21.03.16
3-я стр. работы по творчеству В.Крапивина

·Уроки творчества:

 

Представляем вашему вниманию фрагмент из работы «ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ». (Традиции. Новаторство. Авторская позиция.)» 1989 года.

Вернее продолжаем, потому что до этого части этой работы публиковались в журнале «ЗОВУ РИТМ» в номерах за март, апрель и май 2009 года, но в связи с вопросами воспитания детей, о чем говорят даже названия публикаций: «Человечное воспитание: от А.Макаренко до В.Крапивина», «Намордники для всех обязательны, или конфликт подростка со средой», «Всадники успевают не всегда, или внутренний мир подростка».

Сегодня же касаемся этой работы в связи с вопросом, КАК ДЕЛАЕТСЯ НАСТОЯЩАЯ ЛИТЕРАТУРА, такая литература, которую читают взахлеб, почитают, как классику, и по которой снимают кинофильмы. В упомянутой литературоведческой работе, созданной в свое время как дипломный проект, есть фрагмент, который так и называется: «СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ХАРАКТЕРОВ».

Кстати, интересующиеся могут заказать у нас и всю эту работу в целом по творчеству В.Крапивина. Она вовсе не устарела, а наоборот, в связи с (условно говоря) некоторым или частичным «возвратом» общества к актуальным проблемам «советского прошлого», обретает второе дыхание в вопросах обучения и воспитания детей, а также качественной литературы для детей и взрослых. Итак, смотрите!

От редакции

 

(Средства изображения характеров)

 

…Именно его романтический реализм выделяет В.Крапивина среди писателей детской темы. Поэтому он и не вписывается в общее русло и идёт в литературе как бы особняком, как в своё время А.Грин. Выбранный им метод обусловливает и своеобразный отбор изобразительных средств.

Романтически обострённое восприятие не позволяет сглаживать острые углы детских конфликтов. Крапивинская проблематика достаточно актуальна для детей и взрослых, особенно в аспекте нравственно-эстетическом. Писателю важно показать положительного героя наших дней, поддержать честь подростков. В борьбе старого и нового он противопоставляет несправедливости и косности человечность. Всем ходом рассказа стремится передать победу добра и правды, непременно доводя сюжет до счастливой развязки, хотя иногда это не совсем уместно и оправданно. Писателем подвергается нелицеприятной критике ложно-педагогическая мораль в школе и семье.

В силу этого сюжеты В.Крапивина, как правило, строятся на конфликте добра и справедливости с косной средой, с обывателями. Для него важно оградить детскую высокую мечту от грязных равнодушных рук. Его занимают острые нравственные проблемы, поиски новых форм человеческого общежития, взаимоотношений взрослых и детей, детского общения. Автором правдиво отражается эволюция мечты подростка: от игры и фантазии к реальности; переход позиции, занятой в игре (сказке), в реальную жизненную позицию.

Внешне всё обыденно. События происходят в обычном пионерском лагере, по пути в город, а затем в городе. В течение года. И события вовсе не значительные. Разве мало сбегающих из летних пионерских лагерей? Мало что ли наблюдаем детские драки? Ну а в школе встречаются ситуации похлеще, чем в книгах Крапивина. Однако мастерство писателя эти обыденные картины превращает в яркие обстоятельства жизни, носящие принципиальный характер, связывает их стройной композицией в единое целое. Конечно, определённая авторская заданность ощущается, но динамичность развития действия сглаживает эту искусственность. Да и основное течение повествования, в сущности, находится не на событийном уровне, хотя это и важно для детского восприятия, а на большей глубине, на нравственно-психологическом уровне.

Весь сюжетно-композиционный строй трилогии приподнят романтическим пафосом. Он проявляется не только в особенностях восприятия мира героями повестей и самого автора, но и в переплетении элементов ребячьей фантазии с реальностью, проникновением сказочных мотивов в судьбы реальных подростков. Писатель не ограничивается только этим. Ему важно наверняка задеть романтическую струнку в читательской душе. В связи с этим и появляется вынесенная ещё из детских мечтаний атрибутика, и через неё приближается вплотную, становится осязаемой романтическая символика. Здесь и напряжённо тревожный или торжественный рокот барабанов, и протяжные звуки горнов, и гордый рыцарский дух вновь установленных ритуалов, основанных на принципах справедливости и уважения, чести и достоинства, ритуалов, освящённых холодновато строгим блеском шпаг, готовых к применению в горячей схватке за эти принципы человечности. Уже в этом произведении берёт начало развёрнутая впоследствии (в других повестях) в целостную концепцию идея, состоящая в том, что спасение человечества - в детях: дети спасут мир. В названии трилогии символически отражена именно это идея: «МАЛЬЧИК» со «ШПАГОЙ».

Клуб «Эспада» тоже не совсем клуб для подросткового времяпрепровождения, а сплочённый коллектив со строгой сознательной дисциплиной, ни в какое сравнение не идущей с порядками в описанном в первой повести пионерском лагере «Смена». Писатель сознательно противопоставляет дискредитировавшему себя заформализованному пионерскому движению живое, сплочённое общими интересами, неформальное объединение. Вроде бы та же атрибутика: горн, барабаны, звенья, отряд... Но какой высокий и желанный смысл они здесь приобретают! Какое нравственное содержание! Какая честь носить звание капитана или командора, иметь свою эмблему! Что по сравнению с ними сухое, казённо-бюрократическое сочетание: «председатель совета отряда»? А в слове «дружина», в применении к пионерам, совершенно не чувствуется его изначальный смысл. Нашим ребячьим группам в школе пока действительно больше соответствует слово-штамп «организация». Очень верно подмечено и официально закреплено!

У В.Крапивина и в жизни иначе: «Каравелла». И в трилогии - клуб «Эспада». Но не ради экзотики взяты испанские слова, нити гораздо прочнее, и тянутся от Серёжи Каховского, от наших детей, к подросткам в других странах. Серёжа и Генка часто думают о чилийском мальчике с испанским именем Алехандро Альварес Риос, которому грозят фашистские пули. И «Гренада», и всадники, и многие другие «экзотизмы» имеют глубокий идейный смысл: словно лёгкие краски под тонной кистью художника, они оживляют, расцвечивают, возвышают и картину жизни, и восприятие этой картины читателем.

Однако мы здесь вплотную подошли к поэтике особой, к поэтике имён, которую писатель тоже использует наряду с цветным изображением и музыкальностью повествования для выражения своего отношения, своей оценки происходящему. Для примера возьмём несколько «говорящих» фамилий героев, которые достаточно выразительно иллюстрируют позицию автора.

В первую очередь, разумеется, «Каховский». Фамилия досталась Сергею, через отца, от деда, участника гражданской войны. Кроме того, эту же фамилию носил известный декабрист. Из юности революции и краснозвёздные всадники со шпагами, о которых Серёжа сочинил свою сказку, сыгравшую в его жизни, быть может, решающую роль на пути к своему «звёздному часу», как поворотный пункт в становлении характера. Будто в крови у него боевитость и мужество предков, героев Каховки. Даже через такие вот «мелкие» детали автор подчёркивает свою центральную мысль - мысль о преемственности мужества.

Давая журналисту Алексею Борисовичу самую распространённую фамилию - Иванов, писатель, конечно, лукавит со своим хотением видеть очень много таких же добрых и умных воспитателей, понимающих детство. Но он прав в том отношении, что мудрая их доброта тоже преемственна, идёт из глубин веков, как дошли до нас известные сказки об Иванушке.

«Говорят» у В.Крапивина и фамилии отрицательных героев: Совков, который, как «совок», гребёт всё под себя, везде ищет свою выгоду. Его же «суют» куда надо и не надо, как номенклатурного управленца - то он заведующий овощной базой, то начальник пионерского лагеря. Основная его черта характера – «соваться» не в своё дело, как в своё, казаться компетентным во всем.

Ну а в фамилии «Дзыкин» слышится лишь ничего не выражающий для обычного читателя пустой звук, как и убогая душа его носителя - типичнейшего обывателя.

Как правило, героям В.Крапивина свойственна необыкновенная близость к природе, слиянность с ней, впрочем как и самому автору. Это умение по-детски слушать и видеть природу тоже имеет важное значение в раскрытии характеров. Через такие вот описания, через видение героем внешнего мира писатель передаёт его внутреннее состояние:

«Серёжа украдкой глянул в окно. Солнечная щель была теперь оранжевая, по ней, как по огненной дороге, летели маленькие облачка, похожие на кавалеристов с бурками. Они словно шли в атаку на непогоду…»

Или там же:

«Циклон уходил. Тёмные облака откатывались к югу ряд за рядом. Они были похожи на армию, которая отступает, хотя ещё не совсем разбита. К полудню синими проблесками стало мелькать небо, а потом в широкий разрыв пушечным ядром вылетело раскалённое солнце, и красный столбик термометра, салютуя, взлетел на девять делений...»

Дети находятся к природе ближе, чем все взрослые. И всё доброе тоже изначально стремится в лоно матери-природы. Удивительна трогательная простота взгляда на мир глазами ребёнка, подростка, свойственная В.Крапивину.

У него свой голос, свой стиль. С учётом его мастерства рассказчика получается трудно передаваемая необычная авторская интонация. Язык писателя точен, скуп, образен. В произведениях Гайдара отмечаются народные истоки детской речи. Несмотря на городскую упрощённо-усредненную языковую среду, такую же приближённость к народнопоэтическому языку сквозь призму детского романтического мировосприятия можно обнаружить и у В.Крапивина. Мы отнюдь не разделяем упрёков в адрес писателя в «консерватизме» языка, образного слова (Разумихин А. Правило без исключений. // Урал. 1982. №8.).

Манера рассказа лёгкая, лиричная, раздумчивая, с характерным для него доверительным тоном. Эта простота изложения покоряет настроением, радостной светлой тональностью. Иногда у писателя «заговаривают» даже знаки препинания. Но простота не мешает глубоко залегающему пласту психологического подтекста, напряжённого внутреннего действия…

Алексей НЯНИН (фрагмент работы «ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ». (Традиции. Новаторство. Авторская позиция.)» 1989 года)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", март 2016

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2204