Культура Живой Речи: практикум и методика обучения. Введение - 2 - Культура Живой Речи - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Культура Живой Речи

- Проекты
Страниц: 1

 

Фото: Пресс-центр ЗоВУ. 2011

Если пока трудно дается такая грамота, не надо расстраиваться тому, что сразу чувствовать все это не получается. Спортсмены и йоги тоже долго тренируются, пока у них начинает «получаться»!

 

2) КОНКРЕТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА, УРОВЕНЬ ГЛУБИНЫ И ОСОЗНАННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.

Могут сказать, что и в «западном» подходе говорят о восприятии, об умении узнавать буквы и читать тексты. Говорят, но смотрите, как это получается. О восприятии говорят преимущественно в психологических науках. В остальных как-то вскользь. Поэтому многие существенные звенья выпадают и целой картины мира не получается. Например, в начальных классах учат детей читать. Но практически каждая учительница при этом о звуке – к примеру, звуке А – уже не вспоминает. Она говорит уже о «букве» А. Ей и в голову не приходит мысль, что дети получают какие-то незавершенные данные, которые не связаны между собой. Или связаны только условно, по условно принятым правилам. И тот, кому эти правила неведомы, даже не догадается о связи буквы и звука. Но таков уж условно принятый «ЗНАКОВЫЙ» подход (подход «западной» лингвистики). В одной плоскости восприятия «звуки речи», в другой плоскости – «буквы». Реально они не связаны ничем! Даже о природе самого восприятия сейчас существуют лишь гипотезы. Получается, в итоге, раздвоение восприятия и даже сознания, что противоестественно, т.к. в природе так не бывает.

Но возможны и «нехорошие» исключения по разным причинам. Например, если восприятие того или иного человека травмировано, оно будет воспринимать сигналы мира неполноценно, фрагментарно, искаженно. К слову сказать, такие «неблагоприятные» условия для восприятия человеческого сложились как раз в современную эпоху, в период технократической цивилизации. С одной стороны, в силу сложившихся внешних условий. С другой, специально созданные (искусственные) способы воспитания и обучения новых поколений получились простыми и формальными, т.е. логически «схематичными», а значит – фрагментарными, неполными, искаженными, т.е., в конечном счете, травмирующими природные основы человеческого восприятия.

Вот и приходится теперь для различения вводить понятие об уровне глубины и осознанности восприятия. На практике теперь получается так, что через специальное формализованное воспитание и обучение восприятие человека делается неполным, как бы «поверхностным», «плоским». И редко кому теперь удается сохранить относительную полноту, глубину, а соответственно и живость восприятия. Особенно в условиях, когда простота и формализм в социальной практике оказываются предпочтительней.

Если реальная природа вокруг нас «объемна», а ее восприятие у людей нарочно формируется «плоско», то у людей этот воображаемый, как бы отраженный в сознании «объем» складывается из множества плохо между собой согласованных, состыкованных логических или абстрактных «плоскостей». И выходит, что «объем» вроде бы есть, но «целостности» нет, т.к. реально существует лишь набор разрозненных «плоскостей».

Теперь понятно, почему сейчас в сознании людей, например, «звуки речи» и «буквы» связаны лишь условно, т.е. как бы «по договору», а самого этого договора в природе не существует. Вот где и в чем причина НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ мира у людей, вот почему они сегодня не знают природу своего собственного восприятия.

«Восточный» подход к человеческой Живой Речи не отделяет «звук речи» от его восприятия. И даже практически показывает (и в этом может убедиться на своем опыте каждый, кто возвращает себе полноценное, естественное восприятие), КАК происходит восприятие, например, «звуков речи». В предыдущих книгах о Языке и Речи (см. список литературы) достаточно убедительно описано, как и где в пространстве восприятия человека расположены «звуки речи», вернее их физические, энергетические проявления. Когда человек хочет что-то сделать – «сотворить», «показать знание» или «передать информацию», - он вольно или невольно (осознанно или неосознанно) приводит в движение энергии «звуков речи», т.е. что-то озвучивает, «изрекает», СОЗДАЕТ ЖИВУЮ РЕЧЬ. И эта речь распространяется, передается в пространстве, в т.ч. попадает и в пространство восприятия другого человека. А ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ другим человеком происходит через волновой природы «резонанс», когда у другого, т.е. воспринимающего, человека активируются те же самые энергии в тех же местах и тем же способом, что и у создающего и передающего данную конкретную Речь. В общем, создание и восприятие Живой Речи – это одно единое целое, как две стороны одной медали.

(Отсюда же и понятно становится, что «буква», как «знак», не относится к природным факторам Живой Речи и восприятия мира. «Буква» вторична. Более того, «буква» появляется искусственно и появляется только в период недостаточного (т.е. неполноценного) восприятия, в другое время в грубых знаковых формах передачи информации нет необходимости. Аналогично и «костыли» (технические средства) появляются только у хромающего, травмированного. Здоровый человек в костылях (технике) не нуждается. О такой роли и месте «буквы» («знака») необходимо сказать еще и потому, что в «западном» подходе «знак» занимает доминирующее положение, таким образом переворачивается и представление о Языке и Речи в сознании людей.)

Вот почему полноценное восприятие потенциально задано человеку изначально, от природы, а неполноценное восприятие связано только с нарушениями восприятия. А нарушения эти могут быть «небольшими» (когда картина живой реальности искажается чуть-чуть) или «большими» (когда сигналы настолько искажены и неполны, что у людей складывается недостоверное миропонимание).

Природе человека свойственно принимать наилучшее, или как бы «правильное» решение, которое у него основывается на имеющихся данных. Теперь, наверное, понятно, что т.н. «ошибки» возникают не потому, что человек «плохо мыслит». Мыслит он всегда идеально! Либо мыслит, либо не мыслит (либо живет, либо труп). «Ошибки» тоже являются наилучшим вариантом решения из совокупности тех данных, какие имелись на момент принятия решения. Но «ошибки» - это решения, основанные на НЕдостаточных данных, т.е. на НЕполноценном восприятии мира.

В нашем примере с Языком и Речью тоже, на самом деле, не надо уходить из пространства живого звучания Речи. Надо помнить, что конкретное восприятие конкретного человека не делится, оно одно единое, целое, целостное. Следовательно, и звук речи не только физически реален, но и воспринимается реально через органы восприятия человека.

Вопрос лишь в том, что эти органы восприятия человека должны быть особым образом подготовлены, «воспитаны» к распознаванию. В принципе, изначально звуки речи и органы восприятия этих звуков органично настроены на целостность, на соответствие: звуки речи человеческой рассчитаны на восприятие человеком, и восприятие человеческое рассчитано, помимо восприятия всего остального, и на восприятие звуков речи. От природы предусмотрено именно так. В природе все одно целое и все взаимосвязано!

Например, звук А, как известно, можно произносить по-разному, и в каждом варианте у него будет различное энергетическое и смысловое наполнение, в котором нужно уметь ориентироваться. А полноценно ориентироваться можно только при полноценном восприятии. Если восприятие «воспитано» неполноценно, фрагментарно, формально, то и восприятие этого звука А будет соответствующим – неточным, приблизительным, будто видимый объект в тумане.

А как же в полноценном восприятии?

1) Непременно делается различие между эталонным звучанием звука А и звучанием в данном случае, насколько соответствует ноте ФА и произносится в идеальном для природы данного звука состоянии. 2) Огромное значение имеет уровень полноты восприятия и осознанности для осмысления в данном конкретном случае. 3) Звук А, как помним из основ Живой Речи, находится в самом центре пространства человеческого восприятия, в области сердца. Ведь человек «слышит» или «слушает» не ушами, а на самом деле всем своим телом, всем организмом, всем своим пространством восприятия. Соответственно, все слова, содержащие звук А, будут резонировать с сердечным центром человека воспринимающего, если у него не сбита настройка (кстати говоря, сейчас она сбивается у многих с малых лет, и к моменту взросления уже формируется неполноценное восприятие). Поэтому люди перестают чувствовать (или не чувствуют) реальную природу человеческой речи и понимают ее сейчас преимущественно на «знаковой» основе, по-западному. 4) Вот и видно станет, насколько «чистое» будет звучание и взаимодействие по энергиям в данном конкретном случае. Или будет как в смешной песне (« сделать хотел грозу, но получил козу »), если восприятие искажено и механизм взаимодействия с миром сбит с детства. Или же взаимодействие будет ЛАДНЫМ, приносящим радость и удовлетворение.

 

3) ПРОСТРАНСТВО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО СТРУКТУРА И ФИЗИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ.

Ощущение этого пространства может быть различным: у кого-то в пределах тела, а у кого-то на всю Вселенную. Насколько хватит чувств, осознанности и понимания. Но в любом случае - для удобства ориентации - у ПРОСТРАНСТВА ВОСПРИЯТИЯ есть ЦЕНТР. Этот центр издревле зовется «СЕРЕДиной ЦЕлого» или сокращенно: СЕРДЦЕ. При этом «целое» - это не только сам человек, а Человек Разумный ВМЕСТЕ с Природой. Изначально Человек НЕ отделял себя от Природы!

От Сердца выстраивается своеобразная «система координат» пространства восприятия человека: «верх – низ», или «запад – север – восток» и т.д.

И Живая Речь (Слово) строится по законам этого пространства восприятия. Например, сердечный центр обычно служит «точкой симметрии» или «точкой зеркального отражения» в словообразовании по энергетическим центрам. И примеры можно привести (они есть в наших книгах, по которым можно учить строй Живого Языка и Живой Речи).

К примеру, «путь» - это где-то внизу, воспринимается в области первого-второго центров. А его зеркальное отражение (в языкознании это называется «ИНВЕРСИЕЙ корней») должно быть где-то вверху, в области седьмого-шестого центров. В области головы. И точно: «Туп»! Даже само слово «голова» отражается внизу словом «влага» («волога», хотя в современном произношении сразу это и не понять).

Другие примеры, характеризующие пространство восприятия человека и его связь с организацией Живой Речи, смотрите в наших предыдущих книгах, данных как учебные пособия по Языку и Речи.

Надо сказать, что на практике и «середина целого» выделяется только условно, для выстраивания системы координат в пространстве восприятия. Потому что на самом деле восприятие происходит не «фрагментарно», через отдельные органы чувств, а ЦЕЛО! Человек Разумный создан таким образом, чтобы воспринимать мир всем своим телом, всем организмом, всем своим существом! И само восприятие происходит не пассивно, а активно. Поэтому и понимается как ПЕРЕЖИВАНИЕ. Человек все-таки не зеркало, отражающее Природу, а разумное существо, ЖИВУЩЕЕ в ней.

Поэтому ранее и было сказано, что Человек и Природа составляют ОРГАНИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ, в которое так же органично вплетена изначальная ЖИВАЯ РЕЧЬ. Вот почему существующие в современном языкознании «гипотезы» возникновения языка нужно признать представлениями эпохи упадка и человеческой деградации.

В самом деле, разве можно всерьез принимать такие суждения, типа:

«Существует много теорий происхождения языка».

Скорее, от неведения или задачи дезинформации.

Многие современные исследователи сходятся в своем представлении о примитивности предков, без обоснования, якобы « древние люди жили стаями ». Варианты у них не предусмотрены. Все факты, не вписывающиеся в постулаты примитивности, просто отвергаются или замалчиваются. При этом с ними действительно нелепо спорить. Ведь действительно были в минувших тысячелетиях, помимо взлетов культуры, еще и падения, периоды разложения, упадка, одичания – и локальные, и глобальные. Жаль, что они не выходят за пределы примитивной линейной « модели человеческого прогресса », начиная « от обезьяны ». Поэтому не видят в Природе Человека Разумного изначально заданную Живую Речь или Дар Речи. Поэтому выдвигают лишь частные и неубедительные гипотезы. Ну, что это такое, когда детям говорят:

«Живя в обществе, люди должны были общаться. Сначала это были бессвязные звуки, которые постепенно превратились в слова…»

И никаких альтернативных подходов. Даже классики современного языкознания замалчиваются, если их высказывания не вписываются в современную формальную и формализованную модель языка. Мы уже приводили пример и цитировали:

« Живая речь - первое и истинное состояние языка. Раздробление на слова и правила - мертвый продукт механического ученого анализа... Не речь составилась из слов, а слова произошли из органической совокупной речи... » (В.Гумбольдт)

Это XVIII век. Надо сказать, что языкознание, развиваясь в современную науку, фактически деградирует, утверждая почти противоположные вещи, чем классики современной филологической науки на заре ее возникновения. В принципе, в этом ничего удивительного нет, потому что идея « прогресса » через « формализацию, технизацию, технологизацию » всей жизни людей для этого и внедрена. Примитивизируясь, люди выстраивают все более сложные формализованные представления о мире. Соответственно, и лингвистические гипотезы, принимаемые как научный факт, подчас выглядят чудовищно нелепыми. На полном серьезе, как гипотезы, перебираются варианты, типа:

«Одни ученые утверждают, что первыми были слова звукоподражательные, вроде "чик-чирик". Другие предполагают, что первыми словами были непроизвольные выкрики, вроде "брр - р!" - и остальные решили обозначать холод словом "брр - р!". Третья теория - "ням-ням" - предполагает, что язык начался с тех первых звуков, которые произносит ребенок, еще не умеющий говорить: "ма - ма - ма". Есть еще теория, что первым было слово - орудие, помогающее в охоте и труде: "дай", "брось", "зажги". Но как именно это получилось? Вот загадка!»

Вам это не напоминает слепых мудрецов из восточной притчи, ощупывающих слона?

Не имея целостного представления о Природе и Человеке Разумном, не чувствуя себя и Природу, никогда не понять, что ЖИВАЯ РЕЧЬ ДАНА ЧЕЛОВЕКУ ИЗНАЧАЛЬНО В ЕГО ПРОСТРАНСТВЕ ВОСПРИЯТИЯ СЕБЯ И ПРИРОДЫ.

 

 

4) ЭНЕРГИИ, ЖИВАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭНЕРГЕТИКА.

Здесь порой возникает непонимание, состоящее в том, что вроде бы об энергетике и ее раскрытии говорят, начиная с первого центра, а в контексте Живой Речи отсчет начинается с четвертой. Почему?

Здесь нельзя перепутывать два разных явления. Природа энергетики человека такова, как она обычно и описывается в литературе на эту тему: динамика энергий проявляется и описывается от 1-го центра к 7-му, или от 7-го центра к 1-му. Подчеркиваем, ДИНАМИКА энергий.

А в Живой Речи мы говорим о ВОСПРИЯТИИ этих энергий. Если в первом случае речь идет о реальном движении от точки А до точки Б, то во втором – о восприятии всего пути, находясь при этом на полпути от А до Б, т.е. в центре. И говорим мы не о физических параметрах энергий разных центров, а о том, КАК это воспринимается человеком и КАКОЙ СМЫСЛ для него имеет.

Поэтому традиционные описания энергетики (по чакрам) не отрицаются описаниями восприятия и смысла энергий центров в Живой Речи, а только дополняются. Дополняются характеристиками восприятия и осмысленности.

 

Таким образом, мы здесь пока обозначали лишь четыре основных фактора, вне которых человеческая речь не может рассматриваться реально. Если к живому человеку прилагать « машинные » описания, то, кроме машины, в человеке ничего и не увидеть. Именно так и возникали разные философии « человека-машины », ведущие к упрощению человека и его отрыву от здравых истоков, живых корней и единства с Природой. Но «восточный» подход возвращает все на место. Появляется возможность реально и трезво понимать, как все на самом деле. Возвращать Знания предков. Только возможно это лишь вместе с возвращением тех человеческих способностей единения с Природой, какими обладали предки. Иначе не выйти за рамки «формального» подхода и «технического» отношения к живому Человеку Разумному… … …

автор: Алексей НЯНИН

 

(из книги: Культура живой речи: практикум и методика обучения. - ЦСкА. РИТМ. Екатеринбург, апрель 2010г.)

 

Публикуется в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июнь 2010

 

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат