Диплом есть, нужны ли знания? - Что выбирает молодежь? - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Что выбирает молодежь?

- Проекты
Страниц: 1

 

Уральский государственный университет им.Горького. - фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2011

Цитата из журнала столетней давности (1908г.):

«… Наши теперешние учебные учреждения не ставят себе целью усовершенствование и развитие человеческой личности, служат, главным образом, для усовершенствования и развития предметов эксплоатации. Юноша, поступая в университет, выбирает какой-либо факультет, то есть отдает себя во власть специальной машины науки, которая его перерабатывает, перегоняет в известный экстракт, наклеивает на него этикетку врача или адвоката и отпускает на рынок. Общество раскупает мало-по-малу его экстракт, конечно, всегда почти фальшивый, да где же найдешь ныне, в эпоху обмана и лжи, верный экстракт... Без этикетки общество бы не стало покупать его экстракт, как бы он чист и верен не был. Общество ведь не пробует крепости экстракта, а смотрит только этикетку...» (Вестник знания, 1908. №1. с.14. – см. http://drevniy-daos.livejournal.com/72277.html)

И сто лет назад декларации учреждений образования и реальная их практика сильно отличались. И сегодня то же самое. Официально упор делается на ЗНАНИЯ, а на практике дают набор форматированной ИНФОРМАЦИИ. Потому что готовили и готовят на « специальной машине науки », как это понимают трезвые люди, стандартных « специалистов », т.е. надо понимать изделия для монтирования в машину (или механизм) современной цивилизации (современного общества). С нестандартными знаниями к машине, как вы понимаете, никак не пристыковаться (ум девать будет некуда!). Чтобы не было видно подмены, нарочно или по невежеству, слова «знание» и «информация» тоже давно превращены в почти что синонимы.

Но живые традиции даже « в эпоху обмана и лжи » умирают не сразу. Потому что кому-то все равно нужно поддерживать красивый фасад «системы народного образования», декларирующей «знания». А реальные знания могут представлять только реально знающие, умеющие мыслить люди. Поэтому современное общество вынуждено поддерживать некое минимально необходимое количество умных и образованных людей (как малочисленную социальную прослойку). Чтобы видно было, что «знания есть» и их можно приобретать (ну и покупать). Не только сто лет назад, но даже в недавнем прошлом, лет так 30-40 назад, еще существовали научные традиции и даже научные школы, высшие учебные заведения поднимали свой престиж знаниями и выдающимися учеными. Хотя, конечно же, существовала и другая сторона той же медали: для «народного хозяйства» те же заведения массово «штамповали» «специалистов». И все честно упор делали на стандартный набор информации для «диплома специалиста»...

 

Когда ФОРМА, ЭТИКЕТКА доминирует, то знания в таком обществе не ценятся и обречены лишь на выживание среди энтузиастов. Поэтому на РЫНКЕ, где « все продается », в течение всего периода современной технократической цивилизации можно было легко купить практически любую « форму »: титулы, привилегии, должности, нужные документы... А что тогда говорить о такой мелочи, как «диплом» об образовании?!

И подоплека такой практики известна: любую форму можно скопировать, подделать! Не поддается копированию только живое и настоящее. ЗНАНИЯ НЕ ПОДДЕЛАТЬ!

Но суть в том, что «форма» (искусственная, мертвая) сама по себе не может существовать. Для формы нужен «носитель», и лучше – если управляемый. То, что рыночная, формальная, искусственная, технократическая цивилизация паразитирует на живом человечестве, уже давно ни для кого не секрет. Не секрет и то, что такая «заболевшая» цивилизация обречена на деградацию. Ведь сегодня даже само понятие «образование» стало лишь анкетной формальностью (оно обставлено стандартизированными тестами и формализованными зачетами). А диплом стал «этикеткой», которую можно купить и наклеить на что угодно (поэтому «диплом» и называют в народе «корочкой»). Получается что-то вроде упаковки, внутри которой предполагается годный товар.

Чем привлекают сегодня, например, поставившие свой товар на поток производители «дипломов»? Может быть ПРАВДОЙ, которая известна всем? Вот цитата из одного объявления, которых тысячи от уже целого направления бизнеса на ниве «образования»:

«Мы живем во времена, когда высшее образование перестало быть признаком профессионализма. Это всего лишь дополнительные корочки, которые дают определенное преимущество при устройстве на работу. Все мы знаем, каким образом сегодня происходит обучение студентов в ВУЗах и техникумах. Практически все учащиеся вынуждены подрабатывать благодаря мизерным стипендиям и сводить к минимуму время, уделяемое посещению занятий. Обладают ли все эти выпускники заявленными знаниями и профессиональными навыками? Может быть, гораздо проще и честнее купить диплом ?..»

Кто скажет, что это не так?

Когда даже сама официальная (законная) процедура получения образования в современной цивилизации формализована, как бы ПОДДЕЛАНА под знание, которого почти нет. По крайней мере, настоящие знания, как известно, давно уже большая редкость! Профанация же знаний на всех уровнях не уменьшается, а только растет в масштабах. Разве не видно, откуда ноги растут у рынка дипломов и «образовательного бизнеса»?

Чтобы стало по-другому, нужно изменить буквально все. В той же статье из «Вестника знания» столетней давности, с которой начали, довольно трезво отвечают читателю, который тогда, в начале ХХ века, предлагал ОТМЕНИТЬ ДИПЛОМЫ:

«… Если вы хотите уничтожить дипломы, то сперва надо перевоспитать, подготовить к тому общество, привить ему стремление к развитию своей личности, научить его здраво разбираться в касающихся его вопросах - чтобы оно само было в состоянии проверить и убедиться в фальшивости или верности, а не должно было бы брать все то, что предлагает кулак-эксплоататор …»

Звучит фантастически. И понятно, что в современной цивилизации дипломы (или их аналоги) никто не отменит.

А тем временем в области образования, как и во всех сферах современного рынка, появляются все новые проекты, но, кажется, получается, в итоге, только хуже! К сожалению. Скорее, у каждого есть свои примеры из современной жизни там, где они проживают.

Мы живем на Урале, у нас свои, местные примеры. Здесь сейчас создается для престижа региона на современном рынке «этикетка» федерального значения – «УрФУ»!!! (Почему-то тиражируется такое вот неблагозвучное, даже презрительное «фу» в масштабах всей страны: может быть, как косвенная оценка того, что на самом деле преподносится?) Создается же «УрФУ» на базе двух авторитетных, имеющих свои традиции, научные школы и квалифицированные кадры уральских университетов в Екатеринбурге (Уральского государственного университета, известного как УрГУ, и Уральского государственного технического университета, известного как УГТУ-УПИ). При этом заслужит ли новое учреждение научный и практический авторитет, будет ли оно славиться своей наукой, оправдает ли надежды?.. Неизвестно. Пока лишь мечты и намерения, под которые происходит ликвидация двух прославленных университетов, которым почти что по сто лет!..

 

Эту тему открыли не мы. Она активно обсуждается в Интернете и в печатных СМИ. Даже социологические опросы проводятся! Вот и у нас в городе «Наша газета» (№752 от 17.06.2010) подвела свои итоги:

«Появились первые результаты опроса «Насколько ценным для вас является диплом о высшем образовании?»

Ровно половина читателей (50%) ответили, что наличие диплома для них важно и они с уважением относятся к людям, окончившим вуз. 29% опрошенных ответили, что наличие диплома ни о чем не говорит, и есть он или нет – не имеет значения. И еще 21 процент читателей резонно заметили: «Смотря какого вуза диплом».

С дипломом все пока понятно. А вот с самим наличием высшего образования?..»

Далее газета спрашивает у читателей:

НУЖНО ЛИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

 

«Всем нам, наверняка, встречались люди, не имеющие в/о, но при этом обладающие широким кругозором, умеющие думать и анализировать, занимающие ответственные посты и т.д. И попадались совершенно противоположные персонажи: диплом крутого вуза, а по жизни дуб дубом, про работу вообще не говорим.

Инна:

- Мне кажется, что одного в/о мало. У меня с моим гуманитарным образованием нет ощущения безопасности. Хочется еще в дополнение что-нибудь более… прикладное, что ли. Медучилище, например. Или швейное. Или кулинарное. Что-то, что пригодится в любой стране и в любые времена. В общем, я за то, чтоб сначала среднее, с которым по жизни не пропадешь. А потом, если сильно к наукам тянет, то и вышку можно. Хотя вроде понимаю, что одно дело – сразу из школы в университет. А другое дело – из техникума, просто, может, и желания уже не будет учиться, работать надо, деньги нужны… Не думаю, что повальное в/о полезно для экономики. Как говорят, работать некому, одни гитаристы в стране.

Наталия:

- Конечно, молодежи без высшего образования на хорошую работу путь заказан. Хочешь не хочешь, а хоть заборостроительный институт да закончи. У нас уже тенденция такая, что без диплома – ты человек без будущего, бесперспективный, в общем. Но у молодых еще есть время. А вот у меня его нет. Мне 43 года. Я работаю в проектной организации много лет. И всех устраивает мой диплом техникума. Я опытный специалист, но сейчас создали такую ситуацию, что без высшего образования я, оказывается, не могу даже выполнять свою работу и подписываться под ней. Хотя раньше все экспертизы проходила и т.д. Всем ясно, что в сравнении со мной молодой специалист с высшим – ясельная группа.

Ольга:

- Скажу про свое в/о: красный диплом и специальность «по любви», кандидатская степень… Ничего из этого совершенно не пригодилось в работе и в жизни. Работаю офис-менеджером. Одно «но»: компания крупная и солидная, и, наверняка, взяли меня, в т.ч., и благодаря имевшемуся диплому и степени, как показателям образованности и адекватности, к примеру…

(«Наша газета». №752 от 17.06.2010. с.5)

 

А что мы можем сказать в ответ?

По сути читательницы совершенно правы: сейчас ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭТОЙ СТРАНЕ НЕ НУЖНО. Потому что практически всем вокруг видно немало примеров, когда кандидат наук зарабатывает на хлеб таксистом, системщик, философ или филолог – дворником, кондуктором, вахтером или сторожем… Стоит ли занимать место большим перечнем того, как специалисты не просто с высшим образованием, но уже и являющиеся опытными профессионалами в своей области выполняют работы, требующие низкой, а то и вовсе никакой квалификации!?

Однако есть и другое обстоятельство. Видимо, нам самим, если мы трезво понимаем и оцениваем складывающуюся ситуацию, нужно просто принимать все это к сведению и решить для себя, КАК БЫТЬ. Что будет решением для каждого из нас? Ведь кто-то из нас все еще учится, а кто-то уже где-то работает. Может быть, и не по диплому. У кого-то дети учатся в школах и вузах…

При этом ФОРМАЛИЗАЦИЯ и СТАНДАРТИЗАЦИЯ всех сфер деятельности в современной цивилизации продолжается, доходя порой до абсурда. Уровень и престиж знаний продолжает падать. Чуть ли не каждая компания или каждое ведомство сейчас разрабатывает свои «квалификационные требования» к должностям, которые составляются без учета реальных условий. Будь ты хоть трижды мастер своего дела и приносишь организации немалые доходы, даже не имея в/о, но не получишь повышения по службе, если нет хоть какого-то диплома. Потому что в квалификационных требованиях к вышестоящей должности может стоять пункт « наличие в/о » (хоть какого!), а еще порой и « наличие водительских прав »…

(Все примеры из окружающей действительности. И вы это знаете сами!)

Поэтому многие вынуждены отдавать годы жизни и много средств на получение простой рыночной «ЭТИКЕТКИ» (ИЛИ «ПРОПУСКА»), в виде « диплома в/о ». И ориентировать на это своих детей. Ведь дома каждый объясняет своим детям ситуацию в современной технократической цивилизации не красивыми декларациями «прав человека» или рекламными листовками вузов, а простыми доступными словами и примерами, которые дети видят своими глазами.

 

Ну а ЗНАНИЯ? Нужны ли в современном обществе знания? – НЕТ!

Для ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, в виде «винтика общественной машины», достаточно определенного набора общей и специфической информации, которую можно набрать даже без дипломов и знаний. Кому-то этого хватает, такова « се ля ви », если даже она, жизнь, при этом у них всего лишь ее имитация.

А ЗНАНИЯ, уж тем более настоящие знания, реальные, они и нужны для настоящей жизни. Ведь ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ, она дается независимо от того, какая цивилизация на дворе. И никакие дипломы или индульгенции не оправдают, не зачтутся, если все отпущенное время ушло только лишь на «функционирование» в «машине». Ведь реально перед людьми всегда существуют вопросы (хотя для некоторых уже и высокого, т.е. недосягаемого, порядка):

- а выполнены ли уроки и дела, ради которых дана эта жизнь?

- а заслужено ли высокое звание Человека Разумного?

Поэтому и выводы у нас простые и прагматичные, т.е. нужно понимать, что диплом нужен в качестве формальной этикетки-пропуска в рыночном обществе (да и то не каждому и не везде), а НАСТОЯЩИЕ ЗНАНИЯ НУЖНЫ ДЛЯ СЕБЯ, ДЛЯ ЖИЗНИ!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2010г.)

 

Публикуется в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», июль 2010.

 

Чтобы получать такие материалы, подпишитесь на наши рассылки!

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат