Есть ли будущее в прошлом (или какое сейчас образование нужно)? - Что выбирает молодежь? - Проекты - ??????? ????? ????? (????)

Что выбирает молодежь?

- Проекты
Страниц: 1

 

Есть ли будущее в прошлом?..

Сегодня много чего разного говорят о планируемой реформе образования в РФ. Но начать хочется в сложившейся вокруг этого обстановке с того, что сказал президент Российского Союза ректоров вузов Виктор Садовничий:

«Есть сферы человеческой деятельности, заведомо обреченные на коммерческий провал, но от них нельзя отказываться, если общество хочет остаться человеческим обществом. Человеческая жизнь не сводится к экономике, не везде возможна рыночная оценка эффективности. Какой театр эффективнее - Большой или Малый? Эффективнее всегда будет цирк».

Что ж, хорошо подмечено! И этот «цирк» сейчас постепенно перемещается в область того, что у нас традиционно называется «образованием», хотя там уже мало что осталось от сути и смысла настоящего образования.

Впрочем, и общественность, если смотреть на дискуссии, план предстоящей реформы нередко называет « экстравагантным планом », а предлагаемые новые «стандарты образования» - « примитивными »! Возможно, так и есть. Мы в этом месте не будем спорить.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко говорит, что:

«Обязательных предметов будет не меньше десяти. Но речь идет о том, что есть несколько предметов (в частности, ОБЖ и физкультура), которые обязательны для любого направления – независимо от того, какое направление образования школьник выбрал для себя... Но при этом, в зависимости от того, кем видит себя школьник, изучение это может быть на несколько разных уровнях. Единственное, где требования должны предъявляться одинаково, – это физкультура, это основы безопасности жизни. Потому что тут требования должны выставляться одинаковые для всех. Ребята должны быть одинаково здоровыми…»

Зря министр (в других выступлениях) сетует на то, что общественность «не так» понимает инициаторов реформы. На наш взгляд, как раз ТАК. Потому что есть у людей определенная логика и психология восприятия, а отсюда - характерные особенности не только интерпретации, но и исполнения решений, если план дойдет до утверждения. Не только в «общественном сознании», но и в среде чиновников корпуса исполнителей спущенного сверху решения будет четкая логическая картина «иерархии» предметов, т.к. все выстраивается привычно и поэтапно (для исполнения), и по степени важности (приоритетности): первостепенное, второстепенное и т.д. Потому что «все сразу» не бывает! Любая машина, в т.ч. и государственная, работает по определенному алгоритму. И может только «уклониться от задания», если неисправная, но не в состоянии «правильно понимать» и «улучшать» чьи-то планы. Машина не человек, если даже состоит из людей, как «государственная машина». И весь исторический опыт только подтверждает это.

Кто бы как ни хотел, независимо от чьих-то намерений и интерпретаций, « основными » предметами станут как раз физкультура и ОБЖ, вкупе с винегретом из разных прежних предметов под названием «Россия в мире». Что тут еще оспаривать: как воспринимается, так и внедряется!?

 

Поэтому многие, кто понимает, как и чем живет страна в разных ситуациях и событиях, очень даже правильно говорят именно об этом. Вот несколько мнений на этот счет:

- «Стандарт содержит прямую угрозу праву человека на качественное образование и, более того, национальной безопасности страны... Авторы стандарта предлагают задавать на федеральном уровне только 40 процентов содержания образования. Все серьезные эксперты говорят одно и то же: если этот показатель меньше 70 процентов, единое образовательное пространство разваливается... кроме того, стандарт предлагает нам сохранить только три обязательных предмета... Я думаю, вы понимаете, что после этого на всяких программах модернизации придется поставить крест... Сегодня нам предлагают под лозунгами патриотизма заимствовать самые худшие стороны американской старшей школы, те самые стороны, которые резко критиковал пять лет назад самый богатый человек на планете Билл Гейтс, а вчера подверг резкой критике президент Соединенных Штатов Обама» (Олег Смолин, депутат Госдумы).

- «После внимательного изучения стандарта уже не удивляет идея Кремля о приглашении в "Сколково" за большие деньги ученых из-за границы. Очевидно, что предлагаемая система школьного обучения исключает возможность появления ученых в родном отечестве» (Дмитрий Быков, журналист).

- «Если принять этот чудовищный проект, наша школа неминуемо будет выпускать недоразвитых недоучек» (Наталия Солженицына, вдова Александра Солженицына).

- «Ситуация… вызвана таким подходом к решению проблем образования, при котором общество отстранено от участия в управлении образованием. Нужно принимать законы, которые исключали бы возможность утверждения подобных "образовательных" стандартов. Старшеклассникам, получившим такое "образование", трудно будет стать ответственными гражданами, способными осуществлять модернизацию России» (Александр Шишлов, бывший председатель комитета Госдумы по образованию и науке).

- « Эта реформа означает, что войну против образования ведут по методике выжженной земли. Сегодня из школы выходят в основном пофигистически настроенные недоучки, а будут выходить физически крепкие преданные власти слуги. Они даже будут любить хозяев. Бесплатно. Вот так, дети, и выглядит настоящий феодализм. Вас не удивляло, что в "Сколково" за большие деньги собираются приглашать ученых из-за границы, а вовсе не тех, кто живет в России? Возможно, причина проста: эти люди не хотят, чтоб в России были собственные ученые. Им не нужны образованные и думающие люди. Тем, кто умеет анализировать, трудно манипулировать. Неудобный народ получается » (Ксения Молдавская, литературный критик).

 

Думается, ситуация с реформой достаточно ясная. И здесь нельзя не процитировать еще раз министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко:

- «Все боятся, что "Россия в мире" превратится в краткий курс истории ВКП(б). Но лучше будет, если мы ничего не будем рассказывать ребятам? Это, извините, как с половым воспитанием: если ничего не говорить, дети все узнают во дворе…»

Очень хочется в данном случае сказать в ответ:

- Лучше будет, если ничего не будете рассказывать ребятам!

Потому что молчание – золото! В тишине можно задуматься, если это происходит даже в первый раз в жизни!

И потому что понятно, что сегодня в школе пока что все равно не будут давать естествознание и наследие великих предков. А подмен, пожалуй, и так хватает!

И совершенно неуместно сравнение с «половым воспитанием», которое успешно реализовали за последние лет двадцать по-американски (а если смотреть по-русски, то успешно провалили) на государственном уровне, от школы до СМИ. Полученное нами ранее « дворовое воспитание » в половой сфере оказывается в таком случае несравнимо выше по уровню культурности и близости к естеству чем то, что сейчас навязывается всем в виде книг, учебных пособий, фильмов и другой рыночной продукции по т.н. «половому воспитанию».

А впрочем, извините, мы смотрим с разных сторон. То, что сейчас имеется в сфере полового воспитания и в результате его, только для нас и некоторой части общественности может быть каким-то негативом. С точки же зрения процентов внедрения в страну «американских идеалов» и американского образа жизни» в половом воспитании населения и подрастающей молодежи можно допустить, видимо, что есть достаточные успехи в уподоблении и подражании американцам. Чтобы ставить эти «проценты» в пример готовящейся реформе образования.

И в самом деле, что это общественность не унимается и не хочет поддерживать « воспитание гражданина и патриота своей страны »?! Как говорит Александр Кондаков, гендиректор издательства «Просвещение», автор проекта реформы образования, « воспитать ценностную сферу гораздо сложнее, потом не наверстаешь ».

 

А есть ли что «наверстывать»? Люди говорят и об этом:

- « Уже сегодня ученик выходит из средней средней школы полностью лишенный навыков говорить, писать и думать. Базовых навыков, не индивидуального совершенства, а общих для всех базовых навыков… Мне это очень досадно » (Александр Гаврилов, литературный критик, издатель).

- « То, что сейчас предлагается в качестве нового стандарта, – это просто полная и безоговорочная капитуляция перед детьми, которых мы сами, по собственно душевной лености и педагогической некомпетентности "потеряли" в средних классах школы. И что же мы делаем в ответ? Ищем способы исправить допущенные ошибки? Разрабатываем методы восстановления навыков мышления? Ничего подобного... Новый стандарт – это вовсе не попытка решения реальной и очень острой проблемы современной школы. Наоборот, это путь тотального отступления и усугубления проблем в сфере образования. Вместо того чтобы выяснить, почему дети не могут и не хотят учиться, и попытаться устранить причины катастрофы, предлагается фактически перестать их учить » (Александр Сергеев, научный редактор журнала «Вокруг света»).

ТАКОВ ИТОГ ДЕГРАДАЦИИ. ОНА НЕ МИНОВАЛА И СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ. Для кого секрет, что до начала первой мировой войны Россия в мире блистала достижениями во многих сферах, включая и сферу науки и образования. Впереди у нее были еще более прекрасные перспективы. Многие из хорошо зарекомендовавших себя учебников советского периода (которыми, кстати, успешно пользуются знающие люди по сей день) были сделаны на основе дореволюционных образцов. И сделали их потом почти непотребными как раз «реформаторскими» усилиями, через ряд последующих «улучшений» и переписываний, пока не довели до такого состояния, какие учебные пособия имеет современная школа, нуждающаяся уже в очередной реформе.

Невольные выводы какие напрашиваются?

1) Что СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ ЯВСТВЕННО ДЕГРАДИРУЕТ?

И тут ни «половое воспитание», ни компьютеры вместе с мобильными телефонами, как и любые другие «технические штучки», не могут стать аргументом подлинной ОБРАЗОВАННОСТИ. Критерии «прогресса» и «техники» в отношении живых людей как-то не работают. Клавиши нажимать на телефоне может и всемирно известный ученый с несколькими высшими образованиями, и получивший в школе «коридорное» образование переросток, которому выдали аттестат, возможно, лишь для того, чтобы избавиться от него.

А критерии ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, характеризующие настоящие ОБРАЗОВАННОСТЬ и КУЛЬТУРНОСТЬ человека, в таком упрощенном обществе остаются недостижимыми и малопонятными. И тем более не попадают в документы, составляемые по формальным параметрам.

2) Пожалуй, очевидным является в подобной ситуации и такой простой вывод, что ВЧЕРАШНИЕ УЧЕБНИКИ КАЧЕСТВЕННО ЛУЧШЕ СЕГОДНЯШНИХ, А ПОЗАВЧЕРАШНИЕ ЛУЧШЕ ВЧЕРАШНИХ (если не принимать во внимание чисто внешнее, т.е. полиграфическое исполнение). К сожалению, на практике обстоит именно так (кажется, и прогресс наблюдается только в технике и многообразии различных заболеваний у людей от их искусственного образа жизни).

Это во многом распространяется, по сути, и на всю систему образования (если отбросить надуманные схемы оценки «прогресса» через «технические штучки», а не через самого человека).

Вот почему по сей день люди, когда им нужно выбирать, ВЫБИРАЮТ ЛУЧШЕЕ, а лучшим оказывается то, что было вчера, позавчера и еще раньше! Как ни крути!

Поэтому нам очень даже понятны мнения многих известных людей, критикующих сегодня предлагаемую новую реформу образования. Потому что они на это смотрят не с точки зрения служебной, коммерческой или иной какой узкой заинтересованности. Они на это смотрят С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА И ПРОСТОЙ ЖИТЕЙСКОЙ ПРАКТИЧНОСТИ ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ, А ПОТОМ И ДЛЯ ВСЕЙ СТРАНЫ. И странно, и очевидно для них, что вчерашнее оказывается лучше того, что предлагается сегодня, в проекте реформы системы образования в РФ!

 

Теперь, наверное, понятно, что наши симпатии на стороне тех, кто не приемлет еще более худшую систему образования, которая может быть, если начнут реализовывать предлагаемый ныне вариант реформы. Мы тоже искренне не желаем, чтобы наши дети и наши внуки оказывались в еще более плохой ситуации с образованием, чем даже мы.

Нам хочется, чтобы сохранилось хотя бы то, что есть! За неимением лучшего. Как мы понимаем людей, заявляющих:

- «С введением новых государственных образовательных стандартов я уволюсь из школы... Я не хочу работать в ситуации, когда государство будет иметь право в будущем в зависимости от ситуации менять свой «заказ на услугу» школам, я не хочу работать по такому «заказу», за которым не стоит никакого принципа, кроме рыночного» (Мария Чистякова, учитель).

 

Но ведь нужно понимать и «глобальные» процессы и тенденции.

Процесс деградации не остановлен. Современная технократическая цивилизация медленно и неуклонно катится «вниз», погружается в «нечто», что одними воспринимается как «конец», другими как «технический прогресс» и/или «светлое будущее»!..

А сам процесс вполне РЕАЛЕН. Перемены неотвратимы!

Не отсюда ли такое впечатление у некоторых:

- «Если отложить в сторону любовь к родине, логика нового школьного стандарта, видимо, заключается в том, чтобы дать возможность легализовать сложившееся неравенство между школами, одновременно гарантируя базовый уровень. Богатые школы, города, регионы смогут варьировать предметы или глубину обучения. Это и есть внедрение принципа оплачиваемой услуги... Сегодня каждый ищет репетитора и платит ему сам. Завтра можно будет углубить школьный курс и платить за него совместно. Так или иначе, налицо мощное общественное возмущение самой идеей модернизации школы... Государство сумело внушить людям отвращение к переменам» (Михаил Фишман, журналист).

Впечатление, будто реформы замышляются с целью тормозить изменения и чтобы люди не хотели меняться и что-либо изменять!

И это в то время, когда нужно активно ИЗМЕНЯТЬСЯ И ГАРМОНИЧНО ВПИСЫВАТЬСЯ В ПРОЦЕССЫ ОБЩИХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПЕРЕМЕН ВО ВСЕМ ОКРУЖАЮЩЕМ НАС МИРЕ (мы имеем в виду не только «социум» или «общество»).

 

Представьте такой образ, если понятно, что выстроенная искусственная СИСТЕМА продолжает разрушаться (и даже разрушать – тех, кто попадает под ее жернова). И некая огромная масса, как лавина или оползень (где как), двигается «куда-то вниз», двигается даже с ускорением.

Нужно ли в такой ситуации ограничиваться реформой образования, или еще какой-то «реформой»?

Хотите ли вы, чтобы вам было «комфортнее» съезжать «в пропасть» или, как минимум, двигаться в «неизвестном направлении»?

Сколько можно цепляться за «прошлое состояние» или смотреть назад, в прошлое, на бывшие хорошие примеры, если общее «сползание вниз» продолжается?

И есть ли в таком случае будущее у тех, кто смотрит назад, в прошлое?!

К примеру, устроит ли вас система образования советского образца или дореволюционного, если понятно, что современное состояние есть следствие и результат того образования?.. Хотя бесспорно, та система была лучше, человечнее (при всех советских идеологических вывертах).

Здравый смысл подсказывает, что само по себе «скорость падения» (деградации) не играет роли, если падение неизбежно. Не верится, что в такой ситуации не смотрят вперед (на грядущие события) только потому, что страшно смотреть. Страшно смотреть обычно в том случае, если продолжают падать и смотрят только в точку падения. При полном отсутствии поиска других решений…

 

Мы всегда предлагали СМОТРЕТЬ ШИРЕ И ГЛУБЖЕ, СМОТРЕТЬ В ЦЕЛОМ.

А это означает выбор совсем другого качества и выбор другой траектории движения «по жизни», других скоростей, другого уровня комфорта и других смыслов, чем навязываемые окружающими нас социальными «стандартами поведения» или «стандартами образования».

Только в том случае имеет смысл погружаться в происходящие процессы и события, когда четко знаешь ЧТО и КАК из надвигающегося использовать для собственного развития и развития своих детей.

Надо понимать, какое бы образование («воспитывающее», «обучающее» и т.п.) не давала «система», главное образование дается у себя «дома», родителями в семье. Первоначальную ориентацию и ускорение дети получают от родных и близких…

И от этого в немалой степени зависит, сломает ли их система, или они сами воспользуются системой.

«Социальная машина» (государство, общество) дает «машинное», т.е. фактически неполное и неполноценное, недостаточное для гармонично развитого человека «образование» (как его при этом ни называй: «стандартным», «средним» или «высшим», «общеобразовательным» или «специализированным» и т.д.). Человек больше и должен быть больше любого стандарта, любой машины (если его загонять в стандарты и делать меньше машины, то в какой-то момент он теряет человеческие качества)!

Каждый из практики знает, что в любую машину мы садимся и едем, когда четко знаем, как и куда нам надо, когда мы знаем больше, чем эта машина…

Если это не осознавать и не ориентироваться здраво в происходящем сегодня, то ни даже прежние условия образования и ни даже более совершенные условия не помогут.

Много еще таких «наводящих» тезисов и примеров можно приводить. Но может быть достаточно?

Какие же выводы следуют из только что сказанного?

Предлагаем вам подумать самим. Ведь решения нужно находить индивидуальные (через себя)!

 

Мы опираемся на свой опыт и можем сослаться только на него.

Если долго не рассказывать (и не пересказывать все то, что мы уже рассказываем нашим читателям лет так десять!), то получается удивительная вещь!

При всем том, что мы категорически не приемлем предлагаемые сейчас «новые стандарты образования» очередной реформы, дальнейшее упрощение и формализацию в системе образования, что и нам нравится то, что было раньше и почти полностью утрачено нынешней школой, мы все эти годы нашей деятельности ( если смотреть со стороны, по тем же формальным показателям, как это принято в современном социуме ), выходит, давно, очень давно занимаемся тем, что сейчас предлагает новая реформа образования – ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, ОСНОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, и даже все эти годы создаем по-своему новый предмет – «РОССИЯ В МИРЕ». По крайней мере, это всегда лежало в основе или представляло собой ведущее направление как в личном развитии, так и в нашей общественной деятельности.

Книги писали, статьи (см. серии «Возрождение Человека», «Живой Русский Язык» и многие др. наши работы).

Семинары и конференции проводили - вспомните хотя бы по названиям:

«Жизнь, здоровье и безопасность в современных условиях» (2006г.),

«Взрослые и дети: здоровье и успешное воспитание. Гармоничное сочетание инновационных методик с древними традициями» (2007г.),

«Ладный путь к своей природе» (2008г.) и т.д.

Разве только качество знаний в них другое, как раз такое, какое мы декларируем и какого сами придерживаемся – ЦЕЛОСТНОЕ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ЗДРАВОЕ! В ТРАДИЦИЯХ ЖИВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, В РУСЛЕ ВЕЛИКОГО НАСЛЕДИЯ ПРЕДКОВ.

 

Поэтому не все сегодня так однозначно, как поначалу кажется. Даже в предлагаемой ныне реформе образования есть здравое зерно, в русле происходящих глобальных перемен! Если не дать увести себя в сторону от реальной человеческой цели (потому что несведущих можно увести, подбрасывая им вполне правдивые и уместные идеи). Происходящие сегодня процессы ведь действительно неоднозначны. Нельзя к ним подходить упрощенно и сиюминутно. И в мире, и в стране, и в системе образования…

И от каждого зависит, с каким смыслом и качеством каждый их будет проживать, насколько осмысленно переживать и какой опыт извлечет для себя и для своих потомков. Для себя и своих потомков - если выбирает БУДУЩЕЕ!

И это имеет огромное ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ значение - как для себя, так и для детей: нынешних и будущих!

А если что так нравится в прошлом, то это вовсе не значит, что нужно тормозить и держаться за прошлое. Просто возьмите это с собой, в будущее, возьмите – от любимых книжек детства до огромного наследия предков!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2011г.)

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", март 2011.

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат