07.09.17

(Окончание. Начало см. «ЗОВУ РИТМ», июнь-июль 2017)

…Нам завещан «вечный огонь памяти». Вечный огонь, который важно хранить и передавать из поколения в поколение.

А здесь мы обратимся к другому яркому примеру и рассмотрим содержание клипа на песню Ильяса Аутова (группа «Motor roller», Казахстан) «Песня о войне. Разговор с дедом» (см. текст песни в «ЗОВУ РИТМ», май 2017 – с.6). Видеоряд в клипе (см. клип режиссера Александра Розанова 2010г. по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=IfJcnm1kT9k) отражает весьма типичные картины современной жизни. Но при этом автор использует художественный прием стыковки разных времен, наглядно показывает, как бы сегодня реагировали современные люди, на его взгляд, если бы те самые фашисты, которые вторглись в 1941 году в нашу страну, вдруг (будто посредством некой «машины времени») оказались прямо вот здесь, на наших улицах перед нами вот в эти дни с автоматами в руках. Судя по общему состоянию и настрою многих современных людей, как они самовыражаются и какими ценностями живут, каким влияниям (моды, СМИ и т.п.) подвержены и на какие воздействия со стороны реагируют (насколько мы их знаем по своим непосредственным наблюдениям), автор клипа, пожалуй, даже прав в своем предположении.

Клип и начинается с того, что современный молодой человек, внук павшего в бою героя Великой Отечественной войны, лежит в постели, мучаясь с похмелья после очередной пьянки. Он дома совершенно один, жена с ребенком ушла к матери. Навсегда или на время – не очень понятно, но в любом случае ей должно быть не сладко рядом с часто выпивающим человеком, потерявшим смысл жизни. За окном слышатся раскаты пушечных выстрелов, которые у него, реалиста такого сегодняшнего, знающего о войне лишь по кинофильмам и не нюхавшего пороха, ассоциируются только с фейерверком. Конечно, ему еще со школы рассказывали о войне, но это у него в памяти где-то далеко на заднем плане, после (если сказать словами из песни) «склок за хлеб и зрелища», когда «все похоронено в деньгах». До памяти ли ему в этот момент о славных предках и преемственности достойного героев пути, когда голова раскалывается и столько неприятностей в быту и личной жизни? Вот о чем мысли автора клипа и автора песни.

Или вот следующая картина в клипе. Сидит в кафе современная молодежь, веселится. Тут же молодая семья с детьми, они все довольны и смеются, едят мороженое, пьют сладкое. У них сегодня праздник! Конечно, у всей этой беззаботной публики в этот момент нет никаких мыслей о войне и бдительности. Их внимание давно усыпляют через СМИ и учебно-воспитательный процесс. Тут вламываются в кафе фашисты с автоматами наперевес - те самые, из 1941-го года. Врываются так же внезапно, как ранним утром в далеком 41-м году - в дома спящих людей. Для сидящих в зале фашисты эти не более декорации некого исторического спектакля. Вроде розыгрыша или действий реконструкторов событий прошлого (есть сегодня и такие ролевые игры молодежи). Но об этом отдыхающие в кафе уже не успевают подумать. Автоматные очереди замертво валят всех присутствующих на пол.

Следующая сценка в тире. Паренек целится в мишень, чтобы показать своей девушке, какой он меткий стрелок, способный при случае даже защитить ее. В этот момент в тир неожиданно заходят те же фашисты из 1941-го года. Паренек вмиг теряется, беспомощно уставившись на вооруженных людей в чужой военной форме, растерянно опускает винтовку, затем роняет ее на пол, несмотря на то, что дула автоматов направлены на него, а у него за спиной стоит его девушка, которой он только что хотел показать, как хорошо умеет стрелять. Сцена мгновенно завершается тем, что паренек падает, сраженный автоматной пулей, а девушку фашисты насильно уволакивают с собой.

Еще одна сцена полной неготовности современных людей к отпору врагам происходит в сауне, где молодые люди, обернутые в простыни, общаются и пьют пиво. Заходят те же фашисты и молча расстреливают их. На звук выстрелов недоуменно выглядывает из соседнего помещения, где происходит оргия, еще один - голый участник, за спиной которого видна обнаженная девица, - и тоже падает, сраженный пулей, даже не успев понять происходящее…

Да, конечно же, в клипе представлены воображаемые картины того, что было бы с нашими современниками, случись та война 1941-го года сегодня. Отличие разительное. Перед Великой Отечественной войной в стране была совсем другая атмосфера, большинство людей понимали, что может случиться завтра, готовились, как могли, хотя и не хотели войны. Помните песню «Если завтра война»? Она создана как раз в 1938-м году и передает настрой людей в нашей стране тех лет. А сегодня мы видим вокруг массу тех, кто совершенно не вникает в то, что происходит в этом мире на самом деле. И когда автор клипа показывает жуткие сцены расправы фашистов с беспечными людьми и полную неготовность большинства из них не только защитить Родину, но даже себя и близких, автору клипа трудно возразить. Потому что многие люди сегодня, особенно же молодые, в текущей суете личных обстоятельств и последующей разнообразной «расслабухе» от всех проблем (через курение и пьянство, а также наркоманию и разврат) даже мысли не допускают о том, что ВОЙНА НЕ КОНЧИЛАСЬ, ОНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ, продолжается в других формах, весьма изощренно коварных и обманных, а не отнюдь в виде фашистов с автоматами из 1941 года. Люди же вокруг даже не защищаются, а как будто тихо разлагаются. Можно сказать, добровольно выбирая пагубный путь, на который толкает их недремлющий враг, давно проникший в страну с помощью денежно-рыночной и рекламно-информационной экспансии. Павшие за Родину в 1941-1945 годах герои, перед лицом смертельной опасности понимавшие «ВСЮ ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ, ЕЁ ПРЕЛЕСТЬ, ЕЁ СМЫСЛ» (цитата из песни), могли бы сегодня обратиться ко многим из наших современников словами деда из песни к внуку:

«…Скажи мне внук,

Ты отчего же так живешь,

Как будто свой башмак жуешь,

Как будто жизнь для тебя сплошной недуг?!»

И могут ли стать оправданием такого больного существования или прозябания посреди деградирующей технократической (а значит, во многом бесчеловечной) цивилизации слова осуждения себя и окружающих  от лица повествователя в песне? Имеются в виду слова:

«…современный человек такая дрянь…

в людях совесть умерла…

и отмыться им не хватит в мире бань…

Такого самобичевания пассивного сегодня явно недостаточно. Однако хочется думать, что нет оправдания предательству человеческого в человеке в любое время. Это понимание есть и в песне, раз даже заблудившиеся на жизненном пути способны опомниться (как лицо, от имени которого поется в песне). Как раз об этом завершающие строки песни:

«…В любом из нас сидит война,

Не знаю чья в этом вина

И нам нельзя на ней, ребята, погибать!»

 

Да, говоря словами из песни, нам нельзя погибать на этой странной войне современности. Нельзя погибать, нельзя разрушаться и дальше разрушать все вокруг себя. А именно это теперь происходит в нашей стране и с нашими людьми. И так уже разрушено слишком много. Тридцать лет открытого разрушения, а может и больше. Вдумайтесь!

Разрушены и разрушаются дальше не только памятники истории (смотрите начало этого материала), но и города, предприятия, целые отрасли и даже уклад жизни. Чего стоят тысячи опустевших деревень и многие тысячи гектаров заброшенных плодородных земель по всей стране! Сегодня на наших глазах практически открыто под разными «словоблудными» разглагольствованиями доразваливается наша система образования, медицина и даже государственный институт.

И именно внутренний конфликт в самих людях приводит к этим разрушениям, допускает саму возможность этих разрушений. Конфликт между традициями, опытом жизни, памятью и требованиями современности, умело навязанными нам извне. Ведь свои памятники и свои города разрушаем мы сами, перестраивая их весьма странным образом. Сможем ли остановиться? И когда? Когда трезво и здраво осмыслим происходящее с нами и вокруг нас?

Нас умело подтолкнули в пропасть деструктивных процессов сегодняшнего дня, но останавливаться нам предстоит самостоятельно. Мы теперь вынуждены выживать в таких «странных» и противоестественных экономических условиях и на многое уже просто не успеваем оглянуться, не успеваем задуматься и осмыслить происходящее. А зря!

Зря, потому что свое завтра мы складываем именно сегодня, именно теперь. Точнее, его складывают нам, складывают для нас, складывают нашими с вами руками.

И спасти нас сможет только память, знание истории нашей земли, знание устоев жизни и традиций предков. «Дань памяти» - это не пустой звук! Память и знание истории помогает понять прошлое, здраво жить в настоящем и мудро складывать грядущее.

В Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов наши предки воевали с внешним врагом, воевали с фашизмом. Это была страшная война по своей жестокости и уровню разрушений, но им было проще разбираться в происходящем. Проще выжить, выстоять, победить.

Сегодня все иначе. Сегодня мы сами разрушаем все на своей земле и врага не так просто распознать. Вся сложность именно в этом. Но ведь и этот урок наши предки уже проходили в 1914 - 1917 годах. Вспомните! Первая мировая война, революция, гражданская война. Сколько жертв! Сколько разрушений!

Отчего это все стало возможным? «Война в нас», точнее источник войны. Или, говоря словами Михаила Булгакова о том времени и о людях, «разруха не в клозетах, а в головах».

Вывод прост и напрашивается сам собой. Изучайте историю своей семьи, своего рода, своей страны. Близкую и не очень. И избавляйтесь от «разрухи в головах», избавляйтесь от внутреннего конфликта, от «внутренней войны» и ЖИВИТЕ ЗДРАВО! Живите здраво, а память поможет вам успешно ориентироваться в происходящем вокруг, понимать происходящее, не становясь врагами себе, своей земле, жизни.

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", август 2017

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2325