Родные боги в русском языке - Новые материалы о праздниках - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Новые материалы о праздниках

- Проекты
Страница проекта - Банк поздравлений
Страниц: 1

 

Фото: А. и В. Крупеня

Продолжаем публикацию статей Андрея Геннадьевича Резункова. Начало см. в 3, 5 и 7-м номерах журнала за этот год.

От редакции

 

Резунков А.Г., доктор философии, член Русского Географического общества, руководитель общины «Крина», разработчик календарной системы «Коловорот»

 

 

Определения бога дать невозможно, потому что часть не может определить целого в полном объёме. Борьба религий и атеизма в различных его проявлениях заставляет людей задумываться о боге и о богах. Каждый имеет своё представление об этом вопросе.

Для нас боги – это энергии, силы, которые окружают нас. Они не бывают плохими или хорошими, добрыми или злыми – Космосу неведомы такие категории, их придумали люди. Они существуют независимо от нашего желания, как воздух, вода, огонь (вернее то, что придаёт воздуху свойства воздуха, воде – воды, огню – огня).

Многие исследователи пытаются приравнять богов разных пантеонов, разных религий. Это не совсем корректно, потому что другая эпоха создаёт другое представление. Многое меняется, даже имя. Поэтому Зевс есть Зевс, Юпитер – это Юпитер, а Перун будет Перуном.

Описывая божественные сущности, божественные проявления, я основываюсь на той памяти, которую хранит язык, в первую очередь, русский. Потом есть некие сопоставления, дающие возможность не отождествлять, но сравнивать. Кроме того, есть этнографические материалы. Привлекши к этому логику, можно сделать интересные выводы.

Общеславянский корень bogъ и индоевропейский корень bhag- - “наделять”, “раздавать” близки к древнеиранскому, авестийскому baga- - “участь”, “судьба”. В современном хинди бхаги означает счастье. Мы зачастую поминаем Бога в разговоре, не задумываясь об этом. Когда нам что-то дают или делают, мы говорим « Спасибо» , понимая под этим благодарность за оказанную услугу. Иногда добавляем - большое спасибо. Но ведь "спасибо", адресованное к подателю благ, предполагает адресацию к более высшей инстанции: "Спаси бог". Как это может быть большим или не очень? А иногда в ответ слышишь - «Не за что». Может быть, оно так и есть - не нам решать. Мне нравится, когда речь заканчивают фразой: «Спасибо». Это как Аминь - подводит черту: «Я всё сказал, и спаси нас бог!».

Когда что-то удаётся, мы говорим «Слава богу!», тем самым, порою неосознанно, славим Бога. По одной из версий славяне получили своё имя оттого, что они с любовью и искренне славили Бога.

Мы говорим: «Ну, дай бог!», если нас ожидает некое дело с сомнительным исходом, или «С богом!», отправляясь в путь. И снова обращаемся к высшей инстанции, в надежде на её помощь и поддержку. В славянской мифологии есть Даждьбог, он же Дажбог или Дажбо - "бог дающий". Иногда его ассоциируют с Солнцем или богом Солнца. Но, может быть, это та ипостась единого Бога, которая даёт нам Благо? И Солнце есть одно из тех благ, которое даёт тепло, свет и радость?

 

Род – творец и прародитель

 

Род – начало, творец и создатель всего сущего и несущего, явного и неявного, живого и неживого, Вышний Вседержитель, Всеединый Бог. Он творит и присутствует во всём, есть основа всего. Поэтому сказать: « Я есть Род » не будет гордыней, самообманом, потому что всё и каждый есть частица вечного и бесконечного, творящего и разрушающего, что есть Род . Имя его живёт в таких словах как род итель, рожд ать, род ной, Род ина, по род а, при род а, у рож ай, род ник. Основная хлебная культура также несёт в себе это имя – рож ь. Сейчас мы под словом род понимаем род ственников, предков и потомков, земляков и целый на род . Но, в первую очередь, Род – это творческая, призывающая к жизни, производящая сила вообще. Старые люди так поминали идею творения мира: «Род взял искру во тьме, да Закрут сделал, а с того закрута все начало крутиться и свет выплыл из того верчения. А из того света, как из окна, и мир весь вышел, выплыл и начал быть. А Род ту искру разбил на крохи, да в каждую тварь по крохе дал: и в Землю, и в камень, и в травину, и в человека 1 ».

К Роду обращаются всегда. Но есть праздники, непосредственно посвящённые Роду. Первый по значимости – это Рождество – время рождения нового Солнца, нового Года, нового Мира. Христианские идеологи к этому сроку приписали рождество Христово. Другой – Родоница, более известный как Радуница – праздник, признанный православной церковью как поминальный день, приходящийся на вторник, реже – понедельник Фоминой недели, в который люди могли разделить с усопшими радость Воскресения Христова после Пасхи. Поэтому радуницкое поминовение включает в себя панихиду в церкви, посещение кладбищ, во время которого "родителям" устраивается разговление (на могилы выкладывают крашеные яйца, куличи, мясо и другие пасхальные блюда), а также домашнее поминовение (готовят баню для мёртвых, оставляя для них воду с веником, чистое бельё, а сами при этом не моются и даже не заходят в баню; наутро на золе, рассыпанной на полу, ищут следы умерших) 2 . После этого к еде и питью причащаются сами, и печаль переходит в веселье. Известна поговорка: “На Радуницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут”. На Руси смех и радость являются синонимом жизни. Смех не только сопровождает жизнь, но и создаёт, вызывает её в самом буквальном смысле этого слова. Философия русского человека - это философия утверждения жизни. Даже день поминовения называется радостным словом Радуница.

 

 

Сварог сотворил, створожил, сварганил этот проявленный Мир

 

Сварга в санскрите, который наиболее глубоко сохранил корневые основы индо-арийского языка и по своей этимологии наиболее схож с русским, имеет две корневые основы: svar – свет, небо и ga – хождение; то есть движение света по небу, движение небесного света. В индуистской мифологии понятие Сварги близко понятию рая. Другой общеарийский корень, который в санскрите получил звучание icvara , означает бог, повелитель, владелец, хозяин, супруг.

Небесное свечение, божественное сияние, вечно творящее вращение, космическая полнота и безбрежность – всё это есть Сварог. Он сотворил, сварганил, створожил этот проявленный (существующий в Яви) Мир, как из жидкого, растекающегося молока образуется творог – структурированная субстанция. Сварог – Бог Неба, Небесный Кузнец, сковавший на 3аре времён Звёздную Твердь; мужская ипостась Рода-Вседержителя и его первое проявление. Он творит и присутствует во всём, есть основа и порядок всего.

Сварог дал предкам завет в виде четырёх золотых предметов: плуг и ярмо , чтобы землю родную возделывали и от неё питались, чашу жизни, чтобы была она постоянно полна, и секиру , чтобы защититься от гостей непрошеных, враждебных.

Сейчас сложно сказать, является ли svar корнем в полном смысле этого слова, или, всё-таки, корнем является var , который в русском языке имеет близких родственников ( вар ят вар ения и вз вар ы , в полуденный зной Солнце вар ом вар ит , металлические предметы с вар кой с вар ивают ), которые конкретно связаны с тепловым процессом, изменяющим структуру. И не от Сварога ли ведут происхождение мудрая птица Ворон (вран) и ворожея, которая ворожбу ворожит.

Мало что осталось документального, откуда мы могли бы почерпнуть сведения о Свароге. Но мы можем почитать о Варуне – вседержителе Вселенной и самодержце над миром и людьми, величайшем из богов ведийского пантеона и Уране – первом небесном творце греческого пантеона.

Не исключено, что имя Варя, которое сейчас воспринимается как производное от греко-христианского Варвара (что в переводе означает иноземка, варварка, дикарка), хранит в себе память о Вар уне-С вар оге. В.Даль 3 даёт три значения слову “варя”: 1) варка, варево, порция сваренного; 2) толпа, куча, множество; 3) весь стан человека.

 

 

Тёплые ладони матери Лады, Ладушки-плодородицы

 

В русском языке есть слово лад . Ожегов 4 представляет его значение как согласие, мир, порядок ; образец , способ . У Даля немного побольше: мир , согласие , любовь , дружба , отсутствие вражды, порядок, уговор ; согласие, взаимная стройность музыкальных звуков и ещё несколько специфических терминов. Сложно определять первооснову производными словами – и близко, да не то. Глагол ладить означает сейчас прилаживать , приноравливать , пригонять , поправлять , изготовлять , чинить , приводить в порядок ; быть в хороших отношениях, ладах . Прилагательное ладный – во всех отношениях хороший, годный, путный, гожий. « Ладно скроен, крепко сшит ». В старинном слове ладина заключены лад, удача, успех, счастье . « Ладно » – подводят итог, когда договорились, пришли к соглашению.

Сходные по смыслу глаголы об лад ать , в лад еть , сов лад ать имеют общий корень — лад . А не родственны ли им слова ук лад ывать , к лад ка? Если начать перечислять такие слова, как г лад кий, ох лад ить, м лад енец, с лад ко, многие подумают: «Ну, договорился…» Не буду утверждать, но мне кажется, что даже слово с лад кий, которое сейчас обозначает вполне конкретный вкус, раньше понималось как вкусное, т.е. приятное, лакомое, иначе, ладное на вкус.

Ладой ” исстари на Руси называли мужа, жену, любимого человека, у сербов - жену, у болгар - младшую дочь. “ Ладовать ” на Волыни означает играть свадьбу , у туляков и рязанцев - сватать ; в русских говорах “ лады - помолвка , западноукраинское “ ладкання - свадебная песня . У болгар “ ладуванье - святочное гадание о женихе .

Но не каждое гадание приводит к свадьбе, не каждая свадьба создаёт крепкую и добрую семью. Любовь - это стремление, желание, хотение, т.е. процесс. Поэтому любовь зачастую ассоциируется с половым влечением от лёгкого флирта («заниматься любовью») до всепоглощающей страсти. Любовь связана с понятием человека, души, жизни. Она идёт не от разума, рассудка - человек зачастую не может дать отчёт: почему он это делает. Только живой человек может желать, хотеть. В идеале: любовь - это стремление к ладу, гармонии, совершенству. Лад - это уже совершенство.

Лад - понятие глобальное, всеобщее, вмещающее в себя свет и гармонию, плодородие и космический порядок. Весь круг небесных и земных явлений, как структурно организованного и упорядоченного целого в философии определяется греческим словом космос. В русском языке такими объединяющими понятиями являются не только мир , но и лад . Лад - исконно русский Космос. Самое крупное озеро в мире носит название Ладога , также называется город, расположенный неподалёку, который в стародавние времена был столицей Руси. Какой глубокий смысл заключён в этом имени: движение Лада. Га – это не просто перемещение, это исход, распространение, проникновение в полной гамме цветов и оттенков.

Лад ит Мир, делает его лад ным, слаженным богиня Лада – женская ипостась Рода, жена и помощница Сварога. Она своими тёплыми лад ошками на лаж ивает отношения, пропитывая их добром и любовью. И её называют с любовью – Лада-матушка, Ладушка-плодородица. С приходом христианства имя Лады стало под запретом. Но в своих мольбах человек обращается не к конкретному образу, а к той силе-заступнице, которая в одной традиции называется Лада, в другой Богородица. Понятие красоты, любви, гармонии, плодородия близки и необходимы каждому человеку. Народный культ Богородицы отличатся от церковного. К ней обращаются в молитвах, заговорах и заклинаниях, потому что она защитница от бед, напастей и страданий, небесная заступница, отзывчивая, милосердная и участливая. «Богородица Пречистая, избави от маяты, надсады души отведи, моё житьё-бытьё освяти!» Чаще её называют не по имени, а Пресвятая, Пречистая .

Лада, как и Богородица, Бого матер ь – это, прежде всего, мать . Мать , которая не только даёт жизнь, но оберегает эту жизнь, помогает детям своим и опекает их. В имени Лада нет упоминания о матер инстве. Оно присутствует в имени Матр ёна, которое считается латинским ( Матр она). Да в вечно брюхатой кукле Матр ёшке, которая отображает многоуровневость матер иального мира. Мать , матка , материя , матрица – вот лоно, основа, подложка нашего мира.

 

 

Макошь – мощная Богиня Судьбы

 

Макошь, Мокошь, Мокушь, Мокша, Мокуша, Макушка – странные, жёсткие имена, но в них слышны мощь и сила. И неспроста – ведь это имена Богини Судьбы, Небесной Матери, Небесного Закона, Женского Начала, Продления Жизни. Судьба – доля, участь, рок, жребий, который выделен всему и каждому сущему. Это универсальное космическое начало, отождествляемое с мировой необходимостью и мировой справедливостью (здесь не случайны слова право, правь, закон, суд). Пряжа и нити являются символом судьбы почти во всех религиозных представлениях. Это нить жизни, которая обрывается в момент смерти и она же – путеводная нить Ариадны, выводящая из запутанного лабиринта.

Раскатаем клубочек слов: мок рый , мок нуть , моч ить , моч а , моч ь , мощ ь . Найти границу между мок рым и мощ ным оказывается очень сложно, но мы потянем клубок за ниточку ещё: мощ но , мож но , мог у . Общеславянский корень mogti быть в силе , быть в состоянии ; древнеиндийский magha могущество , вознаграждение , богатство , дар , а древнеперсидский magus волшебник , маг . Пословица гласит – Кто может, тот и маг. Тому, кто хочет и может, Мокошь посылает Долю, которая по мощ и оказывает по мощ ь . Русский человек принимает судьбу не фатально, а жизненно: что бы ни случилось, надо жить и делать все дела, которые требует жизнь. Алтари Мокоши всегда у воды, исходящей из земли: у родников и колодцев, ведь вода – это женская стихия, дающая плодородную пищу почве и всему живому.

Имя Макошь показывает богиню немного под другим углом. Это Ма-Кошь – мать Коша, вечного жребия, Кощея бессмертного.

Сложно установить родственно-свойские отношения между богами, особенно преданными забвению, но иногда Макошь называют женой Перуна – громовержца и законодателя. Чуры Перуна и Макоши обычно ставят рядом на вершине холма, на макуш ке. В Псковской области есть село Макушино, также расположенное на возвышенности.

 

 

Перун – первый перемога

 

Чтобы понять Перуна , можно пойти по простому пути. Летописи утверждают, что Перунов много. С этим можно согласиться, ведь есть белорусский Пярун , литовский и прусский Perkunas , латышский Perkons . Их «гремящие» имена отражены в соответствующих языках: литов . рerkunas – гром, perkunija – гроза, perkunuoti – греметь; латыш . рerkons – гром; прус . рercunis – гром. В славянских языках «громы» звучат схоже: укр . перун , блр . пярун , чеш . perun , польск . piorun . Вывод напрашивается сам собой: Перун – бог-громовержец.

Но список громовержцев можно расширить: древнеиндийский Парджанья , хеттский Пирва , возможно, албанский Perendi , фракийский n u r e P и др. Уже эти имена указывают на связь громовержца с горой, возвышенностью ( готск . fairguni – гора, хетт . peruna – скала, др.-инд . parvata – гора, герм . berg – гора, др.-рус . пъргиня – холм, поросший травой). И это вполне объяснимо: на горе, особенно не поросшей лесом, гроза с громом воспринимается сильнее, а небо кажется ближе.

Посмотрим ещё глубже. Срезневский 5 в своём словаре рассматривает глаголы: перети , перу стремиться, нестись ; жать, выжимать ; напирать, настаивать . И ещё, то, что сейчас называется приставкой пере-, Срезневский представляет как предлог слитный, равный славянскому пр , указывающий: 1) движение с одного места на другое, пере мещение ; 2) действие поперёк чего-нибудь – пере рубить ; 3) действие, направленное вокруг – пере плести ; 4) действие, заходящее за предел – пере кос ; 5) действие, превосходящее другое подобное – пере мочь ; 6) действие чрезмерное – пере солить ; 7) вторичное действие с целью исправления – пере делать ; 8) повторение одного и того же действия над многими – пере смотреть ; 9) взаимное действие – пере говор ; 10) промежуточное действие – пере зимовать .

Владимир Даль даёт своё видение этого предлога: изменение, повторение, начатие сызнова – пере дел ; опережение, взятие преимущества над кем или над чем – пере щеголять ; одоление, избыток сил или действия – пере тянуть ; сделать лишку – пере полнить ; деление на части – пере городка ; окончание дела – зиму пере зимовали ; взаимность, обоюдность действия – пере бранка ; многократность действия – пере дарил всех щенков.

Даль отмечает, что «образование предложных слов с прдл . пере - так обширно, что полноты его нельзя требовать даже от словаря, но они понятны по себе». Суть в том, что предлог пере - обозначает нечто, выходящее за границы, сильное, изменяющее, порою необузданное и даже излишнее. Зачастую это пред шествует, выступает в перё д, становится пер вым, в пере диидущим. Не потому ли Перун стал богом-ратоборцем у княжеских дружин, что он поможет пере бороть , пере мочь противника как внешнего, так и внутри себя?

Сохранились названия мест, где были святилища Перуну, например Перынь под Новгородом. В Бокситогорском районе Ленинградской области есть небольшой посёлок Перунь и озеро Перуша. На границе Самарской и Саратовской областей стоит город Перолюб, а недалеко от Софии – Перник. Название города Пермь происходит от финно-угорского «пера ма» – далёкая земля . Похожесть названия ещё не доказывает связь с Перуном, но в жизни даже случайное совпадение не бывает случайным.

 

 

 

Велес – великий повелитель

 

Происхождение имени Велеса остаётся тёмным пятном для научного мира. Но как память о боге-творце Роде сохранил русский язык в важных зародных словах, так же он хранит память и о вел иком по вел ителе, вол евом и ве щем Велесе.

Есть некая сила, которая вел ит, до вл еет, поз вол яет , вол ит и не вол ит. Своя воля, своя и доля. Своя воля царя боле.

Обратимся к словарям. Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. В “Толковом словаре русского языка” Ожегова есть два понятия воли: 1) как способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; сознательное стремление к осуществлению чего-либо; пожелание, требование; власть, возможность распоряжаться и 2) свобода в проявлении и состоянии. Очень объёмно трактует понятие воля В.Даль: 1) власть или сила, нравственная мочь, право, могущество; 2) желание, стремление, хотение, хоть, похоть, вожделение, вся нравственная половина человеческого духа; 3) независимость, свобода, неподвластность, простор в действиях, само вол ие, произ вол . Индо-европейский корень uei -, uol - – хотеть , желать породил плеяду слов в различных языках: voluntas лат . – желание; vala лтш . – сила, власть; wollen нем . – хотеть.

Продолжим исследования дальше. Волосы в любой народной культуре всегда связаны с магией, причём для магических целей используются два крайних состояния волос: их отсутствие и их распущенность. Не является исключением и русская культура. Не случайно же могущественнейшего бога славянского пантеона зовут не только Велесом, но и Волосом . В особо торжественных случаях восточнославянские девушки не заплетают волосы в косу, а распускают их по плечам. Так делают во время венчания, при причастии, по случаю траура и т.д. По народным поверьям длинные распущенные волосы являются элементом силы и сильнейшим оберегом. Именно поэтому, пока у женщины нет защитника-мужчины, она ходит с распущенными волосами. В особых случаях, когда требуется напряжение всех природных сил, женщина снова распускает волосы. Волосы на теле - богатым, счастливым быть, борода - атрибут силы и признак свободы. Древнерусское слово "владь", то есть владеть , означает одновременно и " волосы " и " власть ". Волоха - шкура, в офеньском языке - рубаха. Волохотый, значит волосатый, косматый, мохнатый. Жрецов культа плодородия называют волхвами.

Растения - волосы Земли ("вель" - луг ). Существует старинный обычай оставлять на полосе несколько несжатых колосьев, которые завязывают или заламывают к земле, что символизирует окончание жатвы. Этот пучок называют “волоткой” или “бородой”. Её обвязывают красной нитью или лентой, чтобы на следующий год «жито было красное», т.е. красивое. Бороду посвящают Велесу, Илье-пророку, Христу или другому покровителю урожая. Колосья завивают «по солнцу» и пригибают к земле, чтобы их сила ушла снова в землю, при этом приговаривают некую магическую фразу: «Дай бог, чтобы на другое лето был хороший урожай», «Бородушка вейся - сусек наполняйся» или «Илья - седая борода! Ходи сюда, береги мою силу к яровой жниве», после чего ложатся на спину и катаются по жниве. 6

Кстати, Велес не одинок в этом мире. В балтийской мифологии Велс - бог загробного мира и скота, в Скандинавии Вёлунд - чудесный кузнец, властитель альвов, природных духов плодородия. Семитский Балу , Баал (хозяин, владыка), в греческом звучании Ваал – бог бури, грома, молнии, дождя и плодородия. Ведийская мифология даёт нам Валу , что в переводе на русский язык значит «охватывающий», «скрывающий». Иудаистический Велиал или Велиар – дух небытия, лжи и разрушения. Может быть, всё это семейство велесоподобных имеет общего прародителя? 7

Память о Волосе-Велесе сохранилась в большом числе географических названий, особенно на северо-западе России (Волосово, Волотово Вологда и др.).

 

Стрибог – строгий устроитель

 

О Стрибоге известно очень мало. Божество Владимирского пантеона, кумир которого был установлен в Киеве в 980 году. В «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками, что многим даёт основание называть Стрибога богом ветра. Но из русского языка этого не следует. Фасмер 8 делает предположение, что имя заимствовано из древне-иранского: Stribaya – «возвышенный бог». Но он же не возражает против исконнославянского происхождения: «устроитель добра», что поясняет, почему имена Даждьбога и Стрибога часто фигурируют вместе. Строй ( укр . стр i й , блр . стрый , др.-русск . стрыи , стръи ) – ряд, порядок, расположение, постановка сподряд; лад, устройство, распорядок, согласие, соответствие; строитель, попечитель, блюститель; в музыке: согласие звуков, созвучие. Попробуйте сделать более полное определение против того, что дал В.И.Даль. Какие ветры? Есть задачи поважнее: строить, устраивать, уряжать, учреждать, приводить в порядок. Строй Божьих дел. Вселенная стоит своим неизменным строем. Всякая земля строем держится . 9 Строй, стрий – так ранее во многих славянских языках называли брата отца, дядю по отцу. Обычно наставником, воспитателем был дядька. И сейчас очень часто наставника зовут дядькой, даже если он не является родственником.

И ещё несколько корневых замечаний.

Строгий – взыскательный, требовательный, бдительный, исполнительный, точный, неуклонный. Ни это ли идеальный портрет наставника?

Стараться – усердствовать, прилежать, силиться, стремиться, усиленно трудиться, заботиться, хлопотать, делать с рвением. Конечно, стараться не совсем, чтобы строить , но посмотрим определение слова старатель – усердник, рачитель, прилежник, заботник, ревнитель, попечитель. Здесь выделены немного другие стороны, но того же наставника.

Старый, старший. Говоря эти слова, мы обычно подразумеваем возраст. А старший по званию, старшина? Не всегда старший по званию старше по возрасту. Путь по устройству мира требует определённого времени, но скорость продвижения у каждого своя, и задачи – тоже. Поэтому генерал может быть моложе своих офицеров, директор – моложе своих подчинённых. Старший – более опытный, более знающий, более обустроенный.

Стержень, стрежень, стрижали. Центр, середина, сердцевина; ось, вокруг которой всё вращается. Та самая основа, вокруг которой происходит устроение.

Страна, сторона. Родственные слова: простор, простереть. У В.Даля: Сторона – направленье; часть целого, пространство и местность вне чего-либо, внешнее, наружное, от середины удалённое; бок, край, грань. Стороны и стержень суть предметы устроения пространства, части целого мира.

Сторож, страж; стеречь – оберегать, хранить в целости, соблюдать, пасти. В задачи устроения входит не только построить, обустроить, но и сохранить.

Вот такую информацию хранит русский язык о Стрибоге…

(продолжение следует)

(г.Санкт-Петербург)

 

Публикация в журнале "ЗОВУ РИТМ", ноябрь 2010г.

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат