(К 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого)
(Окончание. Начало в январском, февральском и мартовском номерах «ЗОВУ РИТМ» 2013г.)
И, наконец, просто О ЖИЗНИ И ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ в творчестве Владимира Высоцкого. О горечи и печали от того, что люди живут не так, как надо жить человеку. Многие песни, многие слова настолько актуальны и сегодня, что кажутся созданными сегодня, во втором десятилетии XXI века. Например, читаешь сегодня об очередной реформе образования в стране и хочется ответить песней В.Высоцкого 33-летней давности:
«Из класса в класс мы вверх пойдем, как по ступеням,
И самым главным будет здесь рабочий класс,
И первым долгом мы, естественно, отменим
Эксплуатацию учителями нас!
Да здравствует новая школа!
Учитель уронит, а ты подними!
Здесь дети обоего пола
Огромными станут людьми!
Мы строим школу, чтобы грызть науку дерзко,
Мы все разрушим изнутри и оживим,
Мы серость выбелим и выскоблим до блеска,
Все теневое мы перекроем световым!
Так взрасти же нам школу, строитель,-
Для душ наших детских теплицу, парник,-
Где учатся - все, где учитель -
Сам в чем-то еще ученик!»
(Гимн школе. 1980)
Хочется ответить, да вот язык не поворачивается. В.Высоцкий пел и мечтал, как видите, о другой школе, светлой, человечной! Потому что его не устраивала та система, которая в то время сложилась. Помните из другой песни такие слова?
«Гололед на земле, гололед,
Целый год напролет, целый год,
Будто нет ни весны, ни лета.
Чем-то скользким одета планета,
Люди, падая, бьются об лед,
Гололед на земле, гололед,
Целый год напролет, целый год...
Даже если планету в облет,
Не касаясь планеты ногами,
То один, то другой упадет,-
Гололед на земле, гололед,-
И затопчут его сапогами»
(Гололед 1966).
Конечно, в такой ситуации хочется, чтобы дети пошли в другую школу, чтобы дети научились строить другую жизнь, настоящую, светлую и здравую! Как и все мы по сей день, он мечтал о лучшем и не думал, что станет хуже, что деградация жизни продолжится. Ведь жизнь человеческая мерится не количеством увиденных или подержанных в руках технических штучек, а осмысленностью ее содержания. Тем, как усваивается и перерабатывается наследие предков, как и что творится и передается потомкам для того, чтобы завтра жилось лучше, чем сегодня. А вместо этого поэт и певец видит другое, о чем он горько восклицает:
«Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце - подавно.
И ни церковь, ни кабак -
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!» (1968)
Ну, не для того же в самом деле рождаются и вырастают люди, чтобы стать простыми обывателями и потребителями, как в этой песне В.Высоцкого:
«Мы бдительны - мы тайн не разболтаем,-
Они в надежных жилистых руках.
К тому же, этих тайн мы знать не знаем -
Мы умникам секреты доверяем, -
А мы, даст бог, походим в дураках.
…Свой интерес мы - побоку, ребята, -
На кой нам свой, и что нам делать с ним?
Мы телевизоров понакупали,-
В шесть - по второй глядели про хоккей,
А в семь - по всем Нью-Йорк передавали,-
Я не видал - мы Якова купали,-
Но там у них, наверное - о'кей!
"Какие ордена еще бывают?"-
Послал письмо в программу "Время" я.
Еще полно - так что ж их не вручают?
Мои детишки просто обожают,-
Когда вручают - плачет вся семья (1978)»
Нравится такое существование, которое некоторые называют «жизнью»? И даже не сомневаются в этом! И не подозревают, что она вообще-то совсем иная и для другого дана. Как будто в каком-то изоляторе или заповеднике, отделенном от всей остальной Вселенной. Ведь такая песня есть у В.Высоцкого – «Заповедник». Вот, возьмем для наглядности несколько строк оттуда:
«…Бегают по лесу стаи зверей -
Не за добычей, не на водопой:
Денно и нощно они егерей
Ищут веселой толпой…
Сколько желающих прямо на стол,
Сразу на блюдо - и в рот!..
Сильная птица сама на охоте…
Жизнь прекращает в зените, на взлете,
Даже без выстрела падая вниз…
Шкуры - не порчены, рыба - живьем,
Мясо без дроби - зубов не сломать,-
Ловко, продуманно, просто, с умом,
Мирно - зачем же стрелять!
Каждому егерю - белый передник!
В руки - таблички: "Не бей!", "Не губи!"
Все это вместе зовут - заповедник,-
Заповедь только одна: не убий!..
Но сколько в дебрях,
Рощах и кущах -
И сторожащих,
И стерегущих,
И загоняющих,
В меру азартных,
Плохо стреляющих,
И предынфарктных,
…Сколько дрожащих,
Портящих шкуры,
Сколько ловящих
На самодуры,
Сколько типичных,
Сколько всеядных,
Сколько их, хищных
И травоядных,
И пресмыкающихся,
И парящих…» (1972)
А что делать? – Такие правила! И как же ЖИТЬ настоящей жизнью в таких условиях? Как творить? Как дышать вольно?
Когда задумываешься обо всем этом, становится понятно, КАК тяжело было Владимиру Высоцкому ЖИТЬ. Не потому ли в его песнях такое вот звенящее напряжение, будто вот-вот лопнет струна… Нет, даже не гитары, а сердца, души человеческой.
«В дорогу - живо! Или - в гроб ложись.
Да! Выбор небогатый перед нами.
Нас обрекли на медленную жизнь -
Мы к ней для верности прикованы цепями.
А кое-кто поверил второпях -
Поверил без оглядки, бестолково.
Но разве это жизнь - когда в цепях?
Но разве это выбор - если скован?
И рано нас равнять с болотной слизью -
Мы гнезд себе на гнили не совьем!
Мы не умрем мучительною жизнью -
Мы лучше верной смертью оживем!» (1973)
Вот и получается в таких условиях ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, что:
«Зря пугают тем светом,-
Оба света с дубьем:
Врежут там - я на этом,
Врежут здесь - я на том» (1977)
Оглядываешься вокруг сегодня, 33 года спустя после смерти поэта и певца, и слышишь его голос о том, что происходит СЕГОДНЯ С НАМИ:
«…Нет державы, нет и трона.
Жизнь России и законы -
Все к чертям!
И мы, словно загнанные в норы,
Словно пойманные воры,
Только кровь одна с позором
Пополам.
И нам ни черта не разобраться -
С кем порвать и с кем остаться,
Кто за нас, кого бояться,
Где пути, куда податься -
Не понять!
Где дух? Где честь? Где стыд?
Где свои, а где чужие?
Как до этого дожили,
Неужели на Россию нам плевать?
Позор - всем, кому покой дороже,
Всем, кого сомненье гложет…» (1965
Конечно, не все такие, уснувшие и предающие. Люди разные, каждый на своем этапе становления или пробуждения.
«Бродят по свету люди разные,
Грезят они о чуде -
Будет или не будет!» (1966)
Ну и что, что вокруг все не так? Жить-то надо! В любых условиях! Раз оказался здесь и сейчас.
«Город уши заткнул и уснуть захотел,
И все граждане спрятались в норы.
А у меня в этот час еще тысяча дел…» (1961)
Ну, не равняться же в самом деле на тех, кто уснул, кто никуда не идет, кому ничего не надо, кроме растительного существования. Обывательского. Им же, обывателям, не дашь больше того, что они в состоянии переварить! Не об этом ли грустная песенка В.Высоцкого?
«В землю бросайте зерна -
Может, появятся всходы.
Ладно, я буду покорным -
Дайте же мне свободу!
Люди ворон пугают,-
А воронье не боится.
Пары соединяют,-
А им бы разъединиться.
Лили на землю воду -
Нету колосьев - чудо!
Мне вчера дали свободу.
Что я с ней делать буду?» (1965)
И при этом трезвый и здравомыслящий человек осознает, что нельзя погружаться в это болото. Надо идти своей дорогой, прокладывая свою колею! Ведь нельзя терять ни минуты драгоценной жизни, каждое мгновение нужно использовать сполна!
«Покой только снится, я знаю,-
Готовься, держись и дерись! -
Есть мирная передовая -
Беда, и опасность, и риск…
В полях обезврежены мины,
Но мы не на поле цветов, -
Вы поиски, звезды, глубины
Не сбрасывайте со счетов» (1968).
Более того, можно петь и так:
«Нет, жить можно, жить нужно и - много:
Пить, страдать, ревновать и любить,-
Не тащиться по жизни убого -
А дышать ею, петь ее, пить!..» (1960)
Ведь если нельзя говорить о происходящем вокруг открытым текстом, то есть еще эзопов язык:
«Мы опять в сомненье - век двадцатый:
Цирк у нас, конечно, мировой,-
Клоун, правда, слишком мрачноватый -
Невеселый клоун, не живой» (1972)
Стеснение со всех сторон, непонимание везде. Трудно так творческому человеку с грандиозными замыслами. Конечно, в таких условиях приходят грустные мысли:
«Мне нельзя на волю - не имею права,
Можно лишь от двери - до стены…» (1963)
«…Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю,
Чую, с гибельным восторгом - пропадаю, пропадаю!..» (1972)
«Когда я отпою и отыграю,
Где кончу я, на чем - не угадать?
Но лишь одно наверное я знаю:
Мне будет не хотеться умирать» (1973).
Но в любом случае:
«Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах.
Я, конечно, спою…» (1966)
Владимир Высоцкий сделал много. Он показал, КАК идти по жизни не за другими, а СВОЕЙ КОЛЕЕЙ! Не взирая ни на что. Ему было тяжело. За три года до ухода он пел такие слова:
«Я с сошедшими с круга пасусь на лугу,
Я о чаше невыпитой здесь ни гугу -
Никому не скажу, при себе сберегу, -
А сказать - и затопчут меня на лугу.
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу...
...Если все-таки чашу испить мне судьба,
Если музыка с песней не слишком груба,
Если вдруг докажу, даже с пеной у рта, -
Я уйду и скажу, что не все суета!» (1977)
От всего такого можно и подустать. Потом пел В.Высоцкий за год до последнего мгновения:
«Мне скулы от досады сводит:
Мне кажется который год,
Что там, где я, - там жизнь проходит,
А там, где нет меня, - идет!
А дальше - больше, каждый день я
Стал слышать злые голоса:
"Где ты - там только наважденье,
Где нет тебя - все чудеса…
Смеешься меньше ты и, знаешь,
Ты стал разучиваться петь!
Как дым твои ресурсы тают,
И сам швыряешь все подряд…
Живу, не ожидая чуда,
Но пухнут жилы от стыда, -
Я каждый раз хочу отсюда
Сбежать куда-нибудь туда.
Хоть все пропой, протарабань я,
Хоть всем хоть голым покажись -
Пустое все,- здесь - прозябанье,
А где-то там - такая жизнь!..
Фартило мне, Земля вертелась,
И, взявши пары три белья,
Я - шасть - и там! Но вмиг хотелось
Назад, откуда прибыл я» (1979)
Нет резона комментировать такие вещи. Владимир Высоцкий сам уже все сказал. Вот эти слова тоже в том же году, за год до смерти:
«И лопнула во мне терпенья жила -
И я со смертью перешел на ты,
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.
Я от суда скрываться не намерен:
Коль призовут - отвечу на вопрос.
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.
Но знаю я, что лживо, а что свято, -
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, -
Мне выбора, по счастью, не дано (1979)
А между тем в этом мире, в этой стране ничего не меняется. Все та же унылая серость духа. И более десяти лет спустя (после песни «Гололед») все так же холодно и пусто:
«Все стоит на Руси
До макушек в снегу…
Снег кружит над землей,
Над страною моей,
Мягко стелет, в запой зазывает.
Ах, ямщик удалой -
Пьет и хлещет коней,
А непьяный ямщик – замерзает» (70-е гг.)
В последний год жизни Владимир Высоцкий как бы подводил итоги:
«Но мы умели чувствовать опасность
Задолго до начала холодов…
И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы, поднять не смея глаз, -
Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье вливало водку в нас» (1979)
В заключение, после даже такого краткого обзора творчества Владимира Высоцкого, надо признать, что он, поэт и певец, несмотря ни на что, и в счастье, и в горе, шел своим путем. «Своей колеей»!
Потому что для настоящей, полноценной человеческой жизни надо именно так: не сворачивая на проторенные кем-то дорожки и в тихие гавани, прокладывать свой путь, проживать свою судьбу сполна, чтобы состояться как Человек!
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2013г.)
Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», апрель 2013.