06.07.13
Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2012

Любите ли вы СКАЗКИ? Мы в этом месте имеем в виду не современные упрощенные значения этого слова, а настоящий смысл, о котором догадываются те, кто помнит о том, что «сказка ложь да в ней намек». И мы имеем в виду настоящие сказки (а не те, которые сегодня сочиняются разными маленькими или взрослыми авторами, которые давно уже не ведают законов живого сказывания, известных лишь сказителям и мудрым слушателям). Поэтому уместней в этом месте даже сказать не «сказки», а «СКАЗЫ». Но дело не в этом, а в более серьезных вещах, которые на сегодня забыты, и напоминания о них кажутся «фантастикой» или просто «выдумкой». Наверное, лучше об этом поговорить на каком-нибудь конкретном примере, частном случае, чтобы представить и прочувствовать.

Возьмем для примера одно известное стихотворение, которое недавно прославилось в т.ч. через проникновенное чтение наизусть шестилетней девочкой перед огромной аудиторией. Не будем отвлекаться на конкурсное исполнение (в интернете можно найти немало чтецов этого стихотворения и даже песни с этим текстом). Нас в данном случае больше занимает СОДЕРЖАНИЕ стихотворения. Поэтому приводим весь текст:

 

Ходит наша бабушка, палочкой стуча,

Говорю я бабушке: «Позову врача,

От его лекарства станешь ты здорова,

Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.

Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,

Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.

Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,

Видишь, как я прыгаю, это так легко».

 

Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,

Я не заболела, просто я стара,

Просто очень старая, волосы седые,

ГДЕ-ТО ПОТЕРЯЛА Я ГОДЫ МОЛОДЫЕ.

ГДЕ-ТО ЗА ОГРОМНЫМИ, ЗА ЛЕСАМИ ТЕМНЫМИ,

ЗА ГОРОЙ ВЫСОКОЙ, ЗА РЕКОЙ ГЛУБОКОЙ.

КАК ТУДА ДОБРАТЬСЯ, ЛЮДЯМ НЕИЗВЕСТНО».

Говорю я бабушке: «Вспомни это место!

Я туда поеду, поплыву, пойду,

ГОДЫ МОЛОДЫЕ Я ТВОИ НАЙДУ!»

(Дора Хайкина. Бабушкины годы. В переводе Владимира Орлова)

 

Мы даже не будем касаться здесь таких глубокомысленных символов и сказочных образов, как «темный лес», «высокая гора», «глубокая вода». И, наверное, уже догадались, что речь у нас пойдет о ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА? Да, есть такое измерение. И именно о нем есть смысл поговорить.

 

Но вопрос ведь, согласитесь, очень интересный!

А правда, хочется ли кому найти свои «годы молодые» или просто «вернуть прошлое»? Или, на крайний случай, хотя бы «не стареть»? Как там, у Гете, было в «Фаусте»: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» Не будем здесь касаться и сделки Фауста с Мефистофелем, т.к. это лишь образ: ведь что есть на самом деле «остановка жизни»!? В любой момент – хоть счастливый, хоть трагический.

Поэтому нам есть смысл говорить только о ДВИЖЕНИИ. Именно оно прекрасно! Само слово «время» имеет тот же смысл движения и расшифровывается как «через меня текущие процессы».

Это движение – час за часом, день за днем, год за годом - наполняет нас опытом и радует! В этом месте не может быть места огорчению, грусти, тоске.

Более того, нет в самом времени жизни и ПОТЕРИ, есть только ОБРЕТЕНИЕ!

 

Возвращаясь к стихотворению, стоит в ней отметить некоторую двусмысленность в словах: «Где-то ПОТЕРЯЛА я годы молодые». Что это за «потеря» вместо обретения? Что имеется в виду?

Что годы прошли зря, никчемно, пусто? В этом трагедия и сожаление?

Или нужно понимать в смысле «безвозвратности»? Грусти?

А может быть, вместо одного имелось в виду другое? И налицо неправильное словоупотребление (толи в переводе, толи в оригинале стихотворения): вместо «силы молодые» - «годы». Или это такой поэтический прием – со смещением смысла – для большего масштаба, возвышения образа до эпических размеров?!

 

Возможно, в стихотворении передано некоторое сожаление, что время жизни использовано не во всей его полноте, что-то осталось недоделанным, на что-то не хватило времени и сил, где-то не получилось вовремя сориентироваться и силы, данные для самого важного, были растрачены на незначительные мелочи?.. Ведь современная технократическая цивилизация постоянно сбивает людей с верного пути, дабы воспользоваться ими в корыстных целях для поддержания мертвого царства машин. И жизнь, вырванная у этой противоестественной цивилизации, получается у людей неполной, из кусочков, как бы клочками и с прорехами. Может быть, сожаление об этом, о невосполнимости потерь?..

 

Знать бы людям, что ЖИЗНЬ – ОНА ЦЕЛАЯ, и каждое ее мгновение нужно прожить сполна, от младенчества до глубокой старости. Детство, юность, молодость, зрелость, старость – это все этапы единого целого, ПОЛНОГО, чего не было бы, если б отсутствовал хоть один элемент, один этап. Эти этапы, как части здания – с основанием, стенами, потолком, крышей… Что за дом без какой-либо из перечисленных частей?! И что за странное желание может появиться – не строить дальше, а остановиться на уровне пола и подоконников, без стен, крыши и потолка (это к хотениям некоторых задержаться в детстве или в молодости). Сами по себе части – без целого - особого значения не имеют, а в целом – все части хороши и к месту! Все ладно и все смысл имеет!

А еще ведь некоторые знают, и относятся к жизни во всем ее многолетье именно как к единому целому, как к богатству, которое собрано по крупице, поминутно.

 

А что сказки? Ведь в самом деле когда-то человек мог управлять временем, останавливать и запускать его вновь. Но применялось это могущество не для того, чтобы задержаться в детстве, а для важных деяний, особо важных случаев. Предки мыслили не частями, а постоянно имели в виду жизнь в целом.

А если вернуться к стихотворению, то надо заметить, что когда-то человек постоянно «ПОМНИЛ ЭТО МЕСТО». И знал, «КАК ТУДА ДОБРАТЬСЯ», чтобы «НАЙТИ ГОДЫ МОЛОДЫЕ». Но никогда не нарушал естественный порядок вещей, природный Лад и свой Путь.

 

Многие и сегодня знают, что нельзя жить одним днем. Многие и сегодня знают, что надо жить вечностью. И что вечность слажена из драгоценных мгновений каждого дня и каждого шага, бесконечно длинную череду которых объединяет богатый, или божественный опыт. А хотя «богатый» и «божественный» все равно одного корня слова, и что заблудившиеся и близорукие этого не понимают совсем не в счет. А что о них, заблудившихся и близоруких, говорить? Там все ясно, т.е. конечно.

Понятно же, что каждый обозначает свой путь настолько, насколько видит. Один не знает, что завтра. И мечется без ориентиров. А другой обозревает вечность и дни соединяет в годы, складывая эту самую вечность из жизни в жизнь.

Таково время…

 

Разве мы не знаем, как туда добраться, откуда пришли? И разве не знаем, что пришли не для того, чтобы скорее туда снова добраться? И что годы молодые нас ждут не позади (там мы уже получили необходимый опыт), что годы молодые ждут впереди? Цикл за циклом. Для нового опыта.

И нужно ли вспоминать «это место», рыскать в прошлом и будущем, если известно, что ВЕЧНОСТЬ покоится на вот этом переживаемом СЕЙЧАС мгновении? И это мгновение еще нужно удержать.

ПОМНИ ЭТО ВРЕМЯ!

 

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2013г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», июль 2013

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1681