Потребность в логическом мышлении не мода или чья-то прихоть. Люди чувствуют, что современная технократическая цивилизация завела их в какой-то глобальный тупик и ищут выхода из этого тупика. Понятно, что для выхода из тупика не нужно долбиться дальше в стену. А самой естественной реакцией будет - сделать шаг назад и осмотреться. Именно в таком ключе мы видим желание вернуться к старым учебникам, по которым раньше учились в школах и вузах, вернуться лет так на 70 или даже 100, когда отклонение от здравого смысла было не такое сильное, как сегодня.
Что касается школьного учебника «Логика», то в справочных сведениях указано, что «логику в школах СССР преподавали в старших классах школы с 1947 по 1954 годы. Частично преподавалась вплоть до 1959 года», а дальше якобы отменили как «пережиток сталинизма». Кто-то почему-то политизировал даже эту сферу! Это что же должно быть в их голове, чтобы считать «логическое мышление» - «пережитком» (да хоть какого режима)! |
… (Продолжение. См. начало в «ЗОВУ РИТМ», январь 2020)
Начать-то мы с вами начали знакомство с учебником «Логика» 50-х годов ХХ века для средней школы. Однако возникает и ряд вопросов. Вот хотя бы некоторые.
Понятна необходимость обращения внимания людей к мышлению, к логическому порядку. В современных условиях, когда эмоции захлестывают, все новые и новые информационные волны накрывают с головой, с мышлением у людей плохо, потому что опоры для мышления как не было, так и нет до сих пор.
Судите сами, на каком основании выстраивать мысли? На биологическом? А когда оно для нас начинается? Со школьных предметов «ботаника», «зоология», «биология» и т.д.? Пока еще не говоря о том, что эти предметы сами между собой не очень стыкуются и не складываются в цельную картину мира. Может быть, на основании предмета «физика», или на основе «географии», или, в крайнем случае, «истории» там какой-нибудь? В самом деле, не «черчение» же с «физкультурой» класть в основу картины мира! |
… (Продолжение чтения учебника: С.Н.Виноградов, А.Ф.Кузьмин. Логика. Москва, 1954. См. начало в «ЗОВУ РИТМ», январь-февраль 2020)
Итак, мы с вами на конкретном примере телевизионного шоу на тему т.н. «монголо-татарского нашествия» увидели, каково это – логически мыслить. Как ограниченные данные – даже при желании прийти к правильному результату – могут вести к неверным умозаключениям. Это еще пока не говоря о том, что с помощью дозированной подачи даже достоверной информации можно манипулировать сознанием групп людей и общественным сознанием. Потому что остается огромное поле для домыслов и эмоционального ажиотажа, где уже полностью теряется первоначальная информация посреди общего «шума». Да-да, вроде бы все говорят, вроде бы все логично рассуждают, но получается только какой-то заглушающий здравый смысл, простите, «птичий базар». Из вроде бы логичных умозаключений, обсуждений и принятых мер – какая-то полная неразбериха, и порой даже в мировом масштабе. |
…… (Продолжение чтения учебника: С.Н.Виноградов, А.Ф.Кузьмин. Логика. Москва, 1954. См. начало в «ЗОВУ РИТМ», январь-март 2020)
Продолжаем с вами чтение школьного учебника «Логика» 50-х годов СССР дальше. Во избежание повторов некоторые моменты мы здесь пропустим (например, тема «мышление и язык» подробно рассматривается в наших работах по языкознанию). А вот о значении логики для мышления можно привести короткую цитату еще раз:
§ 5. Значение логики. |
Когда нет настоящей жизни, то живут миражами (А.П.Чехов. Леший. 1890)
Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждое мгновение в ней было значительно (И.С.Тургенев. Отцы и дети. 1861)
Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить (Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы. Великий инквизитор. 1878-1880)
То, что сегодня происходит и как вдалеке, во всем мире, и близко, совсем рядом, с друзьями и соседями, на самом деле важно! И кажется какой-то мелочью или досадной помехой только тому, кто не привык серьезно задумываться и надеется завтра продолжить ту же суету, которая была вчера. Но привычной суеты уже не будет больше никогда. |
От редакции: В календаре ИЮЛЬ, когда у нас на Урале можно уже местами пробовать на вкус спелые сладкие вишенки. А еще июль памятен тем, что в этом месяце умер известный писатель Антон Павлович Чехов в далеком 1904-м году. Мы давно мечтаем о возрождении вишневых садов России. Думаем, об этом же мечтал и А.П.Чехов, когда создавал пьесу «Вишневый сад». И перед тем, как перейти к статье, очень хочется привести здесь цитату из записных книжек А.П.Чехова, в которой видно отношение писателя к неживой административной системе с ее неповоротливым чиновничеством, ко всей этой искусственной цивилизации, тормозящей расцвет Жизни: «Если человек присасывается к делу, ему чуждому, например, к искусству, то он, за невозможностью стать художником, неминуемо становится чиновником. Сколько людей таким образом паразитирует около науки, театра и живописи, надев вицмундиры! То же самое, кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому больше ничего не остаётся, как стать чиновником… (А.П.Чехов. 1896) |
Желающие узнать о реальном человеке Михаиле Петровиче Девятаеве (годы жизни: 1917 – 2002), военном летчике-истребителе, а потом капитане речных судов на подводных крыльях «Ракета» и «Метеор», а также общественном деятеле, т.е. НЕ о персонаже художественного фильма, могут прочитать биографические книги «Полёт к солнцу» (1972) и «Побег из ада» (1988) самого М.П.Девятаева, книги других авторов, а также документальные фильмы и интервью о его жизни и деятельности.
Здесь разговор идет о художественном произведении и его героях на основе художественного фильма 2021 года «Девятаев» (режиссеры: Тимур Бекмамбетов, Сергей Трофимов) и отзывов об этом фильме.
От редакции
(на основе фильма «Девятаев» к Дню Победы 2021 года)
«Фильм основан на реальной истории Героя Советского Союза Михаила Девятаева и рассказывает о последних годах войны. Михаил Девятаев один из выдающихся летчиков-истребителей Великой Отечественной войны. В первые дни войны он совершил 180 боевых вылетов и это всего за 86 дней, другими словами, почти три месяца, каждый день, летчик поднимался минимум два раза в небо. За это время он лично сбил 9 самолетов противника. Был тяжело ранен и врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. И снова каждый день сражения, Девятаев лично произвел 80 вылетов по эвакуации раненых, эвакуировал из госпиталей на передовой 120 раненых солдат и офицеров. В 1944 Девятаев добился возвращения на истребитель, но уже через несколько месяцев был сбит и попал в плен. Почти сразу совершает побег, но неудачно и Девятаева приговаривают к смерти. Но даже тогда Михаил Девятаев не сдался. 8 февраля 1945 года захватив вражеский бомбардировщик совершает самый дерзкий побег в военной истории. Михаил Девятаев спасает 9 заключенных и доставляет особо важную информацию о засекреченных заводах и полигонах, на которых разрабатывались передовые вооружения немцев - ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2…» (Источник: https://devyataev.film)
|
Дорогие читатели! Сегодня мы начинаем еще один большой и важный разговор о том, как ориентироваться в реальности в это сложное время. Касается это того, что мы все с вами называем «ЖИЗНЬЮ». В качестве наглядного практического примера мы будем опираться на спектакли Народного театра драмы ДКЖ в Екатеринбурге, объединенные в трилогию военного времени «РАДИ ЖИЗНИ» (см. http://rzdrama.ru/repertuar.php). Почему именно на такой пример? Чтобы лучше понять и прочувствовать, что есть Жизнь и что ее не бывает без сильных чувств и глубоких переживаний. И если кто избегает этих состояний и размышлений, то он избегает человеческого пути, избегает быть человеком! Но давайте по порядку, с самого начала. От редакции
ПРЕДИСЛОВИЕ
О ЖИЗНИ, как показывают наблюдения за окружающими, сегодня очень и очень трудно разговаривать. И что это такое – ЖИТЬ, каждый сегодня понимает по-своему. В процессе беседы суть постоянно ускользает, исчезает за подменами и второстепенными нюансами. Поэтому сначала уместно договориться с читателем, о чем речь на самом деле, а потом перейти к основному.
Давайте для начала разберемся с понятиями. Иначе можем не услышать друг друга. |
|
{block_attr} |