13.05.11
Аватар

Сегодня люди во многом утратили по-настоящему образное мышление, живое образное восприятие реальности. Поэтому они все чаще и чаще пользуются стереотипами, штампами современного кинематографа и литературы. Кино, словно костыль, компенсирует утраченные грани человеческой жизни, человеческого восприятия. И это не пустое едкое замечание в сторону современных людей, а часто встречающееся явление из нашего практического наблюдения.

В текстах, как известно, мы ведем свой разговор о естестве и естествознании, о современной цивилизации и древних предках, о живом и техническом. А люди при этом нередко видят в этих текстах лишь образы, навеянные различными киносюжетами. Нас это огорчает. Получается, что многие не могут связать наши рассказы со своей жизнью, им по тем или иным причинам проще это связать с образами из кино. Выходит, что режиссерам удается достучаться до зрителей. А нас пока слышат и понимают не всегда.

 

Такой вывод мы сделали, например, на основе фильма «Матрица». Как-то читатели стали наши тексты соотносить с этим фильмом и задавать вопросы. А мы фильм этот не смотрели и на многие вопросы ответить не могли. Таких примеров было немало, но случай с «Матрицей» оказался показательным. Хотя некоторые как раз стали понимать нас, и благодаря «Матрице». В итоге, пришлось даже посмотреть «Матрицу», чтобы понять, о чем вообще речь идет.

Поэтому когда нас спросили о фильме «Аватар», решили, что в этот раз стоит сразу посмотреть, чтобы не было странных накладок, как в случае с «Матрицей». И потом, если мы ведем свой диалог о жизни и естестве, то должны понимать своих читателей и то, что их интересует.

Вот и посмотрели мы фильм «Аватар», так сказать, специально для поддержания разговора, чтобы быть в этот раз в теме.

 

Теперь хотим поделиться своими впечатлениями и мыслями о нем. Не только о фильме, но и о том, что сегодня происходит с людьми, о том, как они воспринимают действительность, как они воспринимают жизнь, что видят и понимают, а о чем полностью забыли.

Первое, что сразу бросается в глаза – это открытое противопоставление двух миров, живого и технического. В этом смысле фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона нам близок по своей идее.

Как представлен мир техники и «прогресса» в фильме «Аватар», что бросается в глаза? ТЕХНИЧЕСКИЙ МИР показан грубым, агрессивным, напуганным. В нем нет реальной полноценной жизни, нет мужчин и женщин. Есть только «боевики» разного пола, будто перенесенные из компьютерных игр. Несчастные военные на чужой планете действительно напуганы: здесь они могут только бороться за свое выживание и рассчитывать на какие-то гипотетические деньги, если добудут минерал.

Существует ли где-то для них жизнь? Это непонятно, спорно и, видимо, не очень важно. Тот факт, что они не могут даже дышать на чужой планете, явно говорит о том, что шансов для жизни у них практически нет. В общем, жить на этой планете они точно не в состоянии. А в их внутреннем мире не только нет жизни, но нет и чувств, нет сострадания. Так, например, инвалид, бывший морской пехотинец Джейк Салли, который им, этим военным, нужен, который прилетел спасти их капиталовложения и выполнить героическое задание, ни у кого не вызывает понимания, сочувствия. Хотя о чем это мы? Он же за деньгами и победами прибыл сюда! Джейка это тоже, похоже, не удивляет, потому что это - логика того мира, к которому он принадлежит, где он родился и вырос, которому он служит всю свою сознательную жизнь. Ему надо выжить, заработать денег и оказаться полезным.

В общем, режиссеру достаточно едко и точно удалось показать все «прелести» технической цивилизации. Надо сказать, что такой итог ждет всех поклонников и приверженцев технического мира. Короче, всю планету с технической цивилизацией. Они ведь бьются, пока дееспособны и пока в состоянии зарабатывать. Пострадавшим и инвалидам, как видим, будут предоставлены коляски и шанс попробовать себя еще раз, но уже в другом качестве. При этом с ними считаться никто и не собирается. В этом месте напрашивается ассоциация с нашей планетой. В общем, показывается то будущее, которое ждет технический мир и тех, кто ему служит. Технический мир показан сухо и скупо. Страх, прямолинейность, отсутствие чувств и жесткость! Неужели это преимущество? Все относительно. Технический мир Джеймса Кэмерона понятен, прост и все ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ там будет лишь мешать. Всему человеческому просто нет места в этом мире, этой логике.

 

По другую сторону противостояния, как бы на другой чаше весов, режиссер представляет ЖИВОЙ МИР планеты Пандора с аборигенами. Этому миру в фильме уделяется очень много времени и внимания. Он показан эффектно, ярко, красочно. Люди и природа там дополняют друг друга в полной гармонии. Они общаются, поддерживают друг друга. Там у всего свое место, своя ниша, своя роль. Там есть закон и логика. Там все едино и все часть планеты. Там все настолько здраво, что сама планета воспринимается как единый живой организм. И картины этого мира завораживают, что нарочно подчеркивается множеством спецэффектов. Все показано словно через увеличительное стекло, к тому же еще и подсвечено.

Это тоже нисколько не удивительно. Ведь создатели фильма ведут разговор фактически с ослепшими и невидящими, потерявшими почти все связи с жизнью, реальностью и даже самими собой. Именно им Джеймс Кэмерон хочет рассказать о живом мире природы. Попытаться рассказать о здравом и естественном. Наверное, на это и рассчитан весь фильм. Именно этим фильм и идеи автора, в некотором смысле, созвучны и нам. Возможно, вся эта близость лишь кажущаяся, но все же она есть. Может быть, это и завораживает людей. Может быть, люди видят еще и то, что они, видимо, когда-то знали и чувствовали, и то, что забыли, возможно, даже потеряли навсегда.

На первый взгляд, может даже показаться, что автор хорошо знает живое и живой мир. Но это не так. Или, по крайней мере, не совсем так. Нам трудно наверняка сказать, изображенное в фильме – это трюк, рассчитанный на давно ослепшую публику и большие кассовые сборы, или же это действительно представления современного человека о живом, о природе.

Странно, но живой мир подчеркнуто показан как фантастический, сказочный, нереальный. В таком представлении живого мира получается слишком много накладок и несуразностей. Это выдает скорее почерк «технаря», всецело принадлежащего другому миру, миру техники и цивилизации. И доказательством такого понимания служит демонстрируемая в фильме невозможность перейти из одного мира в другой. Этот незримый и непреодолимый барьер подчеркнуто напоминает о себе в течение всего фильма. Чтобы перейти из одного мира в другой героям приходится умирать.

Выходит, что и для самого автора живого мира нет. А есть только некая виртуальная реальность, фантазия, как бы некий сон, несбыточная мечта. Живой мир для автора – будто та же компьютерная игра, в которую можно погрузиться, чтобы на время забыть об окружающей реальности, о том, что считается жизнью в его мире. Может быть, отсюда забавные и странные «накладки» в представлении живого мира планеты Пандора?

Но, несмотря на все эти странные накладки и домыслы о живом, фильму удается захватить внимание зрителя. В фильме живой мир побеждает и отражает экспансию. Гармония и покой в нем восстанавливаются. Жизнь и планета спасены. Техническое, со своей «железной» логикой и людьми, так слившимися с машинами, что их невольно просто отождествляешь, терпит поражение и изгоняется. ВСЕ ХОРОШО! ВСЕ ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!

 

Но так ли это в действительности? Почему фильм оставляет странное ощущение? Ощущение подлога, подмены, искажения. Может быть, стоит разобраться? Задуматься? И вообще, о чем, собственно, этот красочный кассовый современный фильм?

«Что мы можем предложить аборигенам в обмен на минерал? Джинсы и жвачку?» Эти слова одного из героев, подобно ледяному душу, неожиданно напоминают о реальности за стенами кинотеатра. Вдруг понимаешь, что фильм, несмотря на все спецэффекты, на самом деле без всяких эмоций, он словно математическая формула, холодный и просчитанный. Фильм наполнен отчаянием и желанием надежды? Именно желанием надежды, а не самой надеждой. Верит ли Джеймс Кэмерон в лучшее?

Несмотря на свою «синеву», жители Пандоры уж очень напоминают индейцев американского континента. Их так же истребляли «искатели золота». Истребляли, разрушая живую культуру и традиции. Что стало тогда «жвачкой и джинсами»? Спирт и разврат? Жажда наживы и разрушение всего живого, здравого? В чем суть столь опасного «вируса» «технического прогресса»? В чем его страшный вред для жизни и всего живого? Когда жизнь сможет выработать стойкий иммунитет на эту инфекцию?..

Так много возникает разных вопросов. Наверное, это хорошо? Но может именно эти вопросы и не дают возможности поверить автору?

И дело тут не только в индейцах американского континента, которых своим образом напоминают жители Пандоры. «Каток» прогресса оставил свой след на многих живых культурах Земли. Мы, например, видим сходство с историей Руси. Современная попытка нашего государства ВСТУПИТЬ в «цивилизованный рынок» и «прогрессивный» мир разворачивается в наши дни и прямо на наших глазах. Мы все явно уже ВСТУПИЛИ, но вот куда? Это, видимо, понятно еще не всем и не всегда! Россия, со своей самобытной культурой, обычаями и традициями, давно не дает покоя «прогрессивному» миру. Жвачку и джинсы мы уже получили! Что дальше? Похоже, становится уже интересно?!

 

Фильм «Аватар» производит впечатление, запоминается, возможно, и за счет особых эффектов, обращенных сразу к подсознанию. Но суть даже не в этом.

Нас, например, он удивил тем, как представлено все живое. То, что живое, живой мир природы можно настолько мистифицировать, выдумывать, мы, честно говоря, и представить себе не могли. Становится понятно, почему нас настолько «плохо слышат». Как услышать и понять наши идеи и тексты, если даже самые элементарные принципы и законы ЖИВОГО МИРА видятся людьми как нечто МИСТИЧЕСКОЕ, ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ, НЕВЕРОЯТНОЕ?!

Но самое замечательное заключается, видимо, в том, что Джеймсу Кэмерону удалось «достучаться» до потерявшихся в иллюзиях, фантазиях и мечтах современников. Ему удалось рассказать о двух мирах, о разных принципах жизни и о проблеме взаимодействия этих миров. Он обозначил проблему, и это может стать началом нового этапа. Началом нового разговора. Ведь каждый из нас, так или иначе, связан с этими двумя противоборствующими мирами.

Теперь, благодаря Джеймсу Кэмерону, создателю «Титаника» и «Терминатора», посмотрев новый фильм, люди смогут лучше понять происходящее вокруг и свое место в сегодняшней действительности.

Разумеется, если они этого захотят!

А если говорить о нас, то мы этот фильм посмотрели не зря! Ведь теперь, благодаря Джеймсу Кэмерону, появились образы, которые можно сделать дополнительным мостиком в нашем разговоре о ЖИЗНИ!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2010г.)

 

Публикуется в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», февраль 2010

 

Чтобы получать такие материалы, подпишитесь на наши рассылки!

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1046