Мы воспринимаем не природу, а представление о природе. А оно со временем меняется. До XI века на Руси бытовало 1) языческое представление о природе. С XI века оно стремительно вытесняется новым 2) христианско-языческим представлением.
"Летописец Нестор не только рисует нам совершенно иную природу, но и в совсем новом языке, - говорит об этом д-р геогр.н. В.Епишин. - Подчеркну, что с материалом природы, с ландшафтом… Русской равнины…ничего существенного в голоцене не произошло. Но представление о природе… круто изменилось… Христианско-языческое представление тоже было экологосообразным. Так называемое "бытовое христианство" бережно относилось к сотворенной Богом природе, холило и лелеяло матушку-землю. Но "царь природы" - человек - эпохи Возрождения поставил себе великую задачу - "покорить". Поскольку голыми руками природу не возьмешь, и потребовалось еще два века, пока человек изобрел, наконец, мощнейшее орудие разрушения природы - естественные науки. Правда, осознал и осмыслил он эту, еще одну, функцию науки много позже, - четыре века спустя".
Далее, с XVIII века , начинает в России преобладать 3) естественнонаучно-христианско-языческое представление о природе, связанное с именами Петра Первого, а также "певцов славы науки" Тредиаковского, Ломоносова, Державина…
Сейчас, перед лицом великого кризиса, стоит вопрос о СПАСИТЕЛЬНОМ четвертом представлении о природе, однако пока запомним чрезвычайно важный вывод, осознанный так печально поздно: наука - мощнейшее орудие разрушения природы!
(Пресс-центр ЗоВУ. 2001г.)
(к 10-летию публикации. 2011)