21.11.11

ПРАКТИКА, ИСКЛЮЧАЮЩАЯ МИСТИФИКАЦИЮ!

 

В этот раз все три материала рассылок мне захотелось посвятить детям, в силу разных причин оставшихся без попечения родителей. Их миру, проблемам и педагогам, отдающим этим детям свои знания, любовь и опыт.

Мы все так привыкли стыдливо обходить все «острые углы», связанные с жизнью этих людей, что разговор об этом мире очень напоминает ЗАПРЕЩЕННУЮ тему. Между тем, наше современное общество спокойно «одной рукой» тиражирует ситуации, влекущие увеличение числа таких детей, «другой рукой» финансирует эту беду, откупаясь и от детей, и от их проблем! Проблема признается, но от нее открещиваются, как могут, оставляя детей наедине с их повседневными бедами.

Попробуем нарушить этот «стихийный запрет» и начать не совсем обычный разговор.

 

Наталия ЗОРИНА, руководитель проекта РИТМ (Российский Институт Творческого Мастерства), физик, педагог-психолог высшей категории, психотерапевт

*   *   *

 

· Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей:

 

 

Наталия ЗОРИНА

 

ЗНАНИЯ ПРЕДКОВ – В СОВРЕМЕННУЮ ПЕДАГОГИКУ!

 

Сегодня разговор о русских традициях становится явно модной и популярной темой. И, видимо, это даже не так плохо, раз стали появляться книги и публикации, напоминающие моим соотечественникам о забытых корнях и утраченных традициях. Но уж слишком это напоминает современную рекламную акцию, способную «опошлить» абсолютно все. И традиции не исключение.

Уже не раз в своих материалах мы говорили о том, что не так просто сохранить здравость во всем этом странном потоке разнообразной информации. Трудно не заблудиться еще серьезней. Трудно не отойти еще дальше от настоящей мудрости живших до нас и знающих этот мир предков.

Не раз говорили и о том, что естественным критерием здравости и полезности любого знания может быть только практика и ваша неповторимая жизнь. Знания должны быть нужны и полезны лично вам. Они должны быть не театром абсурда, а нести практический смысл и пользу именно в наши дни. Ведь именно практической пользой и славилась мудрость создававших их людей.

Поэтому и вызывает радость тот факт, что знания и мудрость, накопленные нашими далекими предками, стали востребованными современной педагогикой. Последние годы, тесно работая с системой образования, я все чаще и чаще встречаю талантливых педагогов, владеющих знаниями предков каждый на своем уровне. Сегодня уже есть педагоги, способные, адаптируя этот важный опыт в современный мир и систему образования, донести его детям. Дети же, которые меньше всего «заражены вирусами» современного цинизма, воспринимают этот далекий опыт практически без искажений.

Именно в таком необычном сочетании те далекие знания начинают «работать» и выполнять свое первозданное предназначение. В таком сочетании они не становятся «театральной игрой» и данью современной моде. Соответствуя своему настоящему предназначению, они становятся практическим опытом. Очень ярко и наглядно это видно на примере с детьми, оставшимися без попечения родителей.

В силу разных причин эти дети остались одни, без поддержки родителей, наработанного опыта. Словно лишенные своих корней, они очень нуждаются в ориентирах, основе, опоре. И вот когда на их пути встречаются люди, способные донести опыт, знания и традиции предков, эти дети получают возможность восполнить недостающую связь с корнями и опытом прошлого. Получают необычную компенсацию того, чего были лишены в силу разных причин.

Как это происходит? Рассмотрим самый простой и очень показательный пример. Так осваивая изготовление народной куклы, дети вместе с нехитрыми навыками того далекого мастерства узнают мудрость уклада жизни и быта, получают возможность пережить трагичные события своей жизни, настроиться на совершенно другое отношение к семье и всему, что окружает их сегодня. Круг трагедий и некая фатальность их жизни словно размыкается совершенно другим подходом к семье, быту, отношениям между людьми. Появляется надежда и шанс что-либо изменить. Мудрая простота того далекого знания неспешно раскрывается им во всей своей полноте и многоплановости.

Секрет заключается в том, что знания наших предков не были оторванной от повседневного быта абстракцией, знания всегда носили прикладной характер и пронизывали всю жизнь людей. Так у каждой сделанной куклы было свое предназначение, свой особый смысл. Каждая кукла делалась в определенное время и для совершенно конкретных задач. Были куклы для малышей и для взрослых, куклы для быта и для праздника. Ведь куклы сопровождали человека с самых первых дней жизни.

С каждой было связано определенное знание, знание о быте, человеческой жизни и даже мироустройстве. Знание это передавалось в момент обучения и изготовления. Его не навязывали, к нему тянулись, оно естественно впитывалось, становясь личным опытом, пронизывало обычную жизнь детей и взрослых.

Но не стану останавливаться лишь на куклах, ведь такая ситуация была и с рукоделием, и с другими ремеслами того здравого быта. (О куклах можно посмотреть материал в конце этого номера. - Прим.ред.) Осваивая то или иное ремесло, умение, навык, ребенок постигал не только здравое, проверенный временем и опытом поколений уклад быта, но в месте с этим впитывал принципы ладного мироустройства.

А ведь наши предки очень многое умели делать своими руками. Мальчики и девочки к возрасту 13-16 лет владели несколькими ремеслами и были способны обеспечить полноценный быт большой семьи. Каждое умение было связано с определенным пластом знания и житейской мудрости.

Соприкасаясь с опытом предков, современные дети получают возможность увидеть другой путь и другой жизненный настрой. У детей, оставшихся без родителей, появляется возможность сравнивать и выбирать. Зная на своем жизненном опыте все трагичные и неприглядные стороны современного мира, они с большим интересом узнают совершенно другой опыт и совсем другой подход к жизни.

Я столкнулась с непроизвольным раскрытием родовой памяти детей. Просто в такой ситуации им не мешают вспоминать, не мешают самостоятельно выбирать. И в такой ситуации дети не только начинают готовить подарки друзьям и педагогам. Тут немного другое. Девочки вдруг начинают готовить приданое, мечтая о собственной семье и будущих детях. Они делают все это по внутреннему желанию и настрою, а не по указанию взрослых.

На первый взгляд, занятия педагогов, несущих ищущим поддержки детям те давние знания, не отличаются от обычных занятий рисованием или лепкой, но это только на первый взгляд. В действительности эти простые занятия, связанные с огромными пластами мудрого знания, помогают вернуть утерянную связь с нашими корнями, тем бесценным опытом предков, который практичен и полезен в различных жизненных ситуациях.

Немаловажной особенностью подобных занятий является и то, что дети сразу же ищут реальное применение новым знаниям и опыту в своей жизни. Так, изготовление кукол своими руками помогает детям проигрывать, проживать свои болезненные и трагичные ситуации из жизни. Внутренняя боль проживается и уходит. Ребенок получает заметное облегчение. А ведь это та естественная, самостоятельная психологическая работа, которая была известна славянам в самые давние времена.

Вот и выходит, что педагоги-сподвижники не только занимаются с детьми, неся им ремесла и знания предков, они на своих занятиях возвращают детям древний психологический опыт, знания о жизни людей. В те далекие времена знание было целым, в противовес разрозненным кускам мозаики современного знания. Поэтому простые занятия позволяют детям вернуть еще и знания, обряды, связанные с ладным устройством жизни и быта. Обычные занятия как бы непроизвольно дают детям такие важные знания о мире и личный опыт, которые помогают найти свои ориентиры в сегодняшней непростой и порой очень трагичной жизни.

Но выигрывают от такого необычного обучения не только дети. Выигрывают и педагоги. Они с огромным удивлением для себя обнаруживают необычный эффект своих занятий и дополнительное подтверждение реальной мудрости предков.

Занимаясь с детьми, педагоги вместе с ними открывают для себя все новые и новые пласты того далекого знания. Они с огромным восторгом и воодушевлением рассказывают о том, как пробуждается интуиция, появляется знание и понимание мудрых жизненных основ и взаимосвязей. В определенный момент они несколько иначе начинают воспринимать мир и знания, словно сами приходят к ним.

«Такое ощущение, что знание это было всегда и лишь таилось где-то глубоко внутри» - эти слова последнее время я слышу все чаще.

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. - 2009г.)

 

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», август 2009.

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1416