26.01.16
Проекты » От наших авторов » ЗОВУ РИТМ, электронный журнал » Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) » Оправдывает ли цель средства? (или мужской способ спасения мира)
Кадр из фильма «Ведьмак»

Властелин времени: хроники разумной жизни:

 

Фантастические фильмы можно смотреть по-разному: например, можно сосредоточиться  на сюжете и, представив себя на месте главного героя, проникнуться его переживаниями, яркими эмоциями.

А можно за увлекательными событиями постараться разглядеть полезную или скрытую до поры до времени информацию, увидеть закономерности реальной, нашей с вами жизни, которые отразились в зеркале выдуманного мира произведения.

От редакции

 

 

Уважаемые ЗоВУщие, здравствуйте!

Читая Ваши рассылки, книги, изучая материалы на дисках, начинаешь иначе смотреть на мир, иначе воспринимать информацию, каким бы путем она ни приходила. Случайно посмотрев польский сериал, снятый по широко известной фэнтези-саге Анджея Сапковски «Ведьмак», поймала себя на мысли, что хочется записать свои впечатления и размышления. Так и получилось это большое ПИСЬМО к Вам.

 

Казалось бы, различных фантастических миров создано писателями так много, что они уже ничем не могут удивить искушенного любителя. Особенность придуманного мира, в котором живут герои Анджея Сапковски: сосуществование людей разного типа (обычных, магов, людей, подвергнутых различного рода изменениям, людей, рожденных от смешанных браков с эльфами и гномами и т.д.) и так называемых чудовищ (существ, казалось бы, типичных для мифов и легенд), таких как: тролли, кикиморы, упыри, драконы, гидры и пр. Но бросается в глаза употребление Сапковски нехарактерного для фэнтези термина «мутация». Чудовища и ряд разумных существ недвусмысленно обозначаются как результат мутаций, причем мутаций динамичных и непрекращающихся, имеющих искусственную (видимо, технологическую) природу. Этакий мир после генетической катастрофы. Причем жители этого мира (те, у кого есть желание восстановить равновесие, природный баланс) не могут справиться с ситуацией. Физически люди значительно слабее, уровень вооружения недостаточен, а объединиться для очищения земель они не в состоянии: не хватает ни умения, ни желания. Нормальные люди в сельской местности и городках привычно живут как на войне, островки человеческого порядка со всех сторон осаждаются всевозможными враждебными и чуждыми существами, использующими людей в качестве ресурса, питательной среды и пр. Ситуация осложнена внутренними раздорами и столкновениями между расами, племенами и государствами.

Невольно возникают аналогии с современностью, когда хоть и на другом, не генетическом, а на духовно-нравственном уровне наблюдается невообразимое смешение людей с различными, подчас несовместимыми, нравственными позициями, жизненными установками. И порой ловишь себя на мысли: как так получилось, что на одной прекрасной планете под одним сияющим солнцем рождаются люди столь разные, что понимание практически невозможно, что по-человечески договариваться им между собой некомфортно и сложно. Такое сосуществование усложняется искусственными условиями социальной системы, причем некоторой части людей она более-менее понятна, и даже удобна, а другой части - чужда, некомфортна и непрозрачна. Как будто действительно согласно библейской легенде: разрушилась вавилонская башня, смешались языки, и народы перестали понимать друг друга. И люди вынуждены исключительно выживать, преимущественно за счет друг друга, во враждебном непонимании и суете.

Но вернемся к рассматриваемому фантастическому сериалу. Обозначенная посткатастрофическая ситуация, взорванное неведомым, сравнимым с чернобыльским, взрывом биологическое равновесие ставит под угрозу нормальную жизнь обычных людей. Восстановить баланс пытаются разные силы, но в центре событий – так называемый «Орден Ведьмаков». Деятельность этой организации подчинена миссии по защите людей от чудовищ (путем физической зачистки территорий).

Любопытно проанализировать, каким способом достигается несомненно благородная цель ордена. Ведьмаки не могут иметь детей и не образуют семей, потому что в процессе подготовки у них ликвидируется способность любить женщин и собственно сама функция репродукции. А так как процедуру мутации возможно произвести только над детьми (примерно возраста 7-10 лет), то о добровольном вступлении в ряды организации речи в принципе нет. Детей отбирают у родителей принудительно, правда, используется так называемое «право неожиданности». В чем его суть? А в том, что когда ведьмак спасает человека от смерти, то в награду (если не было предварительного официального найма за деньги) может просить и принимать только то, чего человек не ожидает увидеть у себя дома. Речь идет обычно о ребенке, о зачатии или рождении которого не знает спасенный ведьмаком глава семейства. Такого ребенка называют «дитя неожиданности», и ведьмаки считают, что у такого ребенка есть предназначение, т.е. стать ведьмаком – его судьба. Что примечательно: договор ведьмаки заключают только с мужчинами, причем находящимися в длительной отлучке из дома, оторванными от жен, от их советов и поддержки. Соответственно, мнение женщин, матерей изначально не учитывается; женскому нет места в мужском сценарии событий, в мужском плане по спасению мира за счет детских судеб. Но в процессе развития событий выясняется, что в ордене ведьмаков налицо постоянная нехватка кадров. Следовательно, изначальное, вроде бы объективное правило отбора детей (в согласии с их судьбой, хотя насколько ведьмаки действительно умели учитывать природные законы – вопрос открытый) просто не могло обеспечивать пополнение рядов ордена. Кроме того, по сюжету мы видим, что иногда ведьмаки подбирали сирот. Судя по всему, правило нарушалось систематически.

Кадровый дефицит обострен также еще тем, что мутирующее воздействие выдерживали далеко не все отобранные мальчики: значительная часть детей погибала во время процедуры, не пережив радикальных физиологических и психических изменений. Часть кандидатов в ведьмаки отбраковывалась во время тренировок или финальных испытаний. Бесчеловечная жестокость методов благородной организации просто поразительна. Все подчинено получению четких заданных свойств – как на конвейере, – страдания и гибель детей не принимаются во внимание, великая цель затмевает и перевешивает все нарушения и преступления.

В чем же заключается такой важный для ведьмаков результат изменений, которые производятся над детьми?

Меняются физиология и психика в соответствии с основной задачей – сделать из человека эффективную боевую единицу (перестраивается обмен веществ, атрофируется репродуктивная система организма, ускоряется регенерация тканей, увеличивается скорость прохождения нервных импульсов и мускульная сила, обостряется восприятие, блокируются эмоции, память детства, стираются глубинные базовые чувства любви к родителям, родства, дружбы, способность любить женщину; мозг программируется на уничтожение определенных существ, ставится запрет на убийство обычных людей (оставляется только возможность самой необходимой самообороны)).

По сути, ведьмаки – это узкофункциональные биороботы. (Мечта современных армий всего мира). Как всякие биороботы, они ограничены в выборе реакций на внешние раздражители, малоадаптивны и, к разочарованию своих создателей, подвергаются перепрограммированию.

Необходимо подчеркнуть, что организация ведьмаков чисто мужская, военно-научного типа, сравнима с современными закрытыми лабораториями. В стратегии, тактике, методах - это именно мужская организация, не учитывающая женскую сторону мира, грубо нарушающая природные законы, действующая фактически вслепую, согласно линейной логике. Следовательно, эта организация не способна ни спрогнозировать развитие ситуации, ни предвидеть последствия, ни предотвратить собственный кризис.

Живые сложные задачи невозможно решить технологическим способом, это влечет за собой нарушение жизненных законов и, соответственно, неутешительные последствия. В сущность технологического подхода изначально заложены как ограничения, так и погрешности. Что мы и видим на примере произведения А.Сапковски. Орден ведьмаков находится в глубоком кризисе. Цель не только не достигнута, но кажется еще более далекой, чем раньше. Часть ведьмаков отступила от благородной идеологии ордена и превратилась в наемников-убийц или разбойников, у большинства остальных настолько серьезно редуцированы психические функции, что они не способны на самостоятельное мышление, а могут только бездумно выполнять приказы.

Орден вымирает, и только часть старших жрецов осознает, хоть и с опозданием, ущербность и гибельность выбранного пути. Деятельность организации приносит намного больше зла, чем благих результатов. Орден вынужден бесконечно решать свои внутренние проблемы, заниматься собственным выживанием, а на миссию защиты людей остается непозволительный минимум времени и ресурсов.

Значительные технологические возможности, благие цели, глубокие научные знания не обеспечивают успеха деятельности ордена, ведут его к гибели, оплаченной многочисленными бессмысленными человеческими жертвами, в первую очередь жизнями и судьбами детей. Это свидетельствует о системном нарушении в выстроенном мужчинами плане спасения мира. С одной стороны, сама методика создания ведьмаков из людей неудачна, не выдержала проверки временем и практикой. С другой стороны, собственно физическое бессистемное уничтожение агрессивных существ руками ведьмаков не работает, этого не достаточно для восстановления равновесия, разрушение ведет только к разрушению, подменяет собой главное – Жизнь, целостную, ладную, Жизнь согласно природным законам.

Главный герой фильма ведьмак Геральт однажды специально совершил долгое путешествие и достиг пределов зараженных земель, с удивлением обнаружив, что за морем есть страны, в которых нет постоянно мутирующих и размножающихся чудовищ, в которых люди живут в ладу с природой и друг с другом. И тогда он задался вопросом: «Не в нас ли самих причина появления всех этих существ и того хаоса, в котором мы живем?»

В фантастическом искривленном зеркале выдуманного мира почему-то до боли узнаваемо отражается современная реальность, в которой мы так привычно и обыденно живем. Не мы ли сами вместо бережного возделывания Сада Жизни вносим каждый день свой вклад в его разорение?

Рассмотрев детально Орден Ведьмаков, его методы, характеристики и цели, мы можем перейти к образу главного героя фильма. Ведьмаки забрали Геральта у родителей, его отец обещал в награду своему спасителю то, чего он не ожидает встретить дома. Хотелось бы остановиться на сцене, когда мать Геральта пытается отстоять сына. Она говорит, что с ней не было никакого договора, что у нее есть святое материнское право беречь и защищать своего ребенка. В ответ ведьмак упрекает людей в вероломстве и угрожает убить ее мужа. Мать Геральта была не простая женщина (ее называли ворожеей), и наложила на сына заклятье памяти, пообещав ему, что она всегда будет с ним, что он никогда ее не забудет и поэтому не станет ведьмаком. Это важный момент, на него стоит обратить особое внимание. Любовь к матери, память о ней – это стержень внутреннего мира мужчины, основа его будущей любви к женщине, к жизни…

(продолжение следует)

Виктория ОГНЕВА

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", январь 2016

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2192