04.03.16
Проекты » Естествознание » Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) » Почему не наоборот? (или Как устроена современная школа?)
http://skachatkartinki.ru/img/picture/Sep/29/86f11991526b0ec34639ea4e4687bb8d/3.jpg

Возможно, эту статью можно рассматривать в некотором смысле как условное (по теме) продолжение статьи «Почему неизбежны перемены» (см. «ЗОВУ РИТМ», сентябрь, ноябрь и декабрь 2015 года), посвященной проблемам современной системы образования. А название этой статьи само вдруг напросилось после того, как в новостях прошла информация о молодой преподавательнице, которая после кратковременной работы в университете ушла из него. И ушла не на другое место работы, в соответствии с профессией в дипломе, а вообще в интернет, чтобы в режиме онлайн транслировать прелести своего тела западным развратникам. И материальное положение бывшей преподавательницы резко улучшилось! Если за преподавание иностранного языка она, как и многие молодые специалисты, получала очень мало, даже с дополнительной нагрузкой всего лишь около 15 тысяч в месяц (при том, что в стране МРОТ с 1 января 2016 года составляет 6204 рубля), то в новой для себя сфере она стала получать больше, чем на порядок, как передают журналисты, до 200 тысяч. Если учесть, что основным мотивом смены деятельности стали деньги (можете себе представить, как молодой преподавательнице выглядеть образцово перед студентами по одежде, питаться нормально и еще платить немалые деньги за жилье на 15 тысяч в месяц?), то она пока что на ближайшую перспективу вполне добилась своего. Тем более современные довольно низкого уровня нравы в обществе особо так и не осуждают такой образ жизни.

Да и мы, при таких нравах в обществе, призадумались не о нравственном аспекте такого самопожертвования. Ведь нас больше интересует судьба школы и высшего образования. Вот мы и задались вопросом, А ПОЧЕМУ НЕ НАОБОРОТ? Почему преподавательская работа сегодня не ценится так высоко, очень высоко, настолько высоко, чтобы не только представители «древнейшей профессии» (извините, что для понятности употребляем стереотипы современной речи), но даже топ-менеджеры крупных компаний завидовали зарплате учителей?!

Дело ведь не только в том, что упомянутая преподавательница преподавала иностранный язык, вместо того, чтобы основательно усвоить для себя наследие предков в области родной речи, а затем передавать настоящие знания студентам (кто же это ей позволит в современной «системе образования»?). Дело в том, что в современной технократической цивилизации не только сфера обучения, а почти все буквально ПЕРЕВЕРНУТО ДО НАОБОРОТ, т.е. поставлено на уши, как бы верх ногами. Черное видится белым, а белое считают черным. И это настолько не замечается и привычно, что практически все «системообразующие элементы» общества стали с некоторых пор создаваться с учетом такой вот «ПЕРЕВЕРНУТОСТИ», как «нормы».

Раз вопрос у нас опять касается «системы образования», то и пример из истории «перевертышей» можно брать из этой же сферы. Сегодня школьникам и студентам, сидящим в классах за учебными столиками и партами, может казаться, что так было всегда и что иначе учиться нельзя. Но им могут рассказывать какие угодно анекдоты нового времени из переделанной истории человечества о том, «как дети учились в прошлом». Только это не отменит того реального факта, что современная школа берет начало лишь с момента насильственного насаждения технократического устройства современной цивилизации, т.е. примерно опять-таки с того же XVII века (вы же сами даже из уроков официальной истории знаете, как начинался так называемый «капитализм» - через войны, перевороты, подавление свободы народов и истребление непокорных).

В истории педагогики любят ссылаться на такую личность XVII века, как Ян Амос Коменский (1592-1670). Почти как на основоположника. В некотором смысле можно сказать, что именно с него и начинается современная, кардинально отличающаяся от предыдущего порядка передачи знаний, «система» обучения подрастающего поколения и подготовки трудовых резервов для технократической цивилизации. И вполне в духе времени он назвал свой главный педагогический труд «МАШИННОЙ дидактикой», в котором учителю отводится роль «дидактической МАШИНЫ», что в переводе с греческого на русский означает «обучающую машину».

Даже само понятие «технология обучения» взято из производственных процессов изготовления нужных предметов из какого-либо материала (по аналогии с понятием «технология производства»). Выходит, по этой логике (если на миг забыть о сладкой романтической и сентиментальной риторике на 1-е сентября, вроде «дети - цветы жизни» и т.п., и рассуждать строго последовательно), дети – это сырой материал, заготовка, из чего нужно изготовить пригодный современной технократической цивилизации товар. Никакой романтики! Деньги любят счет. Рынок требует рационального вложения капитала, чтобы инвестиции в образование тоже приносили прибыль и приносили именно тому, кто вкладывается (капиталисту, административной машине, «системе», но не конкретному учащемуся или преподавателю). За любыми «гуманистическими» суждениями современной «системы» стоит именно эта задача. Тот же «великий дидактик» Ян Коменский о детях был довольно четкого мнения: «Древо небесное нужно подрезать пока оно младое. Только так мы придем к нашей цели» (цитата из текста доктора мед.наук Владимира Базарного).

«Подрезать» - значит, придавать нужные формы, а не давать проявиться всему тому, что заложено самой Природой. Видели, как равняют газоны и кустарники в парках, аллеях и вдоль тротуаров в городе? Вот точно так же собирают вместе детей из разных семей, с разными судьбами и различными способностями, т.е. «сырой материал, заготовки», и согласно заранее утвержденным «образовательным технологиям» (и учебным программам) с помощью «дидактических машин» (т.е. учителей), получающих для своего функционирования минимально необходимое «топливо» (в виде небольшой платы за труд), штампуют необходимые современной цивилизации стандартные (или стандартизированные) «аттестованные изделия» (т.е. выпускников с аттестатами и дипломами). Сами понимаете, в топливный бак машины лишний бензин не наливают, рационально налить только необходимое количество (теперь понимаете, почему в «системе» предусмотрено так, чтобы «дидактические машины» существовали на минимальном содержании?). Это не фантазии, а сравнение, которое вытекает из строгого сопоставления процессов в производстве и обучении. И сравнения эти тоже производили не мы (можно сказать, мы просто начитались разной литературы по педагогике и образованию).

Поймите, ПОДМЕНА здесь существенная. У неискушенных есть иллюзия (или внушение, гипноз какой-то), что вот живой взрослый человек беседует с ребенком и передает ему поурочно опыт и нужные для его жизни знания. А на деле получается, что это лишь узкопрофильный станок (что-то вроде токарного), под названием «дидактическая машина» по тому или иному отдельному предмету (или «учитель», если вам так привычней для успокоения нервов), который обрабатывает - согласно заранее заданным программе и методике - заготовку (ребенка) так, чтобы на выходе получить готовый товар, «аттестованное изделие» (т.е., в переводе на привычные иллюзии, выпускника с аттестатом государственного образца).

Как уверяет Владимир Базарный (см. его «Основы воспитания детей-биороботов»), образовательная «технология Коменского» базируется на трех принципах, которые и гробят способности ребенка:

- 1) скамейка (стул, парта);

- 2) закрытое помещение (класс);

- 3) книги, учебники ("живая типография").

Разве не так устроена современная школа? Вот и выходит, что «система образования» по сути направлена на воспитание «биороботов», малоподвижных и неспособных функционировать самостоятельно, творить и мыслить.

Вы только поймите, что к такому резкому повороту в отношении к человеку и детям общество сразу не приходит. Сознание людей меняют постепенно, чтобы перемены воспринимались как «само собой разумеющиеся» и «прогрессивные». Понимаете, в самом начале, в годы жизни того же Яна Коменского, была совсем другая общественная атмосфера, другое отношение к жизни и смыслу человеческого существования, другое представление о связи «земного бытия» с «небесным», искусственного с естественным и т.д. Вот почему тот же Ян Коменский был просто ВЫНУЖДЕН (чтобы общество того времени благосклонно отнеслось к его педагогическому новаторству) обосновывать свои идеи такими «природосообразными» мыслями:

«Я задумал найти непоколебимое основание науки о преподавании и вот, после многих трудов, я нашел их из непреложных законов природы, которые и положены в обоснование мною моей Великой Дидактики… Человек – часть природы. Следовательно, он и его развитие подчиняются её универсальным законам. Эти закономерности проявляются в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения…»

Согласитесь, трудно за этой декларацией сразу увидеть стандартизацию образования и роботизацию сознания детей!

Но оставьте, пожалуйста, иллюзии, и подумайте, ЧТО может сделать из ребенка «дидактическая машина», заряженная строго заданной для того или иного предмета «образовательной технологией» в виде заранее утвержденной, независимо от индивидуальных особенностей ребенка, «обучающей программы»? Ведь «система» любого педагога берет в качестве «обучающей машинки», как у Коменского и расписано, и любое «новаторство» и «творчество» учителя не должно выходить за пределы учебных программ и методик. Таков контракт.

А ЧТО получается, когда ребенка в «классно-урочной системе» школы в течение дня много раз «футболят» от одной «дидактической машины» к другой? И так в течение всего учебного года.

Взрослые, наверное, не выдержали бы такого в течение 10-11 лет.

А вот дети выдерживают, хотя и, как обоснованно рассказывает тот же Владимир Базарный, доктор медицины, с огромными потерями в здоровье и интеллектуальных способностях.

Ян Коменский втерся в доверие общества XVII века со своей противоестественной «дидактикой», ссылаясь на Природу (у него там много красивых «природосообразных» мыслей). Сегодня, в начале XXI века, на Природу уже и не ссылаются. Люди заранее построены и ждут только директив сверху. Потому что для всех детей и взрослых совершенно «НОРМАЛЬНО» быть загнанными в закрытые помещения и рассаженными за столы для потребления дозированной искусственной информации («перезарядки мозга», или перепрограммирования) ради последующего встраивания в «систему». Потому что после такого «образования», кроме представления о «системе» и необходимости встроиться в нее, в голове вряд ли что-то еще сохраняется. Все остальное должно быть отсечено, как помеха (особенно, все природное). Или в погоне за успехом, уже трудно удержать в голове. О настоящей жизни человека, его божественной миссии на земле думать не то, что не рекомендуется, а просто уже бывает некогда (да случается уже и нечем думать). Ведь в социальной ПЛОСКОСТИ достаточно и того, если каждый будет «винтиком» «технократической системы» и «потребителем товаров и услуг», т.е. «добывать деньги» и «покупать блага цивилизации». Вот почему современная школа устроена именно так, как мы ее привыкли с детства видеть.

И никакого ОБЪЕМА миропонимания и живого взаимодействия с Природой после прогона через социальный пресс уже не остается. «Плоским» сознанием людям страшно даже подступиться к «объемной» Природе! Но ведь и выхода другого нет: впереди целостная Природа, а позади разрушающаяся цивилизация. Почва из-под ног быстро уходит, и надо двигаться вперед!

…Ну и как, мы ответили хотя бы в минимальном объеме на вопрос, а ПОЧЕМУ НЕ НАОБОРОТ?

Почему за время обучения в школе и вузе дети теряют здоровье (а как его сохранить, когда в течение многих лет живое существо подвергается много лет подряд грубой, почти механической обработке)?

Почему за такую «черную» работу, педагоги и учителя, низложенные еще с XVII века до уровня «обучающей машины», просто не имеют ни права (по совести говоря), ни возможности («система» лишнего не даст!) получать «достойную» зарплату?

Как известно, особенно страдают молодые специалисты, у которых еще нет «педагогического стажа», или некой «выслуги», и других разных там надбавок к тарифу. Чтобы они или сломались и не роптали (ведь «бунт машин» в «системе образования» даже не рассматривается), или просто отсеялись, ушли оттуда? Например, в сферу оказания интимных услуг, с чего мы и начали эту статью.

Или в сферу продаж всего того, что производится в современной «продажной» и «продающей» цивилизации в форме разнообразных товаров и услуг. В качестве «менеджеров». Не зря же понятие «манагер» можно осмысленно «перевести», извините за грубый «перевод», как «мозгоправ». Все эти «манагеры» друг другу почти за 33 сребреника правят мозги, чтобы заставить совершить покупку или сделку (потому что один в одной сфере менеджер, другой – в другой сфере). Так, чтобы в каждом из них, в конечном счете, осталось только то, что продается! Все, невостребованное рынком, следует выбросить из сознания, стереть! В основном, подлинно человеческое содержание души.

Вот вам и механизм того, как получилась бесчеловечная технократическая машина современной цивилизации! Сами люди и построили, по капле ПРЕДАВАЯ в себе природное, человеческое, душевное, божественное.

И вот почему мы почти никогда не встреваем в разговоры по поводу усовершенствования преподавательской деятельности, передовых методик обучения, интересно построенных уроков и т.п.

ПОКА ВСЕ НЕ ПОСТАВИТЬ ОБРАТНО, С ГОЛОВЫ НА НОГИ, «система» по-прежнему будет работать на разрушение человеческого. Таланты будут приноситься в жертву техническому прогрессу.

А что у нас может быть «на ногах»? Конечно же, не «система»! У нее нет ног, ноги есть у человека!

Соответственно, все образование должно быть ориентировано на конкретного человека, с малых лет до взрослости. А чтобы люди не превращались в «роботов», их нужно выпустить из закрытых помещений НА ВОЛЮ во всех смыслах. На Природу! Чтобы они не сидели, а двигались, воспринимали ЖИВЫЕ ЗНАНИЯ ВО ВСЕМ ОБЪЕМЕ, не теряя время за книжками, оторванными от реальной жизни.

Хорошо, согласится иной читатель. Но все это отвлеченные суждения, а на практике существуют школы с классными помещениями и партами, куда приходится вести своих детей, система уроков и тестов, после чего выпускники оказываются перед большой «машиной», в виде современной технократической цивилизации. С жестким предписанием (внушением) «найти себе место» в ней.

На самом деле, это как посмотреть! Мы говорим о конкретных вещах.

Ведь современная «система образования» за знание выдает «пакет» быстро устаревающей (за 3-5 лет) «технической» информации (происходит подмена сути и смысла понятия «знание»). Чтобы «соответствовать» требуемому стандарту, специалистам (чуть было не сказали «биороботам» - вот что значит много читать «критической» литературы) необходимо постоянно переучиваться и аттестовываться. Наперегонки с программным обеспечением компьютеров и другой «умной» техники. Недаром возникло понятие «клиповое мышление» в отношении сознания современных людей. Вот где люди запутываются основательно и заходят в тупик. Не осознавая, что быстро «обновляется» лишь технопарк современной цивилизации, а не законы природы и законы естественной жизни, где требуются основательные и глубокие системные знания. К тому же живые, конкретные, практические!

А запутавшиеся таким образом родители затем начинают буквально «дрессировать» своих детей на «гения» и перегружать их разными программами «раннего развития». Не умея различать: «человека» - от «биоробота», настоящее знание - от «пакета информации», своевременное пробуждение тех или иных способностей живого ребенка с индивидуальным подходом к каждому - от «раннего развития» будущих «лучших специалистов», лишенных детства и рано уставших от жизни (такой) еще до совершеннолетия… Если бы родители понимали происходящее цельно, то не паниковали бы и не лишали своих детей полноценного детства!

Много чего еще можно перечислить из того, что происходит в сфере образования в наши дни. Разве это не конкретные вещи, в которых не разобраться без «системного» подхода (без видения всей картины), которое мы пытаемся передать?

С «клиповым мышлением» в современных глобальных процессах преобразования жизни на всей планете никак не разобраться! А эти глобальные процессы сегодня отражаются в каждой мелочи конкретных людей, и без их учета в своей жизни люди просто теряются, плутают буквально в трех соснах, порой в шаге от личной или семейной трагедии. Люди просто не понимают, откуда начинаются их беды и «проблемы»! Вот оно как, когда все перевернуто до наоборот и поставлено на уши. И мы вокруг себя наблюдаем это каждодневно. Наши размышления и основаны как раз на этой живой конкретике вокруг нас.

 

Надо понять простую вещь. Представьте для этого такое наглядное сравнение. Один стоит на ушах, а другой на ногах. Вы можете достаточно легко войти в роль каждого. Даже попробовать физически, если хотите.

Стоящему на ушах (или голове) быстро захочется устроиться поудобней (чтобы было комфортней), хочется стабильности (чтобы был постоянный достаток), чтобы не шатало и чтобы не грохнуться, не травмировать себя и т.д. Вот почему почти все «идеологии жизни» и «технологии успеха» ориентированы на него, на стоящего верх ногами. Он ведь все купит за минутное облегчение своей участи! Лишь бы хватило средств (и готов даже пахать ради этого с утра до ночи)!

А тот, который на ногах, на все это потратит гораздо меньше времени и сил, при этом легко устроится, всего добьется и успеет еще много чего такого, что и не снится напряженно стоящему на ушах. Потому что он может ходить куда угодно в любую сторону. Или вообще пойти своей дорогой, творчески и свободно!

«Системе» какие удобны? Конечно же, стоящие на голове (и ушах): они зависимы, податливы и неповоротливы, с ними проще договориться о комфорте и наобещать им дополнительные удобства «для головы». Их можно купить! Они никуда не разбегутся! В отличие от тех, кто стоит на ногах и способен передвигаться самостоятельно!

Вот вам и информация к размышлению. КАК ВСЕГДА, ВЫБОР ЗА КАЖДЫМ ЛИЧНО, КАКОЙ ДОРОГОЙ ПОЙТИ И КАКУЮ ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ!

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2016г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", февраль 2016

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2201