19.05.15
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты. 1984г. - http://kinograf.su

Основная идея этой статьи выражена в древней мудрости: ТЕРЯЕШЬ ЛЮБОВЬ – ТЕРЯЕШЬ ЗАЩИТУ, ТЕРЯЕШЬ ВСЕ! Для того чтобы проиллюстрировать эту идею, мы решили обратиться к известному многим произведению. Поэтому для тех, кто не хочет терять время на просмотр фильма, из справочника сокращенная информация об этом произведении:

 

«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — рок-опера Алексея Рыбникова и Павла Грушко. Создана по инициативе режиссёра Марка Захарова на основе драматической кантаты чилийского поэта Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года».

Действие происходит в 1850 году. Мальчишки-газетчики выкрикивают новости: в Калифорнии золотая лихорадка. Влекомые дальним миражом, в порт Вальпараисо со всех концов страны стекаются толпы людей, жаждущих отправиться в благодатный край, где живут сытно и в тепле. Таможенник Адальберто Рейес требует с Хуана Трехпалого кучу всевозможных справок, но бывшему шахтёру не составляет труда сагитировать ретивого служаку плыть вместе со всеми на прииски в Калифорнию добывать золото. Трёхпалый сопровождает Хоакина Мурьету, при котором он за дядьку и проводника. Этот юноша по замесу вожак, поясняет он теперь уже бывшему таможеннику. Вместе с Хоакином делил он до сей поры бедняцкую судьбу, бедняцкий хлеб и бедняцкие тумаки.

Во время пути по морю объездчик коней Хоакин Мурьета заарканил крестьянку Тересу. Тут же, на корабле происходит их свадьба. Пока на палубе идёт буйный кутеж и грубое веселье похоже на слепой вызов смерти, из иллюминатора каюты слышится любовный диалог новобрачных, поглощённых своим счастьем.

Далее Сан-Франциско 1850 года. В таверне «Заваруха» стычка явившихся на заработки латиноамериканцев с рейнджерами в техасских шляпах.

Белокурые борзые из Калифорнии, как они себя называют, устраивают нападения на посёлки старателей. В один из таких набегов погромщики, ворвавшись в дом Мурьеты, насилуют и убивают Тересу. Вернувшись с прииска, Хоакин клянётся над безжизненным телом жены отомстить за неё и покарать убийц. С этого дня Хоакин становится разбойником.

Мурьета, скачущий на коне мщения, держит в страхе всю округу, вершит расправу над белыми гринго, творящими беззаконие и наживающимися на преступлениях. Рейес и Трёхпалый, как и некоторые другие чилийцы, решают присоединиться к грозному разбойнику, воздать возмездие за пролитую кровь братьев. Вокруг Хоакина собирается отряд мстителей.

Однажды Мурьета приносит розы покойной жене, а «Борзые» устраивают на кладбище засаду. Хоакин был безоружным, его застрелили, а потом, чтоб не воскрес, отсекли голову.

Балаганщик зазывает прохожих в ярмарочный балаган, где в клетке выставлена голова Хоакина. Мужчины решают выкрасть из балагана голову и похоронить на могиле Тересы.

Далее движется погребальное шествие, Трёхпалый и Рейес несут голову Мурьеты. Голова разбойника выражает сожаление, что до потомков не дойдёт вся правда о нём. Много он зла сотворил, хотя делал и добрые дела, но неизбывная тоска по убитой жене гнала его по земле, а честь его светила звездою…

В спектакле 1970-х годов героями действия были чилийцы. Подлинные же участники истории Хоакина — мексиканцы (Хоакин — историческое лицо, а не только герой легенды, и родина его — Мексика). Жена Хоакина — не Тереза, как это было у Пабло Неруды, а Росита. Всё это было восстановлено в версии спектакля 2014 года (https://ru.wikipedia.org)

 

Но лучше, конечно же, погрузиться в музыку и картины фильма! Гораздо легче будет понять настоящие ценности жизни и то, как легко люди с верного пути сворачивают не туда.

Ведь все начинается прекрасно. Молодой Хоакин Мурьета на своей родной земле просто радуется жизни:

 

«Здесь крыши и груши мокры от дождя,

 И по склонам бредут виноградники, пахнет жасмином.

Спасибо судьбе, что родился я в этом просторе…»

 

Конечно, не так просто выживать посреди гор. Люди вроде бы и на своей родной земле, но и устают от постоянных трудов в быту, мечтают об удаче и облегчении, о радостях и отдыхе. Как там в песне, которую слышит Хоакин:

 

«В школе с детства нас учили,

 Нет страны чудесней Чили.

 Как сказал поэт, как сказал поэт.

 Есть пустыни и вулканы,

 Острова и океаны.

 Только жизни нет, только жизни нет...»

 

А тут соблазн «золотой лихорадки» бродит по земле, распространяется, как чума, заражает души людей. Уже и близкие люди уговаривают Хоакина Мурьету вести их в далекую страну. Мечты обывателя туманят рассудок:

 

«По мне, сеньоры, лучшего не надо,

 Скоплю деньжат на домик у пруда,

 Чтоб жарким летом в нем была прохлада,

 И чтобы печь гудела в холода.

 Чтоб сад вишневый этот домик прятал

 И птицы вили гнезда у стрехи,

 А в стойле верный конь ушами прядал,

 А на заре - пели петухи.

 - Будем сыты и одеты

 До скончания света.

 - Ясно ведь прописано,

 Все ж таки газета…»

 

Но, обратите внимание, даже соглашаясь на дальнее путешествие с друзьями, Хоакин сердцем своим все еще на стороне НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ, а не той иллюзии, которой манят обывателей газеты, обещая богатую и сытую жизнь, будто богатство и сытость и есть цель жизни. Он не против иметь дом у пруда с вишневым садом, хорошо одеваться и опираться на верного коня, но ему надо больше:

 

«Согласен, братцы, и просить не надо,

 А вдруг я встречу там свою Звезду?

 Скажу ей: Стань женой моей, отрада,

 И к алтарю венчаться поведу.

 Хочу, чтоб мы друг друга век любили,

 И чтоб в разлуке не были ни дня,

 Чтоб дочки на нее похожи были,

 А сыновья - похожи на меня…»

 

И судьба ему благоволит. Действительно поначалу ведет именно к тому, чего ожидает сердце. В пути наступает его звездный час! Теперь уже не просто мечты и ожидание. Он влюблен, он счастлив. Его любимая рядом с ним:

 

«Я твоя свобода, я твоя звезда,

 На устах горячих - чистая вода.

 Что бы ни случилось, позови меня,

 Я с тобою буду и средь бела дня.

 Я твоя удача, я судьба твоя,

Все, что ты успеешь в жизни - это я, это я.

 Я тебе сияю из-за серых туч,

 Не теряй из виду мой певучий луч…»

 

Примерно так складывается судьба человека, если даже в жизни его немало трудностей и испытаний. Он их преодолевает, он идет вперед, к новым достижениям, потому что он ПОД ЗАЩИТОЙ ЛЮБВИ!

Несмотря на то, что в эти дни Хоакин на вершине счастья от своей Тересы, везде и во всем видит ее, все посвящает ей, мы не забываем, куда и зачем он отправился. Это уже первый тревожный звонок от смерти и можно сказать мертвого царства, который тоже не где-то, а совсем рядом, здесь:

 

«Тот, кто без оглядки за звездой идет, за звездой идет,

 Под ноги не смотрит, в пропасть упадет, в пропасть упадет…

Обернется мукой твой кровавый путь.

 Может лучше сразу, стоит ли тянуть?..»

 

Получив ВСЕ от судьбы, Хоакин Мурьета не останавливается. Будто по инерции идет дальше. Но ведь дальше в этом случае получается только ОТ того, что он уже имеет.

Вот так незаметно и переходится грань, КОГДА ЧЕЛОВЕК САМ И ВЫХОДИТ ИЗ-ПОД ЗАЩИТЫ ЛЮБВИ. Любые другие действия, не связанные напрямую с ней, ведут к ее потере.

Вроде бы на бытовом уровне все логично: встретил любимую, поженились, теперь надо обеспечить быт семьи, заработать. И цель вроде бы близка – как раз ведь едут на заработки, за золотом! Но… Еще не успели сойти на берег, а судьба предупреждает. Второй тревожный звонок. Совсем рядом шаги смерти:

 

«…Будет рыть священник золото крестом.

Будет заваруха, это уж поверьте,

В этом деле надобно держаться молодцом,

Два шажка, не больше, от звезды до смерти,

Хи-хи, ха-ха, хо-хо...

Там, где пахнет золотом, пахнет и свинцом…»

 

Очень знаменательна картина, когда Хоакин стоит по колено в воде и моет песок в надежде увидеть крупинки золота. И вот так изо дня в день. О чем он в эти дни с утра до ночи думает, когда кругом опасности – грабят золотоискателей, нападают на их селения, а в почти пустом селении, откуда все мужчины ушли на речку за золотом, его беременная Тереса? – О ЛЮБВИ или просто о золоте?

А потом, перелопатив горы песка и устав за день, возвращается ведь не куда-нибудь, а к своей любимой, под сень любви, чтобы с утра снова уйти от нее. С одной стороны у Хоакина Тереса, его светлая любовь и можно сказать воплощенная звезда:

 

«Как же это, как же так?

 Я была одна,

 А теперь под сердцем плещет

 Теплая волна.

 Кто ты, радость ясная,

 Свет моих глубин?

 - Что-нибудь одно из двух - дочка или сын.

 Как же это, как же так?

 Я была одна,

 А теперь во мне живет -

 Он или она.

 Кто ты, нежность тайная,

 Как ты там жива?..»

 

А с другой стороны мрак и вот что:

 

«…Мотыльком над свечкой вьется человек, вьется человек.

 Раз на свет родился - заплатить изволь, заплатить изволь,

 На земном базаре - вместо денег боль, вместо денег боль.

 Лакомствами любишь набивать живот,

 Для свинцовой снеди подставляй свой рот…»

 

Зная все опасности, Хоакин обреченно ведет свою рискованную игру. И, в очередной раз отдохнув и восстановив силы под лучами любви, УХОДИТ ЗА ЗОЛОТОМ. УХОДИТ ОТ ЛЮБВИ.

Надолго ли, на короткий ли миг, но можно сказать, что ТЕРЯЕТ любовь…

Правда ведь, очень символично все в этом произведении: звезда, любовь, золото…

Трудно сходу сказать, в какой момент случилась ПОТЕРЯ: в момент трагедии с Тересой, или раньше, когда Хоакин раз за разом оставлял ее одну в опасной местности, и трагедия могла случиться в любой день и раньше. И вопрос ведь не о внешней стороне потери, а во внутренней, душевной. В какой момент Хоакин ПОТЕРЯЛ ЗАЩИТУ ЛЮБВИ? Когда мыл песок и грезил о богатстве? Или раньше?

А дальше, КОГДА САМА ЛЮБОВЬ В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА УЖЕ ПРЕДАНА И ПОТЕРЯНА, КОГДА СИЛА ЛЮБВИ ЧЕЛОВЕКА УЖЕ НЕ ГРЕЕТ И НЕ ЗАЩИЩАЕТ, все внешние события – всего лишь следствие, как бы подтверждение…

ТЕРЯЕШЬ ЛЮБОВЬ – ТЕРЯЕШЬ ЗАЩИТУ, ТЕРЯЕШЬ ВСЕ!

Так и доходит Хоакин Мурьета шаг за шагом до осознания своего положения, когда на могиле жены, унесшей с собой и нерожденного сына, клянется отомстить:

 

«Господи, помилуй и наставь раба,

 Для кого постылой сделалась судьба…»

 

И у него, который ИМЕЛ ВСЕ – любовь, любимую, счастливое ожидание сына, не стало ничего, кроме далекой Родины, куда ему уже не суждено вернуться:

 

«Где ты, моя Родина, чистый мой ручей,

 На чужбине, Родина, я теперь ничей.

 Ничего не надо мне, только бы на миг

 Пальцами горячими тронуть твой родник.

 Где ты, моя Родина, грусть моя и свет,

 На чужбине, Родина, мне и смерти нет…»

 

Этот пример мы привели здесь лишь для того, чтобы напомнить одну древнюю истину: ЧЕЛОВЕКА ПО ЖИЗНИ ВЕДЕТ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ, ее сила и защита. Ничего ведь больше и не надо для жизни. Все остальное должно строиться вокруг нее, а не в стороне от нее или вместо нее.

СОХРАНИШЬ ЛЮБОВЬ – СОХРАНИШЬ ВСЕ!

(Продолжение следует)

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2015г.)

 

Публикация в электронном журнале "ЗОВУ РИТМ", май 2015

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1824