октябрь 2010)

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат