13.01.16
Иллюстрация к книге Герберта Уэллса «Люди как боги». – http://www.labirint.ru/screenshot/goods/313111/8

НАПОМИНАНИЕ 10 ЛЕТ СПУСТЯ:

 

…Но обычно до таких «стратегических» вопросов мало кто доходит. Обыкновенно все заканчивается эмоциональным препирательством, типа эпизода в рассказе А.П.Чехова:

«…- При таких условиях жизнь художника не имеет смысла, и чем он талантливее, тем страннее и непонятнее его роль, так как на поверку выходит, что работает он для забавы хищного нечистоплотного животного, поддерживая существующий порядок. И я не хочу работать, и не буду... Ничего не нужно, пусть земля провалится в тартарары!..

- Мисюська, выйди, - сказала Лида сестре, очевидно находя мои слова вредными для такой молодой девушки. Женя грустно посмотрела на сестру и на мать и вышла.

- Подобные милые вещи говорят обыкновенно, когда хотят оправдать свое равнодушие, - сказала Лида. - Отрицать больницы и школы легче, чем лечить и учить.

- Правда, Лида, правда, - согласилась мать.

- Вы угрожаете, что не станете работать, - продолжала Лида. - Очевидно, вы высоко цените ваши работы. Перестанем же спорить, мы никогда не споемся, так как самую несовершенную из всех библиотечек и аптечек, о которых вы только что отзывались так презрительно, я ставлю выше всех пейзажей в свете…» (Чехов А.П. Дом с мезонином.)

А ведь роль настоящего художника, смысл его творчества уже давно разрушается и принижается, заменяется простеньким и понятным. Упрощение разрушительное коснулось всего. Усиленно прививается мысль о том, что необходимо для большей доступности и духовности, заменить творчество художников простыми картинками, простой библиотечкой и аптечкой. И мы уже совсем не помним о том, что настоящее творчество художника понятно всем без переводов и упрощения. Сердцем, душой, эмоциями - близко и понятно. О нем обычно говорят, что трогает сердце, душу.

В настоящих картинах, песнях, музыке, книгах есть всегда свет, и часть души, и сердце художника есть, его мировосприятие есть, боль и радость его. Настоящие работы художников о жизни, о вечном говорят. Они сами живы, они в десятилетиях и в веках живут. И пейзажи эти о вечной мудрости Природы и красоте ее нам напоминают. Мы в суете повседневной все это пробегаем, не видим, не чувствуем. Увидит это тот, у кого душа и сердце на все это настроено, он сможет. Вот и получается, что любой настоящий художник посредником становится между жизнью мудрого мира и людьми, вечно спешащими. О вечном, о мудром, красивом и живом мире напоминает всем нам в суете нашей повседневной. Жизнь душ и сердец наших поддерживает художник настоящий творчеством своим. Как это простеньким заменить? Что получится в результате?

Как видите, это уже откровенная «политика», которая не считается с доводами здравого смысла и принципами гармонии мира. Политика, которая готова предложить полуграмотному выпускнику общеобразовательной школы, как в чеховское время - Пелагее, Мавре и т.д., для «просвещения» библиотечку из нескольких явно идеологических книжек, предназначенных для манипулирования сознанием людей. Бесплатно! Для тех, кто не думает, КАК дорого придется заплатить за это «бесплатно», за эту «халяву». А в придачу еще несколько упаковок анальгина и зеленки. И при этом будут говорить, что они стараются на «благо народа», что они принесли книги (то бишь «просвещение»!), а не наркотики и водку…

Зачем серьезное и высокое, художественное и качественное? Зачем? Людей унижают заранее. Им сразу предлагают простенькое и примитивное. Сегодня это рекламные и религиозные брошюрки разного толка, простенькие, с комиксами, просветительские буклеты. И во всем - реклама, деньги, политика под прикрытием просвещения и заботы о благе всеобщем. Почему же, развивая нашу цивилизацию, мы упрощаемся и в этом? Или нас постепенно упрощают наши просветители под свой уровень простой?

И на фоне такого вот «не прошибаемо глухого» противостояния в финале рассказа звучит, как напоминание о прекрасном или далеком минувшем мысль:

«…- Если бы люди, все сообща, могли отдаться духовной деятельности, то они скоро узнали бы всё.

- Конечно. Мы высшие существа, и если бы в самом деле мы сознали всю силу человеческого гения и жили бы только для высших целей, то в конце концов мы стали бы как боги…» (Чехов А.П. Дом с мезонином.)

По тому, что вы видите из окна сегодня, вы понимаете, что еще пуще сегодня правит ситуацией технократическая цивилизация. И еще пуще разгулялся ветер в опустошенных головах. А вишневые и виноградные сады, вместе со здравым смыслом и принципами гармонии мира, давно закатаны в асфальт или превращены в пустыри, под предлогом борьбы против чего-то (например, алкоголизма и наркомании) или за что-то (например, за индустриализацию и технический прогресс). Конечно, в борьбе «против тунеядцев и алкоголиков» и «за светлое будущее» много чего такого можно протащить, чего люди, как в свое время обманувшиеся троянцы, и не заметят! И то, что изменилось положение человека только в худшую сторону, люди тоже не заметят. Не заметят и того, что они стали еще более зависимы от превратностей этой цивилизации. И теперь о «светлом» только мечтают. Какое уж тут светлое, когда такое с людьми происходит, что они будто с песней на кладбище шагают! И как будто сегодня говорит А.П.Чехов, хотя сказаны эти слова о божественности человека более ста лет назад:

«…Но этого никогда не будет - человечество выродится, и от гения не останется и следа…» (Чехов А.П. Дом с мезонином. 1896г.)

Вот так грустно. С одной-то стороны. Можно отмахнуться от этого и сказать, что А.П.Чехов просто пессимист. Ведь уже 110 лет прошло с написания рассказа. Но когда начинаешь узнавать цифры давней и современной статистики, то становится понятно, что все происходящее сегодня с людьми – это реальность, а не чей-то пессимизм или желание очернить действительность.

А с другой стороны, любопытно, сколько же еще нужно опускаться людям, сколько же им еще «до дна» осталось падать?! Или это до тех пор, пока еще один вид «обезьян» не появится с мышкой и клавиатурой последнего выключившегося компьютера (не зря же вот свыше ста лет людям массированно внушается, что они произошли от обезьян; видимо, такая подготовительная работа, чтобы шока не было от быстрого перехода в другое состояние!). Особенно если учесть, что в сегодняшних технополисах появились уже и многочисленные отряды и группировки разного типа «зверолюдей» с явно античеловеческим поведением, хотя свои действия они прикрывают и моралью, и законом, и жизненной необходимостью, и т.п.

Понятно, наверное, что пока до дна не выжрут все «прелести» «технократической цивилизации», люди не остановятся. Иммунитета к мертвости у них еще нет.

И, скорее всего, при имеющемся у них интеллекте, они, люди, и не остановятся. Так и будут сидеть в поезде «прогресса», обслуживая его «паровоз», пока он, разогнавшись, не разлетится вдребезги. Ведь им сойти некуда. Чтобы сойти, нужны ноги. А если ноги приучены сидеть в поезде и не приучены ходить по земле, то сойдут только те, у кого ноги остались в порядке. И голова в придачу тоже. Желающим, сохранить свое человеческое, необходимо учиться думать, принимать индивидуальные решения, постепенно постигать самостоятельность во всех ее проявлениях. Важно научиться брать на себя ответственность за себя и свою жизнь. Остальные предпочтут до конца сидеть за столом, чем сойти на землю, где они, безногие, могут только ползать. Некоторые писатели и мыслители давно уже называют эту ситуацию «прогрессивным параличом».

В общем, «прогресс» людям обеспечен до самого конца… ... …

(фрагмент книги: Властелин времени-3: Мифы мертвого царства. – РИТМ, 2005.)

 

P.S. Всю книгу в формате PDF можно заказать http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz

 

Публикация в эл.журале "ЗОВУ РИТМ", январь 2016

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2189