Что выбирает молодежь? - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Что выбирает молодежь?

- Проекты
Страниц: 1  2  >  >>
рис. Юлии Симаковой

Есть вопросы воспитания, педагогики, которые стоят перед родителями, педагогами, воспитателями всех поколений.

 

Но есть еще и вопрос выбора. Выбора, который делают те, кого пытаются воспитать. Речь идет о молодежи, о ее ценностных ориентациях и выборе. И не только о выбирающей молодежи современного поколения, но и предыдущих поколений. Потому что сам механизм того, КАК выбирает человек жизненные ценности и ориентиры, всегда интересен, о каком бы поколении не говорилось.

 

В общем, речь идет о том, что выбирает молодежь?!

 

В последние годы много говорится о новой педагогике, о переводе на интенсивные и более гуманные рельсы всей системы образования. В связи с этим правомерно ставится вопрос и «о педагогике настоящей, умной детской книги» (Цымбаленко С. Не стану ждать. // Учит.газ. 1987. 19 нояб. - С4.). Много у нас умных книг для детей: для примера можно назвать в той или иной мере близких В.Крапивину писателей, как А.Лиханов, А.Алексин, В.Астафьев, Ю.Яковлев и др. Но нас интересуют особенности творчества уральского писателя, а ему больше, чем названным, свойственна близость к А.С.Макаренко, «макаренковская мысль». В.Крапивин активно разоблачает ложнопедагогическую мораль, упрощённую догматику в воспитании. Говоря о макаренковских традициях, В.Рогачев, в частности, напоминает о новых прин ципах роста детских коллективов, многогранности отношений в детском коллективе, развернутых в книгах В.Крапивина, в особенности в «Мальчике со шпагой» ( Урал. 1978. №1. - С.126. ). Как в художественных про изведениях Макаренко, у него тоже в книгах отразилась его собственная педагогическая деятельность. Его герои, как правило, члены коллектива, растут в коллективной игре (а вернее - жизни, так как для детей игры - самая настоящая жизнь, полная событий, часто захватывающих весь горизонт их мировоспри ятия).

В 70-е годы дети, ради которых существуют школы и пионерские лагеря, оказываются на заднем плане - после процентов, вала и двойной морали. В этих условиях, задолго до вхождения в обиход слов «перестройка» и «демократизация», В.Крапивин борется за духовное здоровье детей в жизни и книгах, воспитывает характер бойца, не способного мириться с подлостью и пошлостью. Его клуб, его книги - это оазисы настоящей жизни в пустыне сухого формализма и чёрствости...

(продолжение см. в статьях проекта "Звезды Урала")

Постижение характера подростка в повестях В.Крапивина начнём с характеристики отношения к подростку, к проблемам детства «взрослых» героев писателя. Это даст нам возможность обрисовать и ту среду, в которой действует крапивинский герой-подросток и которая проявляет его характер. По отношению к детям «взрослые» герои Крапивина чётко поляризованы.

Среди взрослого «населения» повестей к друзьям детства относятся: журналист Алексей Борисович Иванов, вожатый в лагере «Смена» Костя, отец С.Каховского, руководитель клуба «Эспада» Олег Петрович Московкин, журналист Владимир Матвеевич Карцев, Володя с катера «Азимут», директор школы Анатолий Афанасьевич Артемьев, лейтенант милиции Сергей Ковалевский, учительница третьего класса Надежда Анатольевна и множество других эпизодических лиц. ...

(Продолжение см. в статьях проекта "Звезды Урала")

...Не по годам зрелая рефлексивность подростка, отмечаемая критиками (Кузин Н. Между жизнью и сказкой. // На смену! 1975. 9 окт.), составляет одну из его сильных сторон. Она рациональна, помогает в критической ситуации делать нравственный выбор « на несколько ходов вперёд ». Когда на станции Роса физрук хватает Серёжу, чтобы насильно увести в лагерь и Нок выручает его, у него, никогда ещё не испытавшего на себе злую силу взрослого, остаётся горькое беспокойство: « Хорошо, что я не успел заплакать ». Не раз он испытывает потом обиду непонимания, которая стремительно нарастает и... Сначала решимость действовать и необходимость держат в напряжении, потом приходит расслабление, особенно когда кто-то поддержит и утешит, вместе с расслаблением жалость и сострадание к себе, бывшему в трудной ситуации, накатывают с такой силой, которая требует немедленной разрядки, выхода. Обида прорывается слезами: ну почему нельзя было сразу решить по справедливости, без обид! Даже в семье бывает такое. Самокопание, сомнения занимают в душе мальчика большое место. По сле того как хулиганствующие подростки избили на улице Митю Кольцова за сопротивление им, а бывшие при этом одноклубники трусливо бездействовали, Каховский мучительно раздумывает, а мог бы он, оказавшись на месте Мити, не струсить. Случай представился: ему пришлось сразиться с взрослым, вооружён ным ножом преступником. Капитан милиции оценил это по заслу гам: «Сергей, столкнувшись с преступником, вёл себя как настоящий мужчина». Казалось бы, какие ещё сомнения! Ан нет, в его «радости было беспокойство. Его сверлила мысль... о случайности». И так всё время....

См. продолжение в статьях проекта "Звезды Урала")

Есть ли будущее в прошлом?..

Сегодня много чего разного говорят о планируемой реформе образования в РФ. Но начать хочется в сложившейся вокруг этого обстановке с того, что сказал президент Российского Союза ректоров вузов Виктор Садовничий:

«Есть сферы человеческой деятельности, заведомо обреченные на коммерческий провал, но от них нельзя отказываться, если общество хочет остаться человеческим обществом. Человеческая жизнь не сводится к экономике, не везде возможна рыночная оценка эффективности. Какой театр эффективнее - Большой или Малый? Эффективнее всегда будет цирк».

Что ж, хорошо подмечено! И этот «цирк» сейчас постепенно перемещается в область того, что у нас традиционно называется «образованием», хотя там уже мало что осталось от сути и смысла настоящего образования.

Узкие врата

Если посмотреть на жизнь «вооружённым глазом», как призывал один учёный в старой новогодней комедии, то можно увидеть, что управление материальными процессами осуществляется при помощи физических и информационных воздействий по определённым алгоритмам. Первичны, как мы знаем, процессы информационные (в начале было Слово). Есть иерархия программ, есть неизменные и постоянно меняющиеся программы, есть их симбиозы, обновление версий, иногда – борьба. В общем – Матрица.

Уральский государственный университет им.Горького. - фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2011

Цитата из журнала столетней давности (1908г.):

«… Наши теперешние учебные учреждения не ставят себе целью усовершенствование и развитие человеческой личности, служат, главным образом, для усовершенствования и развития предметов эксплоатации. Юноша, поступая в университет, выбирает какой-либо факультет, то есть отдает себя во власть специальной машины науки, которая его перерабатывает, перегоняет в известный экстракт, наклеивает на него этикетку врача или адвоката и отпускает на рынок. Общество раскупает мало-по-малу его экстракт, конечно, всегда почти фальшивый, да где же найдешь ныне, в эпоху обмана и лжи, верный экстракт... Без этикетки общество бы не стало покупать его экстракт, как бы он чист и верен не был. Общество ведь не пробует крепости экстракта, а смотрит только этикетку...» (Вестник знания, 1908. №1. с.14. – см. http://drevniy-daos.livejournal.com/72277.html)

Дворец молодежи, Екатеринбург. - Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2011

Для нас образование – это не предмет, не документ или статус, не «совокупность знаний», и даже не «обучение», как обычно принято считать.

Для нас ОБРАЗОВАНИЕ – это живой процесс, нескончаемый процесс формирования и совершенствования Человека Разумного. В корне и сути этого понятия – ОБРАЗ, изначально заданный совершенный образ человека. Такое образование не придумывается. Для него нет никаких стандартов, потому что оно каждый раз получается уникально и индивидуальным путем. Это в глубине души осознают почти все, этого хотят все. Поэтому даже вещи, созданные для подмены настоящего образования искусственными стандартами специализации и функциональных обязанностей, тоже называют этим же словом «образование». Чтобы люди не догадывались о подмене или обманывались.

Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2011

Знаете ли вы, как много банальных и очевидных «новостей» мы просто-напросто пропускаем, никак на них не реагируя. В этом просто нет смысла (сами же понимаете, как часто этот мир называют «безумным» даже в СМИ).
Ну, например, типа: «Не секрет, что большинство сериалов и программ на российском телевидении создано на основе форматов, купленных у западных компаний за деньги. Собственные разработки в области ТВ чрезвычайно редки для нашей страны...» (5.02.2010. - http://www.evrazia.org/news)
Кто же об этом не знает из тех, кто хотя бы два-три раза в год включает телевизор?! Наших людей, раньше с завистью смотрящих за «железный занавес», а теперь вкушающих все «прелести» рынка и плюющихся на него, давно уже доводят до состояния, когда они реагируют на «западные ценности» в телевизоре его выключением.

«Уважаемая Команда ЗоВУ, писать начал недавно, примерно год назад, и как автор ещё только "учусь ходить". Написал несколько рассказов, но их пока никуда не посылал. Вам послал первый, интересно бы узнать мнение.

Рассказ был написан за неделю до Нового года. В основном хотелось обратить внимание детей к книгам и указать на их жизненность. Думаю, это сейчас важно, так как многие погружаются в виртуальный мир компьютерных игр, заменяя им реальность…

С уважением, Ковалюк Игорь» (12.02.2010)

Страниц: 1  2  >  >>
{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат