В спектре мышления: от разложения до исцеления - Практическая психология сегодня - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Практическая психология сегодня

- Проекты
Страниц: 1

 

Шишки. - Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2011

«Замяукали котята: "Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать"!..» Вспомнили строчки из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница»? О том, что получается в результате противоестественных действий и поступков.

Сколько нужно сделать шагов, чтобы от одной неосторожной неестественности соскользнуть на путь практически постоянного неестественного образа жизни настолько, чтобы не понимать странности происходящего, не знать, как было хорошо, и думать, что так и надо?

Сегодня «думать» так можно только по наивности, или невежеству.

 

Если спросить у знающих, ЧТО реально происходит сегодня с людьми, они могли бы привести как раз такое сравнение (близкое к «Путанице» К.Чуковского).

Или вот как. Можете себе представить что-то противоположное очень характерной «немой сцене» в конце «Ревизора» Н.В.Гоголя? В том смысле, что такая же яркая и красноречивая массовая сцена, но только очень «динамичная» и «шумная»! Все что-то делают (каждый - свое), о чем-то серьезно рассуждают (в основном слыша только себя). Кто-то в ластах пытается залезть на дерево, а другой в противогазе пытается есть мороженое. Третий лезет на дерево и, сидя на суку, показывает, как его правильно спиливать. Еще один в валенках и шубе идет загорать... Давайте мы не будем продолжать этот перечень странных, противоестественных выходок, которые люди упорно стараются превратить для себя в привычки и традиции. Вы сами помножьте перечисленное – для массовости – еще на сотню подобных противоестественных вещей с людьми, чтобы, в итоге, можно было видеть очень занятую и серьезную толпу в состоянии невменяемой активности. Мы нарочно, чтобы стало вполне ясно, дали тут перечень откровенно нелепых ситуаций, потому что именно так (в сравнении) воспринимается то, как сегодня привыкли делать люди в своем противоестественном существовании.
Таков приблизительно обобщенный образ современного общества, которое никуда не идет, а занято исключительно удовлетворением собственных сиюминутных потребностей в состоянии рассогласованности всех членов и органов, как больное существо с нарушенной психикой и координацией движений. Конечно, по телевизору можно все «разумно» объяснить (оправдать), мол, в руке не трясется ложка, просто оно проверяет содержимое ложки, а глаз тоже не косит, просто оно задумало фокус показать и хитро прищуривается!.. Реклама и СМИ в таких вопросах сегодня достаточно преуспели, чтобы огромному числу людей внушить иллюзию «благополучия и прогрессивного движения человечества к светлому будущему»!

Наверное, хватит так расписывать. Гораздо важней теперь вопрос, ПОЧЕМУ так происходит, что большинство людей как-то не замечают полной нелепости общей картины и заняты исключительно чем-то своим («нужным, уместным и логичным»), как бы «на своем участке». Конечно, не бесплатно: там, где все покупается и продается, многие так увлекаются «рыночным процессом» (заменяющим некоторым жизнь), что уже не ограничиваются уровнем целесообразного потребления, т.е. поддержания собственной жизнеспособности. Они уже продаются и продаются – на час, на месяц, а то и на годы – до конца, чтобы якобы иметь возможность купить больше и лучше! Все же логично: «рынок, бизнес, работа, потребление, прогресс»… Что еще надо?! Такая она вот «се ля ви»! А общее, мол, «не моего ума дело, без меня разберутся».

Представляете уровень сознания? Как можно куда-то двигаться, не имея представления о том, куда и зачем? И к чему все склоняется. А может, у них и мыслей нет таких? Может быть, они никуда и не идут, а просто «функционируют» - в системе или машине! Ведь в ней каждая шестеренка на своем месте и, как бы гордясь своим положением, говорит, мол: «крутиться надо»!..

Как так получается? И есть ли выход из этой странно противоестественной среды, если люди в ней как-то оказываются? Ведь это длится уже достаточно долго, и сегодня в ней обычно оказываются с самого рождения.

Наверное, понятно (из элементарных основ естествознания) то, что человеческое существо рождается и складывается постепенно, как будто семечко растения прорастает, чтобы стать огромным деревом. Люди не рождаются готовыми «человеками разумными», как внушает «реклама» и суррогатная «культура». Не являются они и «чистым листом», на котором написать можно что угодно. На людей через рекламу давно распространили «логику» изготовления вещей: ведь вещи не «растут».

А люди живые, они рождаются, чтобы в процессе проживания (переживания) особых событий и состояний стать полноценно развитым и зрелым «человеком разумным»!

Для понимания ПРИРОДЫ МЫШЛЕНИЯ нужно сознавать, что у людей и «разум» задан только потенциально, и даже вполне очевидный жизненный опыт показывает, что одни способны, а другие так и не показывают признаков разумности. И огромное влияние в этом имеет внешнее воздействие: от близких родственников до общества.

Если мудрые родители знают, как растет и вырастает человек разумный, как ему своевременно способствовать в этом важном процессе, младенцу повезло!

А если попались родители, которые сами выросли на рекламе и социализируют несчастного ребенка «по методике» и на социальном конвейере: «родители – садик – школа – институт», чтобы в конце поставить штамп готовности в паспорт изделия и прикрутить в нужное место машины (т.е., извините, дать документ по специальности и трудоустроить)?

Здесь суть не в том, чтобы в школу не ходить, а КАК туда ходить и ЗАЧЕМ! Согласитесь, будущий человек и будущий «челобус» (давайте, немного утрируя, набросаем схему различия одного от другого) даже школу и институт освоят качественно по-разному.

А человек тем и отличается от «челобуса», что САМ мыслит! В человеке с малых лет важно бережно пробуждать именно способность мыслить и осознавать. А будущему «челобусу» хватит лишь необходимого, заранее прописанного по методике минимума информации («образовательного стандарта), по «возрастной норме»: «к такому-то возрасту ребенок должен уметь то-то и то-то»!

В этом месте тоже не думайте, что мы осуждаем такую «систему». Нет, какие-то общие ориентиры должны быть. Система, как машина (т.е. не думая), дает выработанный минимум информации (который считается «знаниями»). Но это вовсе не значит, что в такой-то час любой ребенок должен любым путем выучить и сдать требуемое «экзаменационной комиссией». Мудрые родители и воспитатели сами должны осознавать, в какой момент «система» неконтролируемо начинает прессовать ребенка под «челобуса» и оберегать его от этой опасности. Какой нормальный родитель допустит, чтобы его ребенок попал под машину, если это даже «государственная машина», пускай и обучающая! Ну, а кто допускает, видимо, не совсем «нормальный» родитель (не зря мы в начале рисовали «путаницу», а для того чтобы ориентироваться в себе, насколько сообразительны и разумны в каждом из своих поступков, насколько человечны!). Мы отдаем себе отчет в том, что есть категория убежденных «челобусов», уверенных в существующих социальных стандартах (но мы же не для них пишем).

Итак, КАК ЛЮДИ НАЧИНАЮТ МЫСЛИТЬ? Ведь без этого не идет процесс «очеловечивания»!

Начинают, в процессе взаимодействия со средой постигая суть жизненно необходимых вещей и явлений: шаг за шагом, действие за действием, слово за словом... Но не произвольно, а согласно изначально заданной (потенциально присущей) ладности человеческой природы. Чтобы процесс шел САМ СОБОЙ, самостоятельно, как, например, новорожденный делает первый вдох и начинает дышать. ЕСТЕСТВЕННО! Ведь порой и тут своевременная помощь опытного человека требуется. Никто ведь ребенку не подает воздух определенной консистенции, глоток за глотком, порция за порцией. В таком случае, как вы понимаете, получится только инвалид, вынужденный постоянно полагаться на искусственную «систему обеспечения воздухом» и вряд ли когда-нибудь он уже будет в состоянии оторваться от такой «системы» (обеспечения воздухом, информацией, работой…).

Так, почему же кто-то решает, что МЫСЛИТЬ учатся иначе!?

Здесь тоже должно быть ТОЛЬКО САМОСТОЯТЕЛЬНО И ЕСТЕСТВЕННО, КАК С ДЫХАНИЕМ!

Главное, «не перекрывать доступ воздуха» и «не отравлять»!

В общем, создавать благоприятные условия совершенствования мыслительных способностей (но ни в коем случае не подменять это готовым пакетом искусственной информации, как в современной технократической цивилизации).

Надо понимать, что любое произвольное вмешательство в этот процесс грозит сделать из начинающего мыслителя «инвалида», но только уже в умственной, интеллектуально-информационной сфере. Но и медлить нельзя ни в один миг, чтобы не проспать и не прозевать важные моменты, будучи рядом с растущим существом, в котором идут активные жизненные процессы освоения окружающего пространства и познания.

Еще надо знать, что в ответственные моменты, когда могут быть затруднения с «воздухом» мышления, ребенок инстинктивно «цепляется» за то, что подворачивается, лишь бы «самосохраниться»! И каждая такая «зацепка» определяет дальнейший путь, дальнейший выбор.

Теперь понятно, почему когда нет рядом мудрых и родных наставников (матери, отца, Рода), маленькие дети, как за последний шанс, цепляются за то, что оказывается в поле их досягаемости (даже приспосабливаются к зверям, животным - в случае эффекта «маугли» или в социально неблагополучной среде, или же за убежденных «челобусов» - чтобы почти бесповоротно встроиться в «систему», которая будет им заменой или подменой естественного разумного Рода Человеческого)?!

А ведь внешне (формально) все, на первый взгляд, может показаться «нормальным». Особенно, когда «система» поощряет «производство челобусов»! Несведущие могут даже не отличить (ведь формальные проявления в современном социуме предполагают определенные стереотипы), мыслит тот или иной ребенок или просто «оперирует лишь набором фактов и информации».

В рамках социально приемлемого «набора» информации тестирование может показать одинаковый результат. А вот реальная способность самостоятельного мышления убедительно видна становится в «нестандартных ситуациях», или вне «социума». Да, обычно, как только «выключается» или «ломается» «система», «челобусы» становятся беспомощными и неадаптивными.

Суть же в том, что с младенчества раскрывающееся настоящее МЫШЛЕНИЕ – это как бы цельный «монолит» (из множества динамических процессов) единства и взаимодействия с окружающим миром в живом процессе познания и деятельности. Он как бы постепенно и основательно встраивается в безграничные ресурсы живой Природы. В мышлении складывается СО-знание и МИРО-воззрение.
А искусственное же подобие сознания – это определенный набор информации с заданными алгоритмами оперирования ею, как сборно-разборная конструкция, не связанная ни с Природой, ни с окружающими складывающимися обстоятельствами жизни конкретной личности. Можно чему-то обучить, потом переобучить...

Отличие в том преимущественно, что такой «челобус» может двигаться только по рельсам, заданным «системой». Это вообще как другой вид существования, отличный от человеческого (считайте, от настоящего!). Естественные условия эволюции человека разумного вряд ли ему под силу. Только не забывайте, что мы тут подразделяем на «чистые виды» УСЛОВНО (даем схему понимания), т.к. в современных условиях МЕШАНИНЫ ИСКУССТВЕННОГО (от технократической среды, от машины) и ЕСТЕСТВЕННОГО (подлинно человеческой природы), мы можем говорить только о СООТНОШЕНИИ: тенденциях и преобладании того или иного полюса в сознании современных людей.

Известно, что в процессе познания и деятельности мышление и сознание людей опираются на т.н. «базовые представления», которые складываются у них еще в первые годы жизни, в младенчестве. Поэтому и говорят о важности этого периода, когда как бы запечатлеваются или вырабатываются сами «механизмы» мышления, как говорят специалисты, «на нейрофизиологическом уровне».
Надо трезво отдавать себе отчет в том, что в условиях современной технократической цивилизации (искусственной!) базовые представления тоже могут оказаться преимущественно «искусственными», привнесенными извне, а не естественными, лишь пробужденными, присущими человеку по его природе.

Это надо понимать как в работе над собой, так и в воспитании своих детей. Дети естественно открыты близким людям (доверчивы, восприимчивы) и все впитывают, как губка. Представляете, каковы будут последствия, если родители безнадежно заражены «техновирусами» и не понимают этого, чадолюбиво помогая «системе» делать «челобусов»?! Как детям потом отличать естественное, настоящее, живое от искусственного, суррогатного, мертвого? У них самих будет такая же «путаница», какая была у их родителей и окружающего их круга людей. Опыта и критериев отличия нет. А путаница такая при этом несет много трудностей и проблем. (Тут уж не до смеха, как при чтении К.Чуковского, и на эту больную и запутанную тему с родителями порой вообще трудно разговаривать.)

Если на уровне отдельных людей такая «катастрофа» редко отслеживается (типа, у кого нет проблем), то на уровне всей современной цивилизации специалисты говорят уже о «системном кризисе». Вот почему и уместен для нее (цивилизации) образ вышеприведенного невменяемого существа, который как-то существует, шевелится, крутится на одном месте, но это похоже, скорее, на медленное разложение (умирание или вымирание), чем на поступательное движение, когда это «существо» не в состоянии принимать никаких кардинальных решений на «глобальном» уровне, чтобы целенаправленно куда-то двигаться. Можно сказать, что эта современная цивилизация в тупике, никуда не идет, не в состоянии идти, потому что все ресурсы уходят на «производство протезов» для отдельных органов, которые намерены выживать сами по себе, независимо от целого.

И еще одну вещь нужно понимать весьма и весьма трезво.

Мышление человеку разумному, если смотреть на вещи узко, только лишь социально, дается как бы «для самоуправления». Благодаря мышлению и разуму, он естественно встраивается в среду и гармонично в ней существует. Над ним нет «начальника», «администрации», «системы», в виде какого-то посредника или контролера.

Чем менее разумен «человек», тем более он нуждается в системах опеки и регуляции деятельности и отношений.

Современная ситуация, по мнению немалого числа специалистов и ученых, как раз характерна тем, что люди становятся все менее управляемыми, и при этом уровень регламентации их поведения и деятельности достигает максимума, в сравнении с прошлыми веками, и продолжает только расти в направлении такого абсурдного состояния, когда масса искусственных регламентов, инструкций (и «законотворчества») превышает возможности людей по их переработке и усвоению, не говоря уже о следовании им. И при этом лавинообразное производство всевозможных регламентов продолжается! Наверное, людей увлекает иллюзия вероятного достижения неких «окончательных» и «самых лучших» законов. Но сам факт роста количества регламентов как раз показывает катастрофически низкий уровень «разумности» как всей «системы», так и большинства составляющих ее людей, их зависимость от «внешнего управления». Самое странное, что это выдается как «прогресс» и «благо»! В этой ситуации технократическая «элита», похоже, ищет решение в «роботизации» и «программировании» людей, в дальнейшем их упрощении, превращении их в «социальных животных», не замечая, что «критический рубеж» уже пройден. Ей ничто уже не поможет.

У Природы есть свои законы. Мы здесь говорим, прежде всего, о человеческой природе. О возможности «исцеления» сознания, об избавлении от «техновирусов».

Понятно, что неполноценно мыслящие не имеют перспективы. Они слабо адаптивны. Это как наличие природного дефекта. Картина же разложения в современной цивилизации довольно очевидна. Даже невооруженным взглядом!
Но здесь нужно отличать разрушающуюся «систему» от «живого», человеческого. Чтобы действовать здраво и естественно. Стратегия направления действий тоже ни для кого не секрет: конечно же, в сторону формирования ПОЛНОЦЕННОГО мышления! Именно мышления!
Без живого МЫШЛЕНИЯ нет и человека. А имеет смысл говорить только о ЧЕЛОВЕКЕ РАЗУМНОМ. Но Человек Разумный сам знает, что и как делать, ему «начальнички» и «инструкции» не нужны («умные книжки» тоже).
Мы же писали для тех, кто хочет выйти из искусственной среды в естественную, из мира иллюзий в мир настоящий, прекрасный и гармоничный!
ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ НАЧАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛИТЬ!

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2011г.)

 

Публикуется в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», апрель 2011.

 

Чтобы получать такие материалы, подпишитесь на наши рассылки!

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат