Феномен праздника как неотъемлемая часть календаря - Новые материалы о праздниках - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Новые материалы о праздниках

- Проекты
Страница проекта - Банк поздравлений
Страниц: 1

 

Масленица. Екатеринбург. - Фото: Пресс-центр ЗоВУ. 2011

Май - традиционно весенний праздничный месяц. Поэтому именно для этого номера мы попросили у А.Г.Резункова его статью на тему праздников. Специально для такого случая автор даже внес некоторые изменения. Так получилась новая редакция статьи. Автор начинает в аннотации с того, что « Праздники – это неотъемлемая часть человеческой культуры, человеческой жизни. Праздники не придуманы – они также необходимы как еда, сон, работа. Это не просто отдых и не столько отдых, как просто другое состояние жизни, противопоставленное будням. Автор более 15 лет подготавливает и проводит праздники. На основе теоретических и практических представлений он считает, что на сегодняшний день культура проведения праздников сильно деформирована и нуждается в активном изучении и восстановлении ».

От редакции

 

Резунков А.Г ., доктор философии, член Русского географического общества, руководитель общины Крина

 

ФЕНОМЕН ПРАЗДНИКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КАЛЕНДАРЯ

 

Обратимся к понятию ПРАЗДНИК в различных словарях. В «Толковом словаре » Ожегова Праздник рассматривается как – 1.День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н. Первомай – п . весны . 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. 3. Выходной, нерабочий день. 4. День радости и торжества по поводу чего-н. 5. День игр, развлечений.

Здесь нет определения, есть набор признаков, которые, тем не менее, проясняют картину. Во-первых, – это торжество ; во-вторых, – оно установлено в честь кого- или чего-нибудь; в-третьих, – присутствуют элементы игр, развлечений; в-четвёртых, – это нерабочий день (точнее, свободное от работы время). Отдельной статьёй упоминается церковь как организатор праздника.

«Советский энциклопедический словарь » определения праздника не даёт, но чётко указывает, что такое Праздничные дни в СССР: установленные законом дни, посвящённые выдающимся событиям, традиционным датам, чествованию работников определённых профессий и т.д. Нерабочими являются следующие П.д .: 1 янв. – Новогодний праздник, 8 марта - Международный женский день, 1 и 2 мая – День международной солидарности трудящихся, 9 мая – Праздник Победы, 7 окт. – День Конституции СССР, 7 и 8 нояб. – годовщина Великой Окт. социалистич. рев-ции . В списке праздничных дней, профессиональных праздников и памятных дат на 2010 год, отмечаемых на государственном уровне, таковых указано 205 . Они, конечно, не все равнозначны: разве можно поставить на один уровень День матери России и День судебного пристава или День сурдопереводчика. Причём нерабочих (выходных) дней стало чуть больше (появились религиозные праздники), названия сменились, а сроки практически остались те же . Отсюда можно извлечь дополнительную информацию: праздничные дни устанавливаются законом.

«Философский словарь» не рассматривает «праздник» как философскую категорию.

Ознакомившись с современными представлениями о празднике, захотелось заглянуть немножко в историю. Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» толкует слово Праздник как день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, пртвпл . будень ; день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица. В.Даль чётко разделяет праздники церковные, гражданские и государственные, причём отмечает, что существуют ещё и праздники местные, местничковые, а также личные. В слово Праздный Даль вкладывает следующие понятия: незанятый, порожний, свободный, пустой.

Измаил Срезневский по материалам письменных памятников IX - XVIII веков выпустил «Словарь древнерусского языка» . В нём несколько десятков слов с корнем « праз ». Здесь представлены слова, имеющие непосредственное отношение к празднику:

Праздь – свобода, освобождение, избавление.

Праздьнь – свобода, досуг; праздность.

Празьнь – свобода; досуг; праздность; бездействие (?); медленность (?).

Праздьность – пустота.

Праздьньство – праздность; праздник, торжество.

Празьньство – бездействие; остановка в работе.

Праздьновати – быть свободным; бездействовать; отдыхать, не работать; радоваться, торжествовать; устраивать праздник, пир; совершать церковное воспоминание священного события; праздновать, не поститься.

Празьновати – освобождаться от работы, отдыхать, праздничать.

Празьнити – освобождать, отвлекать.

Празьньновати – не заниматься, лениться (?).

Праздьникъ – торжество, празднование; праздничное угощение, праздник; веселье; праздник, как день церковного воспоминания о святых или о священном событии; изображение на иконе священного события; обряд.

Празьникъ – торжество, праздник, пир; церковное празднование воспоминания о священном событии.

Отсюда можно сделать следующие выводы: во-первых, смысл слова за тысячу лет существенно не изменился, это свобода, отдых, бездействие – ведь раньше нерабочий день назывался неделя – день неделания, во-вторых, – торжество, и в-третьих, – пир, праздничное угощение.

В предисловии к энциклопедии «Русский праздник» И.И.Шангина пишет: « Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира. Праздничных дней в России XVIII—XIX вв. было много: сто сорок - сто пятьдесят в году. … Праздники отмечались обычно всей общиной, в них должны были участвовать все взрослые жители села, деревни, городского квартала или улицы. Игнорирование празднества людьми физически и психически здоровыми рассматривалось как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений.

Кроме общинных праздников в русском быту существовали праздники семейные: именины, популярные в основном среди городского населения, и семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни близких родственников, происшедшие в прошлом и завещанные для почитания.

Общинные праздники длились несколько дней: от одного до двенадцати, в зависимости от значимости праздника. Многие из них имели так называемые предпраздники и попразднества. Предпраздник был необходим для создания у людей определенного психологического настроя на праздник. Попразднество решало задачу выведения человека из праздничной гульбы в будничную, повседневную жизнь. Семейные торжества проходили обычно в течение одного дня.

Каждый из праздников имел свою отмеченную давней традицией программу. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежавшего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества. … Каждый праздник имел своих главных и второстепенных действующих лиц, свои атрибуты, свои песни, заговоры, словесные формулы, нередко и свои специфические блюда. В то же время праздники имели и много общего

Из этой длинной цитаты, в которой, кстати, обо всём говориться в прошедшем времени, сделаем следующие выводы:

•  праздник - неотъемлемая составляющая нормального течения жизни.

•  сто сорок - сто пятьдесят праздников в году – это примерно 40 % времени.

•  существуют праздники общинные и личные, семейные.

•  праздники могут длиться до 12 дней.

•  празднику необходим предпраздник и попразднество.

•  каждый праздник имеет свою программу, сценарий.

 

Самое конкретное определение праздника дала С.М.Толстая .

Праздник одно из главных понятий народного календаря, «сакральное» время, противопоставленное повседневному, «профанному» времени будней. Различаются великие, большие и малые П. К первым относятся Рождество, Пасха и Троица, празднуемые несколько дней, ко вторым - остальные «годовые», (двунадесятые) П. - Благовещение, Крещение, Успение и т.д., к третьим - прочие.

П. отличается от будней запретом на все или некоторые виды работ, который вступает накануне П., после захода солнца…

П. могут быть «святыми, светлыми, чистыми, благими», с одной стороны, и «злыми, погаными, вредными, некрещёными, страшными, тяжёлыми, кривыми, пустыми, напрасными, никакими» – с другой. Дни (праздники) могут быть также мужскими и женскими, молодыми и старыми, куцыми и хромыми, безумными (бешенными) и глупыми, гнилыми и глухими, мёртвыми и весёлыми, крепкими и тяжёлыми, богатыми и бедными, крутыми и ленивыми, толстыми (жирными) и голодными, тёплыми и холодными, сухими и мокрыми, огневыми и водяными, градовыми и ветряными и т.п. Для обозначения П. широко используются цвета: белый, красный, чёрный, зелёный, пёстрый…

Само понимание П. как опасного для людей разрыва границы между «тем» и «этим» миром составляет элемент языческой картины мира. Все П., как большие, так и малые, считаются опасными…

Хотя в этом определении рассматриваются только христианские праздники, но здесь выделен, на мой взгляд, основной момент : любые праздники находятся на грани «того» и «этого» мира и являются опасными.

Фасмер в своём «Этимологическом словаре русского языка» приравнивает слова праздный и порожний . А порожний – это не только пустой , но и находящийся на пороге, на грани, например, миров.

У Даля выделено: празъ – прдл . запд. смл . или презъ , черезъ, чрезъ, сквозь, насквозь. Через порог, сквозь грань миров надо пройти.

Попытки определить феномен праздника, понять его роль в обществе предпринимались уже в античную эпоху (Геродот, Платон, Аристотель). Праздник является предметом исследования ученых в новое и новейшее время. В наши дни к изучению теории праздников, в том числе и календарных, обращаются этнографы, социологи, философы, историки, фольклористы, литературоведы многих стран; например: К.Кереньи [ Kerenyi , 1938], О.Ф.Больнов [ Bollnow , 1955; 1968], В.И.Чичеров [Чичеров, 1957], Э.Лич [ Leach , 1961], В.Я.Пропп [Пропп, 1963], М.М.Бахтин [Бахтин, 1965], М.Элиаде [ Eliade , 1965; 1987], С.А.Токарев [Токарев, 1973], Я.П.Белоусов [Белоусов, 1974], Л.А.Абрамян [Абрамян, 1977(11); 1983], А.И.Мазаев [Мазаев, 1978], Б.А.Рыбаков [Рыбаков, 1981], К.Жигульский [Жигульский, 1985], С.Я.Серов [Серов, 1983], Л.А.Тульцева [Тульцева, 1985], А.И.Арнольдов [Арнольдов, 1985] и многие другие .

 

А теперь хотелось бы подвести итог.

Время, в котором мы живём, делится на праздники и будни. В будни мы зарабатываем хлеб насущный, в поте и в труде. Но приходит праздник, когда начинает петь душа, когда хочется думать не только о том, как накормить свою плоть. Праздник – одно из главных понятий народного календаря, «сакральное» (от латинского sacrum – священное) время, противопоставленное времени будней, когда люди освобождаются, «опорожняются» от повседневных дел и забот. Праздник – это разрыв «мирского» времени, который может заполнять несколько суток, но может укладываться и в несколько минут: молитва, посещение храма, медитация, духовное песнопение. Праздник – это мир чувств, эмоций, стихий, это состояние общения человека с Богом в нужное время в нужном месте. На встречу с Богом невозможно опозданье, но правильно выбранное время и место даёт лучший результат. И для гармонии жизни необходимо, чтобы будни были уравновешены праздниками, а праздники буднями.

Праздник – это изменённое состояние сознания. Мир открывается с другой стороны, перестаёт быть обыденным и становится сказочным, волшебным. Современные люди во многом утеряли это состояние, но, тем не менее, они отличают обычный обед от праздничного застолья. Особенности праздника определяют особенности стола.

Праздник – это переходное состояние, когда вести себя обыденным образом не рекомендуется, потому что это может быть опасно. К природным, календарным праздникам, которые определяются самим космосом, добавляются все обряды перехода: зачатие, родины, всевозможные возрастные инициации, дни рождения, свадьбы, похороны, проводы души. Иногда кажется, что они к календарю не имеют никакого отношения. Но от момента зачатия зависит и момент рождения, этим определяется судьба, а значит и кончина. В мире даже самые случайные вещи не случайны.

Продолжительность праздника определяется самим характером праздника. Праздники, приходящиеся, например, на солнцевороты (Коляда и Купала) отмечаются не один день и стоятся по разветвлённому, насыщенному сценарию. Но даже если праздник невелик по продолжительности, у него обязательно есть своя программа действия.

На праздник нужно настроиться. Перед большими праздниками необходим пост – подготовка тела и духа. Хорошим подспорьем бывает баня – она и моет, и чистит, и укрепляет. Для непосредственного вхождения в состояние праздника в различных традициях используют алкоголь, наркотические средства, музыку, свет. Правильно подобранная музыка и светотехника может сильнее воздействовать на психику, чем алкоголь и наркотики. Посещение музыкальных концертов, театрализованных представлений – это отклики с древнейших времён настройки на праздничное настроение. И современные праздники не обходятся без музыки, пения, иллюминации. Опять же, на праздники принято пить вино. Другое дело, что любители устроить праздники из буден пьют вино и в будни, но это тема другого разговора.

Праздник кроме входа имеет и выход. Находясь долгое время в состоянии праздника, нужно грамотно и аккуратно выйти из этого состояния. Я не говорю про похмелье. Люди, проходившие длительное лечебное голодание знают, что вернуться к нормальному питанию достаточно сложно и если не соблюдать определённые правила, можно сильно навредить себе.

(Статья написана в марте 2004 года, доработана в апреле 2010)

( г.Санкт-Петербург )

* * *

 

Публикация в журнале «ЗОВУ РИТМ, май 2010г.

 

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка , «Азъ», М., 1993

Советский энциклопедический словарь . Гл.редактор А.М.Прохоров. М. «Советская энциклопедия», 1988 (с.1051-1052)

сокращения слов – по первоисточнику

http://www.vprazdnik.ru/prazdniki/russtate/

День России (12 июня) сменил день конституции, День народного единства (4 ноября) пришёл на смену 7 ноября

Философский энциклопедический словарь. Редкол.: С.С.Аверинцев и др. М. «Советская энциклопедия», 1989.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка . т.I-IV СПб., 1880 (M., 1955.) (т.3,с.380-381)

Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка , I-III, М.: «Книга», 1989 (т.II, ч.2, с1364-1369)

Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря Иллюстрированная энциклопедия «Искусство-СПб» , 2001, стр.5-11

Славянская мифология . Энциклопедический словарь. М., «Международные отношения», 2002 с.388

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка . Т.1-4, СПб., «Азбука», 1996

Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл . М.Наука. Главная редакция восточной литературы. 1989 (Джарылгасинова Р.Ш. с.13-15)

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат