25.06.12

Добрый день! И спасибо вам за вопросы, поддержку и осуждение. Все это очень вдохновляет.

Хочется обратить ваше внимание на то, что наша рассылка психологическая, а не историческая. Поэтому нас интересуют в первую очередь "психологические" выводы из информации о "золотом веке".

Замечательно, что описанная нами модель вызывает у вас восторг и вопросы, заставляет задумываться, анализировать и переосмысливать сферы, не связанные с психологией. Все это еще раз доказывает, что мир целостный и все в нем взаимосвязано.

По просьбе наших читателей мы продолжаем разговор о "конкретной практике". Думаем, это поможет вам лучше воспринимать информацию наших рассылок, увидеть ее практическую пользу для себя.

Сложно говорить о практической психологии всем сразу, да еще и на виртуальной лекции, но мы постараемся.

Мы не ставим задачи дать один верный для всех и на все случаи жизни ответ или единственную модель. Нам хотелось бы показать разные стороны ситуации и возможные варианты ее проявления. Чтобы вы сами видели, что та ситуация, которая вокруг вас, имеет не одну сторону и не две, а много. И этим расширить ваш выбор. Увеличить выбор жизненных альтернатив, раскрыть творческую возможность создания, сотворения собственной жизни. Важнее этого ничего нет.

Возможно, за точку отсчета, за критерий сравнения вам и подойдет наша модель "золотого века". Потому что плохо, когда берется лишь короткий исторический промежуток и все остальное умалчивается, словно зачеркивается (будто кроме 5-6 тысяч лет истории ничего и нет). А если этот известный отрезок был лишь "черной полосой", а позавчера была "светлая полоса"? Ведь это - полная дезориентация, и тогда у людей вовсе нет никакой надежды вернуть или построить светлое.

У нас нет цели призывать вас к идеалу. Идеалы - это удел религий. Нам хочется, чтобы вам легче и комфортнее стало в вашей реальности сейчас, и чтобы вы могли по вашему желанию сознательно трансформировать ваш мир и себя, увеличивая свой комфорт и свою радость, а также комфорт и радость окружающих.

Поэтому в первую очередь из практики хочется говорить не о детях (ведь нас читают не они), а о вас, взрослых, давно или не очень давно пришедших в этот мир и уже живущих и работающих в нем.

Маленького человека, пришедшего в этот мир, принято растить и воспитывать (за исключением некоторых культур). Воспитывать с первых дней жизни (а сейчас модно делать это еще и до рождения). Воспитывать - это, значит, воздействовать на него и его поведение, менять, "лепить" нового человека. Типичное пожелание молодоженам и родителям - "воспитайте хороших детей"! А типичное, к сожалению, высказывание педагогов: "мы не учим, мы занимаемся дрессировкой" (из практики доверительных бесед)!

Маленького человека начинают менять, культивируя определенные поведенческие реакции, внушая жесткие штампы и однозначные ответы на возникшие и еще не возникшие вопросы у ребенка, называя это передачей опыта или мудростью. Разве это принятие нового жителя Земли, разве это любовь?! Им, вновь пришедшим в мир, просто не интересуются. И вот из таких всем известных фактов вытекают многие проблемные моменты взрослой жизни.

Прежде всего, это практически проявляется в том, что взрослый, не принятый и не любимый в своем детстве, любить и принимать себя не сможет. А как же любить и принимать себя, если его не любила и не принимала мама, самая дорогая и значимая часть его самого в недалеком прошлом (во время беременности матери), самая жизненно важная часть его мира. Таков его первый жизненный опыт (совсем как в механизме импринтинга!)…

Такой человек, как правило, ни за что не захочет узнать себя настоящего, а как следствие - и выделять свои проблемы и начать работать с ними. Потому что это неприятно! И не просто неприятно, это эмоционально тяжело и больно! И это - боль не "сейчас". Это - как бы грубое вскрытие незажившей раны, той самой большой боли, которую причинили еще будучи ребенком.

Человек, получивший такую травму, будет заниматься любым самообманом, любым обвинением мира и окружающих людей только за тем, чтобы избежать встречи с самим собой настоящим, нелюбимым и плохим. И чем явственней эта боль просится наружу, тем жестче и ожесточенней человек себя ведет, принимая явно неадекватные меры самовыражения в мире. Часто даже социально опасные.

Он может даже обсуждать проблемы, частично примеряя их на себя. Но все равно ситуации узнавания себя настоящего будет избегать. А без этого проблема не решается. И, как следствие, практически любая работа психологов будет бесполезна, за исключением случайных попаданий и прозрений. Психологи этот факт не афишируют, но чаще всего считают практически бесполезной серьезную работу с людьми в зрелом возрасте. Свои надежды на результат они возлагают при этом на детей и подростков, у которых психика еще достаточно гибкая, чтобы что-то возвернуть и восстановить. А со взрослыми, если и занимаются, то в основном стараются заниматься "поглаживаниями" и поддержкой ("психологической", как любят и модно говорить сейчас), минимально возможной адаптацией и просветительством. Так или иначе, из психологической литературы, или из жизненной практики, многие знают или чувствуют этот момент, и страшно им вдруг оказаться ненужными только потому, что уже повзрослел, "поезд ушел" и бесполезно догонять его. Отсюда попытка отстоять то, что есть или осталось, любой ценой ("продлись, продлись, очковтиранье"!), будто уже терять нечего, и агрессия против любого, кто хоть как-то намекает на эти "болячки" и страх ("посягает на устои") или задевает их ненароком. Со стороны это смотрится неадекватно, а практически - создает конфликтные ситуации на каждом шагу.

Практически у любого взрослого человека в наше время есть серьезные психологические проблемы, мешающие адекватно видеть действительность. Можно на них закрывать глаза, но такова печальная ситуация. Однако она все равно никогда не бывает безнадежной. Поэтому мы и будем говорить с вами о психологической практике, а вы уж постарайтесь начать любить и принимать себя. Любить и принимать себя такими, какие вы есть сегодня.

Конечно, когда все слова испорчены, трудно представить себе, а что это такое в действительности - любить себя, принимать себя? На самом деле, по-настоящему. Вот почему и затеяны нами все наши культурно-исторические изыскания - чтобы докопаться до сути вещей и найти искомое, а вовсе не потому, что психологам вдруг захотелось там полюбопытствовать в истории человечества. Что-то изменять проще с корней, с самого начала. А эти "корни" - в каждом из нас, индивидуальном подсознании и коллективном бессознательном.

В этом случае узнавать себя настоящего будет не страшно и не больно. И будет даже интересно. И немотивированная агрессия не будет мешать вашему познанию. Значит, вы сами сможете увидеть и свои проблемы. А возможно, еще и начнете работать со своими проблемами, и даже будете успешны в своих попытках. Это и есть путь к желанному практическому выходу.

Люди ищут тот свой "механизм", с помощью которого можно не просто изменить, "перевернуть мир", а постоянно управлять состоянием своего мира. А когда он найден, тогда им не указ никакие авторитеты и гуру.

До встречи! Продолжение следует. (ЦСкА. 13.09.2002)

 

(Глава из книги «XXI век и психология людей новой цивилизации». < Заказать книгу >)
© Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ). 2002.
© Центр Социально-культурной Адаптации (ЦСкА). 2002

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1537