02.01.14
Один из «памятников» на улицах Екатеринбурга. - Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2013

На первый взгляд сегодня кажется, что все люди видят, говорят и думают одинаково. Все же ходим по одной земле! И люди, поколение за поколением, учатся в одних и тех же школах! И, казалось бы, только какие-то там разные мнения и мелкие разногласия мешают взаимопониманию и всеобщему согласию. Но как только начинаешь углубляться в примеры, сразу выясняется, что это далеко не так. Что если присмотреться к процессам в той же системе образования, оказывается, существует огромная разница в результатах. Специалисты даже говорят о том, что «разрыв между умными и глупыми нарастает». Это во-первых. А во-вторых, даже наблюдения неспециалистов и просто общение с учителями и школьниками показывают, что качество образования у нас из года в год ухудшается, как будто идет деградация школы. Но когда это впечатление подтверждается еще и исследованиями, то уже никаких сомнений не остается.

За частью достоверных данных об этой ситуации мы отправляем читателя к мнению известного психолога Людмилы Ясюковой (см. интервью «Разрыв между умными и глупыми нарастает» - http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html), не пожалеете). Она подробно рассказывает о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов. Мы пересказывать материал не будем, приведем лишь несколько небольших цитат.

Весьма примечательно, в какой среде мы вообще живем. По приведенным данным не только по нашей стране, но и по другим странам (считающимся развитыми), получается, что «меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением» (кстати, здесь и далее цитируем интервью. – прим.авт.). Выходит, свыше 80% населения живет по другим правилам, и этим людям, борющимся за место под солнцем, побоку все ваши умные рассуждения о настоящем и будущем, о том, как обустроить правильно страну. Им не объяснить. Мышление иначе устроено, понимаете? А если учесть, что «понятийное мышление… приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки», то, выходит, не срабатывает система образования.

Или нарочно делается так, чтобы она не срабатывала! Иначе как понять, что «Школьные программы последние двадцать лет беспрерывно меняются». И практика показывает, что отнюдь не в лучшую сторону.

- «Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь у нас вместо природоведения "Окружающий мир". Вы видели, что это такое? Это бессмысленная окрошка… Принцип научной подачи информации заменен принципом калейдоскопа, сменяющихся картинок, который разработчики считают системно-деятельностным подходом. С физикой такая же картина... Что такое презентация? Это пересказ в картинках. Если нет задач по механике на разложение сил, то о формировании понятийного мышления в физике можно не говорить…»

И это не голословные утверждения. Двадцатилетние исследования показывают, что из года в год интеллектуальный уровень только снижается, и ничем другим это не компенсируется.

Особенно бросается в глаза нарастающая безграмотность, раз мы все вынуждены имеем дело, как минимум, с огромным всеохватывающим бюрократическим аппаратом и поэтому вынуждены что-то писать и читать. И эту безграмотность не прикрывают даже мода нарочно коверкать слова в интернете и переход на устное телефонное общение. Истоки этой безграмотности в школе тоже давно обнаружены, но никто ничего менять не собирается, как будто стране выгодны безграмотные люди.

- За нарастающую неграмотность во многом надо благодарить так называемые фонетические программы обучения, на которые мы перешли в 1985 году… У детей, которых учат по этой методике, а сейчас всех так учат, есть так называемая звуковая запись слова и они там пишут "йожык", "агур’эц". И эта звуковая запись идет по седьмой класс. В результате у нас вырос процент якобы дисграфиков и дислексиков. Заговорили о вырождении нации. А на самом деле это просто плоды метода обучения на основе приоритетности фонематического анализа… Фонетическая система не учила читать, не учила грамотности, наоборот порождала проблемы… У Эльконина была теория, что чтение - это озвучивание графических символов, вот он это и стремился всеми силами внедрить. А на самом деле чтение это понимание графических символов, а озвучивание - это музыка... У нас другого преподавания нет, только этот принцип обучения… А мне, когда я пытаюсь с этим спорить, говорят – вы академический психолог, не педагог, и не понимаете, что без фонетического разбора и фонематического слуха чтению не научить. А я, между прочим, четыре года работала в школе для глухонемых, и они прекрасно учились грамотному письму тем же методом, которым учили нас – зрительно-логическим. А у них, как вы понимаете, нет ни фонематического слуха, ни какого-либо другого…»

Может быть, и по этой причине, хотя у нас несмотря ни на что (или вопреки системе образования что ли) все еще немало образованных людей. И многие из них не находят применения своим способностям в родной стране, которая в последние десятилетия напоминает сырьевой придаток Запада, и вынуждены устраиваться на работу и ПМЖ где-нибудь в других странах.

«Наши высокообразованные специалисты уезжают и работают в более развитых странах по всему миру. Целые компании русских программистов работают в США, например… В США даже есть математические школы на русском языке с нашими методиками… Интересный пример - Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли наши советские программы и принципы образования… Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания…»

И вот от этого «самого передового» в Европе отказываются наши чиновники от образования, говоря, что:

«Наконец-то мы уходим от всех этих мифов о хорошем советском образовании»!

Каково? Мы сами (вернее, наши чиновники, ответственные за образование) отказываемся от того, что с удовольствием заимствуют страны с неплохой системой образования! Конечно, и у нас все еще есть качественные учебные заведения. Получается, что наша страна готовит образованных специалистов, чтобы поставлять их во все страны мира. А еще выпускников простых рабочих профессий, которых все равно не хватает.

«Что же касается людей из министерства образования, допускаю, что они действительно не понимают, что делают. Искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу. Раньше у нас учебники писали математики, физики, биологи, теперь эти занимаются педагоги и психологи. Эти люди не специалисты в предмете, который излагают. На этом образование заканчивается…»

Вот такая ситуация очевидно неправильной политики в области народного образования и просвещения.

У нас при этом давно декларируется, что наша система образования движется в сторону Запада, чтобы состыковаться с ним в «едином образовательном стандарте». Нам говорят, что у нас вот-вот будет образование как в Европе и Америке.

Только вот в чем загвоздка: на Западе все по-разному!

Только что приводили пример с Финляндией, которая внедряет то, что нами отброшено. Есть на Западе немало элитных учебных заведений, где готовят управленцев. А есть не очень, для простых людей, которых никто особо «образовывать» и не стремится.

 

Так на какие же конкретно «евро-американские стандарты» ориентированы наши чиновники? Не может быть такого, что они не осведомлены о качестве того, что предлагают нашим детям (в из года в год нарастающих объемах «евро-американские знания» занимают в учебниках наших детей все больше и больше места). Скорее всего, они в курсе и того, что заимствуются не «элитные программы», и наше образование нарочно стыкуется к «ихнему» в качестве «низшего звена», для подготовки обслуживающего персонала западной экономики, которой командуют их элитные специалисты.

О равных условиях и речи нет: Западу нужны не конкуренты, а новые рынки и новые ресурсы.

Но самое интересное в том, что «цивилизованные блага» идут к нам в «западном исполнении». И, наблюдая за всем этим в течение 20 лет, уже задумываешься, а ЧЬЕ у нас ведомство по образованию – наше или «ихнее»? Сказать, что наша «ментальность» сильно отличается от западного, значит, еще ничего не сказать. Это фактически как разные цивилизации! И вот нам и нашим детям навязывается с детства чужая ментальность, чужое мировосприятие, чтобы у нас было «как у них».

В чем это выражается? А вот в чем (далее несколько цитат из материала К.Карелова «Такие странные книжки». – Тайны ХХ века. С.20-21):

«В СССР выпускалась целая серия книг, которая называлась «Мои первые книжки». Возможно, наши читатели ее помнят, а для кого-то «Федорино горе» и «Доктор Айболит» Чуковского, «Лягушка-путешественница» Гаршина и многие другие стали самыми первыми книжками… Но что предлагают современные детские писатели уже нашим детям? Что для них, для сегодняшних 5-7-летних, станет когда-нибудь таким же родным?..»

Открыв границы и договорившись с Западом, вы не сможете брать только отдельные элементы, а вынуждены, вместе с компьютерами, смартфонами и иномарками, втащить к себе, как троянского коня, ВСЕ их нравы и правила игры. Потому что мы сегодня живем в условиях «глобализации». А давление на нашу культуру и наше наследие предков продолжается. И отсюда вопрос, КАК МЫ БУДЕМ ПЕРЕВАРИВАТЬ ЧУЖУЮ ПИЩУ И ЧУЖДУЮ КУЛЬТУРУ?

Для «них» то, что у них есть, уже давно привычно, с этим они выросли. И наше неприятие их нравов (для них вполне «нормальных») ими воспринимается чуть ли не как «ущемление прав и свобод человека»! А для нас? Тут есть о чем подумать. Вот см.:

«Детям с пяти лет американские литературоведы настоятельно рекомендуют ознакомиться с книжкой, в которой увлекательным и доступным языком рассказывается о пирамидах, мавзолеях, гробницах и прочих местах упокоения усопших. Как вы думаете, это интересная книга? Наверное – да, а особенно завораживает ее название: «Где бы ты хотел быть похоронен?» Самое подходящее чтение для только начинающего познавать мир маленького человечка. Все правильно, начинать думать о вечном лучше всего вообще с момента зачатия…»

А с чего у автора статьи какая-то язвительность? Чего же вы хотите от современной технократической цивилизации, в которой все крутится вокруг техники, технологий, рыночных механизмов и финансовых потоков (а не вокруг человека). Люди же, чтобы встроиться в эту «глобальную машину», вынуждены отказываться от многого человеческого и считать «жизнью» то, что предлагает этот ИСКУССТВЕННЫЙ мир. Вот почему для них это «нормально». А вы какой мир выбираете и что будете предлагать детям? Книгу:

«Мальчик, который умер, потому что съел все овощи»?

Ну, что вы, книжка вовсе не о смерти, как и предыдущая (о музеях и гробницах)! Речь идет лишь о борьбе с ожирением (какие заботливые воспитатели, эти американцы, какая благородная подоплека и актуальная тема для маленьких детей!).

«А как насчет борьбы с наркоманией?.. Изданная в США в 2005 году и посвященная марихуане книжка Р.Кортеса: «Это просто травка!» Да-да…»

Представили картину, как счастливая мама читает своему ребенку перед сном детскую книжку про наркотики (рекомендована для возраста от 3 до 5 лет)? Вы зря смеетесь (или возмущаетесь), там это «нормально». И для нас должно быть «нормально», если мы хотим быть цивилизованными, как европейцы и американцы! Чтобы и наши дети вырастали с мечтой о легализации марихуаны!

А как вам, после всего сказанного, книжки (приводим пока что только названия):

«Папа пьет потому, что ты плачешь», где ребенку популярно втолковывают, что он виноват в алкоголизме родителя, или

«Твои ночные кошмары – не что иное, как реальность», или

«Истерика как верное средство получить то, что ты хочешь»?

Вы не задаетесь еще вопросом, какая из этих книжек станет популярной у нас, вместо Чуковского, Барто и многих других наших прежних детских авторов. «Вредные советы» мы ведь уже осилили! Однако вернемся к нашим американским учителям.

«Отзываются современные авторы и на злободневные темы. К примеру, под чутким руководством ведущих психологов была выпущена детская книжка-комикс с говорящим названием: «Новая папина жена, которую зовут Роберт»… Авторы утверждают, что книжка предназначена для того, чтобы максимально смягчить психологический шок ребенка при смене ориентации у одного из родителей».

Без комментариев, т.к. для нашей ментальности это - отклонение, нездоровое явление. И, пожалуй, хватит примеров.

***

Понимаете, насколько все рассказанное – от учебных программ до просветительской литературы – связано между собой?

Сначала родителям предлагаются «все цивилизованные блага» - одежда, машины, компьютеры и т.д., чтобы у нас тоже было «все о`кей, как у них». Какая трогательная забота со стороны «цивилизаторов» о нас, дремучих?!

И, пока мы все это примериваем и потребляем, нашим детям предлагают в школах новые учебные программы, чтобы у них уже с детства было как на «цивилизованном Западе».

И постепенно через, казалось бы, вполне невинные учебные программы - упрощенные, калейдоскопические, почти развлекательно-игровые (чтобы весело было «учиться») - дети просто-напросто лишаются возможности сформировать системное, понятийное мышление, а значит, лишаются инструмента полноценного познания и понимания мира.

А затем им, уже повзрослевшим детям, навязывается уже все остальное «западное». И они, если даже чувствуют еще, что им всовывают что-то «не то», уже не в состоянии аргументировать и мотивировать свои возражения. Мыслить-то нечем! Их, как несмышленышей, пожурят, мол, передовому Западу видней, что нужно, и завезут очередную порцию западных благ для детей и взрослых. Вот таким образом Запад без единого выстрела покорил уже не одну страну.

И теперь вот уже 20 с лишним лет пытается проглотить и нашу страну. Но что-то пока как-то не получается. Мы у Запада все еще как кость в горле…

Но есть ведь еще мы. И что же мы сами будем делать в такой ситуации? Покориться? И принять все это: мол, не нам решать и не с нас началось, т.к. тянется это еще со времен нашего классика, когда он писал: «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»?

Или все же, со крипом, но начать думать? – О СЕБЕ, О ДЕТЯХ СВОИХ, О БУДУЩЕМ, О СВОЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ?

Думать не об уходящем мире, не об умирающем, а о новой Жизни, новом мире! Мире, который строится не по чужим лекалам, а ладится как нашей ментальности, нашей душе угодно!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2013г.)

 

 

Публикация в эл. журнале "ЗОВУ РИТМ", январь 2014

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1711