Есть вопросы воспитания, педагогики, которые стоят перед родителями, педагогами, воспитателями всех поколений.
Но есть еще и вопрос выбора. Выбора, который делают те, кого пытаются воспитать. Речь идет о молодежи, о ее ценностных ориентациях и выборе. И не только о выбирающей молодежи современного поколения, но и предыдущих поколений. Потому что сам механизм того, КАК выбирает человек жизненные ценности и ориентиры, всегда интересен, о каком бы поколении не говорилось.
В общем, речь идет о том, что выбирает молодежь?!
|
В последние годы много говорится о новой педагогике, о переводе на интенсивные и более гуманные рельсы всей системы образования. В связи с этим правомерно ставится вопрос и «о педагогике настоящей, умной детской книги» (Цымбаленко С. Не стану ждать. // Учит.газ. 1987. 19 нояб. - С4.). Много у нас умных книг для детей: для примера можно назвать в той или иной мере близких В.Крапивину писателей, как А.Лиханов, А.Алексин, В.Астафьев, Ю.Яковлев и др. Но нас интересуют особенности творчества уральского писателя, а ему больше, чем названным, свойственна близость к А.С.Макаренко, «макаренковская мысль». В.Крапивин активно разоблачает ложнопедагогическую мораль, упрощённую догматику в воспитании. Говоря о макаренковских традициях, В.Рогачев, в частности, напоминает о новых прин ципах роста детских коллективов, многогранности отношений в детском коллективе, развернутых в книгах В.Крапивина, в особенности в «Мальчике со шпагой» ( Урал. 1978. №1. - С.126. ). Как в художественных про изведениях Макаренко, у него тоже в книгах отразилась его собственная педагогическая деятельность. Его герои, как правило, члены коллектива, растут в коллективной игре (а вернее - жизни, так как для детей игры - самая настоящая жизнь, полная событий, часто захватывающих весь горизонт их мировоспри ятия).
В 70-е годы дети, ради которых существуют школы и пионерские лагеря, оказываются на заднем плане - после процентов, вала и двойной морали. В этих условиях, задолго до вхождения в обиход слов «перестройка» и «демократизация», В.Крапивин борется за духовное здоровье детей в жизни и книгах, воспитывает характер бойца, не способного мириться с подлостью и пошлостью. Его клуб, его книги - это оазисы настоящей жизни в пустыне сухого формализма и чёрствости...
(продолжение см. в статьях проекта "Звезды Урала") |
Постижение характера подростка в повестях В.Крапивина начнём с характеристики отношения к подростку, к проблемам детства «взрослых» героев писателя. Это даст нам возможность обрисовать и ту среду, в которой действует крапивинский герой-подросток и которая проявляет его характер. По отношению к детям «взрослые» герои Крапивина чётко поляризованы.
Среди взрослого «населения» повестей к друзьям детства относятся: журналист Алексей Борисович Иванов, вожатый в лагере «Смена» Костя, отец С.Каховского, руководитель клуба «Эспада» Олег Петрович Московкин, журналист Владимир Матвеевич Карцев, Володя с катера «Азимут», директор школы Анатолий Афанасьевич Артемьев, лейтенант милиции Сергей Ковалевский, учительница третьего класса Надежда Анатольевна и множество других эпизодических лиц. ...
(Продолжение см. в статьях проекта "Звезды Урала") |
...Не по годам зрелая рефлексивность подростка, отмечаемая критиками (Кузин Н. Между жизнью и сказкой. // На смену! 1975. 9 окт.), составляет одну из его сильных сторон. Она рациональна, помогает в критической ситуации делать нравственный выбор « на несколько ходов вперёд ». Когда на станции Роса физрук хватает Серёжу, чтобы насильно увести в лагерь и Нок выручает его, у него, никогда ещё не испытавшего на себе злую силу взрослого, остаётся горькое беспокойство: « Хорошо, что я не успел заплакать ». Не раз он испытывает потом обиду непонимания, которая стремительно нарастает и... Сначала решимость действовать и необходимость держат в напряжении, потом приходит расслабление, особенно когда кто-то поддержит и утешит, вместе с расслаблением жалость и сострадание к себе, бывшему в трудной ситуации, накатывают с такой силой, которая требует немедленной разрядки, выхода. Обида прорывается слезами: ну почему нельзя было сразу решить по справедливости, без обид! Даже в семье бывает такое. Самокопание, сомнения занимают в душе мальчика большое место. По сле того как хулиганствующие подростки избили на улице Митю Кольцова за сопротивление им, а бывшие при этом одноклубники трусливо бездействовали, Каховский мучительно раздумывает, а мог бы он, оказавшись на месте Мити, не струсить. Случай представился: ему пришлось сразиться с взрослым, вооружён ным ножом преступником. Капитан милиции оценил это по заслу гам: «Сергей, столкнувшись с преступником, вёл себя как настоящий мужчина». Казалось бы, какие ещё сомнения! Ан нет, в его «радости было беспокойство. Его сверлила мысль... о случайности». И так всё время....
См. продолжение в статьях проекта "Звезды Урала") |
Сегодня много чего разного говорят о планируемой реформе образования в РФ. Но начать хочется в сложившейся вокруг этого обстановке с того, что сказал президент Российского Союза ректоров вузов Виктор Садовничий:
«Есть сферы человеческой деятельности, заведомо обреченные на коммерческий провал, но от них нельзя отказываться, если общество хочет остаться человеческим обществом. Человеческая жизнь не сводится к экономике, не везде возможна рыночная оценка эффективности. Какой театр эффективнее - Большой или Малый? Эффективнее всегда будет цирк».
Что ж, хорошо подмечено! И этот «цирк» сейчас постепенно перемещается в область того, что у нас традиционно называется «образованием», хотя там уже мало что осталось от сути и смысла настоящего образования. |
Если посмотреть на жизнь «вооружённым глазом», как призывал один учёный в старой новогодней комедии, то можно увидеть, что управление материальными процессами осуществляется при помощи физических и информационных воздействий по определённым алгоритмам. Первичны, как мы знаем, процессы информационные (в начале было Слово). Есть иерархия программ, есть неизменные и постоянно меняющиеся программы, есть их симбиозы, обновление версий, иногда – борьба. В общем – Матрица. |
Цитата из журнала столетней давности (1908г.):
«… Наши теперешние учебные учреждения не ставят себе целью усовершенствование и развитие человеческой личности, служат, главным образом, для усовершенствования и развития предметов эксплоатации. Юноша, поступая в университет, выбирает какой-либо факультет, то есть отдает себя во власть специальной машины науки, которая его перерабатывает, перегоняет в известный экстракт, наклеивает на него этикетку врача или адвоката и отпускает на рынок. Общество раскупает мало-по-малу его экстракт, конечно, всегда почти фальшивый, да где же найдешь ныне, в эпоху обмана и лжи, верный экстракт... Без этикетки общество бы не стало покупать его экстракт, как бы он чист и верен не был. Общество ведь не пробует крепости экстракта, а смотрит только этикетку...» (Вестник знания, 1908. №1. с.14. – см. http://drevniy-daos.livejournal.com/72277.html) |
Для нас образование – это не предмет, не документ или статус, не «совокупность знаний», и даже не «обучение», как обычно принято считать.
Для нас ОБРАЗОВАНИЕ – это живой процесс, нескончаемый процесс формирования и совершенствования Человека Разумного. В корне и сути этого понятия – ОБРАЗ, изначально заданный совершенный образ человека. Такое образование не придумывается. Для него нет никаких стандартов, потому что оно каждый раз получается уникально и индивидуальным путем. Это в глубине души осознают почти все, этого хотят все. Поэтому даже вещи, созданные для подмены настоящего образования искусственными стандартами специализации и функциональных обязанностей, тоже называют этим же словом «образование». Чтобы люди не догадывались о подмене или обманывались. |
Знаете ли вы, как много банальных и очевидных «новостей» мы просто-напросто пропускаем, никак на них не реагируя. В этом просто нет смысла (сами же понимаете, как часто этот мир называют «безумным» даже в СМИ). Ну, например, типа: «Не секрет, что большинство сериалов и программ на российском телевидении создано на основе форматов, купленных у западных компаний за деньги. Собственные разработки в области ТВ чрезвычайно редки для нашей страны...» (5.02.2010. - http://www.evrazia.org/news) Кто же об этом не знает из тех, кто хотя бы два-три раза в год включает телевизор?! Наших людей, раньше с завистью смотрящих за «железный занавес», а теперь вкушающих все «прелести» рынка и плюющихся на него, давно уже доводят до состояния, когда они реагируют на «западные ценности» в телевизоре его выключением. |
«Уважаемая Команда ЗоВУ, писать начал недавно, примерно год назад, и как автор ещё только "учусь ходить". Написал несколько рассказов, но их пока никуда не посылал. Вам послал первый, интересно бы узнать мнение.
Рассказ был написан за неделю до Нового года. В основном хотелось обратить внимание детей к книгам и указать на их жизненность. Думаю, это сейчас важно, так как многие погружаются в виртуальный мир компьютерных игр, заменяя им реальность…
С уважением, Ковалюк Игорь» (12.02.2010) |
|
{block_attr} |